Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие капитализма в России в XVII-XVIII вв. Реформы Петра 1.




Развитие капитализма в России совершалось в основном по тем же социально-экономическим законам, что и в других странах, но имело и свои особенности. История капитализма в России делится на два основных этапа: генезис капиталистических отношений (2-я четверть XVII в. – 1861 г.); утверждение и господство капиталистического способа производства (1861–1917).

 

Во второй половине XVIII в. отдельные элементы капиталистических отношений сложились в единую систему – капиталистический уклад. Под экономическим укладом понимается сектор экономики, объединяемый общей формой собственности на средства производства и соответствующими ей производственно-экономическими отношениями.

 

Процесс экспроприации непосредственных производителей имел в России длительный характер и сдерживался существованием крепостного права. В отличие от западноевропейских стран, которые знали в основном капиталистическую мануфактуру, русские мануфактуры по своей социальной природе делились на три типа: капиталистические, на которых использовался наемный труд; крепостные, основанные на принудительном труде; смешанные, на которых применялись оба вида труда. В конце 60-х годов XVIII в. насчитывалось 663 мануфактуры, а к концу века – 2 294.

 

Сферой господства капиталистических отношений был речной транспорт, на котором в 60-х годах работало 120 тыс. вольнонаемных рабочих. В целом в промышленности и на транспорте было занято 220 тыс. вольнонаемных работников, что составляло лишь 2% мужского трудоспособного населения. К концу века их численность составила 420 тыс. человек.

 

Переход от мануфактуры к крупной машинной индустрии начался в России в 30-х годах XIX в. Первыми отраслями промышленного переворота становятся хлопчатобумажная промышленность и сахароварение. Накануне реформы 1861 г. насчитывалось уже 4 млн вольнонаемных работников.

 

С отменой крепостного права и обезземеливанием большинства крестьян создаются условия для расширения рынка рабочей силы. Реформа вызвала к жизни еще один источник экспроприации крестьянства и мобилизации капиталов формирующейся буржуазии – выкупные платежи.

 

Стимулирование промышленного развития осуществляется за счет железнодорожного строительства. В 90-х годах XIX в. в ходе промышленного подъема протяженность железных дорог удвоилась, добыча угля возросла в 3 раза. К концу века численность наемных рабочих достигла 10 млн человек, а вместе с семьями – 22 млн человек или 18% населения.

 

Выделение после реформы 20% высокотоварных крестьянских дворов, содержащих до 62% рабочего скота и применявших до 80% усовершенствованных орудий труда, способствовало развитию капиталистических отношений на селе. Происходило перераспределение дворянской земли в пользу наиболее эффективных хозяев. Однако развитие земледелия тормозилось сохранением сельской общины, которую защищало министерство финансов, так как общинный институт «круговой поруки» обеспечивал дисциплину налоговых платежей.

 

Характерными особенностями развития капиталистических отношений в России были:

 

- сохранение противоречия между утвердившимися буржуазными производственными отношениями и остатками феодализма в виде дворянского землевладения и самодержавия;

 

- сочетание передового промышленного и финансового капитализма с отсталым сельским хозяйством;

 

- быстрое развитие капитализма «вширь» (сохватам национальных окраин), замедлявшее проникновение капитализма «вглубь» (на первоначальной территории);

 

- чрезвычайно высокая степень концентрации производства в главных отраслях промышленности, что предопределило сравнительно короткий срок его прогрессивного развития и быстрое перерастание в монополистический капитализм.

 

Значительное продвижение по пути развития промышленного капитализма происходит в годы руководства министерством финансов, а затем премьерства графа С. Ю. Витте.

 

Первые реформы Витте связаны с переориентацией протекционистской политики с фискальных целей на защиту национальной промышленности. Высокая норма прибыли и положительное сальдо торгового баланса в итоге стимулировали приток иностранного капитала. В 1893–1901 гг. ежегодно открывались в среднем 20 иностранных компаний с капиталом 36 млн рублей.

 

Крупной заслугой С. Ю. Витте была удачно проведенная денежная реформа 1895–1897 гг., в ходе которой был осуществлен переход к золотому стандарту рубля и свободному размену кредитных билетов на золото. В результате была создана надежная система денежного обращения, без которой невозможно успешное функционирование рыночной системы. Немаловажным является и укрепление доверия иностранных инвесторов к обеспеченному золотом рублю.

 

Промышленная политика С. Ю. Витте включала прямое субсидирование предприятий, предоставление предпринимателям налоговых льгот. Источником средств для всех мероприятий, включая накопление золотого запаса, являлось усиление фискальной эксплуатации сельского хозяйства. Политика «не доедим, но вывезем» заканчивалась голодом в неурожайные годы. С именем С. Ю. Витте связано восстановление казенной винной монополии, ставшей основным источником доходов бюджета.

 

В 1906 г. председателем Совета министров становится П. А. Столыпин, с чьим именем связана реформа сельского хозяйства. Разрушение общины и насаждение частной крестьянской земельной собственности составляло главное содержание столыпинской аграрной реформы. В тех местах, где сохранялась община, развитие сельского хозяйства сдерживалось чресполосицей, дально- и длинноземельем, принудительными севооборотами, отсутствием у непосредственных производителей стимулов к интенсификации земледелия, к вложению средств в участки.

 

В рамках реформы проводилась продажа через Крестьянский банк заложенной и не выкупленной в Дворянском банке помещичьей земли, шло переселение крестьян на окраины для преодоления земельной тесноты в центральных губерниях.

 

К 1916 г. из общины вышло 26% домохозяйств, было создано 1,2 млн отрубных и 400 тыс. хуторских хозяйств. Фактически нарождался класс фермеров, который мог обеспечить интенсификацию сельскохозяйственного производства. В переселенческих проектах приняло участие 3 млн человек.

 

В годы столыпинской реформы в России успешно развивалось животноводство, производство технических культур. Значительно окрепла социальная база кооперации. Экономическое освоение переселенцами земель на окраинах империи позволило увеличить производство зерновых на 60–80 млн пудов в год (среднегодовой сбор зерновых в 1909–1913 гг. – 4 870 млн пудов).

 

Подводя итоги капиталистического развития России к предвоенному 1913 г., необходимо указать на незавершенность промышленного переворота в стране, чрезвычайную слабость отечественного машиностроения, незатронутость процессами индустриализации сельского хозяйства.

 

 

Реформы Петра I — преобразования в государственной и общественной жизни, осуществлённые в период правления в России Петра I. Всю государственную деятельность Петра I условно можно разделить на два периода: 1696—1715 годы и 1715—1725.

 

Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.

 

Ряд историков, например В.О.Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например Сергей Соловьев) напротив подчеркивали революционный характер преобразований Петра.

 

Историки, проводившие анализ петровских реформ, придерживаются разных взглядов на его личное в них участие. Одна группа полагает, что как в составлении программы реформ, так и в процессе их осуществления Петр не играл главной роли (которая была ему приписана как царю). Другая группа историков, наоборот, пишет о большой личной роли Петра I в проведении тех или иных реформ.

У Петра I поначалу отсутствовала четкая программа реформ в сфере государственного правления. Появление нового государственного учреждения или изменение административно-территориального управления страной диктовалось ведением войн, которое требовало значительных финансовых ресурсов и мобилизации населения. Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга.

 

С первых лет правления Петра прослеживалась тенденция снижения роли малоэффективной Боярской думы в управлении государством. В 1699 году при царе была организована Ближняя канцелярия, или Консилиум (Совет) министров, состоявший из 8 доверенных лиц, управлявших отдельными приказами. Это был прообраз будущего Правительствующего Сената, сформированного 22 февраля 1711 года. Последние упоминания о Боярской думе относятся к 1704 г. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний. В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат. Пётр так сформулировал основную задачу Сената: «Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные, отставить. Денег, как возможно, сбирать, понеже деньги суть артериею войны.»

 

Созданный Петром для текущего управления государством на время отсутствия царя (в то время царь отправлялся в Прутский поход), Сенат, в составе 9 человек (президентов коллегий), постепенно превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

 

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

 

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов. Обязанность обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. С 1722 года контроль над Сенатом осуществляют генерал-прокурор и обер-прокурор, которым подчинялись прокуроры всех других учреждений. Никакое решение Сената не имело силы без согласия и подписи генерал-прокурора. Генерал-прокурор и его заместитель обер-прокурор подчинялись напрямую государю.

 

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат.

 

В 1708—1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

 

Губернаторы также ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы — доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

 

В 1719—1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

 

При Петре радикальным изменениям подверглась судебная система. Функции верховного суда получили Сенат и Юстиц-коллегия. Ниже их находились: провинциях — хофгерихты или надворные апелляционные суды в крупных городах, и провинциальные коллегиальные нижние суды. Провинциальные суды вели гражданские и уголовные дела всех категорий крестьян кроме монастырских, а также горожан, не включенных в посад. Судебные дела горожан включенных в посад с 1721 года вел магистрат. В остальных случаях действовал так называемый единоличный суд (дела единолично решал земской или городовой судья). Однако в 1722 г. нижние суды были заменены, провинциальными судами, возглавляемыми воеводой.

 

Реформа армии: в частности, введение полков нового строя, реформированных по иностранному образцу, - была начата задолго до Петра I, еще при Алексее I. Однако боеспособность этой армии была низкой [6] Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700—1721 годов. Готовясь к войне со Швецией, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Этот первый рекрутский набор дал 29 пехотных полков и два драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Рядовой армейского пех. полка в 1720—32 гг. Литография из книги XIX в.

 

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской церковной иерархии Императору. В 1700 году, после смерти патриарха Адриана, Пётр I вместо созыва собора для выборов нового патриарха временно поставил во главе духовенства митрополита Рязанского Стефана Яворского, получившего новый титул Блюстителя патриаршего престола или «Экзарха».

 

Осознав во время Великого посольства техническое отставание России, Пётр не мог обойти стороной проблему реформирования российской промышленности. Кроме того, создание собственной промышленности было продиктовано военными нуждами, на что указывает ряд историков[9]. Начав Северную войну со Швецией ради завоевания выхода к морю и провозгласив в качестве задачи строительство современного флота на Балтике (а еще ранее – на Азове), Петр был вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота.

 

До Петра порядок престолонаследия в России никак не регулировался законом, и целиком определялся традицией. Петр в 1722 г. издал указ о порядке престолонаследия, согласно которому царствующий монарх при жизни назначает себе преемника, причем император может сделать своим наследником кого угодно (предполагалось, что царь назначит своим преемником "самого достойного"). Этот закон действовал до царствования Павла I. Сам Петр не воспользовался законом о престолонаследии, так как умер, не указав преемника.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных