Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой




Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выде­лить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе [6]: в 20-е гг. акцент делался на трудо­устройстве (последствия войны, безработица); в 40—50-е гг. — оп­ределение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х гг. преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности само­стоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60—70-е гг. в рам­ках «борьбы с тестоманией» стали появляться даже специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «пра­вильнее» отвечать на вопросы тестов и в итоге в более выгодном свете представать перед работодателями.

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологи­ческой культурой процветает тестирование (в более развитых стра­нах стараются переносить акцент на индивидуальные профкон-сультации).

Что касается американской профориентации и «психологии ка­рьеры», то там уже к концу 70-х гг. на теоретическом уровне наме­тился отход от массированной психодиагностики, в то время как на практике в основном продолжают заниматься тестированием учащихся.

Правда, в последние годы даже в странах с развитыми психо­логическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появле­нием каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты — это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А. Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с "классическими" методиками, по которым на­коплена огромная методическая литература. Даже новые компью­терные тесты, обладающие массой объективных достоинств (на­пример, гибкими возможностями настройки на конкретного ис­пытуемого — свойствами так называемого "адаптивного тестиро­вания"), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с "классическими" методиками. Не слу­чайно многие образцы современных компьютерных тестов являют­ся не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или "карандашно-бумажных" методик» [9, с. 56].

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, на­чальнику или заказчику, чем переубеждать его, тем более что те-


сты все-таки позволяют решать ряд задач. При грамотном исполь­зовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопо­знание и т. п.

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентацион-ных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальни­ками, а больше времени, таланта и сил уделять творческому под­ходу к своей работе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных