Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Разговор субличностей

Тренинговое упражнение, о котором пойдет речь ниже, можно применять в групповой психологической работе с разным контингентом участников. При этом проводить его следует в достаточно «продвинутой» группе и с большой долей осторожности. По своей сути это уже психотерапевтическое упражнение, поэтому протагонистом в нем становится человек, психологически готовый к встрече с противоречивыми тенденциями своего внутреннего мира.

Основная идея упражнения и технология его проведения предложена известным психотерапевтом Д. Рейнуотер. фактически эта техника создана на стыке трех направлений - гештальттерапии Ф. Перлза, психосинтеза Р. Ассаджиоли и психодрамы Д. Морено. Предлагаемая ниже модификация была многократно апробирована во многих тренинговых группах.

Ведущий: Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен. Одинадцатиклассник, например, порой разрывается между желанием развлечься на дискотеке и необходимостью подготовиться к завтрашней контрольной работе. Учитель, вернувшись домой, совершает выбор между профессиональным долгом (проверить пачку тетрадей), супружескими обязанностями (приготовить семье ужин) и желанием поваляться на диване с интересной книжкой. И это - только самые простые ситуации будничного выбора. А ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры и пререкания друг с другом. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас и вызывают порой ситуацию, внутриличностного конфликта. Мы с вами можем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.

Этап 1

Ведущий: Приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и авторучки. Когда я закончу инструкцию, вы сможете написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это может быть желание пойти в туалет или желание стать министром образования, желание изучить английский язык или приобрести трехкомнатную квартиру. Дайте возможность выплеснуться на бумагу любым вашим желаниям. Не ограничивайте себя. Если вы не захотите, то после завершения работы можете никому не показывать свои записи. Никто не будет требовать этого от вас. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можете начинать со слов «Я хочу…». Слева на листе оставьте небольшие поля — достаточно двух-трех сантиметров. Работа будет продолжаться в течение пятнадцати-двадцати минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли — не останавливайтесь. Пусть ваша рука продолжает движение, просто ведя волнистую линию — наверняка вам в голову придет еще какая-то мысль. Если вам все понятно, то можете начинать работу.

Порой участникам кажется, что пятнадцать минут это слишком много. Однако, как правило, у подавляющего большинства поток желаний не иссякает и через двадцать минут. Если позволяет время, можно уделить написанию желаний полчаса. За минуту до истечения отведенного срока ведущий предупреждает, что времени осталось лишь на написание последнего желания.

Этап 2

Ведущий: Давайте назовем количество зафиксированных вами желаний (каждый из участников, сидящих в кругу, произносит одну цифру — получившееся у него количество). Перечитайте написанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми — одни связаны с материальными потребностями, другие — с романтичными мечтами, третьи — с нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у каждого они особенные. Выберите какие-либо критерии по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли на листах поля слева. Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объему. Количество желаний в группах может быть разным.

Этап 3

Ведущий: Каждая из получившихся у вас групп желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что в каждой из этих групп желаний отражается определенная субличность, проявившаяся здесь и сейчас. Представьте, что за каждой совокупностью желаний спит некий человек, имеющий собственный своеобразный склад личности и мечтающий именно об этом и ни о чем другом. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуем придумать названия получившимся субличностям. Так, скажем, группу желаний, связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «Руки загребущие», а романтические желания о дальних путешествиях можно объединить названием «Синдбад-мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем лучше. Запишите названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками.

Дождавшись момента, когда большинство участников справится с заданием, ведущий предлагает каждому изобразить «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.

Пример «диаграммы субличностей»:

После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших с соответствующую группу. Следует обратить внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, именно кто-то из них заявляет желание стать протагонистом на следующих этапах работы. Ведущему следует поощрять высказывания участников и их комментарии к собственным «диаграммам субличностей», но не надо настаивать на этом и тем более требовать (помним об обещании, данном в первой инструкции). Иногда названия, придуманные участниками, бывают очень остроумными и емкими — «Собака на сене», «Курица-наседка, «Луч света», «Наташка с крылышками» и другие.

Этап 4

Этот этап в работе является кульминационным. Задания, выполненные до этого момента, уже сами по себе являются полезными и значимыми. На предыдущих этапах в работе принимали активное участие все члены группы. Здесь же важнейшим действующим лицом становится протагонист, и разворачивается психодраматическая процедура с привлечением вспомогательных лиц.

Ведущий: Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает поближе с ними познакомиться и попытаться выяснить, какая из них для вас наиболее значима? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний.

Что будет происходить дальше, еще никто не знает, поэтому нужно все-таки иметь изрядную смелость, чтобы стать добровольцем. Если желающих несколько, то ведущий решает по ситуации, кому отдать предпочтение. И только теперь объясняется дальнейшая процедура.

Ведущий: Теперь вам необходимо выбрать из участников группы тех, кто, по вашему мнению, смог бы исполнить роли каждой из ваших субличностей. Прошу участников не отказывать протагонисту если на вас пал его выбор.

Протагонист указывает выбранных им «актеров» и называет те «роли», которые им предлагаются. После этого ведущий продолжает:

— Вы становитесь в середину круга. Ваши субличности занимают места вокруг вас — на одинаковом расстоянии. Ваша задача — просто слушать, а задача каждой субличности — убедить протагониста в том, именно она самая важная, самая главная в его личности. Чтобы знать, что говорить и как убеждать, вы должны хорошо понять, что представляет из себя каждая субличность, какие желания сконцентрированы в ней. Поэтому я прошу протагониста объяснить субличностям суть их ролей и содержание желаний, характеризующих каждую.

Несколько минут уделяется подготовке актеров-субличностей к исполнению ролей. Содержание общения протагониста со вспомогательными лицами не обязательно должно открываться остальным — незадействованным участникам группы, которые во время этой процедуры могут получить наставления от ведущего относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем. По завершении подготовки актеров ведущий вновь обращается к ним и протагонисту.

Ведущий: Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности должны будут говорить… ОДНОВРЕМЕННО! У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом: поднятие руки означает просьбу какой-то субличности говорить громче, опускание руки - просьбу говорить тише, «захлопывание» горизонтальных ладоней в направлении какой-то субличности — знак ей замолчать, отстраняющее движение руки — чуть отойти, движение руки к себе — приблизиться, руки, скрещенные над головой, означают просьбу замолчать всем.

Объясняя все это, ведущий демонстрирует соответствующие сигналы. Собственно процедура. Начинать убеждать протагониста субличности могут только по сигналу ведущего после четкого уяснения инструкции.

Несмотря на внешнюю простоту этой процедуры, сила ее эмоционального воздействия необыкновенно велика. Не редко ее результатом становится подлинный катарсис. Ведущий должен предельно внимательно следить за ходом процесса и реакцией протагониста. Обычно слушание субличностей протагонистом занимает две-три минуты, но это — чрезвычайно эмоционально насыщенные минуты. Сразу после того как протагонист подает сигнал о прекращении говорения, ведущий просит его расставить субличности вокруг себя таким образом, чтобы он ощущал себя комфортно.

Обсуждение четвертого этапа упражнения начинается с традиционного вопроса к протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?» Интересно, что в процессе одновременного говорения субличностей, часто воспринимаемого внешними наблюдателями как какофония, протагонист обычно слышит всех и улавливает смысл произносимого. Однако это очень непросто. Ощущения, возникающие у протагониста, порой довольно неожиданные и обычно очень яркие, нередко ведущие к настоящим открытиям себя.

Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица. Иногда бывает необходимость проведения традиционных психодраматических процедур — деролинга (снятия роли) и шеринга (вербального или невербального выражения сопереживания протагонисту).

Во время одного занятия возможно проведение процедуры разговора субличностей с двумя или даже тремя протагонистами. Сравнение их ощущений и переживаний также дает интересный опыт группе.

Протагонист – это

(от греч. - первый, актер) – главный герой произведения, чаще всего драматического, которому, как правило, противостоит антигерой (персонаж, абсолютно противоположный главному в убеждениях, нравственных ориентациях, бытовом поведении и т.д.), т.е. антагонист, вступающий в спор, борьбу с протагонистом.

Субличности - это психоэнергетические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля жизни и мотивов других субличностей. В каждом из нас - толпа. Здесь могут быть бунтарь и домохозяйка, мыслитель и авантюрист, саботажник и аскет, организатор и лентяй - каждый со своей мифологией, и все они более или менее благополучно уживаются в одном человеке.

КАКОФО́НИЯ, какофонии, жен. (греч. kakos - дурной и - звучу) (книжн.). Негармоническое, режущее слух сочетание звуков, неблагозвучие (в музыке, в стихах). «"К кому был Феб из русских ласков" - неожиданная рифма "Херасков" не примиряет меня с этой какофонией.» Пушкин.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Время проведения 18 декабря 2015 | Нельзя управлять тем, что нельзя измерить! Можно управлять всем, что поддается измерению!


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных