ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мистицизм в иудаизмеПоявление в условиях начала всеобщего религиозного брожения в Месопотамии, книги Иезекииля дало толчок развитию мистических трактовок канонических текстов. В то время как потенциальные оппозиционеры-мистики видели будущее иудаизма в интернационализации учения, непримиримо настроенные раввины ставили своей целью попытку реставрации теократического государства. В среде мистически настроенных иудеев личный опыт ставился на первое место, исполнение традиционных заповедей – на второе.Мистический и раввинский иудаизм постепенно отдалялись друг от друга.Мистики в своих текстах уходили в многословие вплоть до создания своеобразной еврейской литургии, в то время как талмудисты работали над однообразием форм, считая чрезмерное рвение к молитве и экстатическое многословие сродни словоблудию, чуждому настоящему иудаизму. Ратуя за сдержанность в обращении к Богу, раввины, по-видимому, пытались исключить использовании молитвы как одной из форм колдовства, при котором человек посредством технических приемов пытается осуществить свою личную власть. Древняя мистика была преимущественно последовательным развитием библейского антропоморфизма и мифологии, противопоставлявшихся рациональному иудаизму. Новая мистика, первые практики и распространители которой появились в конце XII – начале XIII в, своими достижениями в большей степени обязана стихийному энтузиазму людей, учившихся самостоятельно и не относящихся к кругу раввинов. Следует учитывать исторические особенности развития собственно еврейской мистики в свете почти синхронного появление новых религиозно-философских концепций в различных регионах. “Одновременность” религиозных новшеств в Египте, формирования монотеизма, сменяется позднее почти одновременным бурным развитием еврейской мистики, буддизма, джайнизма, учения Заратустры, даосизма, греческой философии и конфуцианства. По мере своего развития основная трансцендентная концепция иудаизма привела к тому, что “культ частично утратил связь с ритуалом, магией и приобрел более высокую трансцендентную устремленность – процесс, который имеет некоторые интересные параллели с тем, что происходило в Индии”. Еврейская мистика прошла путь от наивного магического практикума до многоуровневой системы эзотерических воззрений с присущими ей специфическим языком, нетрадиционной логикой, аллегорическими интерпретациями и мифологическим мышлением. В иудаизме мистика стала возрождением мифологии, а иудаизм, обогащенный мистическими построениями, стал, по сути, одной из европейских философских учений. С появлением в еврейских кругах понятия эзотерической мудрости начался неизбежный процесс размежевания между теми, кто пытался искать истину, и теми, кто ставил своей задачей укрепление веры в то, что определенные постулаты и правила поведения истинны. Поскольку в результате строилось “два мира совсем отдельных, почти противоположных интересов”, пропасть со временем лишь углублялась до того момента, пока подмены и спекуляции в лагере ортодоксов не соприкоснулись с лукавством и желанием лояльности из лагеря каббалистов. С этого момента начинает свою историю общая иудейская система иерархии и авторитетов, позволяющая мистические настроения раввинам и закрывающая не прошедшим раввинскую школу путь к мистике.
Каббала Каббала - термин, применяемый к целому ряду разновидностей еврейского мистицизма. Каббала стремится проникнуть в самые глубины Божественной сущности. Она представляла собой продолжение и развитие древних мистических учений, существовавших в еврействе. Исходя из положения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения с Ним, каббала придавала особое значение смыслу имен Бога и ангелов и пыталась найти ключ к тайнам бытия и божественных заповедей, в частности путем интерпретации числового значения слов и букв Библии. В Талмуде есть история, повествующая о четырёх мудрецах (Бен Азай, Бен Зома, Элиша бен Авуя и раби Акива), которые собрались вместе и занялись мистическими упражнениями, есть мнение, что им удалось попасть в ган эден(райский сад). Бен Азай, отмечает Талмуд, «посмотрел и сошёл сума, Бен Зома умер. Элиша бен Авуя стал еретиком и изменил иудаизму. Один раби Акива зашел с миром и вышел с миром. Именно этот случай наряду с более поздними фактами утраты рассудка вынудили мудрецов вынести в 17 веке решение, по которому Кабалу разрешалось изучать только женатым мужчинам старше 40 лет, хорошо знакомым с Торой и Талмудом и, у которых есть два ребёнка разных полов старше 13 лет. Самая известная кабалистическая книга – «Зогар», обнародованная в 13 веке Моше де Леоном, который утверждал, что её авторство принадлежит мудрецу 2 века Шимону бар Йохаю. Некоторые современные ученые считают, что Де Леон сам был автором «Зогара», ортодоксальные каббалисты по-прежнему уверены в авторстве Шимона бар Йохая – для них он не только автор книги, но и человек, зафиксировавший мистическую традицию, уходящую к временам Моше. Книга «Зогар написана на арамейском языке (как и Талмуд) в виде комментариев к пяти книгам Торы. Если большинство комментариев интерпретируют Тору как повествовательный и правовой текст, то мистики склонны рассматривать её «как систему символов», которые открывают тайны установления космоса и даже секреты Бога. Кабала издавна была одной из ведущих сфер еврейской мысли. В Кабале встречаются идеи, которые многим кажутся нееврейскими, например, вера в переселение душ. Между 1500 и 1800 гг., отмечает Шолем, «Кабала широко считалась подлинной европейской теологией», и почт никто не воспринимал её критически. Однако с вхождением евреев в современный мир, в котором рациональное значение ценится выше, чем мистическое, о Кабале стали забывать. В последние годы заметен рост интереса к Кабале, сегодня она изучается евреями-хасидами и многими не верующими евреями, воспринимающими её как часть альтернативной контр культуры.
Тора- «Ветхий завет» Священные книги иудаизма можно разделить на три группы. В первую группу входит одна книга-том, которую называют словом Тора (в переводе с иврита - “Закон”). Во вторую группу входит опять только одна книга-том: Танах. В третью группу входит некоторое количество книг-томов (а в каждом томе некоторое количество произведений). Это собрание священных книг называется словом Талмуд (“Изучение”). В эпоху гаонов в Вавилонии был составлен Вавилонский Талмуд (Талмуд Бавяи), включивший Мишну и Гемару вавилонских йешив. Завершение его формирования относится к 500 - 530 гг. н. э. Вавилонский Талмуд имеет у иудеев более высокий авторитет, чем Иерусадимский, поскольку он почти в четыре раза объемнее, полнее по содержанию, вразумительнее по языку и тщательнее откомментирован. Помимо композиционного (Мишна из 6 разделов) и послойного (Мишна - Гемара) ученения Талмуд содержательно подразделяется на Галаху (Понятие) и Аггаду (Сказание). Галаха - суждения законоведов, основанные на юридическом истолковании текстов Торы и приобретшие силу обязательных законов. Аггада - притчи, изречения и доктрины, не имеющие обязательного значения. Аггада является менее сакрализованной и менее авторитетной составляющей Талмуда. Таким образом, Талмуд представляет собой своего рода энциклопедию еврейского мироощущения и мирообъяснения, практически недоступную неквалифицированному восприятию и пониманию в силу своей исключительной своеобразности и прочной привязанности к древним образам и текстам. Среди не евреев - россиян бытует обыкновение иронически называть "талмудом" любой объемный и маловразумительный текст, проистекающее из неосведомленности и отчасти от религиозной нетерпимости, тем более что никто из неспециалистов Талмуда в глаза никогда не видел - его перевод на русский язык только начинает осуществляться. Многослойность и энциклопедичность содержания, стилистическая пестрота, особый характер изложения, местами стенографически копирующий споры и диалоги раввинов, обилие сведений самого неожиданного характера (в том числе естественнонаучных, астрономических, математических) делают Талмуд не похожим на священные книги христиан (повествовательно-проповеднический Новый Завет) и мусульман (страстно экзальтированный и глубоко образный Коран). В XVI веке сефардский раввин из г. Цфата (Палестина) Йосеф Каро (1485 - 1575) завершил кодификацию предписаний Талмуда. Он составил талмудический кодекс "Шулхан-Арух" (Накрытый Стол), состоящий из четырех разделов: Ораххаим (порядок богослужения, праздники, субботний покой); Иоре-деа (домашний обиход, пища); Эвенха-эзер (брак); Хошен-мишнат (суд). Краковский раввин Моше Иссерлис (1520 - 1572) дополнил кодекс Каро ашкеназскими обычаями в трактате-добавлении "Малпа" (Скатерть), после чего "Шулхан-Арух" сделался главным руководством по талмудическому праву у последователей ортодоксального иудаизма. Этапы истории На пути развития иудаизма стоит выделить несколько этапов: эпоха Первого храма, эпоха Второго храма, период римско-византийского и арабского владычества, средние века, Галаха. Эпоха Первого храма Первый шаг в направлении централизации культа Бога Израиля был сделан царем Давидом, который, перенеся в царскую столицу, Иерусалим, Ковчег завета, установил тем самым связь между формирующимся национально-политическим единством израильских племен и их религиозным единством. Название эпохе дал Первый храм, построенный Соломоном (965 — 928 года до н.э.). Иерусалимский храм был государственным святилищем, содержащимся на средства царской казны, а члены жреческой коллегии Храма были государственными чиновниками, назначавшимися царем. Царь не только контролировал функционирование Храма, но и принимал решения по вопросам чисто культового характера. Возможность вмешательства в сферу богослужения коренилась в идее богоизбранности царя, что превращало его в священную персону. Возвышение Иерусалимского храма и превращение его в официальное святилище подорвало престиж местных святилищ и способствовало централизации религиозной власти. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|