ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯСРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И И.А.БУНИНА «ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!» Ход урока Нет, не пейзаж влечёт меня, 1.Оргмомент. 2.Вступительное слово учителя Сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Это и не урок литературы, и не урок русского языка. Мы назовем его уроком словесности. В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании такого урока. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека. И сегодня мы будем говорить об искусстве слова, попробуем приоткрыть для себя те законы, по которым живет слово в мире стихотворения. А помогут нам в этом представители разных эпох, такие отличные друг от друга, но вместе с тем в чем-то похожие, как, впрочем, и все гении, люди. Это Михаил Юрьевич Лермонтов с его стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива…» и Иван Алексеевич Бунин со своим стихотворением «За все тебя, Господь, благодарю!» Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых». И сейчас я предлагаю совершить коротенькую заочную экскурсию в родные места сначала М.Ю.Лермонтова. А помогут мне в этом наши будущие экскурсоводы______________________________
3. Показ слайдов с комментариями учеников
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯ ЛЕРМОНТОВА УГОЛОК. Все вы, конечно, знаете, что родным навсегда для М.Ю. Лермонтова стал усадебный дом его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах. С именем Лермонтова Тарханы связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка – Михаил Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад
прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний. В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка. В центре усадьбы располагался барский дом. Он утопал в зелени летом и загадачно- таинственным выглядел зимой. Родные сердцу Тарханы были одинаково красивы как летом, так и зимой. (Тарханский парк зимой. Церковь Марии Египетской.) Но давайте перенесемся в прошлое и вместе с многочисленными гостями, часто бывавшими у Арсеньевой, поднимемся по парадной лестнице в великолепную залу. Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. По свидетельству современника, "в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука". В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Но куда бы ни забрасывала судьба поэта, как бы трудно ему ни было в жизни, он всегда стремился вернуться, хотя бы мысленно, в этот божественный уголок России У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. Частым гостем был М.Ю. Лермонтов в комнатах своей бабушки. Стены в комнатах Елизаветы Алексеевны были цвета утренней зари. В чайной комнате любил М.Ю.Лермонтов посидеть за чашечкой чая в компании горячо любящей его бабушки. За стенами же дома начиналась другая жизнь. За великолепным центральным газоном простиралась так называемая «темная аллея», которая вела в замечательный усадебный парк. Самым любимым занятием Лермонтова было побродить в одиночестве по прекрасному усадебному парку, заглянуть в беседку, погулять по берегу барского пруда, посидеть в уютной беседке в дальнем суду. От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке... Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы. Выразительное чтение стихотворение Лермонтова Когда волнуется желтеющая нива, И свежий лес шумит при звуке ветерка, И прячется в саду малиновая слива Под тенью сладостной зеленого листка;
Когда росой обрызганный душистой Румяным вечером иль утра в час златой, Из-под куста мне ландыш серебристый Приветливо качает головой;
Когда студеный ключ играет по оврагу И, погружая мысль в какой-то смутный сон, Лепечет мне таинственную сагу Про мирный край, откуда мчится он, -
Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе, - И счастье я могу постигнуть на земле, И в небесах я вижу Бога…
4. Задание группе учеников, анализирующих синтаксис Охарактеризовать предложение с точки зре6ния его структуры, при этом выделить грамматические основы, посчитать части сложного предложения, проанализировать особенности связи их между собой. 5.. Беседа с учащимися о стихотворении Лермонтова. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда Волнуется желтеющая нива»
6.Творческая работа – анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова учащимися (устно) 7.Заслушивание и комментирование творческих работ (выборочно) 8.Слово учителя А сейчас нам предстоит еще одна экскурсия, теперь уже в места, дорогие сердцу другого русского поэта – И.А.Бунина. И снова нам помогут наши будущие экскурсоводы (слайды сопровождают рассказом заранее подготовленные учащие – докладчики)
9.Показ слайдов с комментариями учеников-экскурсоводов Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|