ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тенденции развития каркасного строительстваТворчество Аалто убедительно показывает, какие богатства дает современная архитектура в руки талантливого архитектора. Соответствие объемно-пространственных решений и материалов окружающей природе, умение удовлетворять потребности отдельной личности и общества в целом при строительстве зданий и планировке городов, неограниченная фантазия в формообразовании — все это позволяет находить архитектурные решения, отвечающие новым, меняющимся каждый раз требованиям. Но, каким бы разнообразием выразительных средств ни отличался язык современной архитектуры, словарь его состоит из определенных элементов, которые с присущей каждому из них выразительностью и в сочетании друг с другом обогащают современную архитектуру. Принципиально новые возможности возникли с началом применения стального и железобетонного каркаса. И только в последние два десятилетия эти возможности были дополнены новыми методами конструирования и новыми принципами организации пространства. Два проекта, разработанные в одном и том же 1922 году Вальтером Гропиусом и Мис ван дер Роэ, ярко характеризуют широту диапазона художественных возможностей. Конкурс, для которого выполнил свою работу Гропиус, наряду с этим проливает свет и на состояние американской архитектуры этого периода. В 1922 году газета «Чикаго Трибюн» объявила международный конкурс на проект высотного административного здания. Наилучшими были признаны проекты в откровенно эклектическом духе. В проектах американских архитекторов не осталось и следа от достижений Чикагской школы. Наоборот, работы европейских зодчих наглядно показали, что новые идеи знаменательного начального этапа современной архитектуры ими полностью восприняты. В проекте Гропиуса для здания «Чикаго Трибюн» (илл. 209) применен железобетонный каркас. Здание состоит из трех корпусов различной высоты и членится вертикалями стоек и горизонталями обвязок. Несущие и ограждающие элементы четко разграничены. Форма оживляется эстетическим восприятием конструктивной основы: конструкция выступает как видимый формообразующий элемент. Совсем другой путь избирает Мис ван дер Роэ в проекте конторского здания в Берлине (илл. 208). · Вертикальные элементы несущей конструкции нигде не выступают наружу. · Отдельные этажи крупного развитого по ширине параллелепипеда, образуемые чередованием прозрачных и непрозрачных горизонтальных поясов, кажутся свободно парящими в воздухе. · Однако в этом здании, так же как и в проекте Гропиуса для «Чикаго Трибюн», применен железобетонный каркас. · Несущие колонны отодвинуты от наружной стены в глубь здания. · Конструкции перекрытий решены с консолями, концы которых выступают вперед и являются опорой для остекленных и глухих поясов, служащих только для ограждения помещений. Здесь также несущая конструкция и ненесущие стены разделены, но каркас здания и ограждения не лежат в одной и той же плоскости, как у Гропиуса. · Непрерывные горизонтальные ленты окон, лишенных вертикальных опорных элементов, являются естественным выражением внутренней планировки помещений. И хотя ни один из элементов конструкции снаружи не виден, тем не менее ясно чувствуется, насколько внешняя форма обусловлена внутренней: конструкция становится ощутимым элементом формы. В первых многоэтажных зданиях Чикагской школы стальной каркас всегда выступал наружу, как видимый элемент. Сталь не обладает стойкостью к высокой температуре, возникающей при пожаре, и для защиты от огня стальной каркас приходится облицовывать огнестойкими материалами. Но, несмотря на это, каркасная конструкция все равно всегда выступает наружу. Наиболее последовательно это проявляется у Салливена в построенном им здании для Универсального магазина фирмы Кэрсон, Пири, Скотт и К°. Трех створчатые окна здесь заполняют весь горизонтальный проем от колонны до колонны, подчеркивая легкость и изящество конструктивного решения (илл. 34). Несколько позднее стали применять каркас из железобетона. В 1905 году Огюст Перре строит гараж на улице Понтье в Париже (илл. 87). Выведенная на фасад открытая конструкция определяет новый художественный облик здания. В многочисленных постройках более позднего времени архитекторы следуют этой традиции. В проекте здания «Чикаго Трибюн» Гропиус нашел этому четкое и одновременно выразительное решение. В возможностях, заложенных в таких конструкциях, можно убедиться на примерах зданий, построенных Максом Таутом. Структура каждого железобетонного каркаса обладает определенной направленностью, зависящей от расположения ригелей. Существуют две принципиально отличающиеся друг от друга системы с поперечным и продольным расположением ригелей (илл. 210, 212). В доме Союза печатников в Берлине (1925) сильно выступающие перед наружной стеной опоры подчеркивают поперечное направление несущей конструкции. В доме профсоюзов во Франкфурте, построенном в 1929—31 годах, стойки и обвязки расположены заподлицо с плоскостью стены, чем подчеркивается продольное расположение многоэтажных рам, образующих несущий каркас (илл. 211, 213). Джузеппе Терраньи в Народном доме в Комо (1932—36) переносит принципы такой архитектурной трактовки на язык форм Средиземноморья (илл. 215). Конструктивный каркас здания кубической формы расположен открыто, так как фасадная стена не заполняет простенки между стойками и обвязками, а отодвинута в глубь здания. Образуется четырехэтажная лоджия. В ней, как и во внутреннем дворике, видна интерпретация мотивов итальянского Возрождения на современный лад. Другая возможность, предоставляемая применением стального и железобетонного каркаса — использование его в качестве явного формообразующего элемента, — стала развиваться только после первой мировой войны, но получила быстрое распространение. Программное значение стального и железобетонного каркаса, как новой эры в строительстве^ утвердил и блестяще воплотил в 1919 году Мис ван дер Роэ своим проектом небоскреба и особенно в 1922 году проектом торгового дома в Берлине. Несущая конструкция не выявлена в решении фасада, а спрятана внутрь и тем не менее влияет на формирование внешнего облика здания. К этому принципу обращается и Ле Корбюзье. Вальтер Гропиус, взяв в основу эту идею, по-новому применил ее в строительстве мастерских Баухауза в Дессау. В противоположность мастерским Баухауза, Ле Корбюзье в своих постройках решает стену не в стекле, а использует контраст стен глухих и прорезанных оконными проемами (илл. 150, 221). Заглубление несущего каркаса внутрь здания навело Ле Корбюзье на мысль применить вытянутые по горизонтали ленточные окна, которым в своей эстетической теории он посвящает самостоятельный раздел. Окна, выполненные в виде продольных остекленных полос, способствуют лучшему освещению обширных и глубоких торговых помещений и фабричных цехов. Осмысленное решение равномерного естественного освещения больших нерасчлененных помещений обусловливает членение фасада горизонтальными полосами, как основного и единого приема решения внешнего облика здания. Однако горизонтальное членение здания очень скоро превращается просто в модный прием (илл. 216). Конструктивное и функциональное обоснование такого членения было позабыто. Для достижения горизонтального членения на фасаде применяют пояса, выполненные в бетоне или сделанные из плитки. Форма возникает вне связи с внутренней сущностью здания, теряется единство внешнего облика и конструктивного решения. Вряд ли кто-либо из архитекторов в такой степени возвел ленточные окна в лейтмотив своего творчества, как это сделал Эрих Мендельсон (1887—1953) 55. Он превратил принцип «горизонтальности», вытекающий из применения продольных световых проемов, чуть ли не в догму. Но наряду с этим его деятельность знакомит нас с путями, которыми в двадцатых годах шла современная архитектура и которые от неоправданного иногда акцентирования отдельных элементов формы постепенно привели к их систематизации (илл. 216а— 220,330,331). Динамичностью, а не покоем дышат «горизонтали» Мендельсона. Мощные, асимметрично расставленные акценты повышают выразительность горизонтального построения и придают ему подчеркнуто динамичный характер. Ленты окон не служат ему, как Мис ван дер Роэ, для подчеркивания простой геометричности формы, прямоугольного объема; они воздействуют как элемент игры контрастов, которому Мендельсон подчиняет объемно-пространственное решение всего сооружения. Поначалу он стремится поразить эффектным приемом. Так, в здании торгового дома Вейхманна в Гливице (1922) Мендельсон использует глубокие тени сильно заглубленных оконных проемов и далеко выступающих вперед горизонтальных тяг (илл. 218). В здании фирмы Шокен в Штутгарте (1926) также применена подчеркнуто асимметричная композиция (илл. 217): ряды горизонтальных окон между поясами из кирпича и травертина упираются в закругленную, в виде башни, лестничную клетку, внезапно прерывающую общее горизонтальное движение. Полным напряжения контрастом элементов формы и разработкой рельефа это сооружение являет собой одно из лучших решений универсальных магазинов того времени. Творческий путь Мендельсона приводит его к более спокойным и разнообразным решениям, типичным для архитектуры конца двадцатых годов. В закругленной форме главного фасада здания торгового дома Шокен (1927—28) в Карл-Маркс-Штадте ленточные окна подчеркивают выразительность криволинейного в плане сооружения, не придавая ему в то же время особой динамичности (илл. 219). Расположение окон в торговых помещениях на значительной высоте дало возможность разместить стеллажи с товарами вдоль наружной стены. Таким образом, решение окон и конструктивно и функционально обоснованно, достигается полное единство внешнего облика и внутреннего содержания. И в своих более поздних постройках Мендельсон остается верен идее горизонтальности. В относящейся к последнему периоду его деятельности в Америке больнице Маймонидов в Сан-Франциско (1946—50) вместо ленточных окон он использует далеко выступающие балконы, предназначенные для пребывания больных (илл. 220). Горизонтальные линии балконов, подчеркнутые перилами, прерываются небольшими закругленными выступами. Здесь чувствуется отзвук стремления к контрастности, столь характерной для его ранних произведений. Горизонтальное членение фасада ленточными окнами — прием, весьма излюбленный Мендельсоном, — лишь одна из возможностей, предоставляемых скрытым внутри здания несущим каркасом. Другой прием избрал Вальтер Гропиус в здании мастерских Баухауза в Дессау, применив сплошное остекление фасада (илл. 221). Остекление полностью заменило глухую стену и служит ограждающей внутренние помещения прозрачной завесой, расчлененной лишь тонкими переплетами. Несущие колонны также отодвинуты внутрь, так что конструктивные элементы с фасада нигде не видны. Именно здесь — а не в зданиях, где применялись ленточные окна, — хрупкость и прозрачность сплошной поверхности остекления со всей последовательностью подчеркивает, что стена уже не является несущей конструкцией. Свои взгляды на современную архитектуру, впервые обозначившиеся в здании завода Фагус и фабричном здании выставки Веркбунда, Гропиус развил при строительстве мастерских в Дессау и сформулировал их в виде принципа, ставшего определяющим для всей архитектуры нашего времени: предельные легкость и прозрачность. Стекло, как строительный материал, создает своеобразное взаимоотношение между внутренним и внешним пространством, между зданием и окружающей его средой. С одной стороны, оно широко раскрыто в окружающее пространство и свет свободно проникает внутрь. Видимый изнутри внешний мир определяет собою своеобразное впечатление от внутреннего пространства. С другой стороны, постройка из стекла в большей степени противостоит природе, как произведение, созданное трудом человеческих рук, нежели сооружения из естественных материалов— дерева и камня. Подобно тому как стекло одновременно отражает и пропускает лучи света, так и здание из стекла одновременно раскрыто и замкнуто. Ле Корбюзье в жилых домах, построенных им почти одновременно с Баухаузом в Дессау, достигает аналогичных многообразных связей сооружения и окружающего пространства совершенно иными средствами. Сохраняя замкнутость объема здания, он дает природе проникнуть в жилище человека через раскрытый первый этаж и сад на крыше (илл. 146—148). Впервые примененная Гропиусом ненесущая «навесная стена», стала одним из составных элементов современной архитектуры. Бринкманн и ван дер Флугт применяют ее в строительстве табачной фабрики ван Нелле в Роттердаме (1928—30), причем они используют своеобразную форму железобетонного каркаса — безбалочную грибовидную конструкцию (илл. 222—224). В здании фабрики переработки отходов, построенной архитектором Гансом Мертенсом в 1926—28 годах в Кёльне, ограждающей конструкцией является стальной каркас с заполнением из чередующихся глухих и прозрачных поверхностей из кирпича и стекла (илл. 225). И здесь несущая конструкция отнесена внутрь, стена служит только ограждением. В США техническая проблема использования стены в качестве навесной ограждающей оболочки была решена еще в 1918 году. Такая стена была применена в Хэлиди Билдинг в Сан-Франциско. Однако последователей она не нашла (илл, 228). Позднее в США идея «навесной стены» была подхвачена и разработана в разных вариантах. Конец, положенный развитию современной архитектуры после 1933 года в Германии, бывшей к тому времени ее признанным центром, означал, что ее дальнейший путь прерван в самой решающей стадии. Тенденции, так наглядно выявленные в построенных Гропиусом мастерских Баухауза, уже не могли больше развиваться. В Германии в начале тридцатых годов только лишь на выставках можно было еще открыто спорить о проблемах современной формы. Гропиус в сотрудничестве с Постом Шмидтом строит в 1934 году в Берлине здание Выставки цветных и редких металлов (илл. 125). Здесь впервые были последовательно раскрыты предоставленные современному зодчему возможности. Однако в Европе, в тех странах, где современная архитектура беспрепятственно развивалась дальше — поскольку речь идет о строительстве многоэтажных зданий, — она, в основном, не выходила за рамки методов, известных еще в двадцатых годах. И только в сороковых годах она получила новый толчок к дальнейшему развитию, и прежде всего в Северной Америке. Ее высокоразвитая промышленность и психологическая атмосфера создали такие предпосылки для развития новой архитектуры, каких Европа в то время не знала. Единство формы и конструкции, принципиальные возможности которой впервые показали в своих проектах 1922 года Мис ван дер Роэ и Гропиус, берется на вооружение и поднимается на новую ступень. Два здания американских архитекторов Скидмора, Оуингса и Меррилла — Левер Хауз в Нью-Йорке (1952) и административное здание Инлэнд Стил Компани в Чикаго (1957—58) (илл. 229, 230) — отражают новый язык форм с той же последовательностью, с какой в начале двадцатых годов новые тенденции были впервые воплощены в проектах административного здания в Берлине и здания «Чикаго Трибюн». Но основное, бросающееся в глаза отличие этих зданий от ранних построек заключается в использовании новых строительных материалов — алюминиевых сплавов и нержавеющей стали, которые наряду со стеклом определяют теперь их внешний облик. Применение этих легких материалов говорит одновременно и об изменении условий формообразования. Лишь теперь стремление к легкости и прозрачности может быть полностью реализовано. Наружная стена теряет тяжеловесность, присущую, несмотря ни на что, оштукатуренным объемам двадцатых годов, все еще напоминающим каменные постройки. К этому следует добавить еще одно обстоятельство —совершенствование инженерного оборудования. Применение полностью остекленной «навесной стены» с неоткрывающимися окнами возможно лишь при оборудовании здания системой кондиционирования воздуха, обеспечивающей в любую погоду идеальный микроклимат в помещении. В Левер Хаузе эта система кондиционирования устроена так, что на солнечной стороне она работает на охлаждение и одновременно на теневой — на обогрев. Совершенство имеющих техническое и конструктивное значение деталей и их использование как средство для воплощения по-новому трактованных архитектурных форм является важным критерием в оценке качества этих сооружений. Эти детали знаменуют собой появление совершенно новых методов строительства. Раньше архитектор применял преимущественно строительные материалы, которые обрабатывались на самой строительной площадке. Растущая индустриализация с ее концентрацией рабочей силы и огромными производственными возможностями создает совсем иную обстановку. Сборное строительство из деталей заводского изготовления выступает на передний план. Строительная площадка становится местом монтажа готовых строительных элементов. Особенно заметно это сказывается на решении наружной стены. На смену традиционной каменной кладке, оштукатуренной с двух сторон, приходят готовые сборные элементы из легких металлов и нержавеющей стали. Это в большой мере способствует широкому распространению такого важного архитектурного элемента, как «навесная стена»5б. Наружные стены Левер Хауза в Нью-Йорке (архитекторы Скидмор, Оуингс, Меррилл) представляют собой оболочку из прозрачных и непрозрачных стеклянных панелей, укрепленную на тонком металлическом каркасе (илл. 229, 445). Такое чередование видов стекла в оболочке здания, мешающее заглянуть во все зоны помещений, позволило применить ее при строительстве административных зданий. Огромное воздействие, которое производят эти высокие, отражающие свет поверхности остекления, основано на ясной архитектурной концепции — эстетическом подчеркивании ненесущей функции оболочки и применением легких строительных материалов. Стремясь оживить фактуру стены и избежать резкого света на гладкой ее поверхности, в Америке в целом ряде больших административных зданий вместо непрозрачного стекла применяют алюминий. Здание Алкоа Билдинг облицовано алюминиевыми панелями высотой в этаж с рельефом в виде вдавленных призм (илл. 234). Этим достигается не только большая жесткость панели, но и создается на фасаде тридцатиэтажной башни игра света и тени. И если в Левер Хаузе конструкция скрыта за наружной оболочкой, то в административном здании Инлэнд Стил Компани в Чикаго конструкция, как элемент формы, выявлена и видна (илл. 230, 231, 446). Размещение стоек каркаса перед фасадной стеной было обусловлено стремлением получить полную свободу в планировке этажей. Из этих же соображений все вертикальные коммуникации сосредоточены в ассимметрично расположенном корпусе. В обоих зданиях, несмотря на их функциональные и конструктивные различия, четко видны поиски одного и того же стиля, характерного для определенного направления в архитектуре наших дней. Выраженные в этих зданиях архитектурные принципы были бы немыслимы без творчества Мис ван дер Роэ, применившего при сооружении Иллинойс-ского технологического института и в проектах небоскребов в Чикаго новые методы решения поставленных задач. Мис ван дер Роэ показал, что в случае необходимости может быть использовано сочетание обеих систем — четко выявленной и лишь ощутимой конструкции. При строительстве двухэтажного мемориального зала студенческого общежития Технологического института в Чикаго он был связан противопожарными предписаниями, согласно которым стальная конструкция должна быть защищена огнестойким материалом— бетоном (илл. 235—237). Но и здесь Мис считал нужным выявить внутреннюю несущую стальную конструкцию во внешнем облике здания. Для этого перед одетым в бетон каркасом он ставит фахверковую фасадную стену с заполнением из стекла и кирпичной кладки. Поскольку стальные профили фахверка не являются несущей конструкцией, их можно не облицовывать. Из конструктивных соображений они могут быть очень тонкими. Но их расположением и сечением Мис стремится выявить скрытую несущую конструкцию. Для этого высоту горизонтальной обвязки фахверка, совпадающей с расположением междуэтажного перекрытия, он делает равной толщине перекрытия. То, что это элемент стенового фахверка, для Мис имеет второстепенное значение. Для него важнее, что он служит средством выявить внутреннюю структуру здания. Но вместе с тем, чтобы дать почувствовать ненесущую функцию фасадной стены, он не доводит вертикальные элементы до фундаментов и обрывает их на некотором расстоянии от земли. Конструктивная система как бы спроецирована на ненесущую стену и как проекция получает эстетически убедительную трактовку. Сложный путь архитектурной мысли, который привел к этому сооружению, состоящему, казалось бы, из простейших плоскостей и объемов, открывает широчайший круг возможностей, доступных языку форм современной архитектуры. И точно так же, как архитектурные стили любой другой архитектурной эпохи основывались на собственных идеях и формах, так и основу современной архитектуры при всем их неизбежном разнообразии составляют «навесная стена», ленточное окно, видимый и ощутимый карка
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|