Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯ




СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

И И.А.БУНИНА

«ЗА ВСЕ ТЕБЯ, ГОСПОДЬ, БЛАГОДАРЮ!»

Ход урока

Нет, не пейзаж влечёт меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.
И.Бунин

1.Оргмомент.

2.Вступительное слово учителя

Сегодняшний наш урок будет не совсем обычным. Это и не урок литературы, и не урок русского языка. Мы назовем его уроком словесности. В современной школе ни в одном городе вы не найдете в расписании такого урока. А вот у гимназистов прошлого века такое разделение, наверное, вызвало бы недоумение. Ведь разрывание слова между правилами русского языка и законами литературы не дает возможности говорить о слове как о мериле духовности человека. Именно через речь, через слово мы всегда можем определить уровень развития человека.

И сегодня мы будем говорить об искусстве слова, попробуем приоткрыть для себя те законы, по которым живет слово в мире стихотворения. А помогут нам в этом представители разных эпох, такие отличные друг от друга, но вместе с тем в чем-то похожие, как, впрочем, и все гении, люди. Это Михаил Юрьевич Лермонтов с его стихотворением «Когда волнуется желтеющая нива…» и Иван Алексеевич Бунин со своим стихотворением «За все тебя, Господь, благодарю!»

Часто, чтобы понять лучше человека, нужно окунуться в его мир, пройтись по тропинкам, которыми он ходил, заглянуть в кабинет, в тишине которого он творил, полистать, если повезет, книги на его столе, подержать в руках перо, из-под которого выливались «созвучья слов живых».

И сейчас я предлагаю совершить коротенькую заочную экскурсию в родные места сначала М.Ю.Лермонтова. А помогут мне в этом наши будущие экскурсоводы______________________________

 

3. Показ слайдов с комментариями учеников

 

ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ТАРХАНЫ – РОДНОЙ ДЛЯ

ЛЕРМОНТОВА УГОЛОК.

Все вы, конечно, знаете, что родным навсегда для М.Ю. Лермонтова стал усадебный дом его бабушки Елизаветы Алексеевны Арсеньевой в Тарханах. С именем Лермонтова Тарханы

связаны с конца XIX века. В 1794 г. это имение приобрели его дед и бабка – Михаил

Васильевич и Елизавета Алексеевна Арсеньевы. В излучине оврага, образуемого речкой

Марарайкой, было положено основание усадьбы, которую устроили по всем правилам

тогдашнего усадебного строительства. В овраге и русле реки Марарайки был создан каскад

 

прудов: Верхний, или Барский пруд, Нижний и Средний.

В начале XIX века барский дом делил усадьбу на две части: парадную и хозяйственную. При ее планировке использовался принцип того времени: включение в декоративное оформление поместья естественных природных деталей. Пруды, рощи и поле обрамляют небольшой ухоженный парк, подчеркивают его стройность и строгость. Искусственные декоративные элементы усиливаются естественными. На юге Круглый сад соединяется с Дубовой рощей и образует единый зеленый массив. На востоке композиционная определенность Дальнего сада контрастирует с широкой равниной, протянувшейся до Долгого леса. Дальний сад представляет собой в плане квадрат. Восемь аллей из вязов и лип сходятся в центре, где стоит деревянная беседка.

В центре усадьбы располагался барский дом. Он утопал в зелени летом и загадачно- таинственным выглядел зимой. Родные сердцу Тарханы были одинаково красивы как летом, так и зимой. (Тарханский парк зимой. Церковь Марии Египетской.)

Но давайте перенесемся в прошлое и вместе с многочисленными гостями, часто бывавшими у Арсеньевой, поднимемся по парадной лестнице в великолепную залу.

Бабушка горячо любила внука и старалась сделать все, чтобы он не чувствовал себя сиротой. По свидетельству современника, "в доме Елизаветы Алексеевны все было рассчитано для пользы и удовольствия ее внука". В Тарханах Лермонтов получил серьезное домашнее образование, которое продолжил в Московском благородном пансионе. Но куда бы ни забрасывала судьба поэта, как бы трудно ему ни было в жизни, он всегда стремился вернуться, хотя бы мысленно, в этот божественный уголок России

У него в Тарханах было несколько комнат в мезонине. В детской – изразцовая лежанка, обитые желтым шелком диванчик и кресла, стены тоже желтые, так что в солнечный день она светилась, как фонарик. Пол покрыт сукном – мальчик рисовал на нем цветными мелками. Частым гостем был М.Ю. Лермонтов в комнатах своей бабушки. Стены в комнатах Елизаветы Алексеевны были цвета утренней зари.

В чайной комнате любил М.Ю.Лермонтов посидеть за чашечкой чая в компании горячо любящей его бабушки.

За стенами же дома начиналась другая жизнь. За великолепным центральным газоном простиралась так называемая «темная аллея», которая вела в замечательный усадебный парк. Самым любимым занятием Лермонтова было побродить в одиночестве по прекрасному усадебному парку, заглянуть в беседку, погулять по берегу барского пруда, посидеть в уютной беседке в дальнем суду.

От юго-западной границы Тархан начинается дорога в Апалиху, имение "милой тетеньки" М.А. Шан-Гирей. Издалека видны кроны вековых лип апалихинского парка. Время почти не изменило пейзаж. Далеко в полях теряется степная речка Марарайка, по обе стороны дороги, ведущей в Апалиху, желтеют нивы, также чист и прозрачен родник в парке...

Сегодня Апалиха - роскошный парк, который привлекает посетителей своей таинственностью и поэтичностью, шумом вековых деревьев и тишиной степной речушки, покрытой кувшинками. Здесь невольно приходят на память стихи поэта, в которых ощущается прикосновение к тайнам природы.

Выразительное чтение стихотворение Лермонтова

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо качает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога…

 

4. Задание группе учеников, анализирующих синтаксис

Охарактеризовать предложение с точки зре6ния его структуры, при этом выделить грамматические основы, посчитать части сложного предложения, проанализировать особенности связи их между собой.

5.. Беседа с учащимися о стихотворении Лермонтова.

Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Когда

Волнуется желтеющая нива»

1.Дайте общую характеристику тексту с точки зрения синтаксиса.   2.Составьте схему этого предложения   3.На какие части разделяется любое сложноподчиненное предложение? Найдите эти части в тексте стихотворения.     4.Как вы думаете, какую часть нашего стихотворения нужно произносить с повышением, а какую с понижением голоса?     5.Вспомните такие элементы поэтического синтаксиса, как ГРАДАЦИЯ, АНАФОРА, СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ.   .Попробуем обобщить все, что связано с синтаксисом.     7.А теперь давайте посмотрим, как на семантическом уровне все это выражается и как при этом работают художественно-выразительные средства. Какие факты природы рассматривает поэт в первой части своего стихотворения? Куда он обращает свой мысленный взор?   8.Какие глаголы – сказуемые использует автор и о чем это говорит?   9.Как называются отмеченные нами художественные приемы?     10.Как меняется роль лирического героя от первой строфы до последней?     11.Можно ли это стихотворение отнести к пейзажной лирике? Точны ли и последовательны картины природы, воссозданные здесь?   Первое, что бросается в глаза, - четыре строфы (четыре четверостишия) – это одно многочленное сложноподчиненное предложение.   Схема этого предложения условно выглядит так: (Когда === -------), и (------- ====), и (==== ------); (когда ------- ====); (когда ------- ===== и, | - - - - |, ===), (откуда ==== ------), - [тогда ===== -------], [тогда ===== ------ ], - и [------- ====], и [ ----- ==== ]…   Любое сложноподчиненное предложение разделяется на две части: главную и придаточную. В данном предложении главной является последняя строфа, состоящая из четырех простых частей. Тогда как придаточную часть составляют три первых строфы, объединяющих шесть простых предложений.   В лингвистической литературе такое многочленное, сильно распространенное предложение, характеризующееся значительной полнотой и законченностью мысли, а также специфической интонацией, называется периодом. Интонационно период делится на две части – повышение и понижение.   В анализируемом стихотворении повышение охватывает три строфы, а понижение – четвертую, заключительную строфу. Это соответственно придаточные и главная части нашего сложноподчиненного предложения. Повышение в периоде характеризуется интонационным нарастанием   РГАДАЦИЯ – это расположение элементов перечисления по степени последовательного усиления или ослабления впечатления. Такое интонационное повышение и понижение есть внутри каждой строфы. Особенно в первой строфе: в ней три соподчиненных предложения, объединенных повторяющимся союзом И, по существу, заменяющим союзное средство КОГДА. Во второй строфе градация создается союзом ИЛЬ В третьей строфе – два сказуемых, соединенных союзом И, но разделенных деепричастным оборотом, и это усиливает градацию. Понижение мы видим лишь в одной, четвертой, строфе периода, но и здесь есть градация, также выраженная единоначатием (повторение слова ТОГДА) и поддержанная далее союзом И.   АНАФОРА (ЕДИНОНАЧАТИЕ) – это особый вид повтора: повторение начальных слов или фраз в двух или нескольких соседних предложениях. Нередко повторяющимся элементом в анафоре является не полнозначное слово, а служебное или местоимение. Не сложно заметить, что все стихотворение построено по принципу единоначатия.   СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – это построение соседних предложений, фраз или нескольких стихотворных строк по одной и той же синтаксической схеме.     Итак, в повышении пять предложений, в понижении – четыре; в повышении три анафорических КОГДА и три И, в понижении – два ТОГДА и два И – почти полное синтаксическое равновесие при значительном различии в количестве строф (3:1).   В первой строфе три предмета, три места, а следовательно, и три момента времени (восприятие разных предметов в разных местах не одновременно): нива – лес – слива – сад. Во второй строфе – один предмет (ландыш серебристый), одно место (из-под куста), но два момента времени: румяным вечером, утра в час златой. В третьей строфе – классическое единство предмета, места и времени; иное место только упоминается. Используемые автором глаголы показывают, что одушев- ление и очеловечение природы, едва зародившись в первой строфе, усиливается во второй и достигает вершины в третьей. В первой строфе используются глаголы волнуется и шумит. Они, в общем-то, предметные, но присущи и человеку: волноваться – находиться в тревожном состоянии; шуметь – много и громко говорить, беспокоиться по поводу чего-либо. Здесь же говорится о сливе, которая прячется. Но способностью прятаться обладают лишь живые существа. Во второй строфе ландыш серебристый еще более очеловечен, он уже приветливо качает головой. Очеловечение усиливается и МЕТАФОРОЙ голова ландыш. И наконец в третьей строфе студеный ключ очеловечен полностью, он уже лепечет, то есть вступает в разговор с автором.     ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – это прием, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевленные предметы, явления природы или животных. МЕТАФОРА – это употребление слова в переносном значении, это скрытое сравнение, где присутствует только одно из двух сопоставляемых звеньев.     В первых трех строфах, где природа предстает как объективная данность, лирический герой выступает как созерцатель. При этом «задействованными» оказываются по существу все органы чувств: зрение (волнуется желтеющая нива, малиновая слива, ландыш серебристый); Слух (лес шумит); Осязание (студёный ключ); Обоняние (росой душистой). В четвертой же строфе содержится как бы ответная реакция лирического героя на соприкосновение с миром природы. Особого внимания требует последняя строчка стихотворения. Её можно прочитать и понять двояко: с логическим ударением на слове «вижу» или же с ударением на слове «Бога». Первое чтение предполагает знание того, что Бог есть, но он виден не всегда, и герой его видит только в минуты просветления. Второе чтение исходит из того, что в небесах бытует многое. А для Лермонтова там, наверное, прежде всего «печальный Демон, дух изгнанья». Но лирический герой поэта, опять-таки в минуты тесного единения с природой, начинает видеть в небесах Бога.   Не сложно заметить, что в стихотворении Лермонтов допускает как бы «смешение сезонов»: желтеющая нива – это начало осени; ландыш серебристый – весна; малиновая слива – конец лета; студёный ключ – это уже совсем близко к зиме. Более того, «смешение сезонов» в этом стихотворении дополнено и «смешением» дня и ночи: румяным вечером иль утра в час златой. Все это говорит о том, что перед нами больше философское стихотворение, чем пейзажное, где автору важно показать все безграничное многообразие природы, общение с которой дает лирическому герою просветление, умиротворение и постижение счастья на земле.    

6.Творческая работа – анализ лирического стихотворения М.Ю.Лермонтова учащимися (устно)

7.Заслушивание и комментирование творческих работ (выборочно)

8.Слово учителя

А сейчас нам предстоит еще одна экскурсия, теперь уже в места, дорогие сердцу другого русского поэта – И.А.Бунина. И снова нам помогут наши будущие экскурсоводы (слайды сопровождают рассказом заранее подготовленные учащие – докладчики)

 

9.Показ слайдов с комментариями учеников-экскурсоводов






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных