Место дисциплины в структуре ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Б.3. Профессиональный цикл. Вариативная (профильная) часть» ФГОС ВПО по направлению подготовки «Системный анализ и управление».
1) Данная дисциплина изучается на основе дисциплин:
· Системный анализ и моделирование систем человек-машина,
· Основы психологии,
- Экология,
- Основы теории систем,
- Эргономика в проектировании технических систем и промышленных изделий,
- Основы анатомии, физиологии и биофизики человека,
- Антропометрия и биомеханика,
- Основы теории систем,
- Основы эргономики,
- Инженерная психология,
- Основы физиологии труда.
2) Данная учебная дисциплина изучается параллельно с дисциплинами бакалавра по профилю
- Методы измерений технических и медико-биологических величин,
- Экспериментальная психология и эргономика,
- Психология профессиональной деятельности.
, 3) Данная учебная дисциплина предшествует изучению дисциплин и формирует компетенции, необходимые для и итоговой государственной аттестации:
- Информационно-измерительные системы
- Эргономика систем отображения информации
- Обеспечение нормативных условий обитаемости рабочих мест
- Основы эргономической экспертизы.
3.Требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «Эргономика и дизайн» обучающийся должен обладать следующими компетенциями:
1) Общекультурными компетенциями:
- способностью к работе в коллективе и кооперации с коллегами (ОК-3);
- способностью уважительно и бережно относиться к историческому наследию и
культурным традициям (ОК-4);
- способностью использовать нормативно-правовые документы в своей деятельности (ОК-6);
2) Профессиональными компетенциями:
- способностью собирать и анализировать научно-техническую информацию по тематике исследования, учитывать современные тенденции развития и использовать достижения отечественной и зарубежной науки, техники и технологии в профессиональной деятельности (ПК-2);
- способностью использовать компьютер как средство управления информацией, способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ПК-3); - способностью применять современные программные средства для разработки и редактирования проектно-конструкторской и технологической документации, владением элементами начертательной геометрии и инженерной графики (ПК-6); - способностью к анализу поставленной проектной задачи в области Эргономики и дизайна на основе подбора и изучения литературных и патентных источников (ПК-14); - готовностью и способностью к оценке технологичности и технологическому контролю простых и средней сложности конструкторских решений (ПК-17); - готовностью к разработке, составлению и использованию отдельных видов технической документации на проекты, их элементы и сборочные единицы, включая технические условия, описания, инструкции (ПК-19);
- способностью к контролю соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям (ПК-32).
3) В результате изучения дисциплины «Эргономика и дизайн» обучающийся должен: Знать:
- роль дизайна в общечеловеческой культуре;
- основные положения эргономики;
- основные свойства анализаторов человека;
- основы колориметрии;
- последовательность проведения художественно-конструкторского проектирования.
Уметь: - выполнять эргономический анализ приборов и систем;
- выбрать цветовую окраску приборов и систем;
- проводить функциональный анализ приборов и систем.
Владеть: - приёмами получения гармоничной пространственной формы проектируемого изде- лия.
Структура и содержание разделов дисциплины (модуля)
Лекции
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Содержание раздела
| Труд.
часы
| 1.
| Основные понятия эргономики и дизайна
| - Место и роль дизайна в общечеловеческой культуре
- Факторы, определяющие эргономические требования к дизайну.
|
| 2.
| Вопросы комфортного пребывания человека в среде обитания
| - Освещение как объект комплексного эргономического анализа.
- Светотехническое оборудование.
- Цвет и жизнедеятельность человека в среде обитания.
- Влияние цвета и света на восприятие объемов в пространстве.
|
|
| Антропометрические требования в эргономике
| - Разнообразные структурные измерения тела
- Функциональные измерения тела
- Посадочные места.
- Размещение в ограниченном пространстве.
|
|
| Эргономический расчет параметров рабочего места
| - Базы отсчета и расчет параметров рабочего места
- Средства оснащения и параметры рабочего места
- Методы эргономических исследований
|
|
|
Задачи эргодизайна в средовом проектировании
| - Эргономическая программа проектирования среды обитания
- Основные элементы оборудования и наполнения среды
- Эргономические требования к мебели
|
|
| Оборудование жилой среды
| - Предметный комплекс в жилище
- Эргономическая оценка кухонного оборудования
- Оборудование ванной комнаты
- Проектирование среды для детей
|
|
| Оборудование интерьеров общественных зданий
| - Рабочее место в офисе
- Оборудование детских дошкольных и школьных учреждений
- Оснащение медицинских учреждений
|
|
| Эргономические аспекты восприятия и проектирования среды
| - Физиология зрения и визуальная среда - Эргономика восприятия средовых объектов и систем
- Восприятие и информационное взаимодействие - Роль «гештальтов» в процессах восприятия
- Перцептивные «стереотипы»
-.Зрительные искажения
|
|
| Проблема образного восприятия
| - Способы кодирования информации. Определение основания кода
- Пользователь и принципы устройства интеллектуальных систем
|
|
| Значение когнитивной психологии для эргодизайна среды
| - Формирование прототипов как способ опознания среды.
- Проблема образного восприятия.
|
|
| Эргономика и учебное системно-средовое проектирование
| .- Дифференциация ситуаций в средовой системе с позиций эргодизайнерского подхода.
- Значение эргодизайнерских элементов в композиции средового объекта.
|
| Итого
|
|
4.2.Лабораторный практикум __ не предусмотрен.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины (модуля)
| Наименование лабораторных работ
| Трудоемкость, часы
| 1.
|
|
|
| 2.
|
|
|
| 3.
|
|
|
| Итого:
|
|
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|