Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Главная (идеальная) цель и основные задачи профессионального самоопределения




Условно можно выделить следующие основные группы задач про­фессионального самоопределения: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) диагностические (в идеале — помощь в са­мопознании); 3) морально-эмоциональная поддержка клиента; 4) помощь в выборе, в принятии решения.

Каждая из этих задач может решаться на разных уровнях слож­ности: 1) проблема решается «вместо» клиента (клиент занимает пассивную позицию и еще не является «субъектом» выбора); 2) про­блема решается «вместе» (совместно) с клиентом — диалог, вза­имодействие, сотрудничество, к которому еще надо прийти (в случае успеха клиент уже является частичным субъектом самооп­ределения); 3) постепенное формирование у клиента готовности самостоятельно решать свои проблемы (клиент становится под­линным субъектом).

Например, при решении информационно-справочной задачи на первом уровне клиенту просто сообщается нужная информа­ция (это тоже помощь!), на втором уровне — психолог вместе с клиентом анализирует определенную информацию, на третьем уровне — психолог объясняет клиенту, как самостоятельно полу­чить необходимую информацию (какие задавать вопросы специа­листам по данной профессии, куда обращаться и т. п.).

Чтобы выйти на третий уровень помощи, часто надо сначала организовать взаимодействие с клиентом на втором уровне. К со­жалению, иногда приходится помогать клиенту, ограничиваясь только первым уровнем (например, в случаях, когда надо прини­мать быстрое решение, а времени для этого не хватает).

Главная (идеальная) цель профессионального самоопределения постепенно сформировать у клиента внутреннюю готовность са­мостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реали­зовывать перспективы своего развития (профессионального, жиз-кенного и личностного) [21, с. 45—46].

Идеальной данная цель названа потому, что достичь ее удается

ень редко, но идеалы, как известно, существуют не для того, тобы их достигать, а для того, чтобы указывать направления сво-х стремлений. Постепенное формирование означает, что быстро Кие сложные вопросы не решаются (профконсультация «за один РИсест» — это «профанация»). Профконсультация предполагает

т°лько традиционное «планирование», но и своевременную


 




корректировку своих планов (как уже отмечалось, важней _ итогом профориентационной помощи является не только сод ствие конкретному выбору, но и формирование способности 1 вершать новый выбор). Реализация профессиональных перепек предполагает хотя бы моральное воодушевление клиента для; вых шагов на пути к своим целям, а также первоначальный троль за успешностью этих шагов. Профессиональное развитие; жно обязательно рассматриваться в контексте всей жизни и в ] тексте личностного становления.

Можно сформулировать главную цель профессионального \ моопределения и несколько иначе: постепенное формирован» клиента готовности рассматривать себя развивающимся в ран определенного времени, пространства и смысла, постоянно ширять свои возможности и максимально их реализовывать (бл* к «самотрансценденции» — по В. Франклу).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных