Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ДОБРОВОЛЬНАЯ ЛИКВИДАЦИЯ: ВСЕ УСПЕТЬ, НИЧЕГО НЕ ЗАБЫТЬ

 

Е.С.ЦЫГАНКОВА,

магистр юридических наук,

юрисконсульт центра правовых решений

ООО "ЮрСпектр"

 

Подписано в печать 27.03.2013

 

С 1 мая 2013 г. вступит в силу Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в редакции Декрета Президента Республики Беларусь от 24 января 2013 г. N 2 "О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1" (далее - Положение).

Рассмотрим алгоритм действий заинтересованных лиц при ликвидации организации по решению собственника ее имущества (учредителей, участников) либо органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором), с учетом нового законодательства.

 

Этап I. Принятие решения о ликвидации

 

1. Определение лица (органа управления субъектом хозяйствования), уполномоченного на принятие решения о ликвидации, и осуществление подготовительных действий, направленных на его принятие.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Решение о добровольной ликвидации хозяйственного общества относится к│

│исключительной компетенции общего собрания участников <1>. Для того чтобы│

│подготовиться к проведению общего собрания, уполномоченный орган общества│

│(как правило, совет директоров (наблюдательный совет)) принимает решение│

│о проведении собрания, направляет участникам извещения о его проведении│

│<2> и др. │

│ -------------------------------- │

│ <1> Абзац седьмой части первой ст. 34 Закона Республики Беларусь от│

│9 декабря 1992 года N 2020-XII "О хозяйственных обществах" (далее - Закон│

│N 2020-XII). │

│ <2> Статьи 38, 39 Закона N 2020-XII │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

2. Составление решения о ликвидации.

Решение должно содержать:

- состав назначенной ликвидационной комиссии (ликвидатора);

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Если у субъекта хозяйствования есть задолженность перед кредиторами,│

│то председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором) не может быть│

│назначен собственник имущества (учредитель, участник) ликвидируемой│

│организации и ее руководитель (часть пятая п. 6 Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

- порядок ликвидации - перечень и примерные сроки мероприятий, которые необходимо осуществить в процессе ликвидации.

Если в организации создана ликвидационная комиссия, а не ликвидатор, то порядок ликвидации должен предусматривать распределение обязанностей между членами комиссии (часть первая п. 6 Положения);

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ В число мероприятий могут быть включены не только предусмотренные│

│Положением, но и иные необходимые действия (например, закрытие филиалов и│

│др.) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

- срок ликвидации.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Срок, указываемый в решении о ликвидации, по-прежнему является│

│примерным. Новелла законодательства - закрепление максимально возможных│

│сроков ликвидации (9 месяцев по общему правилу, 12 месяцев - если срок│

│был продлен) (часть третья п. 6 Положения). Поэтому срок, указанный в│

│решении о ликвидации, не должен превышать 9 месяцев │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Этап II. Передача полномочий органов управления

ликвидируемым субъектом ликвидатору

(ликвидационной комиссии)

 

1. Заключение гражданско-правовых (в том числе с субъектами хозяйствования) или трудовых договоров (контрактов) на выполнение обязанностей (работ) председателя и членов ликвидационной комиссии (ликвидатора), если они не являются работниками ликвидируемой организации.

Если ликвидатор (председатель, члены ликвидационной комиссии) состоит в штате, то возложение на него соответствующих обязанностей оформляется путем издания приказа и (или) внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Для того чтобы возложить на работника выполнение обязанностей│

│ликвидатора (председателя, члена ликвидационной комиссии), необходимо│

│согласие работника, поскольку такие обязанности не входят в его трудовую│

│функцию. Доплата за выполнение этих работ определяется по соглашению│

│сторон │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

2. Расторжение трудового договора (контракта) с руководителем организации возможно на основании п. 1 ст. 42 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК), если он не будет назначен ликвидатором (не войдет в ликвидационную комиссию), поскольку со дня назначения ликвидатора (ликвидационной комиссии) к нему переходят полномочия по управлению делами юридического лица (часть седьмая п. 6 Положения).

Вместе с тем в данном случае руководитель может быть уволен и на основании ст. 259 ТК. Нередко это более удобный способ, т.к. не предполагает предварительного (не менее чем за два месяца) предупреждения руководителя о предстоящем увольнении. Но при выборе между п. 1 ст. 42 или ст. 259 ТК следует сравнить размер выходного пособия, причитающегося руководителю при увольнении по п. 1 ст. 42 ТК, и размер компенсации при увольнении по ст. 259 ТК.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Решение об увольнении руководителя целесообразно принимать│

│одновременно с назначением ликвидатора (ликвидационной комиссии), однако│

│дата увольнения может быть более поздней, чем дата решения об увольнении.│

│Это нужно для того, чтобы руководитель организации имел возможность│

│оформить трудовые (гражданско-правовые) отношения с ликвидатором│

│(ликвидационной комиссией) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

3. Переоформление карточки с образцами подписей на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Если карточка не будет оформлена, то ликвидатор (иное уполномоченное│

│лицо) не сможет пользоваться расчетным счетом <3>. │

│ -------------------------------- │

│ <3> Часть четвертая ст. 200 Банковского кодекса Республики Беларусь │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Этап III. Уведомление государственных органов

и заинтересованных лиц

 

1. Направление ликвидатором (председателем ликвидационной комиссии) письменного уведомления регистрирующему органу о принятии решения о ликвидации.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Срок для направления уведомления составляет не более 10 рабочих дней│

│после даты принятия решения о ликвидации (часть вторая п. 6 Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Однако одного уведомления недостаточно. Ликвидатор (иное уполномоченное лицо) в соответствии с п. 7 Положения обязан лично представить в регистрирующий орган:

- заявление о ликвидации по форме, установленной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 27.01.2009 N 8 "О некоторых мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. N 1";

- решение о ликвидации (если оно на иностранном языке, то должен быть нотариально заверенный перевод);

- легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации с нотариально заверенным переводом (для организаций-нерезидентов).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Вместо легализованной выписки можно представлять ее нотариально│

│заверенную копию │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Ликвидатору (председателю ликвидационной комиссии) не требуется│

│уведомлять иные государственные органы (налоговые, таможенные и др.),│

│задействованные в процедуре ликвидации, поскольку такое уведомление│

│осуществляет регистрирующий орган (п. 8 Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

2. Уведомление работников о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации (п. 1 ст. 42 ТК). Осуществляется не позднее чем за два месяца до фактического увольнения, если иной срок не предусмотрен коллективным договором (часть третья ст. 43 ТК).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Наниматель вправе с согласия работника заменить предупреждение о│

│предстоящем высвобождении выплатой компенсации в размере двухмесячного│

│среднего заработка (часть четвертая ст. 43 ТК). Независимо от того, был│

│работник уведомлен за два месяца до увольнения или увольняется ранее│

│указанного срока с получением компенсации, ему выплачивается выходное│

│пособие в размере не менее трехкратного среднемесячного заработка│

│(часть четвертая ст. 48 ТК) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

3. Уведомление органов государственной службы занятости (если предстоит уволить 25 и более человек). Осуществляется не менее чем за два месяца до увольнения (часть третья ст. 43 ТК).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Неуведомление (несвоевременное или не в полном объеме уведомление)│

│органов государственной службы занятости может повлечь наложение на│

│должностное лицо штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин, а на│

│юридическое лицо - до 100 базовых величин (часть третья ст. 9.15 Кодекса│

│Республики Беларусь об административных правонарушениях) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

4. Уведомление кредиторов.

Информация о том, что субъект хозяйствования находится в процессе ликвидации, а также о порядке и о сроках заявления требований кредиторами размещается в Интернете на официальном сайте юридического научно-практического журнала "Юстиция Беларуси" с последующим опубликованием в приложении к нему (часть первая п. 12 Положения).

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Момент начала течения двухмесячного срока для заявления кредиторами│

│требований - дата размещения соответствующих сведений в Интернете, а не в│

│приложении к вышеуказанному журналу, как было ранее (часть третья п. 12│

│Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Кредиторов первой и второй очереди требуется уведомить дополнительно.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ │

│ Размер требований кредиторов первой и второй очереди ликвидатор│

│(ликвидационная комиссия) устанавливает на основании данных│

│бухгалтерского учета, иных документов, подтверждающих наличие│

│задолженности. По результатам вносятся записи в реестр требований│

│кредиторов и уведомляются кредиторы первой и второй очереди (часть вторая│

│п. 11 Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Этап IV. Инвентаризация и расчеты

 

1. Проведение инвентаризаций <4>.

--------------------------------

<4> Часть третья ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года N 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности".

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Инвентаризация проводится перед составлением ликвидационного баланса,│

│однако какого именно - промежуточного или окончательного, -│

│законодательство не указывает. Полагаем, что для надлежащего учета│

│основных и оборотных средств в организации в процессе ликвидации│

│целесообразно провести инвентаризацию перед составлением обоих│

│ликвидационных балансов │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

2. Составление промежуточного ликвидационного баланса.

3. Расчеты с кредиторами (осуществляются в порядке очередности согласно п. 11 Положения, при необходимости - с предварительной реализацией имущества ликвидируемой организации с публичных торгов в порядке, установленном законодательством <5>.

--------------------------------

<5> Положение о порядке продажи имущества ликвидируемого юридического лица с публичных торгов, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 2013 г. N 16 "О некоторых вопросах продажи имущества ликвидируемого юридического лица".

 

4. Расчеты с собственником (учредителями) субъекта хозяйствования.

5. Повторное проведение инвентаризации, в том числе инвентаризации неиспользованных бланков с определенной степенью защиты (включенных в перечень бланков документов, информация о которых подлежит включению в соответствующий электронный банк данных), по результатам которой составляется и передается в налоговую инспекцию не позднее рабочего дня, следующего за днем утверждения председателем ликвидационной комиссии (ликвидатором), акт установленной формы <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 22 Инструкции о порядке приобретения, учета, хранения, использования и возврата бланков документов с определенной степенью защиты, включенных в перечень бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции, утвержденной постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 12 августа 2011 г. N 33/77/17.

 

6. Составление окончательного ликвидационного баланса.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Баланс подписывают члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) и│

│утверждает собственник имущества (учредители, участники) либо орган│

│коммерческой организации, уполномоченный на то учредительными документами│

│(абзац третий части первой п. 13 Положения) │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Этап V. Заключительная стадия процесса ликвидации

 

1. Сдача в территориальный архив документов (в том числе по личному составу), подтверждающих трудовой стаж и оплату труда работников (п. 15 Положения).

2. Закрытие счета в банке.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Если у ликвидируемой организации было несколько расчетных (иных)│

│счетов, то их все, кроме одного, необходимо закрыть непосредственно после│

│принятия решения о ликвидации, а денежные средства аккумулировать на│

│оставшемся счете и использовать его только для платежей, связанных с│

│ликвидацией │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

3. Представление в регистрирующий орган (часть первая п. 13 Положения):

- печатей организации;

- ликвидационного баланса;

- оригинала свидетельства о государственной регистрации юридического лица.

 

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ К СВЕДЕНИЮ │

│ Если печати были утрачены, то представляются сведения о публикации│

│объявлений об их утрате. Если не изготавливались - необходимо│

│соответствующее заявление. Если было утрачено свидетельство о│

│государственной регистрации, то собственник имущества (учредитель,│

│участник) должен написать заявление о его утрате с приложением сведений о│

│публикации объявления об утрате │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

Юридическое лицо считается ликвидированным с даты принятия регистрирующим органом решения о внесении записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (п. 22 Положения). Однако запись об исключении из этого Регистра может быть внесена только при соблюдении определенных условий, в частности при отсутствии задолженности перед бюджетом и др. (п. 16 Положения).

 

Copyright: (C) ООО "ЮрСпектр", 2013

Исключительные имущественные права на данный

авторский материал принадлежат ООО "ЮрСпектр"

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МАЛЫЙ И СРЕДНИЙ БИЗНЕС | IV. Техника спуска по веревке и тросу


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных