ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Монументальная и религиозная живопись, иконописьНаиболее крупными и известными произведениями первой половины XIX в. стали работы русских живописцев, питомцев Императорской Академии художеств, работавших в традициях академизма. Их талантом и мастерством созданы лучшие монументальные и живописные произведения русского церковного искусства в XIX в. Петр Васильевич Басин (1793-1877) учился в Академии художеств у В.К. Шебуева (1801- 1818). За картину «Христос изгоняет из храма торгующих» получил большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Среди написанных картин: «Освобождение ап. Петра из темницы» (копия с картины Рафаэля), «Причащение св. Иеронима» (МАХ). Федор (Фиделио) Антонович Бруни (1801-1875) был итальянцем по происхождению. Он учился в Академии художеств (1809- 1818) у А.Е. Егорова, А.И. Иванова и В.К. Шебуева. В 1818-1836 гг. и 1838-1841 гг. находился в Италии, где много работал. В 1826- 1841 гг. им были написанаы картины: «Медный змей», «Моление о Чаше» (ГРМ). С 1855 г. стал ректором Академии художеств. Ф.А. Бруни написал несколько образов для Казанского собора и церкви Зимнего дворца. В 1841-1845 гг. он создает 25 монументальных картонов для росписи Исаакиевского собора («Всемирный потоп», «Покров Богородицы») — (ГРМ). Его авторству принадлежит полотно «Тайная Вечеря», написанное для главного придела Благовещенского храма в Петербурге (ГРМ) и живописные работы для храма Христа Спасителя в Москве. Первым учителем Карла Павловича Брюллова (1799-1852) был отец, скульптор-орнаменталист. С 1809 г. Карл учился в Академии художеств у А.И. Иванова и А.Е. Егорова. В 1822 г. закончил Академию с большой золотой медалью за картину «Явление Аврааму трех Ангелов» (ГРМ). С 1823-1835 гг. он работает в Италии и приобретает широкую известность как портретист. По возращении на родину был приглашен преподавать в Академии художеств. К.П. Брюллов написал полотно «Введение во храм Пресвятой Богородицы» для Казанского собора Петербурга. В 1843-1848 гг. работает над стенными росписями Исаакиевского собора («Целование Иуды», «Бичевание Христа», «Христос перед Пилатом», «Несение Креста»)236, но начатую работу по росписи огромного плафона Исаакиевского собора вынужден был оставить из-за болезни237. Александр Андреевич Иванов (1806-1858) родился в семье профессора Академии художеств А.И. Иванова, который много трудился над церковными заказами. В 1827 г. окончил Академию художеств с большой золотой медалью за картину «Иосиф толкует сны в темнице хлебодару и виночерпию» (ГРМ). В 1845 г. за картину «Явление Христа Марии Магдалине» получил звание академика (ГРМ). Работая в Италии в 1833-1857 гг., писал грандиозное полотно «Явление Христа народу» (ПТ), однако разочаровавшись в сюжете и попав под влияние мистических учений, так его окончательно и не завершил. Выполнял эскизы для храма Христа Спасителя (ПТ), которые в силу многих причин не осуществились. Орест Адамович Кипренский (1782-1836) учился в Академии художеств (1788-1803) у Г.И. Угрюмова и Г.Ф. Дуайена. Талантливый живописец, график, он работал в стиле романтизма. В 1809 г. принял участие в росписях Казанского собора238. Тимофей Андреевич Нефф239 (1805-1876) родился в Эстляндии, художественное образование получил в Дрезденской Академии под руководством X. Гартмана, далее продолжил свое образование в Италии. В 1826 г. прибыл в Петербург, где скоро стал известен своими портретами. В 1832 г. получил звание придворного живописца Николая I. За живописные работы для малой церкви Зимнего дворца («Тайная Вечеря») получил в 1839 г. звание академика. С 1849 г. работает над росписями и картонами («прп. Исаакий Далматский», «Ангел смерти», «Ангел молитвы» и др.) для мозаик Исаакиевского собора, за что получает звание профессора. Работал над росписями храма Христа Спасителя в Москве. За свой строгий академический «стиль» получил прозвание «русского Рафаэля Менгса». С 1855 г. преподавал в Академии художеств. Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) родился в Новгородской губернии и был крепостным графа Миниха. С 1799 г. учился в Академии Художеств, но был отозван (1804 г.) и жил на Украине. Здесь он расписал несколько церквей, создал образа для иконостасов (1808 г. иконостас Кукавской церкви) и отдельные образа. С 1821 года постоянно жил в Москве. В 1823 г. получил вольную грамоту и стал академиком живописи. В.А. Тропинин более известен как мастер портрета, но много писал заказных икон в различные храмы Москвы и других городов. Василий Кузьмич Шебуев (1777-1855) учился в Академии художеств (1782-1797 гг.) у ИА Акимова и Г.И. Угрюмова. После окончания в качестве пенсионера был отправлен в Рим. С 1807 г. начал преподавательскую деятельность в звании академика по классу исторической живописи, а закончил — ректором живописи и ваяния (с 1832 г.). Работал над эскизами роспией купола и иконостаса для Екатерининской церкви в Академии художеств, а также над оформлением внутреннего убранства Казанского собора в 1807- 1811 гг. («Вознесение Богородицы», (ГТГ) три образа святителей). В 1820-1821 гг. росписывал дворцовую церковь в Царском Селе, где воссоздал утраченный в пожаре плафон. В 1827-1829 гг. принимает участие в писании композиций для Преображенского собора («Поклонение пастырей»), в 1837 г. — для храма Живоначальной Троицы. Он выполнял живописные работы и для собора в Тбилиси 1838 г. («Тайная Вечеря»240). Для церкви Благовещения Пресвятой Богородицы, построенной КА Тоном, он в 1847 г. выполнил большую композицию «Вознесение Христа» (ГРМ). В.К Шебуев в 1844-1848 гг. создал эскизы для живописного убранства Исааки- евского собора (ПТ). Целая плеяда прославленных русских живописцев первой половины XIX в. создала поистине уникальное художественное наследие России. Работы мастеров-академистов стали на один уровень с известными произведениями западных мастеров, а во многом и превышали их по мастерству и масштабности замысла. Уникально по своим масштабам и качеству работ внутреннее убранство Исаакиевского собора в Петербурге (1842-1858)241. В изобилующем росписями соборе как бы отсутствует деление на главные и.второстепенные композиции по уровню живописного мастерства. Художникам удалось создать на редкость целостную, гармоничную канву декоративных росписей храма. В немалой степени этому способствовал состав авторской и исполнительской группы живописцев, ядром которой были члены Императорской Академии художеств: Н.М. Алексеев, П.В. Басин, А.Е. Бейдеман, КИ. Брюллов, ФА. Бруни, СА. Живаго, ТА Нефф, В.К. Шебуев и др. Своеобразной доминантой живописного оформления Исаакиевского собора является колоссальная композиция плафона центрального купола (1608 м2), выполненная К.П. Брюлловым и П.В. Басиным. В центре купола изображена молящаяся Пресвятая Богородица в окружении св. Иоанна Крестителя, ап. Иоанна Богослова и сонма святых242. Многообразные живописные сцены, покрывающие плоскости сводов: аллегорические изображения, группы ангелов, композиция «Введение Единородного Сына Божия во Вселенную» и др., были исполнены Ф.А. Бруни, НА Майковым и П.М. Шамшиным. В парусах изображены евангелисты и картины «Страстей Христовых» (внизу) кисти П.И. Басина, он же расписал своды в основании четырех малых куполов. Среди них — изображения на исторические сюжеты, сцены жития святого Александра Невского, фигуры пророков и великомучеников. Своеобразная картинная галерея стенных росписей на библейские сюжеты украсила пространство подле аттика. Среди многих десятков композиций здесь расположились такие изображения, как «Сотворение мира» и «Всемирный потоп» Бруни; «Жертвоприношение Авраама» Плю- шара; «Иосиф в Египте, принимающий отца и братьев» А.Т. Маркова; «Переход израильтян через море» Н.М. Алексеева и многие другие. В великолепных резных из красного мрамора рамах на стенах и столбах размещено 20 картин из Новозаветной Истории. Среди них — «Покров Пресвятой Богородицы», «Введение во храм Пресвятой Богородицы», «Воздвижение Креста» ТА Неффа; «Преображение Господне», «Крещение» и «Благовещение» Муссина; «Успение Богородицы», «Вход Господень во Иерусалим», «Воскресение Христово» Штейбена. Почти все росписи храма выполнены в технике масляной живописи по специальному смоляному грунту. Эта апробированная художниками в других храмах столицы технология была выбрана как оптимальная в условиях сырого климата. Масляная живопись также позволяла достичь большей интенсивности цвета, нежели темперная роспись. Для колористического единства живописного оформления храма это имело существенное значение, поскольку живописные изображения сочетаются не только с полихромными поверхностями из различных пород мрамора и других камней, но и с таким мощным по цветовому звучанию элементом декора, как мозаичное панно243. Сам факт появления крупных мозаик в иконостасе будущего кафедрального собора столицы неслучаен. Император Николай I видел в этом храме продолжение древних русских традиций, ведущих свое начало от Византии244. Большой интерес к академической живописи в начале XIX в. вызвало появление при Петербургской Духовной Академии и семинарии иконописных классов. Во втором десятилетии XIX в. в качестве одной из основных дисциплин семинарии было введено иконописание, притом не на ремесленной, а на профессиональной основе, с использованием достижений отечественной и многих зарубежных школ станковой живописи. Среди преподавателей иконописания семинарии в первой половине XIX в. выделялись художник Заболотцкий и мастер церковной живописи академик Ф.Г. Солнцев. В первой половине XIX в. появляются провинциальные школы, в которых на профессиональной основе обучали академической живописи. Одной из первых явилась школа А.В. Ступина (1776- 1861) в Арзамасе245. Ступин создал сначала мастерскую, а затем школу живописи (1802), которая просуществовала около 60 лет. Здесь на примере академических образцов учили иконному делу. За время существования школы ее выпускники расписали десятки храмов и написали тысячи икон (церковь Воскресения в Арзамасе расписана в 1835 г. О.С. Серебряковым и сыном Ступина Александром). Ученик Ступина К.А. Макаров в 1828 г. открыл школу в Саранске, где иконописному мастерству и светской живописи обучалась молодежь. В 1835 г. появляется школа в Воронеже — под руководством Ф. Чурикова и школа в Казани — под руководством В.С. Турина. Выпускники их выполняли живописные работы во многих приходских и монастырских храмах. Все эти школы в 1850 г. были приняты под покровительство Академии художеств. Провинциальные живописные школы во многом способствовали быстрому распространению приемов и принципов академической живописи, ибо общий их уровень был достаточно высок. В качестве образцов использовались работы лучших живописцев Академии художеств. Во второй половине XIX в. количество подобных школ многократно увеличилось. Ко второй половине XIX в. формируется новая плеяда художников — выходцев из Академии художеств, трудившихся над украшением многих храмов в столицах и других городах. Алексей Тарасович Марков (1802-1878) — мастер религиозной и исторической живописи, обучался в Академии художеств у АЕ. Егорова и В.К. Шебуева. По окончании с малой золотой медалью Академии он 1830 г. был направлен в заграничную поездку. По возвращении на Родину получил звание академика за картину «Христианские мученики в Колизее». В 1865 г. получил звание заслуженного профессора живописи и долгие годы преподавал в Академии художеств. В Исаакиевском соборе Марков расписал два плафона, выполнения огромную картину «Иосиф в Египте встречает своих братьев», кроме того, Марков написал образа для иконостаса Благовещенской церкви и выполнил росписи парусов в Введенском храме Петербурга. Самой масштабной его работой стала роспись колоссального плафона «Триипостасный Бог» в храме Христа Спасителя в Москве. Над работой ему помогали трудиться И. Макаров, И.Н. Крамской, НА Кошелев. Николай Андреевич Кошелев (1840-1911) — исторический живописец. В 1861 г. он поступил в Академию художеств и в 1865 г. закончил ее с малой золотой медалью. Сразу после окончания учебы был приглашен вместе с И.Н. Крамским для росписи храма Христа Спасителя в Москве, где самостоятельно выполнил композиции «Господь на Престоле», «Слово Плоть бысть», «Семь Таинств» и «Поклонение Господу двадцати четырех царей-старцев». В 1878 г. за эти работы был признан профессором живописи. Среди картин на религиозную тему он написал «Погребение Христа», «Отрок Христос среди мудрецов», «Крестный ход» и др. Евграф Семенович Сорокин (1821-1892) — также исторический живописец; он родился в Костромской губернии, первоначальное обучение живописи получил у местного иконописца и вскоре расписал несколько храмов. В 1841 г. император Николай I, знакомясь с его работами, повелел принять его в Академию художеств, где он учился у А.Т. Маркова. В 1845 г., закончив Академию с золотой медалью, был отправлен в заграничную поездку. В 1859 г., вернувшись в Россию, стал преподавать живопись в Московском Училище ваяния и зодчества. За картину «Благовещение» получил звание академика. Сорокин много трудился над росписями храма Христа Спасителя в Москве, выполнил часть икон для центрального иконостаса храма и закончил работы, начатые ФА. Бруни, за что в 1878 г. его удостоили звания профессора живописи. Василий Семенович Сорокин (1833-1900) — брат Евграфа Семеновича. После окончания Академии художеств в 1862 г. получил малую золотую медаль. С 1863 г. он занимался изучением мозаичного искусства, а за исполнение мозаичных работ для левого придела Исаакиевского собора в Петербурге в 1869 г. получил звание академика мозаичного искусства. Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) родился в с. Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии, в семье сельского священника. Первоначальное образование получил в Духовном училище и семинарии. Одновременно брал уроки рисования и помогал художнику Э. Андриоли в росписи вятских соборов. Не окончив семинарию, поступил в Академию художеств (1868), где учился у П.В. Басина, В.В. Верещагина и П.П. Чистякова. После окончания Академии в 1875 г. Васнецов пребывает в заграничной поездке. По возвращении он остается в Москве и становится известным мастером религиозной и жанровой живописи. Одной из первых его работ стал проект и росписи храма Покрова Богородицы в Абрамцево. Затем он выполнил еще ряд изумительных по мастерству и художественному замыслу церковных заказов. С 1884 по 1894 гг. Васнецов работает над монументальными росписями храма св. Владимира в Киеве, выполняя самые ответственные работы246. Также ему принадлежат множество эскизов для мозаик храма «Воскресения Христова на крови» (1894-1896)247. С 1909 по 1911 гг. трудился над росписями храма «Христа Спасителя на водах»248. С 1904 по 1913 гг. Васнецов трудится за границей: писал образа для иконостаса храма св. Александра Невского в Софии и выполнял эскизы для мозаик собора св. Александра Невского в Варшаве. В архитектуре В.М Васнецов стал одним из первооткрывателей «неорусского» стиля, предвосхитил он и появление модерна. Его архитектурные идеи отличались простотой и содержательностью, но исходили большей частью из принципов чисто внешней декоративности, потому порой мало отвечали внутренним принципам построения древнерусского зодчества, основанного на соответствии внешних форм внутренней конструкции249. Михаил Васильевич Нестеров (1862-1942) происходил из купеческой семьи, первоначальное художественное образование получил в Московском Училище ваяния и зодчества (1877-1881), где учился у В.Г. Перова, А.К. Саврасова. Продолжил обучение в Академии художеств у П.П. Чистякова (1881-1884). Изначально он занимался исторической живописью («До государя челобитчики» «Избрание Михаила Федоровича на царство» — обе 1886 г.). С конца 80-х гг. целиком посвящает себя религиозной живописи. Нестеровым, совместно с В.М. Васнецовым, выполнены монументальные росписи во Владимирском соборе в Киеве (1893-1894), ему также принадлежат росписи храма св. Захарии и Елизаветы (1897-1899)250, эскизы для мозаик храма «Воскресения Христова на Крови» в Петербурге (1894-1896), росписи в Марфо-Мариинской обители в Москве (1907-1911) и др. Особым событием конца XIX в. в монументальной живописи стала роспись собора св. князя Владимира в Киеве (1884- 1894). Первоначальный проект его оформления (1883), составил В. Прахов251, он же сформировал творческую группу художников. Проект был выполнен с строгим соблюдением всех требований к оформлению православного храма. За десятилетний срок было расписано около 10000 м2 внутренних помещений. Руководство всеми художественно-живописными работами было возложено на молодого В.М. Васнецова. Он же вместе с М.В. Нестеровым выполнил все основные монументальные росписи собора; им помогали известные живописцы, работавшие в традиционной академической манере: П.А. Сведомский и И. Котарбинский. Небольшая часть работ была выполнена М.В. Врубелем252, А.С. Мамонтовым и Н.К. Пимоненко253. В центральной апсиде находится грандиозное изображение Божией Матери с Предвечным Младенцем (11 м)254. Богородица представлена в полный рост в облачениях византийской царицы, в экспрессивном движении в сторону молящихся. Она с невыразимой любовью нисходит к исстрадавшемуся человечеству и несет ему спасение в лице Своего Сына. Богомладенец простирает руки к падшему человечеству, осеняя благодатию. Особую силу и красоту изображению Богородицы придает вызолоченный фон, по краям которого в трепете изображены Херувимы и Серафимы; по традиции древних храмов ниже представлена композиция «Евхаристия», по сторонам которой изображены Архангелы Михаил и Гавриил с сонмом святителей и отцов Церкви. В центральном своде алтаря — композиции «Распятый Христос» и «Бог Отец». В главном куполе — традиционное поясное изображение Христа. Спаситель виден на фоне звездного неба и Млечного пути255. Сакральная глубина образа усилена передачей движения в сторону молящихся. В барабане главного купола помещена грандиозная композиция «Радость праведных о Господе». Кисти Васнецова принадлежат также изображения четырех евангелистов в парусах главного купола и образа тридцати русских святых на центральных столпах храма (прп. Прокопий Устюжский, свт. Никита Новгородский, свв. блгв. кн. Борис и Глеб и др.). Под хорами на фоне голубого неба в золотом сиянии в виде голубя изображен Святой Дух, к западу от Него — Отрок-Христос в белых одеждах с Крестом в руке — «Бог Слово». В центральной части, на северной стене расположена композиция «Адам и Ева в райском саду», на южной стене — «Падение прародителей», западная стена отведена композиции «Изгнание из Рая прародителей». На стенах собора Васнецову принадлежат такие композиции, как «Крещение князя Владимира», «Крещение киевлян», «Страшный Суд» и др.256 Масштаб работ и ограниченные сроки заставили А.В. Прахова привлечь, в частности, молодого живописца М.В. Нестерова, который выполнил работы (1890-1895), не нарушив общих творческих замыслов В.М. Васнецова. М.В. Нестеров написал образа для двух нижних и двух верхних иконостасов собора (16 фигур). Его кисти принадлежат «Рождество Христово», «Воскресение Христово» в боковых апсидах и «Богоявление» в крещальне. Выполняя росписи собора, Нестеров сумел найти свой творческий путь, который не расходился с общей идеей Васнецова. Работы Нестерова отличаются светлостью, нарядностью, изобилуют нежными красками. Умение художника придать своим росписям лиризм, особое духовное настроение, делают его произведения особо запоминающимися. Для большей выразительности в передаче неземной красоты Нестеров обильно помещает в свои работы цветы — символ пробуждающейся природы и духовной чистоты. Этот элемент — дань новейшему символизму — придает его работам значительную долю условности. В своих росписях Нестеров подчеркивает в образах кротость, благостность, умиротворение257. В оформлении собора принимали участие и художники, следовавшие старым академическим традициям в живописи. Так, ПА Сведомскому принадлежат росписи в южном приделе собора; композиции на тему книги Бытие (с первого по третий дни творения), композиция «Распятие» на западной стене. Художник В.И. Котарбинский писал композиции «Вход Господень во Иерусалим» (над боковыми дверями), «Чудо воскрешения Лазаря», «Преображение Господне» (на хорах), композиции на тему книги Бытие (с четвертого по шестой дни творения). Совместно оба живописца исполнили две большие росписи: над иконостасами «Тайная Вечеря» и «Моление о Чаше» (приделы), «Иисус перед Пилатом» (над северным входом). Росписи Владимирского собора открыли новый этап русской церковной живописи в России. Доминирующую роль в этом сыграл новый творческий подход В.М. Васнецова. Еще в одной из первых своих работ (храм Покрова в Абрамцево) художник наметил его; воплощение этих идей легло в основу грандиозных росписей Владимирского собора. Используя богатый опыт академической живописной школы, Васнецов сумел по-новому выразить настроение и требования эпохи и отразил то новое национальное направление, которое долго подавлялось западным влиянием. Будучи патриотом и человеком глубоко верующим, он попытался выразить русское Православие теми живописными средствами, которыми владел. Творческий поиск художника оказался наиболее близок и понятен его современникам. О росписях во Владимирском соборе, выполненных В.М. Васнецовым, М.В. Нестеров писал: «Там мечта живет, мечта о русском ренессансе, о возрождении давно забытого древнего искусства Дионисия, Андрея Рублева». Еще незаконченные росписи благодаря широкому литографическому тиражированию приобрели широкую известность. Во многих местах появляются росписи и иконы, выполненные «под Васнецова» (храм прп. Пимена в Новых Воротниках (1897) в Москве и др.). В конце XIX в. в России размах монументальных живописных работ достигает впечатляющего размера. Почти повсеместно в городских и сельских храмах поновляется живопись в традициях уходящего века. Зачастую работы выполняют мастера-ремесленники. Так, в киевском Кирилловском храме под руководством Н.И. Мурашко (1884) новыми росписями записали масляной живописью древние фрески (XII в.). В работах принимал участие М.А. Врубель. Он выполнил подмалевки ста пятидесяти фигур, композицию «Сошествие Святаго Духа» (на хорах), «Надгробный плач»258 и несколько образов для иконостаса (Богоматерь с Младенцем, свт. Кирилл, свт. Афанасий)259. Врубель участвует и в поновление росписей св. Софии Киевской. Успенский и Благовещенский соборы Московского Кремля полностью расписываются в технике масляной живописи к коронации св. Николая II (1896).260 Неоднократно проводилось поновление росписи в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры (1777, 1824, 1835, 1855, 1905). Фасады храмов почти повсеместно украшаются пестрыми, написанными на холстах композициями на Библейские и житийные сюжеты (Троицкий собор Лавры). Да и сами церковные здания, порой, оформляются в духе последних новшеств техники и науки261. Наиболее ярким событием начала XX в. стало появление удивительных по красоте и неповторимых по масштабам мозаичных композиций храма Воскресения Христова «на крови» в Петербурге (1907). Над эскизами мозаик трудились известные мастера живописи: В.М. Васнецов, А.П. Рябушкин, В.Е. Савинский, НА Бруни, В.В. Беляев и другие. Одной из последних монументальных работ в Москве стали росписи храма Марфо-Мариинской обители, выполненные под руководством-В.М. Нестерова. Творческий поиск художника, пройдя значительный путь от периода работы в храме св. Владимира в Киеве и эскизов к мозаикам храма «Воскресения на Крови» в Петербурге, привел мастера к модернизму в церковной живописи, что окончательно разрушило само понимание сущности религиозной живописи262. Монументальные росписи Грановитой палаты в Кремле (конец XIX в.), пожалуй, стали первым официальным признанием «народного» иконописания суздальских мастеров. Все работы велись под надзором известного археолога ГД Филимонова дедом, отцом и сыном Белоусовыми263. Уже сам факт обращения к иконописцам- крестьянам для выполнения кремлевских росписей был беспрецедентным. Эти росписи, возвращающие утраченное наследие прошлого, стали своеобразным противопоставлением засилию полу русской, полу-итальянской невыразительной по мысли и холодной по творческому воплощению официальной живописи. Большое значение в церковной культуре Петербурга во второй половине XIX в. имел Воскресенский Новодевичий монастырь, ибо там получило начало народное женское образование. Этому всесторонне способствовала великая княжна Ольга Николаевна (дочь Николая I). Она, будучи сама человеком всесторонне образованным, устроила при монастыре мастерские, где послушниц обучали художественному ремеслу. Именно благодаря ее заботам в обитель перевели из Горицкого монастыря в Белозерском крае монахинь (Артемию, Лидию), обученных живописи. Среди них выделялась редкостным талантом сестра Феофания264. Под руководством монахини Феофании (впоследствии игуменьи монастыря) и при покровительстве Ольги Николаевны буквально с первых шагов своего существования живописная мастерская начала активную работу. Поначалу труды художниц были направлены лишь на создание образов в церкви собственной обители. Эта грандиозная работа, охватившая несколько сотен разножанровых композиций, требовала не только самозабвенного усердия, но и большого профессионального мастерства.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|