Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Постиндустриальное общество и его сущность.




Индустриальное общество создает предпосылки для перехода к следующему этапу развития общества. Он связан с появлением рубежа, характеризующего переход от индустриального общества к обществу постиндустриальному.

Во всемирном масштабе постиндустриальное общество еще только начинает складываться: в одних странах его основы уже почти сформировались (например, Швеция, Голландия), в других до этого еще далеко. Человечество, в целом, находится сегодня в условиях нового тупика, порожденного следующими факторами:

- ростом и качественным изменением вооружения; оружие, накопленное в ХХ веке, может уничтожить планету в считанные минуты; отсюда – начиная с 60-х годов, в мире ведется работа по разоружению и ограничению оружия массового уничтожения;

- экологической проблемой; если не произойдет технологической революции, в результате которой природа и общество будут находиться в состоянии гармонии, «сотрудничать» и сформируется безотходное производство, то планета тоже будет уничтожена, только за более длительный срок;

- бессмысленностью накопления товаров; это утверждение не столь очевидно, как первые два: признать второстепенность изобилия вещей можно только при очень высоком и стабильном в течение десятилетий развитии производства вещного богатства, когда изобилие становится чем-то само собой разумеющимся. Такие рассуждения – это не призыв к аскетизму. Но следует иметь в виду: 1) важно ориентироваться на конечный результат – удовлетворение потребностей человека; 2) важно не столько количество потребностей, сколько их качество; 3) важно не столько расширение потребностей, сколько их возвышение. Сегодня уже есть опыт стран, где на первое место, при изобилии товаров, начинают выходить не материальные потребности, а гуманитарные ценности.

Выход из тупика нужно искать в следующем:

1. В изменении представлений о богатстве. Подлинное богатство - это то, что не исчезает, а, наоборот, увеличивается в процессе потребления – знание, наука, искусство, общение, то есть духовные ценности.

2. В решении нравственной проблемы, а именно воспитании такого человеческого качества, как бережливость. Не скаредность. Она хорошо была известна и в эпоху индустриального общества, а бережливость как антипод нетерпимости, например, бережное отношение к другому человеку, независимо от его социального положения, цвета кожи. «Поступай с другими так же, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой» - вот девиз такого отношения. Бережное отношение к природе, которое можно выразить так: «берегу природу не потому, что боюсь штрафа, а потому, что по-другому не умею, ощущаю природу как продолжение собственного тела».

3. В постепенном переходе от индустриального труда как главного вида производительного труда к производству, когда человек – это подлинная цель общества и деятельность общества по его воспитанию, образованию, лечению, развлечению занимает главенствующее место по сравнению с сельским хозяйством или промышленностью. Результаты научно-технической революции ХХ века показали, что вложения в человека наиболее рентабельны для общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые появился в США в 50-е годы ХХ века. Первоначально это общество понимали как продолжение линейного прогресса: экономический рост, повышение благосостояния людей, технизация и автоматизация труда. С конца 60-х годов термин «постиндустриальное общество» наполняется новым содержанием. В целом, постиндустриальное общество понимается как такое, которое в перспективе преодолеет господство экономики над людьми и основной формой жизнедеятельности сделает развитие человеческих способностей.

Основные черты и особенности постиндустриального общества.

1. Главной производительной силой этого общества становится не материальное производство (промышленность и сельское хозяйство), а информатика, наука, сфера обслуживания.

2. Важным фактором развития общества становится система образования, когда социальный прогресс будет, в основном, зависеть не от капиталовложений в промышленность, а от капиталовложений в образование и науку. Для этого страны проводят различную образовательную политику.

Например, на Тайване с начала 50-х годов была развернута широкая программа развития высшего образования, и уже в 60-е - каждый третий выпускник школы становился студентом университета. Из-за отсутствия собственных университетов значительная часть выпускников отправлялась за государственный счет в США и Канаду. Уже в 70-е годы число студентов на Тайване на душу населения превышало аналогичный показатель в Великобритании. Все это позволило, несмотря на бедность ресурсов, вывести страну в 80-х годах в число «тихоокеанских тигров». В настоящее время валовой национальный продукт Тайваня превышает четверть этого показателя для громадного Китая. Данный пример показывает, что успешным экономическим реформам на Тайване предшествовали значительные опережающие вложения в образование. Эти вложения являлись не следствием, а одной из важных предпосылок успеха.

3. В постиндустриальном обществе преобладают социальные и профессиональные группы специалистов высокой квалификации - менеджеров, ученых, техников.

4. Ведущая роль переходит к научно-исследовательским центрам, университетам. Командные высоты в системе управления постепенно переходит к элите ученых.

5. В постиндустриальном обществе будет принципиально меняться характер и содержание труда. В традиционном понимании труд – это деятельность по производству товарной массы, вещного богатства. Такой труд останется всегда, но не в качестве главного. Центральным будет труд по «производству человека». Должна осуществиться переориентация с производства вещей на «производство людей», и физическое (возрастание роли и возможностей медицины), и духовное (воспитание, образование). Человек не должен быть средством достижения каких-либо целей, он сам должен стать главной целью общества.

6. В постиндустриальном обществе возрастет свобода человека, разовьется новое качество частной жизни и, прежде всего, внутренняя, духовная жизнь, непосредственное межличностное общение, личное и семейное потребление.

Итак:

В постиндустриальном обществе главной проблемой становится организация науки и образования, совершенствование информации.

11. СУЩНОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВЫЙ ХАРАКТЕР

КОМПЬЮТЕРНОЙ РЕВОЛЮЦИИ.

Широкое использование компьютеров в самых разнообразных сферах человеческой деятельности стали основой новой революции в науке и технике конца ХХ века, которую можно назвать ИНФОРМАЦИОННОЙ или КОМПЬЮТЕРНОЙ. По многообразию и глубине проникновения в различные области общественной жизни компьютерная техника не имеет себе равных среди других научно-технических достижений второй половины 20-начала 21 века. Аккумулируя в себе опыт предшествующей научной деятельности, компьютер представляет собой поистине продукт и средство развития современной науки, техники, других социальных сфер.

Компьютерная революция постепенно формирует общество нового типа – информационное или постиндустриальное общество.

Теория этого общества стала разрабатываться с середины ХХ века американскими социологами З. Бжезинским. Д. Беллом, А. Тоффлером. Становление постиндустриального общества они справедливо связывали с доминированием информационного сектора экономики. Основой этого нового общества будут информация, знание, наука. Информационные технологии действительно оказали на общество, поистине революционизирующее воздействие. Решающее значение здесь приобретают теоретические знания, объем которых становится столь большим, что обеспечивает качественный скачок – развитые средства коммуникации обеспечивают свободное распределение знаний. Знание и информация превращаются в условие власти; доступ к информации – в условие свободы. Знание становится коллективным достоянием. Наука, информация, по существу, не отчуждаются ни от их создателя, ни от того, кто ими пользуется. Таким образом, для постиндустриального общества характерно, предсказанное еще К. Марксом, единство индивидуальной и общественной (но не государственной!) собственности на «основной продукт и производственный ресурс», то есть науку и информацию. Однако для достижения такого прогрессивного социального явления не было необходимости в уничтожении частной собственности, проведении социалистической революции, установлении диктатуры пролетариата и т.п., как предполагал К. Маркс.

А. Тоффлер еще в 60-е годы ХХ века отводил главную роль в процессе демократизации «телекоммуникационной кабельной сети» - Интернету, что обеспечит двустороннюю связь граждан с правительством, позволит учитывать их мнение при выработке политических решений. Техническая база для подобных и других демократических процессов сегодня уже есть, в том числе и в нашей стране. Другой вопрос – есть ли желание правящей элиты использовать подобные возможности в полной мере.

Компьютерную революцию можно считать началом РЕВОЛЮЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ. (Сегодня уже понятно, что она связана с нанотехногиями.) Одним из важных результатов технологической революции должно стать достижение гармонии во взаимосвязи общества и природы. Мероприятия по охране природы, очистные сооружения и т.п. – все это только первые шаги. Главный смысл в том, чтобы взаимодействие общества и природы превратилось в единый безотходный организм по аналогии взаимодействия различных структур в самой природе.

Компьютеры сегодня широко используются в научно-исследовательской деятельности: и в ходе экспериментов, и при обработке их результатов, и при планировании научно-технических задач, и ходе конструирования технических устройств и т.д. Компьютеры значительно повышают эффективность всех научно-технических процессов.

Однако последствия внедрения компьютеров в сферу научно-технической деятельности носят неоднородный, противоречивый характер, оказывают как позитивное, так и негативное влияние на субъекта деятельности, способны обострять противоречие «человек-машина».

С одной стороны, широкое внедрение компьютеров в процесс научно-технического поиска, в инженерную, проектно-конструкторскую деятельность, в научную организацию труда и т.п. существенно совершенствуют эффективность указанных и других форм деятельности человека:

- повышают уровень профессиональной культуры;

- повышают общественную и индивидуальную производительность труда;

- радикально сокращают малоквалифицированный труд;

- расширяют свободу в выборе и постановке целей;

- совершенствуют умение четко формулировать задачу;

- ведут к появлению новых профессий и радикально изменяют суть и содержание уже существующих.

В настоящее время созданы компьютеры, которые могут осуществлять около 4 трлн. операций в секунду, они работают в 15 тысяч раз быстрее, чем обычные персональные компьютеры. Объем их памяти в 80 тысяч раз больше, чем у «персоналок». Вскоре ожидается появление компьютера, который будет осуществлять 10 трлн. операций в секунду. Такие компьютеры будут, например, применяться для проведения виртуальных ядерных испытаний, для контроля за имеющимся ядерным вооружением, созданием новых лекарственных препаратов без лабораторных экспериментов.

В целом работа с компьютером дисциплинирует мышление, предполагает высокий уровень профессиональных знаний и общей культуры, повышает степень удовлетворенности трудом.

С другой стороны, работа с компьютером содержит и возможность негативных последствий, поскольку она требует больших физиологических нагрузок, предъявляет повышенные требования к интеллектуальным, оперативно-техническим возможностям и способностям исследователя. Все это может привести к ряду профессиональных заболеваний таких, как гиподинамия, ухудшение зрения и т.п.

Важное место среди негативных последствий работы пользователя, особенно в сети Интернет, занимает высокий уровень психологических, эмоциональных нагрузок, моральной ответственности, что может привести к личностным потерям нравственно-психологического характера:

- дефициту эмоционального общения;

- утрате связи с личностным аспектом задачи;

- появлению представлений о возможности непротиворечивого, комфортного общения за пределами работы в сфере информатики;

- преувеличенному осознанию собственной значимости (завышенная самооценка личности);

- пренебрежению духовными ценностями;

- персонификации компьютера, то есть превращению его в некую персону, к которой можно испытывать раздражение, вражду, дружбу, нежность и т.п.

12. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

КОМПЬЮТЕРИЗАЦИИ.

Во-первых, это гуманизация научно-технического прогресса. В целом здесь предусматривается решение двуединой задачи: с одной стороны, приспособление техники к потребностям и возможностям человека, с другой – формирование возможностей самого человека, в том числе и нравственно-психологических, в соответствии с потребностями прогрессивной техники.

Во-вторых, воспитание компьютерной культуры, умения не только работать с включенным в машину программным обеспечением, но и самому формулировать новые задачи, совершенствуя тем самым творческий потенциал мышления, концептуальный аппарат, соответствующий компьютеру.

ИТАК, эффективность последствий компьютерной революции зависит как от решения чисто технических, так и сугубо гуманитарных, социальных проблем и, прежде всего, от господствующих нравственных норм, уровня демократии, обеспечения правовых гарантий деятельности пользователя, повышения его ответственности и заинтересованности в результатах своей работы.

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных