Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОЙ АРХИТЕКТУРЫ




 

Увлечение формальными элементами. Движение «СТИЛЬ»

Развитие нового языка форм представляет собою многообразный созида­тельный процесс. В нем участвуют творческие силы из самых различных областей искусства. Подчас независимо друг от друга они создают элементы грядущего стиля. Так, на архитектуру начала двадцатого века существенное влияние оказало творчество деятелей изобразительных искусств — живопис­цев и скульпторов. Решающую роль при этом сыграло открытие нового зри­тельного восприятия окружающего мира, впервые воплощенное в произведе­ниях художника Поля Сезанна. Привычная пространственная перспектива сме­няется такими формами видения, при которых предмет одновременно вос­принимается с разных точек зрения. Кубизм, провозглашенный в 1908 году Пикассо и Браком, разлагает предметы видимого мира на отдельные элемен­ты и последовательно наносит их на плоскость. «Он рассматривает предмет со всех сторон, проникает в его внутреннюю сущность; так к трем измере­ниям, определяющим классическое пространство (длина, ширина, высота), в наш век добавляется четвертое — время» 45.

Для архитектуры это означает, что замкнутый, отделенный стенами от окру­жающего мира объем, воспринимаемый по законам перспективы из одной точки, заменяется сочетанием взаимопроникающих пространственных фигур. Помещение теперь уже не ограничивается своими четырьмя стенами — оно определяется взаиморасположением объемов и свободностоящих перего­родок. В тесной согласованности целей и средств современной архитектуры немалую роль сыграло введение стальных и железобетонных каркасов, пре­доставивших конструктивную возможность для осуществления такого рода пространственных построений.

Более того, здесь обнаруживается определенное сходство формальных при­емов, являющееся выражением одинаковых стремлений — создавать эле­менты новой архитектуры путем разложения их на простейшие формы.

Уже в 1910 году Адольф Лоос при постройке дома Штейнера в Вене (илл. 75) ограничился простейшими геометрическими формами и в этом отношении приблизился к современным ему направлениям в живописи — к кубизму и к развившемуся позднее движению «Стиль» в Голландии. Повторяя мысли, ранее провозглашенные Сезанном, Ле Корбюзье говорит: «Куб, конус, шар, цилиндр, пирамида — вот великие первичные формы... их образ представ­ляется нам чистым, легко воспринимаемым, однозначным. Поэтому они кра­сивы. Это прекраснейшие из всех форм» 46.

Точно так же группа «Стиль» в своих высказываниях постоянно требует от архитектуры освобождения от проявления индивидуальных эмоций, имеющих относительное значение и за­мены их «элементарными средствами выражения» — кубами, плоскостями, прямыми.

В голландскую группу «Стиль»47 в 1917 году входили живописцы Мондриан, ван Дусбург, ван дер Лек и Хушар, архитекторы Ауд, Вилс, ван'т Хофф, скульптор Вантонгерлоо и поэт Кок. Эта группа не только со всей последо­вательностью проводила свои идеи в изобразительном искусстве и архитек­туре, но пыталась распространить свои взгляды и на другие отрасли челове­ческой деятельности — театр, балет, кино. Она противопоставляла социаль­ным и экономическим условиям своего времени такие категории, как объек­тивность, порядок, ясность и простота, и постоянно стремилась отказаться от индивидуального произвола и случайности и прийти к объективному обоб­щению, в котором нашло бы свое выражение «всеобщее мироощущение эпохи» — термин, часто применяемый участниками группы «Стиль».

В живописи позиция группы «Стиль» наиболее ярко отразилась в работах художника Пита Мондриана (илл. 165). Он поставил своей целью достижение полной гармонии в искусстве. По теории «Стиля» такая гармония может возникнуть только из равновесия контрастов. Элементарным примером конт­раста является прямой угол, образуемый пересечением двух линий. Поэтому основой построения картин Мондриана является сетка пересекающихся под прямым углом линий; образуемые ими поля выделяются раскраской.

Этим же принципам следует Вантонгерлоо в своих скульптурах, построенных из пересекающихся прямоугольных фигур. От такой скульптуры к архитектуре лишь один шаг (илл. 166).

К аналогичной концепции пришел и Казимир Малевич—основатель русского супрематизма. Он также начинает с живописи (илл. 167). В поисках простей­ших средств выразительности он уже в 1913 году применяет элементарные геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, круг и треугольник. Обра­щаясь к разработке новой современной архитектуры, Малевич «переносит эти формы и их взаимоотношения с плоскости полотна в пространство» 48 (илл. 168, 169). Взаимное влияние различных искусств, плодотворно проявившее себя прежде всего в «Стиле», привело к общности и единству формальных средств образного выражения в живописи, прикладной графике, скульптуре и архи­тектуре. В то же время здесь таилась и опасность слишком прямолинейного проведения провозглашенных в программе принципов и, как следствие, опас­ность чрезмерного увлечения отдельными элементами формы.

Тео ван Дус­бург, идеолог группы «Стиль», определяет архитектуру как «обобщенное выражение физических и духовных потребностей», охватывающее «все част­ные проблемы строительства, искусства и экономики»49. Тем не менее эти элементы, вопреки теоретическим предпосылкам, не всегда в равной сте­пени проявляются в проектах и выполненных сооружениях группы «Стиль». В них господствуют абстрактно-геометрические построения. Проекты харак­теризуются гармонией кубов, плоскостей и линий, функциональное же назна­чение зданий и их конструктивная разработка отодвигаются на задний план. Однако понять и оценить огромное значение «Стиля» в истории развития архитектуры можно только если учесть, что проекты этой группы носят ха­рактер манифестов. Поэтому в этих проектах намеренно подчеркиваются те образные выразительные элементы, которым отводится особое место в тео­ретических концепциях «Стиля».

На архитектуре группы «Стиль» в наибольшей степени отразились теории ван Дусбурга. Не менее значительным было влияние как взглядов Берлаге, который один из первых подчеркнул значение лишенной орнамента поверх­ности стены, так и идей Франка Ллойда Райта, с которыми ее познакомили Роберт ван'т Хофф и Берлаге.

На ван'т Хоффа, посетившего Америку перед первой мировой войной, встречи с Райтом произвели неизгладимое впечат­ление. Два дома, построенные ван'т Хоффом в Хюис тер Хейде, близ Утрехта (1916), трактовкой больших плоскостей и отказом от какого бы то ни было орнамента полностью отражают принципы, характерные для архитектуры группы «Стиль». В то же время чрезмерное подчеркивание горизонталей не от­вечает теориям «Стиля», требующим гармонии всех элементов здания (илл. 171).

Влияние Франка Ллойда Райта чувствуется и в проекте фабричного здания, выполненном Я. И. П. Аудом в 1919 году (илл. 170). Далеко выступающие свесы крыш, дающие глубокую тень, карнизы и вытянутые по горизонтали окна сразу вызывают в памяти построенные Райтом «домики в прериях». На­ряду с этим, особенно в центральной части фабрики, использовано хорошо уравновешенное сочетание горизонтальных и вертикальных прямоугольников, ребер и плоскостей. Выступающая часть здания с въездными воротами от­четливее всего доказывает, что Ауд и здесь исходит из ничем не прикрашен­ного прямоугольного объема, как основного элемента формы. В последующие годы представление об архитектурных установках членов группы «Стиля» излагается в целом ряде работ. Примером может служить появившееся в 1923 году исследование ван Дусбурга, написанное им со­вместно с ван Эстереном (илл. 172). «Здание расчленено на части... — так объясняет ван Дусбург свои опыты, — оно разложено на отдельные пластические элементы. Дом становится предметом, который можно обойти со всех сторон... он свободно вырастает из земли, перекрытие используется как терраса, превращаясь как бы в этаж на открытом воздухе» 50. В сущности, здесь дана концепция, описанная Ле Корбюзье почти в тех же выражениях в его эстетике современной архитектуры. Новый язык форм выкристаллизо­вывается из одновременно возникающих разнообразнейших точек зрения.

В 1924 году были одновременно осуществлены два проекта, являющиеся программными для архитектурных воззрений «Стиля»: жилой дом в Утрех­те, построенный Г.-Т. Ритвельдом, и рабочий поселок Хук ван Холланд Я. И. П. Ауда (илл. 174, 173). Хотя Ауд и отошел в 1921 году от группы «Стиль», вся его деятельность развивалась созвучно ее раннему периоду. Дома для рабочих, возведенные Аудом, — одно из первых воплощений но­вых принципов современной архитектуры, отражающих происходящие со­циальные сдвиги. Постройки Ритвельда представляют собой типичный пример применения теории «Стиля» к индивидуальному дому.

Из напряженного взаимодействия расположенных в различных планах гори­зонтальных и вертикальных плоскостей, из сочетания прямоугольных объемов и незаполненных проемов, из цветных и белых поверхностей Ритвельд создает жизнерадостное ощущение равновесия масс и плоскостей. Акцентировка отдельных формообразующих элементов заметна в целом ряде деталей его жилого дома. Парапеты балконов опущены ниже уровня пола. Средняя часть фасадной стены, трактованная как самостоятельный вертикальный элемент формы, выступает вперед за пределы основного объема здания, чем соз­дается контраст с горизонталью крыши, лишь с одной стороны вынесенной в виде козырька. Подчеркнутое использование контрастов в качестве архи­тектурного композиционного средства во взаимном расположении объемов и в размещении проемов в стенах — все это вообще характерно для архи­тектуры «Стиля». Как и в более ранних работах, окна преимущественно служат элементами членения плоскости и не находятся в какой-либо опреде­ленной зависимости от внутренней планировки. Использование прямоуголь­ных объемов и плоскостей приводит к отказу от скатной крыши. Стремясь к чисто геометрическим формам, нередко делают крыши вовсе без свеса.

Архитекторы «Стиля», и прежде всего Ауд и ван Эстерен, еще в ранний период своей деятельности пришли к убеждению, что выдвинутые ими идеи плодотворнее всего могут быть применены не к отдельным зданиям, а к ре­шению градостроительных задач (илл. 175, 176, 307, 308). В их исследованиях и проектах, в которых даются элементарные приемы объемно-пространствен­ного построения, воплощены идеи, которыми современное градостроительство пользуется еще и сегодня.

Впервые ван Эстерен пытается применить эти идеи в проекте реконструкции магистрали Унтер ден Линден в Берлине, за который ему была присуждена премия (1925). " Он пытается придать городской застройке новую выразительность чередованием одно- и много­этажных зданий, объединением их в группы и крупные блоки, образованием системы площадей, введением высотных акцентов (илл. 177). Ведущая роль геометрических форм и господствующее значение плоскости, как основных композиционных начал, определяют один из этапов развития современной архитектуры, охватывающей период приблизительно с 1917 по 1926 год. То, что было воспринято как толчок к дальнейшему развитию, имело огромное значение в период перелома и исканий, последовавших за потрясениями первой мировой войны. Приверженность к простейшим формам неизбежно привела к отказу от всякого бездумного украшательства прошлого. Работа с простыми формами обостряла понимание четких пропорций и рас­крывала глаза на красоту естественных материалов.

В проектах группы «Стиль» предвосхищено многое из того, что приобрело важное значение при дальнейшем развитии архитектуры. Изменившиеся пред­ставления об облике здания и его функциях привели к отказу от понимания дома как замкнутого со всех сторон пространства и тем самым породили начало новой пространственной концепции современной архитектуры с ее неразрывной связью внешнего и внутреннего. В исследованиях «Стиля» такая концепция была только намечена. Лишь в 1930 году Мис ван дер Роэ при строительстве дома Тугендхата впервые применил эту новую организа­цию пространства. Он освободил плоскость от ее чисто ограждающей роли и включил ее в число элементов архитектурной композиции (илл. 135, 136, 202)






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных