Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРИНЦИПЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ




Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и про­веренную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Основными принципами являются:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитен­том и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием професси­ональных участников рынка — с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным. Во втором — отношения, связанные с заключением и испол­нением сделки, между эмитентом и профессиональным участником, ин­вестором и профессиональным участником или между профессиональ­ными участниками.

2. Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых эмисси­онных, т.е. тех, которые выпускаются в массовом порядке, сериями и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Операции именно с такими бумагами нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно этими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка.

3. Максимально широкое использование процедур раскрытия инфор­мации обо всех участниках рынка — эмитентах, крупных инвесторах профессиональных участниках. Этим достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке.

4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот прин­цип реализуется через непринятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имени равные права перед регулирующими органами: в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия.

5. При разделении полномочий между регулирующими органами сле­дует исходить из того, что нормотворчеством и нормоприменением не должно заниматься одно и то же лицо.

6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное об­суждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает ка­чество нормотворчества и его объективность.

7. Соблюдение принципа преемственности российской системы ре­гулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции. Вместе с тем нельзя не учитывать и все возрастающую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффек­тивно начинать строить новую систему регулирования рынка «с цент­ра поля» — необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляцион­ные решения. Вместе с тем не следует делать из этого опыта догмы — повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка.

8. Оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управ­ления (коммерческими организациями, общественными организациями).

 

13.3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Государство на российском рынке ценных бумаг выс­тупает в качестве:

инвестора — при управлении крупными портфелями акций промыш­ленных предприятий,

эмитента — при выпуске государственных ценных бумаг;

профессионального участника — при торговле акциями в ходе при­ватизационных аукционов;

регулятора — при написании законов и подзаконных актов;

верховного арбитра в спорах между участниками рынка — через систему судебных органов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг — это регули­рование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

• государственные и иные нормативные акты;

• государственные органы регулирования и контроля.

Государственное управление рынком имеет следующие формы: прямое, или административное, управление; косвенное, или экономические, управление.

Прямое, или административное, управление рынком ценных бумаг со стороны государства осуществляется путем:

• установления обязательных требований ко всем участникам рынка ценных бумаг;

• регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;

• лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;

• обеспечения гласности и равной информированности всех участ­ников рынка;

• поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осу­ществляется государством через находящиеся в его распоряжении эко­номические рычаги и капиталы:

• систему налогообложения (ставки налогов, льготы и освобожде­ние от налогов);

• денежную политику (процентные ставки, минимальный размер заработной платы и др.);

• государственные капиталы (государственный бюджет, внебюджет­ные фонды финансовых ресурсов и др.);

• государственную собственность и ресурсы (государственные пред­приятия, природные ресурсы и земли).

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время сложилась следующая.

Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума Российской Федерации издает законы, регу­лирующие рынок ценных бумаг.

Президент Российской Федерации издает указы, особенно в тех слу­чаях, когда принятие необходимых законов по каким-либо причинам за­держивается.

Правительство Российской Федерации выпускает постановления, обычно в развитие указов Президента и принятых законов.

Государственные органы регулирования рынка ценных бумаг министерского уровня:

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России);

Министерство финансов Российской Федерации;

Центральный банк Российской Федерации;

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг — коллегиальный орган в составе Правительства Российской Федерации — имеет большие полномочия в области координации, разработки стандартов, лицензирова­ния, установления квалификационных требований и т.д. Она приняла на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регули­рованию рынка ценных бумаг.

Министерство финансов Российской Федерации регулирует выпуск государственных ценных бумаг, включая ценные бумаги субъектов Фе­дерации и органов местного самоуправления, устанавливает прави­ла бухгалтерского учета операций с ценными бумагами, осуществляет выпуск государственных ценных бумаг и т.п.

Центральный банк Российской Федерации — федеральный орган, который действует на основании Закона, регистрирует выпуски цен­ных бумаг кредитных организаций, регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом рынке ценных бу­маг, ломбардного кредитования и переучета векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на рынке цен­ных бумаг кредитных организаций, регулирует деятельность на рынке ценных бумаг клиринговых организаций и организаций, производящих безналичные расчеты по сделкам с ценными бумагами (в том числе де­позитариев), контролирует экспорт и импорт капитала.

Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российс­кий рынок ценных бумаг:

Гражданским кодекс Российской Федерации, части 1 и 2;

Закон РФ «О банках и банковской деятельности» в редакции Феде­рального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ с последующими измене­ниями и дополнениями;

Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в редакции Федерального закона от 26 апреля 1995 г. № 65-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

Федеральный закон «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» от 21 июля 1997 г, № 123-ФЗ;

Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. № 2384-1 с соответствующими изменениями и дополнениями;

Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 г. №3615-1 с последующими изменениями и дополнениями;

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г, № 208-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями;

Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;

Постановления Правительства Российской Федерации. В основном они касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

13.4. САМОРЕГУЛИРУЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ

Саморегулируемые организации — это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными «/ча­стниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регули­рования определенных аспектов рынка на основе государственных га­рантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций дол­жны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет само­регулирования не может регулироваться сразу двумя или более одно­типными органами.

Права саморегулируемой организации:

• разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

• осуществление профессиональной подготовки кадров, установле­ние требований к участникам рынка, обязательных для работы на дан­ном рынке;

• контроль за соблюдением участниками рынка установленных пра­вил и нормативов;

• информационная деятельность на рынке;

• обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участ­ников рынка в государственных органах управления.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг с целью обеспечения условий для них деятельности, соблюдения стандартов профессиональной этики, зашиты интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг, установ­ления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами.

Саморегулируемая организация не только устанавливает обязатель­ные для своих членов правила профессиональной деятельности, стандарты проведения операций с ценными бумагами, но и осуществляет контроль за их соблюдением.

Саморегулируемая организация учреждается не менее чем 10 про­фессиональными участниками рынка ценных бумаг. Организация при­обретает статус саморегулируемой на основе лицензии, выдаваемой ФКЦБ. Условием функционирования организации является выполнение ею и ее членами действующего законодательства. Саморегулируемая организация обязана регулярно представлять в ФКЦБ отчеты о своей деятельности

Основные признаки саморегулируемой организации:

• добровольное объединение;

• членство профессиональные участники рынка ценных бумаг;

• функции и саморегулирование, установление формальных правил поведения участников организации на рынке;

• отношения с государством — государство передает ей часть сво­их функций

Статус саморегулируемых организаций в России. По российским пра­вовым нормам саморегулируемые организации могут принимать, форму:

• ассоциации

• профессиональных союзов;

• профессиональных общественных организаций.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных