Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Народная медицина башкир.

Народная медицина башкир (им-том, бағымсылыҡ) – совокупность скопленных народом эмпирических сведений о целительных средствах, лечении и гигиенических приемах и способностях и их практическом применении для сохранения здоровья, предупреждения и исцеления заболеваний.

Первыми врачевателями были женщины. Из народа выделялись умельцы - табибы: костоправы, травники, лекари-маги, специалисты мусульманского ритуала по обрезанию (баба, сөннәтсе), повивальные бабки. Познания народных врачевателей передавались из поколения в поколение.

Предпосылки многих заболеваний объяснялись нарушениями питания, переохлаждением, физ. перенапряжением, морально-психической травмой. Народу были известны наследные и заразительные заболевания.

Отдельные нарушения здоровья трактовали с религиозно-мистических позиций: проникновение в человека злого духа, вредное воздействие на органы брюшной полости сказочного существа (буҫер), божье наказание и прочее. Болезненные конфигурации в организме человека нередко именовались понятиями "загустение крови", "порча крови", "опущение" (смещение) тех либо других органов. Типичным было истолкование финала заболевания. Возникновение аппетита, усиленное потоотделение у больного числились признаками скорого излечения. Для удачного исцеления огромное значение имел неплохой уход. Не допускались к нездоровому (в особенности к ребенку) посторонние: страшились сглаза.

Неотклонимым компонентом исцеления являлась суггестия (внушение): комплоты, заклинания, молитвы. Главными врачевателями, или скорее всего знахарями, являлись муллы, врачебные познания которых были заимствованы из арабских лечебников и Корана. Муллы выписывали молитвы чернилами на тарелке или чайном блюдечке, затем смывали надпись водой и давали отпить больному. Такой способ лечения практиковался при тифе, трудных родах и нервных заболеваниях.

Обширно применялись лечебные растения (около 100 видов). Особенно популярным были девясил (андыҙ), душица (мәтрүшкә), корень валерианы (бесәй үләне), можжевельник (артыш), чабрец (кейәү үләне), полынь горький (эсе әрем) и другие.

Обширно употреблялись средства животного происхождения в лечебных целях: кумыс, корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Особой популярностью было исцеление при помощи пиявок (hөлөк). Понятно их профилактичкое внедрение для предупреждения рецидивов (временами циклических головокружений, болей в голове, шума в ушах и другие).

Применялись отдельные минералы и природные вещества: сера, квасцы, медный купорос, белоснежная и красноватая глины, мел, ил, нефть, кальцит и другие.

Обширно практиковалась физиотерапия: ванны с настоем травок, обкладывание больного прогретой майской травкой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отдельных участков тела. Термическое воздействие нередко смешивалось с массажем.

Люд давно воспользовался и лечебными факторами сейчас известных курортов Янгантау, Красноусольский, Яктыкуль и другие.

Костоправы искусно вправляли вывихи, переломы костей, баба делали операцию обрезания. Использовалось много средств для обработки порезов, ран (высушенные и размельченные душица, чабрец, кора дуба; свежайшие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По воззрению повивальных бабок, основным противником здоровья рожениц и родильниц (также новорожденных) является переохлаждение. Потому нахождение их в теплом помещении числилось очень принципиальным условием сохранения здоровья. В денек родов (или на другой) в теплой (но не горячей) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на животик тугая повязка. Рациональность этих мер бесспорна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стены, опущения внутренних органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Народная медицина развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилья, тела, межличностного общения. Обширно были представлены обычаи и традиции гигиенического нрава. Имелись оптимальные обычаи, нарушение которых числилось грехом и тянуло вероятные наказания сверхъестественными силами. Так, выпавшие волосы следовало спалить. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на мигрени; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в еду превращало виноватого в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: "Жалко, что никто из поклонников германской гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи либо в Башкирию. Там гимнастика процветает: собственного рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются временами". Сегодня это наглядно демонстрируется на народном празднике «Сабантуй».

Исцелением неосложненных болезней у малышей занимались в главном мамы, бабушки, наиближайшие родственники; в более суровых случаях прибегали к помощи муллы, время от времени приглашали особых лечцов — колдунов (арбаусы, ноҡотсо, сихырсы, имсе и др.), в качестве знахарки время от времени выступала повитуха (кендек инәй). Забота о здоровье малыша начиналась еще до его рождения. Определенное отношение сложилось к рождению двойни либо близнецов. Питанию беременных женщин уделялось повышенное внимание — оно должно было быть довольно калорийным, равновесным, с достаточным количеством витаминов. Нужно было удовлетворять любые желания беременных, связанные с едой. После родов роженице непременно давали наваристый бараний бульон с размельченным сухим сыром (ҡорот) для восстановления физических сил. Послеродовые кровотечения останавливали последующим образом: кусочек незапятнанного войлока (лучше белоснежного цвета) обильно смазывали жиром, нагревали над огнем и сажали на него роженицу, также давали вовнутрь мало топленого бараньего жира. Для исцеления воспалительных процессов женской половой сферы пили кумыс либо смесь кумыса с отваром ромашки. После рождения малыша обмывали кипяченой водой, в которую время от времени добавляли коровье масло. Пупочную ранку новорожденному обычно обрабатывали коротом, время от времени бараньим жиром либо просто слюной. Ротик ребенку мазали медом и маслом, чтоб он был мягеньким и хорошим к людям.

Башкиры считали, что ребенок вырастет крепким и здоровым в этом случае, если он с первых дней жизни будет получать материнское молоко. Период кормления грудью был достаточно длительным — до 2-2,5 лет. Для усиления лактации кормящим мамам рекомендовалось есть супы из баранины либо курицы, также пить молоко либо чай с молоком, разные отвары. При недочете молока у мамы малыша прикармливали коровьим молоком, но наилучшим для этих целей числилось козье молоко. В качестве прикорма поначалу использовали молоко, потом хлеб с молоком либо маслом. Мясо подросшим грудничкам обычно не давали, почаще они просто обгладывали кости.

Для исцеления многих болезней деток башкиры использовали продукты из молока. Особо лечебным и полезным для маленьких малышей, как ранее говорилось, башкиры считали козье молоко. Горячее цельное молоко (козье либо коровье) с медом и маслом давали пить при боли в горле и кашле. Молоком вылечивали пищевые отравления, устраняли изжогу. Топленое масло назначалось как слабительное, противогельминтное средство при газовой колике. Отмороженные участки кожи смазывали сливочным либо топленым маслом. От разных заболеваний малыша мазали консистенцией пороха с топленым маслом, к грыже прикладывали растолченную в воде махорку с бараньим жиром либо давали испить малость вскипяченного бараньего жира. Для исцеления и профилактики желудочно-кишечных болезней детям постарше и детям рекомендовались кисломолочные продукты: катык, корот, в особенности кумыс. Даже 3-4-летним детям давали не успевший перебродить кумыс (приблизительно дневной выдержки).

Первые кумысолечебницы появились в XIX веке конкретно на местности Башкортостана. Современным ученым удалось обосновать наличие в этом кисломолочном продукте природных лекарств и доказать эффективность исцеления кумысом. Неплохим целебным средством числился напиток типа кумыса, приготовленный из козьего молока.

Высушенный сыр — корот, разведенный бульоном, у башкир применяли при простуде как потогонное средство, при водянистом стуле у малышей, для возбуждения аппетита при тошноте, при укусе змеи и, как ранее говорилось, в повивальном деле. К длительно незаживающим ранам привязывали плесень, собранную с поверхности эркета — заготовки для сыра либо теплый густой творог.

Для исцеления бронхитов и пневмоний воспринимали вовнутрь сало животных, особо ценился медвежий и барсучий жир. В перетопленном виде он мог храниться в темном холодном месте. По мере надобности им растирали спину и грудь, маленькое количество жаркого растопленного жира воспринимали вовнутрь. Медвежьим салом смазывали ушибы, раны, язвы и т.д. Обширно использовалась желчь животных. Числилось, что особенной лечебной силой обладает медвежья желчь. Ею натирали хворую поясницу и суставы при ревматизме. Метод изготовления лекарства из медвежьей желчи описан у этнографа XIX в. Н. Казанцева: «Башкиры вырезали вкупе с желчью желчный пузырь медведя и вывешивали его для копчения в дымовую трубу. По мере надобности от него отрезали маленькие куски и воспринимали вовнутрь при боли в желудке».

Ценился и числился лечебным бульон из баранины и козлятины. Его рекомендовали людям с ослабленным организмом, роженицам, детям и старым. Еще огромным целебным эффектом, по воззрению башкир, обладал наваристый бульон с разведенным в нем коротом. Числилось, что это средство помогает при малокровии и простуде. Вправду, жаркий бульон вызывал обильное потоотделение и успокаивал лихорадку.

Для снятия мигрени к более болезненному месту прикладывали нутряное куриное сало либо смазывали его топленым (сливочным) маслом.

Голубиное мясо рекомендовалось от коклюша, высушенная и размельченная в порошок слизистая желудка кур была средством исцеления желчно-каменной заболевания и гастрита.

Сибирскую язву вылечивали, прикладывая к нездоровому месту легкое, вынутое из зарезанного козленка.

При помощи гусиного либо конского сала зимой защищали лицо деток от мороза и ветра.

Дикие съедобные травки, появляющиеся весной: борщевик, кислица, одичавший лук и чеснок, щавель, крапива и др., также березовый сок, который пили башкиры, восполняли недочет витаминов в организме. В осенне-зимний период от гиповитаминоза башкир выручала мясо-молочная еда. Известен факт, что посреди коренного населения края в прошлые века заболеваемость цингой встречалась очень изредка. Для профилактики авитаминоза башкиры употребляли зелень озимых хлебов. Невзирая на то, что в пищевой рацион башкир овощи просочились достаточно поздно (в неких районах только во 2-ой половине ХХ в.), уже в XIX в. они достаточно удачно использовали их при лечении неких болезней.

Особенное место в народной медицине башкир занимает мед. Компрессы из меда применялись для исцеления ран, фурункулов и т.д. Разведенный в воде мед помогал от мигрени, бессонницы, увеличивал иммунитет. Гипервозбудимым детям на ночь давали медовый раствор (1 ч айная ложка меда на стакан воды). Известны случаи исцеления ожирения при помощи меда. При сильном кашле к груди и спине прикладывались медовые компрессы.

У башкир часто предпринимались пробы исцеления «подобного подобным». К примеру, человеку со слабеньким слухом рекомендовали есть уши животного; сердечко большого животного употребляли в еду, веря, что будут иметь храброе и здоровое сердечко. Желтуху старались вылечивать в большей степени растениями и продуктами, имеющими желтоватый цвет — яичным желтком, рыбой желтого цвета (щука, карась), отваром зверобоя либо лепестков подсолнечника; краснуху — красноватыми продуктами (ягодами), укладывали в красную постель и т.д.

Пищевые продукты обширно использовались в гигиенических и косметических целях. Для укрепления волос их мыли катыком, яичным белком либо желтком; время от времени готовили особое моющее средство: в пахту, оставшуюся от изготовления творога, опускали яичко, а после того, как оно на сто процентов растворялось, этим составом мыли голову. Для того, чтоб кожа на всем теле была здоровой и незапятнанной, в бане обмазывались медом либо топленым маслом, а потом, пропотев, смывали их с себя и парились.

Для укрепления десен и зубов малыши жевали перетопленную смолу хвойных деревьев либо особым образом приготовленную жвачку из бересты. Для профилактики кариеса малышей заставляли чистить зубы солью либо древесным углем. Для того, чтоб зубы и кости деток были крепкими и в организме не было недостатка кальция, детям и беременным женщинам давали размельченную яичную скорлупу либо глину.

Описанными методами исцеления башкирская народная медицина не исчерпывается. В памяти народа хранится еще огромное количество методов исцеления разных болезней, начиная от простуды и до раковых болезней. Секреты производства неких снадобий заботливо передаются из поколения в поколение. Народная медицина в целом, также применение в ней пищевых товаров — это та база, на базе которой сформировалась научная медицина.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных