ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЗНАЧЕНИЕ ЭРГОДИЗАЙНЕРСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ В КОМПОЗИЦИИ СРЕДОВОГО ОБЪЕКТАУчебное эргодизайнерское проектирование позволило проследить значение средств эргодизайна в разрешении средовых конфликтов. Конкретные эргономические приемы, используемые для решения проблем освоения городских пространств разного уровня сложности, ориентированы на пользователей среды. Они могут быть объединены в комплекс эргодизайнерских решений, когда традиционные средства проектирования изменяются или дополняются элементами, необходимыми сточки зрения эргономики. Проблема безопасности в архитектурной среде может эффективно решаться средствами эргодизайна. Элементы коммуникаций, акценты, специально размещенные препятствия и барьеры, освещение, замощение и т.д. используются для создания условий комфортного пребывания в среде. Традиционные элементы благоустройства, различные виды ограждения, способы освещения, ландшафтные средства, скульптура и цвет могут выступать с дополнительной функцией — предупреждающей, информирующей, преграждающей и т.д. О. I I О) к О- С и (О <и S ьс: и I £ О О. т I Эргодизайнерский проект, выполненный по теме проекта жилого района и дома, позволяет максимально сблизить учебные задачи. Будь то реконструкция района и совершенствование конкретной средовой ситуации или проект нового района — студенты рассматривают эргономические аспекты параллельно с архитектурным проектированием. Так, при анализе средовой системы в районе станции метро «Щукинская» были использованы два встречных направления анализа: первый рассматривал среду как сумму инвариантов среды (т.е. ее неизменных составляющих), имеющих устойчивые характеристики: парк, узел метро, жилой массив и т.д., последовательно продвигаясь от целого к составляющим. Второй способ опирался на детальное оснащение средствами дизайна этих составляющих в рамках темы проекта. Архитектурно-пространственные прототипы среды фиксируют стереотипы пространственного освоения объектов, принадлежащих к одному классу, будь то парк или транспортно-коммуникационный узел. Сточки зрения эргономического подхода важны поведенческие стереотипы горожан, характерные для 266
О) О о. ш Q- О Рис. 146. Сезонное оборудование сферы питания и торговли, варианты компоновки того или иного «узлового» образования среды, ожидания от встречи с этим элементом среды, комфорт и безопасность получения желаемого набора услуг и др. Архитектурно-пространственные характеристики прототипа в первую очередь относятся к профессиональному осмыслению, пониманию количественных или нормативных составляющих проекта, особенностям схем, структуры, сочетания линейно-узловых образований, и являются т.н. «внутренней» функции прототипического объекта. В связи с этим актуализируется знание студентами типологии, классификации архитектурных объектов, средовых архетипов, и т.п., что отражает свойственный эргономике контакт с другими учебными дисциплинами. Поведенческие стереотипы, устойчивые реакции или индивидуальные эмоциональные переживания — это т.н. «внешняя» функция прототипа. Именно в ней наиболее отчетливо прослеживаются проблемы когнитивной психологии, которые в совокупности со знаковыми системами могут составлять предмет когнитивной эргономики. В этой связи вопросы сценирования средового поведения, моделирования будущей структуры жизнедеятельности превращают «профессиографирование» в один из начальных этапов учебного проекта. Рисунки, знаки и пиктограммы могут быть использованы как выразительное средство раскрытия замысла. Например, систему района расчленили на различные функциональные срезы, выявив зону активных связей в районе узла станции метро, разветвленной сети пешеходных перемещений, зоны отдыха в структуре парка (дифференцировав среду для мест отдыха пожилых людей, зон отдыха с детьми, выгула собак, зон досуга молодежи), акцентировали тему визуального восприятия объектов микрорайона, предварительно классифицировав их по степени важности и архитектурно-художественной выразительности. В макросистеме исследуемой студентами ситуации были выделены различные масштабные срезы среды, для которых разрабатывалась навигационная система в виде пиктограмм и указателей, указывающих на многослойное содержание среды с точки зрения ее функционального использования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|