ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальная компетентность. Социальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознанияСоциальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознания, упор на индивидуальную инициативу, предприимчивость предъявляют повышенные требования к социальной компетентности, умению перестраивать и управлять новыми группами. Становятся социально желательными свойства личности, которые прежде не считались большой доблестью, такие как компромиссность, предприимчивость, практичность и т. п. При разработке психосоциальных и психотерапевтических мер, направленных на поддержку социальной компетентности и веры в себя, можно руководствоваться концепцией Р. Ульриха и Р. Ульрих, сформулировавших семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии: • принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию • забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность; • представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом; • правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и • анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями,
• представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя, • отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с Социальная компетентность может рассматриваться как механизм адаптации к новым условиям. Кризис социальных идентификаций, изменение их иерархии, динамики, изменение этно-национальной, профессиональной идентичности, иначе говоря, расшатывание всех идентификаций в нашем обществе за период 1992-1994 гг. обсуждается в книгах и статьях В. А. Ядова, А. П. Корнилова (Ядов, 1994; Корнилов, 1995). В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компетентности, эти явления часто объединяются. Рассмотрим кратко сложившиеся в зарубежной науке подходы к проблеме социальной компетентности, ее структуре и функциям. М. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» называет следующие компоненты социальной компетентности: • социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции — В. • основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для • навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуации. • равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. (Argyle, 1974, р. 78) В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев (то есть определенных шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях). Немецкие психологи У. Пфингстен и Р. Хинтч (1991 г.; цит. по: Мель, 1995) делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативности взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность определяется ими как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий». В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность. Социальная компетентность, по мнению автора, — это «умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами» Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|