Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная компетентность. Социальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознания




Социальные, экономические, политические перемены, перестройка общественного и индивидуального сознания, упор на индивидуальную инициативу, предприимчивость предъявляют повышенные требования к социальной компетентности, умению перестраивать и управлять новыми группами. Становятся социально желательными свойства личности, которые прежде не считались большой доблестью, такие как компромиссность, предприимчивость, практичность и т. п.

При разработке психосоциальных и психотерапевтических мер, направленных на поддержку социальной компетентности и веры в себя, можно руководствоваться концепцией Р. Ульриха и Р. Ульрих, сформулировавших семь характеристик социально-компетентного человека, в соответствии с которыми он в состоянии:

• принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию
собственных чувств и требований;

• забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

• представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

• правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и
учитывать их права;

• анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями,
роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

 

• представлять, как, с учетом конкретных обстоятельств и времени, вести себя,
принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные
требования;

• отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с
агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других

Социальная компетентность может рассматриваться как механизм адаптации к новым условиям.

Кризис социальных идентификаций, изменение их иерархии, динамики, изменение этно-национальной, профессиональной идентичности, иначе говоря, расшатывание всех идентификаций в нашем обществе за период 1992-1994 гг. обсуждается в книгах и статьях В. А. Ядова, А. П. Корнилова (Ядов, 1994; Корнилов, 1995).

В зарубежных работах, посвященных социальному интеллекту и социальной компетентности, эти явления часто объединяются.

Рассмотрим кратко сложившиеся в зарубежной науке подходы к проблеме социальной компетентности, ее структуре и функциям.

М. Аргайл в своей книге «Психология межличностного поведения» называет следующие компоненты социальной компетентности:

• социальная сенситивность (имеется в виду точность социальной перцепции — В.
К.);

• основные навыки взаимодействия (репертуар умений, особо важный для
профессионалов);

• навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных


ситуации.

• равновесие, спокойствие как антитеза социальной тревожности. (Argyle, 1974, р. 78)

В более поздней, «улучшенной» модели социальной компетентности упор делается на работу с информацией. К. Рубин и Л. Роуз-Крэснор вносят в модель социальной компетентности понятие социальных сценариев (то есть определенных шаблонов, согласованных действий в хорошо знакомых ситуациях).

Немецкие психологи У. Пфингстен и Р. Хинтч (1991 г.; цит. по: Мель, 1995) делают акцент не на социальных знаниях, целях, результативности взаимодействия, а на способах поведения. Социальная компетентность определяется ими как владение «когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий».

В работе Е. В. Коблянской, выполненной в Санкт-Петербургском университете в 1995 году, социальная компетентность рассматривается как адаптационное явление, основой которого служит социально-психологическая подготовленность и коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность, по мнению автора, — это «умение выбрать социальные ориентиры и умение организовать свою деятельность в соответствии с этими ориентирами»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных