Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАДЗОРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО: ДО И ПОСЛЕ РЕФОРМЫ

Ю.О.Ким, Ю-096

 

Надзорное производство, с момента его законодательного закрепления, претерпело значительные изменения, последние из которых были внесены Федеральным законом «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 09.12.2010 № 353-ФЗ. Данные нововведения существенно изменили содержание института надзорной инстанции, что обуславливает актуальность данной работы.
В качестве цели можно выделить: анализ вступивших с 1 января 2012 года норм, касающихся производства в суде надзорной инстанции, а также их сравнение с положениями, утратившими силу.

Надзорное производство представляет собой стадию гражданского процесса, в которой компетентный орган проверяет законность вступивших в законную силу судебных постановлений.

Анализируя ныне действующую редакцию Гражданско-процессуального Кодекса РФ можно отметить, что значительно сузился перечень судебных решений, которые могут быть обжалованы в порядке надзорного производства. Если ранее надзорная жалоба или представление прокурора могло быть подано на любой, вступивший в силу законный акт, включая судебный приказ, то теперь большинство судебных постановлений, если и могут быть обжалованы в надзорном порядке, то едва ли будут приняты к производству и переданы на рассмотрение в судебное заседание в суд надзорной инстанции.

Перечень решений, которые могут быть обжалованы в порядке надзорного производства закреплен в ч.2 ст.3911, к ним относятся:

1) Вступившие в законную силу решения верховных судов субъектов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения были предметом апелляционного рассмотрения в ВС РФ;

2) Вступившие в законную силу решения и определения ВС РФ, принятые им по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения.

3) Определения Апелляционной коллегии ВС РФ

И другие решения, предусмотренные данной статьей.

Указанные судебные акты пересматриваются в порядке надзора Президиумом ВС РФ, так как согласно новому законодательству только он наделен полномочиями суда надзорной инстанции.

В зависимости от того на каком уровне было принято судебное постановление по первой инстанции, он проходит должно пройти различный путь прежде чем попадет в суд надзорной инстанции. Так, например, принятые решения Верховного суда РФ, вынесенные им в качестве суда первой инстанции или апелляционные Верховного суда РФ определения минуют стадию кассационного производства и сразу попадают в суд надзорной инстанции. Решение же районного суда, принятое им по первой инстанции, должно пройти апелляцию, две кассации и только после этого может быть пересмотрено в суде надзорной инстанции. Наглядно можно изобразить это следующим образом:

1)

 

               
       
 
 

 


2)

 
 

 

 


3)

 

       
   

 


4)

 

       
   

 

 


Помимо уже указанных изменений в новом законе были ужесточены основания для отмены или изменения постановления в порядке надзора. Таким образом, обжалуемое судебное постановление подлежит отмене или изменению, если оно нарушает:

1) права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ;

2) права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;

3) единообразие в толковании и применении судами норм права.

В то время как в порядке кассационного производства судебный акт подлежит отмене или изменению, если имеются существенные нарушения норм материального или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также охраняемых законом публичных интересов. Это различие связано с тем, что надзорная инстанция, как исключительная, рассматривает дела большей значимости.

Реформированию также подверглось положение о сроке, в течении которого можно подать надзорную жалобу, теперь он составляет три месяца, а не шесть, как это было ранее или как это предусмотренного для кассационной жалобы. На сокращение срока повлияло несколько факторов. Во-первых, это обусловлено категорией дел, рассматриваемых в надзорном порядке, поскольку это как правила дела, затрагивающие публичные интересы и требующие скорейшего урегулирования отношений между сторонами. Во-вторых, это связано с необходимостью соблюдения требования о разумных сроках, по этому поводу неоднократно высказывался Европейский суд и обращал внимание законодателя на то, что из-за продолжительности установленных сроков производство по некоторым делам может затянуться на долгие годы.

Кассационное производство по своему содержанию фактически дублирует надзор, за исключением лишь некоторых положений. Самое главное, что теперь в кассационной инстанции, как и в надзорной предметом обжалования являются судебные постановления, вступившие в законную силу. Помимо этого, полномочия суда при пересмотре судебных постановлений в кассационном порядке совпадают с полномочиями Президиума ВС РФ при пересмотре судебных постановлений в порядке надзора. Главное различие между этими двумя инстанциями в том, какие решения ими рассматриваются, поскольку в надзорном порядке обжалуются более значимые дела, принятые по первой инстанции судом более высокого уровня, нежели в кассационном порядке. Однако, ранее такого разграничения не существовало, следовательно можно заметить, что сегодняшняя кассация это вчерашний надзор. Отсюда и вывод о том, что несмотря на все принятые изменения сущности они не поменяли, а всего лишь наделили кассационную инстанцию теми же положениями, что и надзорную. При этом значительно усложнив процедуру попадания дела в надзорное производство, что, безусловно, приведет к сокращению дел, обжалуемых в таком порядке, и сделает надзорный порядок пересмотра еще более исключительным, чем прежде. Если до принятой реформы в России существовало три надзорные инстанции, то сегодня их также три, только теперь это две кассационные инстанции и одна надзорная.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Бондарівна - Народні балади cтислий зміст твору | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных