ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Схема анализа мультфильма.Мультфильмы выполняют воспитательную, познавательную и развивающую функции. Какизвестно, формирование личности ребенка происходит в первые 5-7 лет жизни. И от того, какой фундамент будет заложен в эти годы, во многом зависит дальнейшее развитие. Поэтому к выбору мультфильмов нужно подходить с особой тщательностью. Мнения родителей относительно долгого и частого просмотра мультфильмов детьми кардинально расходятся, одни считают, что это реальная возможность заняться своими делами, зная, что чадо «при деле». Другие же прекрасно понимают, что при частом просмотре портится зрение и осанка, ребенок все меньше общается с родителями и сверстниками, полностью погружаясь в свой собственный, выдуманный мир фантазий. Далеко не все мультфильмы оказывают благоприятное воздействие на развитие маленькой личности как в психологическом становлении, так и в моральном. Время не должно проходить даром, потому даже за просмотром любимого мультика малыш должен учиться и развиваться (из несложного сюжета извлекать уроки, познавать серьезность моральных и духовных ценностей, делать выводы, которые просто необходимы для конкретного возраста). Как выбрать качественный мультфильм? 1. В мультике должны быть четко обозначены границы добра и зла (как утверждают статистические данные, современные дети все с большим трудом начинают различать разницу между добром и злом, они не видят перевеса со стороны положительных героев, ведь зачастую в мультфильмах побеждает не храбрость, доброта и благоразумие, а сила, напористость, а порой даже наглость). 2. (особенно для детей до 4 лет!) персонажи мультфильмов должны быть реалистичными, а не мутированными (маленькие дети с большим усилием различают персонажей, ведь вместо положенного серенького зайчика на экране бегает оранжевый гибрид, который слишком отдаленно напоминает того, кем именуется). Исходя из этих двух пунктов хочется еще раз подчеркнуть: маленький ребенок почти всю информацию воспринимает в виде образов, и самым главным кубиком в этой модели является образ главного героя. Глядя на героев, ребенок формирует в себе внутренние, душевные качества, отражением которых являются поведение и внешность кумира из мультфильма. 3. Мультфильм должен быть «медленным». Это касается смены кадров, динамики и темпа речи персонажей. Чем быстрее смена кадров, тем меньше времени у ребенка проанализировать и переработать информацию, а значит он усваивает ее шаблонно, машинально, как кодировку. Чем быстрее и громче речь персонажей (различного рода звуки персонажей в беге, полёте, сцены драк и ссор) агрессивно влияют на психику ребенка, провоцируя перевозбуждение, гиперактивность малыша, в особых случаях доводя до тахикардии и небольшого повышения температуры. Динамика и темп музыкального сопровождения сцен также должны быть умиротворёнными. В противном случае у малыша развивается суетливость и чрезмерная подвижность. «Мультяшное» поколение детей, оказываясь в спокойной умиротворенной атмосфере живого общения часто проявляют панику и беспокойство, поскольку это нетипичная ситуация их бытия. Другая сторона медали – дети, которые в результате приобщения к «быстрым» мультам полностью отказываются от собственной активности. На уровне психического контакта с персонажем ребенок «потребляет» всю динамику и экспрессию, затрачивая максимум своих сил в «виртуальной реальности», при этом в реальной жизни остается глубоко пассивным с целью восстановления затраченной энергии. Сотрудники Виргинского университета (США) провели исследование, в котором разделили 60 детей в возрасте 4 лет на три группы. В первой дети смотрели мультфильм с быстро двигающимися картинками, во второй - образовательные мультфильмы для дошкольников, а в третьей группе дети только рисовали. Сразу после этого были выполнены разнообразные тесты для оценки внимания, способности решения задач, памяти и других навыков. Хуже всего с заданиями справились дети из первой группы, а лучше всего - дети, которые рисовали. Таким образом можно утверждать, что мультфильмы с быстро двигающимися картинками отрицательно влияют на психическое развитие ребенка. 4. Даже самый поучительный и добрый мультик сможет представить опасность для психического состояния малышей, если в нём используются сильно яркие цвета. Цвета, которые резко друг с другом не сочетаются, «кислотные» цвета, многочисленные спецэффекты не только отвлекают от полного сюжета и пагубно влияют на зрительный нерв малыша, но и в совокупности с быстрой скоростью кадров нарушают психический баланс ребенка. 5. Хотите, чтобы ваш малыш не «кушал» всё, что выплёвывают современные носители информации (ТВ, интернет и пр) – подбирайте мультфильмы, в которых присутствуют не только диалоги и массовые сцены (которые лишь информируют о ситуации и не дают возможности размышлять и делать выводы), но и монологи персонажей. Их мысли, переживания, обоснование и мотивация поступков преподноситься малышу должны закадровым голосом. Это развивает аналитические качества, ребенок учится взвешенно подходить к вопросу и нести ответственность за принятое решение. Монологи расширяют словарный запас, развивают воображение и учат формулировать свои мысли. 6. Ребенку более ясен тот мультфильм, модель которого соответствует типичной для юного зрителя модели мира. Другими словами, отечественные мультфильмы легче воспринимаются на подсознательном уровне (речь идет об идеологической основе, а не о качестве мультипликации в виде красок и спецэффектов, которые попросту «подкупают» малышей). Картина мира в отечественных мультиках в основе своей православная, отличительной чертой которой является вечность добра. Зло же в свою очередь в эту добрую картину мира вкрапливается маленьким клочком в виде отрицательного персонажа, как правило, тоже легко перевоспитываемого. И оказывается вдруг, что он такой злобный только потому, что с ним никто не дружил, его никто не любил, никто ему не сочувствовал. Очень важно, что в "наших" мультфильмах злой персонаж часто подается в юмористической форме. Такая картина мира гармонизирует психику ребенка, дает правильные модели поведения: как заводить дружбу, как быть хорошим товарищем, как помогать другим. Иностранные мультики тоже рассчитаны в первую очередь на менталитет своего народа, а значит элементы его нам чужды. «Их» мультфильмы нередко представляют абсолютно другую картину мира. Мир, фон, на котором происходят события мультфильма, безнадежно лежит во зле. И только крупицы добра в нескольких персонажей стараются со злом сразиться. Причем зло, как правило, уничтожается физически, что абсолютно не привычно для нашего образа действия в сказках, где со злом старались бороться другими способами: его пытались перехитрить или уговорить. У нас разве что Змею Горынычу отсекали головы. Такого, чтобы в мультфильмах кровь лилась рекой, не было никогда. Представители добра в "западных" мультфильмах нередко уродливы - эти черепашки или супермены, зеленая принцесса или ржавый робот, которые запросто могут в следующей серии превратиться в представителей зла. Добро и зло очень легко меняются местами. У нас таких оборотней нельзя себе представить: не может Иван Царевич в следующей серии мультфильма стать Змеем Горынычем, а Василиса Премудрая - Бабой-ягой. Если учитывать, что у дошкольника больше всего развито подражание, поскольку в его возрасте именно так развиваются механизмы поведения, - в таком случае, в подобных мультфильмах вообще отрицается понимание добра и зла как такового, и, напротив, воспитывается поведение приспособленца, качества которого (доброта или злость, польза или вред) проявляются в зависимости от сложившейся ситуации. Будьте избирательны в подаче мультфильмов своим детям (как избирательны в еде: никто не накормит ребенка прокисшими и тухлыми продуктами). Зрительные образы, полученные посредством мультфильмов, воздействуют на детскую психику гораздо сильнее, чем прочитанная книга или рассказанная сказка. Взрослым необходимо обсуждать с детьми содержание просмотренных мультфильмов, проговаривать события и поведение героев. Такое общение сформирует у ребенка более четкую картину происходящего и заставит задуматься о смысле просмотренного мультфильма. Схема анализа мультфильма.
Сумма баллов 11-16 баллов. Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает положительное влияние на психическое развитие ребенка, выполняет социализирующую, воспитательную и образовательную функцию, формирует правильные знания об окружающем мире. Герои такого мультфильма имеют естественное изображение, их речь ясна, агрессивные действия сведены к минимуму. Сюжет мультфильма понятен и доступен детям дошкольного возраста. Данный мультфильм ребенок может смотреть как самостоятельно, так и вместе со взрослым с последующим обсуждением. 17-24 балла. Мультфильм можно рекомендовать к просмотру детям дошкольного возраста совместно с родителями, т.к. некоторые сцены могут вызвать у ребенка вопросы, требующие объяснения. Данный мультфильм можно считать скорее средством развлечения, нежели обучения и воспитания. Просмотр такого мультфильма должен быть ограничен во времени, обязательно обсужден со взрослыми. 25-33 балла. Мультфильм не рекомендуется к просмотру детям дошкольного возраста. Он оказывает негативное влияние на психическое развитие ребенка. Сюжет такого мультфильма не ясен для детей-дошкольников, изображения героев далеки от естественного вида, их речь быстра, непонятна. Мультфильм оказывает негативное влияние на эмоциональные процессы и мыслительные функции из-за быстрой смены кадров, обилия спецэффектов, агрессивных действий персонажей. Он не несет в себе воспитательной и образовательной нагрузки, разрушает правильные представления о моральных нормах. При просмотре такого мультфильма дошкольником в обязательном порядке необходимо присутствие рядом взрослого. В целом, чем выше сумма полученных баллов, тем больше негативного влияния оказывает на детей дошкольного возраста мультфильм.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|