ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ: ВСЕ УСПЕТЬ, НИЧЕГО НЕ ЗАБЫТЬ
Е.С.ЦЫГАНКОВА, магистр юридических наук, юрисконсульт центра правовых решений ООО "ЮрСпектр"
Подписано в печать 27.03.2013
С 1 мая 2013 г. вступит в силу Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. N 2 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1" (далее - Положение). Рассмотрим алгоритм действий заинтересованных лиц при ликвидации организации по решению собственника ее имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором), с учетом нового законодательства.
Этап I. Принятие решения о ликвидации
1. Определение лица (органа управления субъектом хозяйствования), уполномоченного на принятие решения о ликвидации, и осуществление подготовительных действий, направленных на его принятие.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Решение о добровольной ликвидации хозяйственного общества относится к│ │исключительной компетенции общего собрания участников <1>. Для того чтобы│ │подготовиться к проведению общего собрания, уполномоченный орган общества│ │(как правило, совет директоров (наблюдательный совет)) принимает решение│ │о проведении собрания, направляет участникам извещения о его проведении│ │<2> и др. │ │ -------------------------------- │ │ <1> Абзац седьмой части первой ст. 34 Закона Республики Беларусь от│ │9 декабря 1992 года N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон│ │N 2020-XII). │ │ <2> Статьи 38, 39 Закона N 2020-XII │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2. Составление решения о ликвидации. Решение должно содержать: - состав назначенной ликвидационной комиссии (ликвидатора);
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Если у субъекта хозяйствования есть задолженность перед кредиторами,│ │то председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть│ │назначен собственник имущества (учредитель, участник) ликвидируемой│ │организации и ее руководитель (часть пятая п. 6 Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
- порядок ликвидации - перечень и примерные сроки мероприятий, которые необходимо осуществить в процессе ликвидации. Если в организации создана ликвидационная комиссия, а не ликвидатор, то порядок ликвидации должен предусматривать распределение обязанностей между членами комиссии (часть первая п. 6 Положения);
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ В число мероприятий могут быть включены не только предусмотренные│ │Положением, но и иные необходимые действия (например, закрытие филиалов и│ │др.) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
- срок ликвидации.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Срок, указываемый в решении о ликвидации, по-прежнему является│ │примерным. Новелла законодательства - закрепление максимально возможных│ │сроков ликвидации (9 месяцев по общему правилу, 12 месяцев - если срок│ │был продлен) (часть третья п. 6 Положения). Поэтому срок, указанный в│ │решении о ликвидации, не должен превышать 9 месяцев │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Этап II. Передача полномочий органов управления ликвидируемым субъектом ликвидатору (ликвидационной комиссии)
1. Заключение гражданско-правовых (в том числе с субъектами хозяйствования) или трудовых договоров (контрактов) на выполнение обязанностей (работ) председателя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), если они не являются работниками ликвидируемой организации. Если ликвидатор (председатель, члены ликвидационной комиссии) состоит в штате, то возложение на него соответствующих обязанностей оформляется путем издания приказа и (или) внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Для того чтобы возложить на работника выполнение обязанностей│ │ликвидатора (председателя, члена ликвидационной комиссии), необходимо│ │согласие работника, поскольку такие обязанности не входят в его трудовую│ │функцию. Доплата за выполнение этих работ определяется по соглашению│ │сторон │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2. Расторжение трудового договора (контракта) с руководителем организации возможно на основании п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), если он не будет назначен ликвидатором (не войдет в ликвидационную комиссию), поскольку со дня назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица (часть седьмая п. 6 Положения). Вместе с тем в данном случае руководитель может быть уволен и на основании ст. 259 ТК. Нередко это более удобный способ, т.к. не предполагает предварительного (не менее чем за два месяца) предупреждения руководителя о предстоящем увольнении. Но при выборе между п. 1 ст. 42 или ст. 259 ТК следует сравнить размер выходного пособия, причитающегося руководителю при увольнении по п. 1 ст. 42 ТК, и размер компенсации при увольнении по ст. 259 ТК.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Решение об увольнении руководителя целесообразно принимать│ │одновременно с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), однако│ │дата увольнения может быть более поздней, чем дата решения об увольнении.│ │Это нужно для того, чтобы руководитель организации имел возможность│ │оформить трудовые (гражданско-правовые) отношения с ликвидатором│ │(ликвидационной комиссией) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3. Переоформление карточки с образцами подписей на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Если карточка не будет оформлена, то ликвидатор (иное уполномоченное│ │лицо) не сможет пользоваться расчетным счетом <3>. │ │ -------------------------------- │ │ <3> Часть четвертая ст. 200 Банковского кодекса Республики Беларусь │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Этап III. Уведомление государственных органов и заинтересованных лиц
1. Направление ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) письменного уведомления регистрирующему органу о принятии решения о ликвидации.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Срок для направления уведомления составляет не более 10 рабочих дней│ │после даты принятия решения о ликвидации (часть вторая п. 6 Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Однако одного уведомления недостаточно. Ликвидатор (иное уполномоченное лицо) в соответствии с п. 7 Положения обязан лично представить в регистрирующий орган: - заявление о ликвидации по форме, установленной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1"; - решение о ликвидации (если оно на иностранном языке, то должен быть нотариально заверенный перевод); - легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации с нотариально заверенным переводом (для организаций-нерезидентов).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Вместо легализованной выписки можно представлять ее нотариально│ │заверенную копию │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии) не требуется│ │уведомлять иные государственные органы (налоговые, таможенные и др.),│ │задействованные в процедуре ликвидации, поскольку такое уведомление│ │осуществляет регистрирующий орган (п. 8 Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2. Уведомление работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 42 ТК). Осуществляется не позднее чем за два месяца до фактического увольнения, если иной срок не предусмотрен коллективным договором (часть третья ст. 43 ТК).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о│ │предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного│ │среднего заработка (часть четвертая ст. 43 ТК). Независимо от того, был│ │работник уведомлен за два месяца до увольнения или увольняется ранее│ │указанного срока с получением компенсации, ему выплачивается выходное│ │пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка│ │(часть четвертая ст. 48 ТК) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3. Уведомление органов государственной службы занятости (если предстоит уволить 25 и более человек). Осуществляется не менее чем за два месяца до увольнения (часть третья ст. 43 ТК).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Неуведомление (несвоевременное или не в полном объеме уведомление)│ │органов государственной службы занятости может повлечь наложение на│ │должностное лицо штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на│ │юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть третья ст. 9.15 Кодекса│ │Республики Беларусь об административных правонарушениях) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4. Уведомление кредиторов. Информация о том, что субъект хозяйствования находится в процессе ликвидации, а также о порядке и о сроках заявления требований кредиторами размещается в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к нему (часть первая п. 12 Положения).
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Момент начала течения двухмесячного срока для заявления кредиторами│ │требований - дата размещения соответствующих сведений в Интернете, а не в│ │приложении к вышеуказанному журналу, как было ранее (часть третья п. 12│ │Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Кредиторов первой и второй очереди требуется уведомить дополнительно.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │ │ Размер требований кредиторов первой и второй очереди ликвидатор│ │(ликвидационная комиссия) устанавливает на основании данных│ │бухгалтерского учета, иных документов, подтверждающих наличие│ │задолженности. По результатам вносятся записи в реестр требований│ │кредиторов и уведомляются кредиторы первой и второй очереди (часть вторая│ │п. 11 Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Этап IV. Инвентаризация и расчеты
1. Проведение инвентаризаций <4>. -------------------------------- <4> Часть третья ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса,│ │однако какого именно - промежуточного или окончательного, -│ │законодательство не указывает. Полагаем, что для надлежащего учета│ │основных и оборотных средств в организации в процессе ликвидации│ │целесообразно провести инвентаризацию перед составлением обоих│ │ликвидационных балансов │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
2. Составление промежуточного ликвидационного баланса. 3. Расчеты с кредиторами (осуществляются в порядке очередности согласно п. 11 Положения, при необходимости - с предварительной реализацией имущества ликвидируемой организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством <5>. -------------------------------- <5> Положение о порядке продажи имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2013 г. N 16 "О некоторых вопросах продажи имущества ликвидируемого юридического лица".
4. Расчеты с собственником (учредителями) субъекта хозяйствования. 5. Повторное проведение инвентаризации, в том числе инвентаризации неиспользованных бланков с определенной степенью защиты (включенных в перечень бланков документов, информация о которых подлежит включению в соответствующий электронный банк данных), по результатам которой составляется и передается в налоговую инспекцию не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), акт установленной формы <6>. -------------------------------- <6> Пункт 22 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12 августа 2011 г. N 33/77/17.
6. Составление окончательного ликвидационного баланса.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Баланс подписывают члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) и│ │утверждает собственник имущества (учредители, участники) либо орган│ │коммерческой организации, уполномоченный на то учредительными документами│ │(абзац третий части первой п. 13 Положения) │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Этап V. Заключительная стадия процесса ликвидации
1. Сдача в территориальный архив документов (в том числе по личному составу), подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников (п. 15 Положения). 2. Закрытие счета в банке.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Если у ликвидируемой организации было несколько расчетных (иных)│ │счетов, то их все, кроме одного, необходимо закрыть непосредственно после│ │принятия решения о ликвидации, а денежные средства аккумулировать на│ │оставшемся счете и использовать его только для платежей, связанных с│ │ликвидацией │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3. Представление в регистрирующий орган (часть первая п. 13 Положения): - печатей организации; - ликвидационного баланса; - оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица.
┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐ │ К СВЕДЕНИЮ │ │ Если печати были утрачены, то представляются сведения о публикации│ │объявлений об их утрате. Если не изготавливались - необходимо│ │соответствующее заявление. Если было утрачено свидетельство о│ │государственной регистрации, то собственник имущества (учредитель,│ │участник) должен написать заявление о его утрате с приложением сведений о│ │публикации объявления об утрате │ └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 22 Положения). Однако запись об исключении из этого Регистра может быть внесена только при соблюдении определенных условий, в частности при отсутствии задолженности перед бюджетом и др. (п. 16 Положения).
Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2013 Исключительные имущественные права на данный авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|