ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДИНАМИКА ОРИЕНТАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИНа основе теоретического анализа проблемы общения, характеристики делового общения как особого вида взаимодействия выявлены особенности делового общения школьников, процесса формирования готовности к такому общению, его этапность и гипотетически определены пути реализации изучаемого процесса специально организованная деятельность по формированию готовности к деловому общению, осуществление учебной деятельности старшеклассников как совместной деятельности субъектов в различных организационных формах, реализация творческого характера стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников. Экспериментально-опытная работа осуществлялась одновременно по двум основным направлениям. Во-первых, поскольку исследование проводилось в естественных условиях учебного процесса и являлось его органичной частью, основное внимание было уделено целенаправленному созданию педагогами ситуаций совместной деятельности на уроках. Во-вторых, проводились специально организованные занятия с группами старшеклассников, включавшие лекции, беседы, позволявшие пополнить знания, и практикумы, способствовавшие формированию умении анализировать ситуации общения, выбирать наиболее приемлемый путь для достижения цели совместной деятельности. Для того чтобы проверить эффективность путей формирования готовности старшеклассников к деловому общению, в экспериментальную работу было включено 4 группы в группах А и В реализовывались все пути, группа Б не участвовала в специально opганизованной деятельности, готовность к деловому общению формировалась у старшеклассников этой группы в процессе совместной учебной деятельности и в процессе реализации творческого характера стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников, группа Г участвовала только в совместной учебной деятельности. Для определения эффективности специально организованной деятельности по формированию готовности к деловому общению нам было необходимо, во-первых, проанализировать процесс ее осуществления, во-вторых, выявить результаты каждого этапа и процесса в целом. В ходе специально организованной деятельности старшеклассники усваивают систему знаний об особенностях делового общения, овладевают умениями осуществлять деловое общение и техникой общения. Успешная реализация умений способствует формированию у них положительной мотивации к участию в деловом общении в ситуациях совместной деятельности в естественно существующем учебном процессе школы. Содержание занятий усложняется по мере приобретения старшеклассниками опыта реализации совместной учебной деятельности и делового общения. Выбор формы занятий (лекция, беседа, упражнение, ситуационно-ролевая игра, тренинг и др.) определяется задачами и содержанием занятий на определенном этапе изучаемого процесса. Участие старшеклассников в специально организованной деятельности дает им возможность самопознания, самооценки и анализа своих действий в реальных ситуациях совместной учебной деятельности и делового общения. Применение ими знаний, умений, техники общения, приобретенных в процессе специально организованных занятий, во-первых, предопределяет успешность их деятельности, во-вторых, предоставляет старшеклассниками возможность приобрести дополнительный опыт осуществления делового общения. Ведущим видом деятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе является учебная деятельность (учение), которую характеризуют регулярность, регламентированность, длительность, контролируемость, обязательность и др. Взаимодействие учителя и учащихся в учебном процессе осуществляется посредством общения. Содержание общения с целью обучения включает информационный, организационный и воспитательный аспекты. Цель делового общения в учебной деятельности старшеклассников - способствовать достижению высокого результата в усвоении учебного материала. Мы попросили учителей-предметников, работающих в экспериментальных классах, помогать старшеклассникам в организации и осуществлении групповой работы на уроках, вместе с ними анализировать после уроков степень участия старшеклассников в совместной деятельности, проявления самостоятельности, успешность индивидуальных и совместных действий в решении задач урока. Наблюдения за совместной учебной деятельностью старшеклассников показали, что во всех группах (А, Б, В, Г) на первом и втором этапах рассматриваемого процесса возникали проблемы, связанные с отсутствием знаний о деловом общении, умений его осуществлять и с невладением техникой общения. Однако участие старшеклассников групп А и В в специально организованной деятельности по формированию готовности к деловому общению значительно снизило срок адаптации к успешному осуществлению совместной групповой деятельности и делового общения в ее процессе. Мы полагали, что совершенствование умений старшеклассников осуществлять деловое общение в совместной деятельности, овладение техникой общения, достижение с помощью успешно реализованного делового общения высоких результатов в совместной учебной деятельности изменят их отношение и к самой совместной деятельности, и к деловому общению в ее процессе. Мы проследили динамику ориентации старшеклассников в совместной учебной деятельности, ориентацию на результат такой деятельности, на результат и процесс делового общения, на процесс делового общения в совместной деятельности. Нам представлялось важным помочь школьникам научиться так осуществлять деловое общение в ходе совместной деятельности, чтобы и результат был высоким, и общение удовлетворяло всех участников. Динамика ориентации старшеклассников групп А и В в совместной деятельности Таблица 1в % (чел.)
Таким образом, значительная часть старшеклассников группы А и В признала важность успешного делового общения в совместной учебной деятельности, помогающего достичь высоких результатов и получить удовлетворение от процесса делового общения всем его участникам. Динамика ориентации старшеклассников групп Б и Г в совместной учебной деятельности Таблица 2
В беседах со старшеклассниками этих групп мы выявили причины изменения их ориентации. Деловое общение помогает достичь положительного результата совместной учебной деятельности, повысить успеваемость. По мере совершенствования опыта совместной учебной деятельности и делового общения старшеклассники изменяли не только свое отношение к этим процессам, но и переоценивали свои возможности по реализации совместной групповой деятельности, возможности своих партнеров, вырабатывали стратегию подбора последних для решения конкретных задач, ориентируясь на деловые качества личности. Суждения старшеклассников о факторах успешности группового взаимодействия (в группах по 25 чел.) Таблица 3
Успешная реализация делового общения в совместной учебной деятельности увеличивает ее результативность. В то же время высокий результат деятельности способствует формированию мотивации к деловому общению. Совместное с педагогами осуществление этапов совместной деятельности и делового общения, обсуждение и анализ ситуаций делового общения и действий старшеклассников в функционально-ролевых позициях оказывают значительное влияние на характер взаимоотношений старшеклассников и педагогов. Стиль взаимоотношений претерпевает изменения, совершенствуется и приобретает творческий характер. Анализ материалов опросов, бесед позволил проследить динамику суждений старшеклассников о проявлениях характера стиля взаимоотношений с педагогами и обретения ими творческого характера в процессе реализации этапов формирования готовности к деловому общению. Динамика суждений старшеклассников о проявлениях характера стиля взаимоотношений с педагогами Таблица 4
Изучение материалов бесед со старшеклассниками, независимых характеристик педагогов, работающих в этих классах, но не принимающих участие в экспериментальной работе, позволили нам заключить, что характер стиля взаимоотношений педагогов и школьников оказывает значительное влияние на формирование готовности к деловому общению. Оно проявляется тогда, когда педагоги и старшеклассники совместно реализуют этапы делового общения в процессе совместной деятельности, совместно обсуждают и анализируют ситуации делового общения, осуществляют сотрудничество в учебной деятельности. Основой сотрудничества является творческий характер стиля взаимоотношений педагогов и школьников. Творческий характер отличает стиль взаимоотношений педагогов и старшеклассников тогда, когда обе стороны выбирают и /или создают новые способы взаимодействия, адекватные обстоятельствам и субъектам взаимодействия. Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Возникающее в процессе разнообразных видов деятельности деловое общение предопределено функциональными связями между людьми и в максимальной степени включает существенные личностные характеристики - способности, знания, умения, навыки, ценностные ориентации, установки и т. д. особенно те, которые реализуются в данном виде деятельности Деловое общение понимаетсянами как взаимодействие субъектов, требующее согласования индивидуальных действий партнеров по совместной деятельности для достижения совместного результата в условиях взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоответственности. Деловое общение школьников возникает и осуществляется в процессе их совместной учебной деятельности и имеет свои особенности. Оно организуется педагогами и реализуется под их руководством, вызвано необходимостью успешной совместной учебной деятельности и достижения высоких результатов, осуществляется школьниками интуитивно. Эти особенности определяют содержание целенаправленной работы по формированию готовности школьников к деловому общению в учебном процессе школы. Формирование готовности школьников к деловому общению в учебном процессе школы представляет целенаправленный процесс создания системы специальных и использования естественно сложившихся ситуаций взаимодействия, в ходе и в результате которых у школьников создается устойчивая положительная мотивация к участию в деловом общении, приобретаются и применяются знания, умения организовать и осуществлять деловое общение, происходит овладение техникой общения. Свойствами этого процесса являются двусторонний характер, протяженность во времени, явный и отсроченный результат. Протяженность во времени позволяет условно разделить его на этапы пропедевтический, репродуктивный, продуктивный и оценочно-коррекционный. Компоненты готовности (мотивационно-потребностный, когнитивный и операционально-деятельностный) определяют его критерии: - устойчивая положительная мотивация к участию в деловом общении; - наличие знаний об особенностях, средствах делового общения и способах его реализации, - владение умениями осуществлять деловое общение (ставить цель, планировать индивидуальные и совместные действия, распределять функции, действовать в функционально-ролевых позициях) и техникой общения (перцептивные умения, эмпатийность, вербальные и невербальные средства). В ходе исследования проведена экспериментальная апробация путей формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы. Установлено, что формирование готовности старшеклассников к деловому общению происходит успешнее, если оно целенаправленно организуется педагогами и реализуется в системе ситуаций взаимодействия; специально организуется деятельность по формированию готовности к деловому общению; учебная деятельность старшеклассников осуществляется как совместная деятельность субъектов в различных организационных формах; реализуется творческий характер стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников. Доказано, что реализация всех путей формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы должна идти одновременно. Только при одновременной реализации специально организованной деятельности по формированию готовности к деловому общению, совместной учебной деятельности старшеклассников в различных организационных формах и творческого характера стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников будет сформирована готовность старшеклассников к деловому общению. Опросы выпускников школы - теперь уже студентов различных ВУЗов г Казани - доказываютуспешность проведенной работы по формированию готовности старшеклассников к деловому общению. Подавляющее большинство опрошенных выразило удовлетворение своими умениями осуществлять деловое общение и степенью владения техникой общения. Суждения студентов подтверждаются мнениями преподавателей ВУЗов. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность. Особенно большое значение для психического развития ребенка имеет его общение с взрослыми, все свои человеческие, психические и поведенческие качества он приобретает исключительно через общение. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека. Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающий достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализации конкретной цели. Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространство – временная дистанция). Прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоции воздействия и внушения, чем косвенное, в нем непосредственно действуют социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставиться цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловое совещание, публичное выступление. Деловое общение понимаетсянами как взаимодействие субъектов, требующее согласования индивидуальных действий партнеров по совместной деятельности для достижения совместного результата в условиях взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоподдержки и взаимоответственности. Главная роль в процессе подготовки школьников к общению отводится организации ведущих сфер жизнедеятельности школьников и включает в себя педагогическое управление, самоуправление и самоорганизацию учащихся в классных и школьных коллективах. Формирование готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы есть целенаправленный процесс создания системы специальных и использования естественно сложившихся ситуаций взаимодействия, в ходе и результате которого у школьников создается положительная мотивация к участию в деловом общении, приобретаются и применяются знания, умения организовывать и осуществлять деловое общение, происходит овладение техникой общения. Пути формирования готовности старшеклассников к деловому общению в учебном процессе школы: - специально организованная деятельность по формированию - совместная учебная деятельность старшеклассников в различных организационных формах, творческий характер стиля взаимоотношений педагогов и старшеклассников Критериями готовности старшеклассников к деловому общению являются: - устойчивая положительная мотивация старшеклассников к участию в деловом общении, - наличие знаний об особенностях делового общения, - владение умениями осуществлять деловое общение (ставить цель, планировать, распределять функции, действовать в различных функционально-ролевых позициях) и техникой общения. Успешность будущей профессиональной деятельности человека зависит от знаний особенностей делового общения, от умений успешно его реализовывать в ситуациях совместной деятельности, избегать конфликтов, осуществлять стратегию и тактику подбора партнеров, выбирать адекватные ситуации способы поведения. Поэтому так необходимо уже в школьном возрасте владеть навыками делового общения и реализовывать их на практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Андреева Г.М. Социальная психология. М., МГУ,1988. 2. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. 3.Выготский Л.С. Избранные психологические исследования М., 1956. 4.Вечер Л.С. Секреты делового общения. Минск, 1996. 5.Горянина В.А.Психология общения. М., 2002.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|