Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Виды сказок (бытовые, волшебные, о животных), их особенности.

Русские народные сказки.

Давайте подумаем: откуда берёт своё начало современная литература? Она изменялась по мере развития человеческого общества. Первобытный человек во время работы, напевающий самую примитивную песенку, состоящую из звуков в такт стука камня о камень, был первым автором первого литературного произведения. Игры и хороводы, песни и прибаутки, сказки и танцы, рассказывающие об охоте – всё это – начало, корни литературы.

Каждый век имеет своё определение литературы. Литература (или иначе – словесность) относится к словесной деятельности человека. Язык или речь есть способ передачи мысли, способ общения. Люди разговаривают, общаются. Им это важно и интересно. Но проходит время, и разговор забывается, исчезает. Иногда у людей происходит не диалог, когда двое или несколько разговаривают, а все слушают одного. Вот, как вы сейчас слушаете меня. Или как на уроке вы слушаете учителя. Или дома слушаете маму. Когда говорит один человек – это монолог. Иногда такую речь записывают, чтобы не забыть что-то важное. Это уже будет – литературное произведение.

Вся литература делится на художественную и нехудожественную. В нехудожественной литературе автор ставит своей задачей – соответствие действительности в каждом отдельном утверждении и сообщении. Если этого соответствия нет, то значит автор заблуждается, ошибается или обманывает. В художественной литературе автор имеет право на вымысел, но он говорит так, что возбуждает в других интерес и такого рода чувства, какие человек переживает в действительной жизни. У людей есть потребность к такого рода литературе.

Литература является одним из видов искусства. Её называют ХУДОЖЕСТВЕННОЙ или ПОЭЗИЕЙ в широком смысле этого слова. В более узком смысле поэзия – то, что написано стихами, проза – то, что написано не стихотворной речью.

 

Язык как художественное средство.

Каждое искусство пользуется своими средствами для передачи художественного замысла и для создания художественного произведения. Музыка пользуется звуками, живопись – красками, скульптура – пластическими материалами. Литература пользуется для создания своих произведений языком. Поэтому, прежде чем приступить к изучению литературного произведения, необходимо ознакомиться, как пользуется писатель языком и КАК он достигает того, чтобы подбором слов и выражений передать свой замысел читателю, внушая ему то впечатление, которое входит как необходимая составная часть в этот художественный замысел.

Те средства языка, какими пользуется писатель для достижения необходимого эффекта, называются выразительными средствами языка. Каждый художник слова по-своему пользуется различными приёмами сочетания звуков, слов и фраз и по-своему умеет заставлять эти сочетания передавать его художественный замысел. Такая речь, несущая на себе отпечаток художественного своеобразия, называется стилем.

 

Та часть ПОЭТИКИ, которая изучает выразительные средства, пользование которыми даёт возможность художнику достичь этого своеобразия, называется стилистикой. Сюда входят вопросы о том, как художник пользуется подбором слов, как из этих слов он строит предложения и какую роль играет звук человеческой речи в художественном произведении.

Есть два условия литературной письменной речи: ЯСНОСТЬ и ЧИСТОТА,

ЯСНОСТЬ: текст должен полностью выражать мысль автора и не допускать других толкований. Необходимо избегать двухсмысленностей.

ЧИСТОТА: необходимо употреблять только те слова и обороты речи, которые понятны для всех, общеприняты.

Таким образом, искусство писателя состоит в умении избегать неясных и неправильных оборотов речи.

 

Сегодняшняя тема нашего занятия «Виды сказок. Их особенности».

В народном творчестве сказка, вероятно, самое большое чудо.

Мы не замечаем, как оказываемся во власти вымысла, и каким интересным становится всё, о чём ведёт речь сказочник. Сказки делятся на 1) волшебные 2) бытовые и 3) сказки о животных.

 

В сказках о животных, конечно же, они и являются главными героями. Правда этих сказок в том, что хотя в них и говорится о животных, но воспроизводятся похожие человеческие ситуации. Тем сказки и интересны. Здесь лиса – хитрый и жадный человек, волк – это глупый и злой, зайчик добрый, но трусливый, ворон – мудрый. Так можно дать характеристику каждому животному, каждому герою сказки. К этим сказкам мы отнесём «Волк и семеро козлят», «Кот и лиса», «Теремок» и другие.

В бытовых сказках героями будут старик со старухой, царь и солдат, поп и работник, барин и мужик. Самая известная из сказок – «Каша из топора». Это – самый яркий пример бытовой сказки. Здесь есть умный и находчивый солдат, и глупая жадная старуха. Смекалкой и умением всё делать, солдат варит кашу из топора и кормит старуху. А «недоварившийся» топор забирает в дорогу. К бытовым сказкам будут относиться: «Как мужик гусей делил», «Мужик и барин», «Горе», «Неумелая жена» и другие.

К волшебным сказкам относятся сказки, в которых есть чудеса: волшебная палочка, скатерть-самобранка, ковёр-самолёт. Героями таких сказок могут быть волшебники, феи, колдуны. Самая известная из этих сказок – «Царевна-лягушка». Здесь много превращений, много волшебства. Но вывод всегда один - добрые и трудолюбивые одерживают верх над злыми и ленивыми. К волшебным сказкам относятся: «Иван-царевич и серый волк», «Финист – ясный сокол», «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что», «Морской царь и Василиса Премудрая», «Волшебное кольцо».

 

В сказках обязательно есть СЮЖЕТ.

 

Сюжет– система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Лирические произведения сюжета не имеют. В редких случаях сюжет может отсутствовать в эпических, лиро-эпических и даже драматических произведениях. В тех произведениях, основу которых составляет сюжет, большую роль также играют несюжетные элементы (описания, авторские отступления, диалоги и монологи). Событие или система событий, изображаемые писателем, протекают во времени, в причинно-следственных связях и отличаются относительной завершённостью. Отсюда – элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Иногда в произведениях некоторые из этих элементов ослаблены или отсутствуют. Романы и драматические произведения отличаются многосюжетностью. В том, какие события положены в основу произведения, как они развиваются, сказывается мировоззрение, творческая индивидуальность, мастерство писателя, его понимание действительности и законов искусства.

 

Экспозиция– изображение положения действующих лиц, обстоятельств и обстановки, в которых они находятся до начала действия. Экспозиция может быть краткой, данной всего в нескольких строках, или распространённой. Она может быть прямой, т.е. предшествовать завязке, или задержанной, т.е. следовать после других элементов сюжета.

 

Завязка– начальный момент в развитии событий, изображённых в художественном произведении. Завязка может быть подготовлена экспозицией или открывать действие внезапно. Неподготовленная завязка придаёт действию стремительность, остроту. В завязке читатель получает первые представления об изображаемых характерах и конфликте между ними.

 

Кульминация – высшее напряжение действия в художественном произведении. Особенно острой кульминация бывает в драматическом произведении.

 

Развязка – заключительный момент в развитии действия художественного произведения. Конфликт произведения, борьба и столкновение действующих лиц приводят к своему завершению в развязке. В ней заключены последние штрихи характеров действующих лиц. Развязка обычно следует за кульминацией.

 

Сказка — удивительное творение человеческого гения, она возвышает человека, радует его, дает веру в свои силы, в будущее, увлекает достижимостью того, что кажется вроде бы совершенно невозможным...

Фольклор, таким образом, в отличие от литературы, искусство не только словесное. Оно включает в себя жест, элементы театральной игры, мелодию, пение. Это искусство многосоставное, синтетическое. Кроме того, это искусство коллективное, потому что фольклорное произведение создается в народе, передается и шлифуется на протяжении долгого времени. А сказочник — не автор, а исполнитель сказки, хотя он, конечно, в меру своего таланта вносит в сказку нечто новое, обогащает ее. Поэтому у сказки есть много вариантов, но нет, как у литературного произведения, единственного, установленного волей автора канонического текста , который один только и должен быть представлен читателю.

Очень важно заметить, что сказочник основывается на традиции рассказывания и следует ей: попытайся он нарушить традицию, отойти от нее — слушатель тотчас уловит искусственность, фальшь.
Что же такое сказка? Чем она отличается от мифа, легенды, предания?

Мифами обычно считают сказания, в которых передаются представления людей первобытного общества и древности о происхождении мира и всего мироздания, всего живого на земле, о различных явлениях природы, о божествах, духах и обожествленных героях. Мифы дают объяснение — но объяснение фантастическое — происхождению элементов мироздания, Солнца, Луны и звезд, рассказывают, как появились на земле народы.

Народы мира живут на одной планете, развиваются по общим законам истории, как бы ни были своеобразны пути и судьбы каждого из них, условия обитания, языки. В сходстве исторической народной жизни, очевидно, и следует искать ответ на вопрос о том, в чем же причины похожести, близости сказок народов, живущих на разных континентах, и в чем причины усвоения заимствованных сказок.

Важным условием заимствования можно считать «встречное течение», когда в фольклоре, который заимствует, уже есть нечто похожее, хотя и более элементарное и не столь выдающееся по художественным достоинствам.
Говоря о сказках разных народов со сходными сюжетами, необходимо отметить три основных случая. Во-первых, сказки формируются в среде какого-либо народа, а потом перемещаются в другие страны, впитывают воздействие местной фольклорной традиции (например, традиционные зачины, мотивы, манеру обрисовки сказочного образа и т. д.), приспосабливаются к местным обычаям, впитывают местный колорит. Во-вторых, есть сходные сказки, которые возникают независимо друг от друга в разных странах в силу общности быта, психологии, условий и законов социально-исторического развития народов. Эти сказки имеют черты сходства, но они не заимствованы, заимствованы лишь эпизоды и подробности.

Сказка ярче и показательнее, чем другие жанры устного народного поэтического творчества, одновременно демонстрирует национальное своеобразие фольклора и его единство во всемирном масштабе, открывает общие черты, присущие человеку и человечеству, в основе исторического развития которого лежат общие законы.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Функції спілкування. У характеристиці спілкування важливими є його функції | КЛІНІЧНА КАРТИНА ТА ТИПОВИЙ ПЕРЕБІГвгору

Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных