Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Самооценка эмоциональных состояний




Для их измерения применяется сокращенный вариант методики, разработанной американскими психологами А. Уэссма-ном и Д. Риксом. Измерение проводится в десятибалльной системе.

 

Таблица 63. Шкала самооценки ситуативной тревожности

Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет.

  Предложения Нет, это совсем не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно
1. Я спокоен        
2. Мне ничто не угрожает        
3. Я нахожусь в напряжении        
4. Я испытываю сожаление        
5. Я чувствую себя свободно        
6. Я расстроен        
7. Меня волнуют возможные неудачи        
8. Я чувствую себя отдохнувшим        
9. Я встревожен        
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения        
11. Я уверен в себе        
12. Я нервничаю        
13. Я не нахожу себе места        
14. Я взвинчен        
15. Я не чувствую скованности, напряженности        
16. Я доволен        
17. Я озабочен        
18. Я слишком возбужден и мне не по себе        
19. Мне радостно        
20. Мне приятно        

 

Шкала «Спокойствие – тревожность»: 10) Совершенное и полное спокойствие. Непоколебимо уверен в себе. 9) Исключительно хладнокровен, на редкость уверен и не волнуюсь. 8) Ощущение полного благополучия. Уверен и чувствую себя непринужденно. 7) В целом уверен и свободен от беспокойства. 6) Ничто особенно не беспокоит меня. Чувствую себя более или менее непринужденно. 5) Несколько озабочен, чувствую себя скованно, немного встревожен. 4) Переживаю некоторую озабоченность, страх, беспокойство или неопределенность. Нервозен, волнуюсь, раздражен. 3) Значительная неуверенность. Весьма травмирован неопределенностью. Страшно. 2) Огромная тревожность, озабоченность. Изведен страхом. 1) Совершенно обезумел от страха. Потерял рассудок. Напуган неразрешимыми трудностями.

Шкала «Энергичность, бодрость – усталость»: 10) Порыв, не знающий преград. Жизненная сила выплескивается через край. 9) Бьющая через край жизнеспособность, огромная энергия, сильное стремление к деятельности. 8) Много энергии, сильная потребность в действии. 7) Чувствую себя очень свежим, в запасе значительная энергия. 6) Чувствую себя довольно свежим, в меру бодр. 5) Слегка устал. Леность. Энергии не хватает. 4) Довольно усталый. Апатичный (сонный). В запасе не очень много энергии. 3) Большая усталость. Вялый. Скудные ресурсы энергии. 2) Ужасно утомлен. Почти изнурен и практически не способен к действию. Почти не осталось запасов энергии. 1) Абсолютно выдохся. Не способен даже к самому незначительному усилию.

Шкала «Приподнятость – подавленность»: 10) Сильный подъем, восторженное веселье. 9) Очень возбужден и в очень приподнятом состоянии. Восторженность. 8) Возбужден, в хорошем расположении духа. 7) Чувствую себя очень хорошо. Жизнерадостен. 6) Чувствую себя довольно хорошо, «в порядке». 5) Чувствую себя чуть-чуть подавленно, «так себе». 4) Настроение подавленное и несколько унылое. 3) Угнетен и чувствую себя очень подавленно. Настроение определенно унылое. 2) Очень угнетен. Чувствую себя просто ужасно. 1) Крайняя депрессия и уныние. Подавлен. Все черно и серо.

Шкала «Уверенность в себе – чувство беспомощности»: 10) Для меня нет ничего невозможного. Смогу сделать все, что захочу. 9) Чувствую большую уверенность в себе. Уверен в своих свершениях. 8) Очень уверен в своих способностях. 7) Чувствую, что моих способностей достаточно и мои перспективы хороши. 6) Чувствую себя довольно компетентным. 5) Чувствую, что мои умения и способности несколько ограничены. 4) Чувствую себя довольно неспособным. 3) Подавлен своей слабостью и недостатком способностей. 2) Чувствую себя жалким и несчастным. Устал от своей некомпетентности. 1) Давящее чувство слабости и тщетности усилий. У меня ничего не получается.

Испытуемому дается инструкция: «Опишите состояние. Прошу вас выбрать в каждом из предложенных наборов суждении то, которое лучше всего описывает ваше состояние сейчас. Номер суждения, выбранного из каждого набора, запишите в соответствующей строке для ответов».

Измеряются следующие показатели: П (показатель) 1 – С (самооценка) «Тревожности – спокойствия» (индивидуальная самооценка равняется номеру суждения, выбранного испытуемым из данной шкалы. Аналогично получаются индивидуальные значения по признакам П2, ПЗ, П4). П2 – С «Усталости – энергичности». ПЗ – С «Подавленности – приподнятости». П4 – С «Чувства беспомощности – уверенности в себе». П5 – суммарная (по четырем шкалам) С состояния И5=И1+И2+ИЗ+И4, где И1, И2, ИЗ, И4 – индивидуальные значения по соответствующим признакам.

Экспресс-оценка эмоциональных состояний спортсмена определяется с помощью «градусника» состояний, предложенного Ю. Я. Киселевым. «Градусник» представляет собой шкалу, состоящую из 10 делений (рис. 23) или из 100 делений (в этом случае можно сразу выявить процентные соотношения).

Спортсмену предъявляется данная шкала, на которой он должен сделать отметку того уровня состояния, который он испытывает в данный момент. Измеряются следующие показатели: 1) самочувствие; 2) настроение; 3) желание тренироваться; 4) удовлетворенность тренировочным процессом; 5) отношения с товарищами; 6) отношения с тренером; 7) спортивные перспективы; 8) готовность к соревнованиям.

Тест занимает минимум времени, и с его помощью можно измерить любой момент, а также любой компонент или комплекс компонентов предстартового, соревновательного и после-соревновательного состояния.

 

§ 2. СОСТОЯНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ

Эмоциональная напряженность характеризуется временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, что в свою очередь сопровождается различными достаточно выраженными вегетативными реакциями и внешними проявлениями эмоций.

Возникает и развивается она в связи с различными эмоциогенными, психогенными, стрессогенными и другими факторами, т. е. очень сильными воздействиями на эмоционально-волевую, психическую, соматическую сферу, сопровождаемыми различными эмоциональными реакциями, переживаниями. Быстрота и степень развития у человека напряженности во многом определяются индивидуальными психологическими особенностями, в частности уровнем эмоциональной устойчивости личностной тревожности как способности противостоять эмоциогенным воздействиям, индивидуальной личностной значимости этих воздействий (отношением человека к этим воздействиям) и его исходным состоянием (в том числе функциональным состоянием, состоянием здоровья и др.).

Эмоциональную напряженность следует отличать от эмоционального и психического напряжений, возникающих в связи с мобилизацией функциональных возможностей. На фоне специфических эмоций в связи с соответствующими волевыми актами или в условиях активного ожидания какой-либо деятельности, ощущения готовности к ее выполнению может перерасти в напряженность.

Напряженность следует также отличать от эмоционального возбуждения, характеризуемого относительно пассивными ответами на эмоциональные воздействия. Сильное эмоциональное возбуждение, так же как и напряжение, может перерасти в напряженность. Некоторые авторы такое напряжение называют операциональной напряженностью, в отличие от психической напряженности как негативного состояния, связанного с понижением устойчивости психических процессов.

Выявление состояния напряженности осуществляется преимущественно путем оценки трех сопровождающих его компонентов: внешних проявлений эмоций, вегетативных физиологических реакций и устойчивости психических, психомоторных процессов.

Внешние (телесные) проявления напряженности

1. Эмоциональные реакции в мимике.

2. Различные выразительные движения (пантомимика).

3. Проявление скованности как показатель развития непроизвольного напряжения мышц.

4. Проявление тремора (дрожание) рук, ног, на лице.

5. Выражение покраснения кожи (особенно пятнами) на лице, побледнение (вазомоторные реакции).

6. Выраженные непроизвольные движения глазами («бегающие зрачки»), в том числе заметное расширение или сужение зрачков.

7. Пиломоторные реакции (появление «гусиной кожи» и др.).

8. Изменения в фонации и артикуляции речи. Некоторые из перечисленных внешних проявлений (тремор, покраснение-побледнение, изменение диаметра зрачков, пиломоторные реакции) определяются соответствующими физиологическими, вегетативными сдвигами.

Критерии условных оценок внешних проявлений эмоций, предложенные В. Л. Марищуком, в мимике, скованности, треморе, вазомоторных реакциях представлены на таблице 64.

Изменения в диаметре зрачка на фоне сильных эмоций могут оцениваться как специальным прибором (пуллометром), так и по упрощенной схеме, с помощью карточки, на которой нанесены кружки 1,5 мм, 2 мм, 2,5 мм, 3 мм, 3,5 мм, 4 мм. Карточка приставляется рядом с виском, и экспериментатор визуально сопоставляет величину зрачка с кружками на карточке. Сравниваются исходная величина зрачка и величина после эмоционального воздействия. Увеличение диаметра зрачка (на фоне постоянной освещенности) на 1 мм оценивается снижением оценки на 1 балл. Дополнительная информация заключается в том, что увеличение зрачка свидетельствует о реакции симпатической нервной системы и чаще сопровождается неблагоприятными изменениями в психологических показателях, напротив, сужение зрачка (ваготоническая реакция) чаще сопутствует росту решимости, готовности к деятельности.

Пиломоторные реакции на фоне эмоциогенных воздействий (при сохранении температурных условий), чаще сопровождают неблагоприятные изменения в устойчивости психических процессов. Это же можно сказать о выраженных непроизвольных изменениях в тембре, тоне и артикуляции речи (появление из-за эмоций визгливости, хрипоты, переходов на писк или бас, появление заикания, «заглатывания» слогов, удлинение пауз между словами и др.). Исключение составляет интонация решимости, твердости волевого решения («металл в голосе»). Существуют также точные инструментальные приемы анализа частотных и иных характеристик речи, по которым судят о динамике эмоционального состояния (например, у космонавтов).

Вегетативные и другие физиологические реакции при эмоциях

1. Изменение (прежде всего резкое повышение без физической нагрузки) частоты пульса, а также изменение в ритмичности пульсовых сокращений.

2. Изменение в кровяном давлении (особенно наличие реакций по гипертоническому или гипотоническому типу, хотя в обычных условиях при физических нагрузках ответы были нормотоническими).

3. Изменения в ритме дыхания (особенно резкое сокращение фазы выдоха и искажение обычной структуры дыхательного цикла).

4. Выраженные изменения в КХР, потоотделение без температурных и физических нагрузок (особенно обильный профузный пот), изменение температуры кожи без температурных воздействий.

5. Изменение в уровне основного обмена.

6. Повышение перистальтики кишечника, повышенный диурез (вплоть до конфузного исхода).

7. Различные физиологические сдвиги, оцениваемые как клинические симптомы:

· изменение в ЭКГ – удлинение интервалов РО, снижение вольтажа зубца Т, горизонтальное положение отрезка Т с последующим крутым переходом в зубец Т и др. (при обычной ЭКГ в спокойном состоянии и после небольшой дозированной физической нагрузки);

· различные изменения в картине ЭЭГ по сравнению с исходными данными (например, появление медленных волн);

· изменение дермографизма (заметное его увеличение по сравнению с исходными данными);

· различные изменения в элементах крови, мочи, слюны (уменьшение числа лимфоцитов и особенно эозинофилов в белой крови на фоне сильных эмоций, изменение щелочной реакции крови и др.).

8. Оживление на фоне сильных эмоций симптомов орального автоматизма, в частности хоботкового, сосательного и ладонно-подбородочного рефлексов, а также заметное повышение или понижение ряда других рефлексов.

При изменении пульса внимание обращается не только на рост его частоты, но и на ритмичность. Весьма значительным увеличением частоты пульса в ответ на эмоциогенное воздействие (без физической нагрузки) можно считать его удваивание (условная оценка 1, характеризующая также и силу воздействия), увеличение частоты сердечных сокращений (на 30 – 32 удара – оценка 2; на 24 удара – оценка 3; на 12 – 18 ударов – оценка 4; до 12 ударов явление нормальное – условная оценка 5).

Один из методов оценки ритмичности пульса заключается в следующем. Измеряется время 11 ударов (40 интервалов), через 3 мин измерение повторяется, и так 4 раза. Если нет различий (до ±0,2 с), во всех четырех случаях пульс регулярный – условная оценка 4; если в одном случае время больше или меньше, почти регулярный – оценка 3; если в двух случаях время различается, а в двух равное – оценка 2 и если во всех случаях разные показатели – оценка 1.

При изменении кровяного давления небольшая нормотоническая реакция (рост АД макс, и понижение АД мин. – 1 – 5 мм) в ответ на эмоциогенное воздействие (без физических нагрузок) – явление нормальное – оценка 5; изменения 10 – 15 мм по нормотоническому типу могут оцениваться условной оценкой 4; нормотонические изменения 20 – 15 мм – условная оценка 3; более 30 – 20 мм – условная оценка 2 и более 30 мм – условная оценка 1. Условными оценками 2 и 1 отмечаются также изменения типа реакции (при различной физической нагрузке – нормотоническая, а при эмоциогенном воздействии – реакции по гипертоническому или гипотоническому типу).

При изменении дыхания особое внимание обращается на выраженное сокращение фазы выдоха относительно вдоха. Нормальным соотношением по времени следует считать 1/3 = вдоху, 2/3 = выдоху и паузе (условная оценка 5); явно неблагоприятный показатель – когда выдох и пауза составляют менее 1/3 продолжительности вдоха (условная оценка 1). Распространенным методом записи дыхания является применение резиновой трубки с угольным порошком, которая надевается на грудь. При дыхательных движениях меняется сопротивление угольного порошка в трубке. Эти изменения преобразуются в соответствующую запись на осциллографе с фотолентой или чернильной записью.

Кожно-гальваническая реакция оценивается специальными приборами, построенными или на принципе Фере, суть которого в измерении сопротивления кожи к постоянному току, или на методе Тарханова, заключающемся в измерении электрических потенциалов между двумя участками кожи. Резкое понижение кожной проводимости свидетельствует обычно о росте эмоционального напряжения и возбуждения.

Изменения в кожной температуре при эмоциях оцениваются экспресс-методами, специальными термометрами. Небольшие колебания (до +0,5) можно рассматривать как нормальные явления. Рост кожной температуры (без физических нагрузок, только за счет эмоциогенных факторов) более чем на 1,5 (измерение с сухой кожи лба) говорит обычно о высокой эмоциональной реакции. Неблагоприятным показателем является также понижение температуры, свидетельствующее о негативных эмоциях.

Важную информацию можно получить также, измеряя температуру с нескольких противостоящих симметричных точек тела (с левого и правого виска, с левой и правой руки). Установлено, что в обычном состоянии парная работа больших полушарий проходит при доминировании левой части, что находит свое выражение в несколько большей температуре левого полушария. Рост эмоционального напряжения сопровождается часто некоторым ростом различий в температуре симметричных противостоящих точек на левом и правом висках, а иногда и на руках.

Изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов

Особо важную роль при выявлении и оценке уровня напряженности имеет определение эмоционально-сенсорных, эмоционально-моторных и эмоционально-ассоциативных нарушений.

Эмоционально-сенсорные нарушения оцениваются выполнением тестовых заданий на ощущения, восприятия, внимание до и после эмоциогенного стимулирования. Примеры таких заданий приведены в главе, посвященной исследованию психических процессов.

Как специальный тест может применяться задание на равновесие (сопоставляя результаты до и после эмоциональных воздействий). Порядок выполнения этого задания следующий. Обследуемый принимает устойчивое равновесие в позе – правая нога за левой ногой (ступни на одной линии), руки вперед, пальцы разведены. По команде «Готов» включается секундомер. Если удалось простоять 15 с, не меняя позы, – оценка 2; еще 15 с – оценка 3; затем на глаза надевается повязка, и если удалось простоять еще 15с с повязкой – оценка 4. Затем по команде голова запрокидывается назад (на глазах повязка). Если простоял еще 15с – оценка 5. Кроме того, особо регистрируется абсолютное время, в течение которого удерживалась заданная поза (до 60 с). Кроме чувства равновесия, оценивается (путем наблюдения) также тремор.

Эмоционально-моторные нарушения оцениваются с помощью тестов на психомоторные процессы, выполняемые до и после эмоциегенных воздействий. Примеры таких тестов приведены в главе, посвященной исследованию психомоторики. Могут быть применены задания для исследований двигательных реакций или специальные физические упражнения на координацию или быстроту действий.

Эмоционально-ассоциативные нарушения оцениваются с помощью тестов для исследования памяти и мыслительной деятельности до и после эмоциогенных воздействий. Примеры таких тестов приведены в главе V. В период до и после психогенных воздействий целесообразно обращать внимание также и на поведенческие реакции обследуемых. Сильное эмоциональное возбуждение, напряженность могут характеризоваться повышением суетливости, неадекватной активности, резкости и грубости в обращениях и ответах или же, напротив, выраженной подавленности, понижении интереса к выполняемой деятельности.

Изменения в устойчивости психических и психомоторных процессов, возникающие при очень сильных эмоциях, при напряженности являются наиболее информативными показателями для оценки эмоциональных состояний. Изменения устойчивости психических процессов достаточно ярко могут проявляться также в содержательной стороне речи, в грамматическом ее построении, в логичности, системности и др.

 

Стимулирование эмоций в эксперименте

В качестве эмоциональных стимулов применяются самые различные воздействия. Важно, чтобы они были достаточно значимыми для испытуемых. Рассмотрим ряд хорошо апробированных приемов стимулирования эмоций.

1. Повышение чувства ответственности за выполнение задания или стимулирование наградой. Примером того может быть эмоциогенное стимулирование. После того как испытуемые начали стабильно выполнять какой-либо психологический тест (например, задание на оперативную память), ставится задача выполнить этот же тест повторно, но обязательно лучше, чем в исходном задании. Например, объясняется: «Если у вас хорошие волевые качества, высокая эмоциональная устойчивость, вы сумеете улучшить результат. В противном случае, чем больше будете стараться, тем хуже получится».

2.Организация соревновательной обстановки, спортивные состязания, стимулирование заинтересованности в первенстве, угроза оказаться хуже всех.

3. Неожиданные, различные по силе и направленности воздействия (сильные звуки, яркие вспышки, холодные прикосновения, падения и др.).

4. Неприятные воздействия (например, звуки при движении бритвой по стеклу, длительное завывание сирены и т. п.; неприятные зрелища: психотравмирующие картинки, показ змеи и т. п.; тактильные воздействия: прикосновение лягушки и т. п.; рассказ, вызывающий неприятные переживания и др.).

5. Выполнение действий, связанных с переживанием опасности от физического воздействия (например, парашютные прыжки, обкатка танками или машиной, стрельба над головой, угроза удара током, «окуривание» в противогазе), некоторые спортивные тесты (например, передвижение по высокому буму) и др.

6. Установка на неотвратимость болевого воздействия (например, сильное электрокожное раздражение, автоматически включаемое в случае допускания ошибки в каком-либо сенсомоторном действии болевого воздействия).

7. Искусственные затруднения (например, помехи, близкие по содержанию к выполняемой деятельности, препятствия в выполнении задания, которое испытуемый заинтересован выполнить, или вообще невыполнимого задания в условиях состязания).

8. Создание трудностей в виде дефицита времени, координационной сложности задания, очень широкого распределения внимания и т. п. в условиях заинтересованности испытуемого выполнить это задание.

9. Дефицит информации для выполнения какого-либо действия при заинтересованности испытуемого в его выполнении.

10.Монотония.

11.Гипокинезия, статические нагрузки.

12.Физические воздействия в виде вибрации, перегрузок, укачивания, гипоксии и др., мешающие выполнению задания, физические нагрузки, жара.

13.Жажда.

14.Ситуации, вызывающие конфликт менаду чувствами и побуждениями личности (например, проведение ассоциативного эксперимента с критическими словами, имеющими отношение к остро переживаемой ситуации).

15.Прослушивание веселой или траурной музыки, вокальной речи.

16.Показ кинофильмов с содержанием, вызывающим положительные или отрицательные эмоции.

17.Зачитывание или прослушивание отрывков из художественных произведений, вызывающих положительные или отрицательные эмоции.

18.Радиопередачи на эмоциональные сюжеты (звук падающих бомб, взрывы, стоны, плач и т. п.).

19.Самовнушение радости или печали.

20.Внушение различных эмоций в гипнозе.

21.Различные аппаратурные тесты, связанные с трудностью выполнения предъявляемых заданий.

22.Выявление и оценка реальных переживаний в различных сложных видах деятельности.

Применение перечисленных приемов как в одиночных, так и в различных комплексах может обеспечить стимулирование самых разнообразных эмоциональных реакций и состояний, а также суждение о качественной и количественной их характеристике с учетом содержательной стороны оцениваемых передвижений.

Заключение о том, имеет ли место напряженность как эмоциональное состояние, характеризуемое временным понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, можно сделать по таблице 67. Сопоставление внешних и вегетативных проявлений эмоции при сильном эмоциональном стимулировании показывает обычно на их высокую вероятность взаимозависимости с тенденцией к более выраженным изменениям вегетативных функций. Согласованные (в сторону ухудшения) изменения внешних вегетативных показателей вероятностно сопровождаются также понижением устойчивости психических и психомоторных процессов, развитием напряженности.

В тех лее случаях, когда при эмоциогенных воздействиях обычно постоянно имеют место выраженные внешние проявления эмоций и расточительные вегетативные реакции, но волевыми усилиями сохраняются высокие показатели выполняемых психологических тестов, вероятно развитие неблагоприятных функциональных состояний, заболеваний психогенного генеза. Иначе говоря, оцениваемые эмоциогенные нагрузки обходятся организму слишком дорого. В таких случаях, несмотря на поддержание высокой продуктивности в эксперименте, рано или поздно вероятно развитие напряженности в последующем.

 

Эмоциональная устойчивость

Предлагаемыми методами эмоциональная устойчивость оценивается как способность выполнять заданную деятельность при эмоциогенных воздействиях (эмоциональном напряжении). Необходимо сопоставить ряд заданий, выполняемых в обычных условиях и после эмоциогенного инструктирования. Кроме того, внимание обращается на внешние проявления эмоций в процессе обследования, в частности на мимику и наличие скованности. Всего сопоставляется 6 тестовых заданий и дается оценка за высокие проявления эмоций. Могут быть выбраны 6 заданий из числа следующих тестов: запоминание слов и чисел (средний показатель), запоминание рассказа, зрительная память, зрительная оперативная память, тест по красно-черным таблицам, корректурная проба с кольцами, тест простых поручений по прямоугольникам, слуховая оперативная память (сопоставление до и после инструктирования), другие тесты, в которых может быть применено эмоциогенное инструктирование.

Если после эмоциогенного инструктирования результаты в любом из тестов улучшились, ставится +1; если не изменились – 0; если ухудшились – ставится – 1. Если результаты ухудшились более чем на 50% от исходных показателей, ставится 2 (исключая те случаи, когда обследуемый изменил результаты по случайным причинам, например не понял задание, сломал карандаш и т. п.). Если повторная оценка в тесте лучше исходной, но не превышает 5 баллов, ставится не +1, а 0. При оценке внешних проявлений эмоций в 5 баллов к общей сумме очков добавляется +1, при 3 – 4 баллах – 0, при 1 – 2 баллах из общей суммы вычитается 1. Если обследуемый не оставил о себе никакого впечатления, ему выставляется 0. Окончательный итог в условных баллах выводится путем алгебраического сложения всех полученных результатов по таблице 66.

Таблица 66

Оценка в баллах                  
Алгебраиче­ская сумма очков +6 +5 +4 +3 0+2 - 1 -2 -3 -4-5 -6

 

 

ТЕСТ ЛЮШЕРА

Хорошо известно, что воздействие цвета может вызывать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Это обстоятельство давно уже учитывается в искусстве, эстетике, гигиене производства. Поскольку эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его (выбором), или безразличием, или отказом (негативной оценкой), то оно используется в психодиагностике.

X. Айзенк утверждал, что субъекты, предпочитающие яркие цвета, обычно отличаются личностными особенностями, в частности большей активностью, от людей, которые выбирают цвета неопределенные, более спокойные.

Роршах на многочисленных экспериментах показал, что лица, характеризующиеся устойчивыми эмоциями, отдают предпочтение синему и зеленому цветам. При смене настроения это предпочтение обычно меняется. Так, первый выбор серого и черного цвета может свидетельствовать о негативном состоянии.

Тест Люшера также на предположение о том, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.

Зарубежные психологи применяют иногда тест Люшера в целях профориентации при подборе кадров, комплектовании производственных коллективов, в этнических, геронтологических исследованиях, при рекомендациях по выбору брачных партнеров. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Материалы исследований с этим тестом публиковались и в нашей стране.

Мнения о психодиагностической ценности этой методики, опубликованные экспериментальные данные не всегда однонаправлены. При дублирующих обследованиях более 300 одних и тех же испытуемых однозначные результаты нам удавалось получить не всегда, однако некоторые существенные тенденции к совпадению определились. По крайней мере, изменение психического состояния предопределяло обычно изменения в выборе цветов. Хотя некоторые алгоритмы оценки результатов теста Люшера противоречивы, он может рекомендоваться как дополнительная методика изучения наличного состояния спортсменов, особенно при многократных их обследованиях.

Характеристика цветов (по Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.

Основные цвета:

1. Синий (символизирует спокойствие, удовлетворенность).

2. Сине-зеленый (чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство).

3. Оранжево-красный (символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение).

4. Светло-желтый (активность, стремление к общению, экспансивность, веселость).

При свободе от конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать преимущественно первые пять позиций.

Дополнительные цвета:

5. Фиолетовый; 6. Коричневый; 7. Черный. (0 – нулевой) символизируют негативные тенденции, тревожность, стресс, переживание страха, огорчения и т. п. Значение этих цветов (как и основных) в наибольшей степени определяется их взаимным расположением, распределением по позициям, что будет показано ниже.

Тест заключается в том, что испытуемый (проводит ли он испытание сам с собой или с ним работает экспериментатор) выбирает цвета в нисходящем порядке предпочтения: сначала № 1 – цвет, который нравится более всего, затем № 2 – цвет по привлекательности на втором месте и т. д., с таким расчетом, что под № 8 выбирается цвет, вызывающий наименьшую симпатию (или наибольшую антипатию). Таким образом, формируются восемь позиций:

№ 1, № 2 – явное предпочтение (обозначаются «+ +»).

№ 3, № 4 – предпочтение (обозначается «XX»).

№ 5, № 6 – безразличие к цвету (обозначаются «==»).

№ 7, № 8 – антипатия к цвету (обозначаются «- -»).

На основании анализа более 36 000 результатов исследований Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций.

1-я позиция, обозначаемая знаком «+», отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения).

2-я позиция, также обозначаемая знаком «+» как показателем явного предпочтения, по мнению М. Люшера, показывает цель, к которой стремится испытуемый.

3-я и 4-я позиции (обозначаются знаком «X») характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация.

5-я и 6-я позиции (обозначаются знаком «= =») характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает свое состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определенной ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например: синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как неподходящий в данной ситуации.

7-я и 8-я позиции (обозначаются знаком «–») характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Запись выбранных цветов осуществляется перечнем номеров в порядке предпочтения с указанием позиций. Например, при выборе красного, желтого, синего, серого, зеленого, фиолетового, коричневого и черного цветов записывается:

+ + XX = = - -

3 4 10 2 5 6 7

Зоны (+ +; XX; = =; - -) образуют 4 функциональные группы.

Возможно повторение выборов (повторное выполнение теста), и тогда расчет позиций при совпадении или несовпадении цветов в 1-м и во 2-м выборах осуществляется весьма сложным способом, который мы не будем рассматривать, остановившись на приведенном выше стандартном варианте.

 

Интерпретация результатов тестирования

Как отмечалось, одним из приемов трактовки результатов выбора является оценка положения основных цветов. Если они занимают позицию дальше 5-й, значит, характеризуемые ими свойства, потребности не удовлетворены, следовательно, тревожность, негативное состояние.

Рассматривается взаимное положение основных цветов. Когда, например, № 1 и № 2 (синий и зеленый) находятся рядом (образуя функциональную группу), подчеркиваются их общие черты – субъективная направленность «вовнутрь». Совместное положение цветов № 2 и № 3 (зеленого и красного) подчеркивает автономность, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Сочетание цветов; № 3 и № 4 (красного и желтого) подчеркивает направленность «вовне». Сочетание цветов № 1 и № 4 (синего и желтого) усиливает представление зависимости испытуемых от среды. При сочетании цветов № 1 и № 3 (синего и красного) в одной функциональной группе подчеркивает благоприятный баланс зависимости от среды и субъективной направленности, характеризуемых синим цветом, и автономности, направленности «вовне» (красный цвет). Сочетание зеленого и желтого цветов (№ 2 и № 4) рассматривается как противопоставление субъективного стремления «вовнутрь», автономности, упрямства со стремлением «вовне», зависимости от среды.

При интерпретации основных цветов М. Люшер считает также, что они символизируют следующие психологические потребности:

№ 1 (синий) – потребность в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;

№ 2 (зеленый) – потребность в самоутверждении;

№ 3 (красный) – потребность активно действовать и добиваться успеха;

№ 4(желтый) – потребность в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах.

Если основные цвета находятся в 1-й – 5-й позициях, считается, что эти потребности в известной мере удовлетворяются, воспринимаются как удовлетворяемые, если они в 6-й – 8-й позициях, имеет место какой-либо конфликт, тревожность, неудовлетворенность из-за неблагоприятных обстоятельств. Отвергаемый цвет может рассматриваться как источник стресса. Например, отвергаемый синий цвет означает неудовлетворенность отсутствием покоя, привязанности.

Возможности оценки работоспособности в ходе анализа выбора цветов М. Люшер учитывал с учетом следующих исходных посылок.

Зеленый цвет характеризует гибкость волевых проявлений в сложных условиях деятельности, что способствует поддержанию работоспособности.

Красный цвет характеризует силу воли и чувство удовлетворенности стремлением к достижению цели, что также способствует поддержанию работоспособности.

Желтый цвет отражает надежды на успех, спонтанное удовлетворение от участия в деятельности, иногда без четкого осознания ее деталей, планы на дальнейшую работу.

Если все эти три цвета стоят в начале ряда и все вместе, то вероятна более продуктивная деятельность, более высокая работоспособность. Если же они во второй половине ряда и разделены друг от друга, прогноз менее благоприятный.

Показатели тревоги. Если основной цвет стоит на 6 месте, он обозначается знаком «–», и все остальные, что за ним (7-я – 8-я позиции), также обозначаются знаком «– ». Их следует рассматривать как отвергаемые цвета, как причину тревожности, негативного состояния.

В тесте Люшера такие случаи дополнительно помечаются буквой «А» над номером цвета и знаком «–», например:

А А А

…1 6 0

Показатели компенсации. При наличии источника стресса, тревоги (выражаемого каким-либо основным цветом, помещенным на 6-ю и 8-ю позиции) цвет, поставленный в 1-ю позицию, рассматривается как показатель компенсации (компенсирующим мотивом, настроением, поведением.). В этом случае над цифрой, занимающей 1-е место, ставится буква «С». Считается явлением более или менее нормальным, когда компенсация проходит за счет одного из основных цветов. В то же время сам факт наличия показателя стресса и компенсации всегда свидетельствует о недостаточной оптимальности состояния.

В тех же случаях, когда компенсация проходит за счет дополнительных цветов, результаты теста трактуются как показатели негативного состояния, негативных мотивов, негативного отношения к окружающей ситуации.

Показатели интенсивности тревоги характеризуются позицией, занимаемой основными цветами. Если основной цвет на 6-м месте, фактор, вызывающий тревогу, считается относительно слабым (это отмечается одним знаком «!»); если цвет в 7-й позиции, ставится два знака (!!); если основной цвет в 8-й позиции, ставится три знака (!!!). Таким образом может быть поставлено до 6 знаков, характеризующих источники стресса, тревоги, например:

!!!!!!

А А А

… 2 1 4

Подобным же образом оцениваются случаи неблагоприятной компенсации. Если компенсацией служит какой-либо из основных цветов или фиолетовый, не ставится никаких знаков. Если серый, коричневый или черный цвет занимают 3-ю позицию, ставится один «!», если 2-ю позицию, ставится два «!!», если первую позицию, ставится три «III». Таким образом, их может быть 6, например,

!!!!!!

С С С

+ + +

6 0 7…

Считается, чем больше знаков «!», тем прогноз неблагоприятнее.

Практическим итогом полученных результатов тестирования (с учетом количества знаков «!») целесообразно организовать мероприятия по регуляции и саморегуляции психических состояний, аутогенной тренировки. Повторное тестирование после таких мероприятий (в сочетании с другими методиками) может дать информацию о снижении тревожности, напряженности (в данном случае по количеству уменьшения числа знаков «!»).

Особо важное значение при интерпретации результатов тестирования имеет оценка цвета в последней 8-й позиции (или в 4-й функциональной группе при наличии двух цветов со знаком «–»). Если цвета в этой позиции помечены восклицательными знаками, значит, достаточно велика вероятность развития у испытуемого состояния тревожности.

Обращается внимание на соотношение первой и последней позиций (1 – 8), имеет ли место компенсация? По нормальной ли схеме она построена?

Может быть также проанализировано отношение цветов во 2-й и в 3-й позициях (желаемая цель и фактическая ситуация). Нет ли между ними конфликта? Например, красный цвет во 2-й и серый в 3-й позициях символизируют конфликт между целью, мотивами и самооценкой реального своего состояния.

Анализируя и интерпретируя результаты теста Люшера, полученную психодиагностическую информацию следует сопоставлять с материалами анкетирования, наблюдения, бесед, изучения документов об испытуемых, только в таком разностороннем изучении личности можно делать какие-то серьезные заключения о чертах личности, психологических особенностях.

То же самое следует сказать о перспективах использования результатов теста для оценки состояния, в частности эмоционального состояния, напряженности, тревожности. Однако совпадение показателей цветового теста (выбор цветов № б, 7, 0 в первой позиции) и данных анкетирования и наблюдения дает основание с большей уверенностью судить о развитии у испытуемых различных негативных состояний.

Интерпретация цветных пар по Люшеру

Позиции «+ +».

Первый цвет синий

+1 +2 (синий и зеленый) – чувство удовлетворенности, спокойствия, стремление к спокойной обстановке, нежелание участвовать в конфликтах, в стрессе.

+ 1 +3 (синий и красный) – чувство целостности, активное стремление к гармоническому отношению в деятельности.

+1 +4 (синий и желтый) – небольшое беспокойство, эмоциональное и не всегда осознанное стремление к тесным отношениям. Потребность во внимании со стороны других.

+ 1 +5 (синий и фиолетовый) – небольшое беспокойетво, потребность в тонком окружении, стремление к эстетическому.

+ 1 +6 (синий и коричневый) – чувство беспокойства, страх одиночества, стремление уйти от конфликтов, избегать стресса.

+ 1 +7 (синий и черный) – негативное состояние, стремление к покою, отдыху, неудовлетворенность отношения к себе, негативное отношение к ситуации.

+ 1 +0 (синий и серый) – негативное состояние, потребность освободиться от стресса, стремление к покою, отдыху.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных