ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Указание (см.) здесь и далее означает, что ное понятие есть в словаре терминов, кРывающем тему.— Прим. ред.Рис. 1.11. Схема рефлекторного кольца (по НА. Бернштейну) Известно, что всякое целенаправленное движение совершается по сигналу эфферентной команды. Однако это лишь «пусковой» сигнал, регулируемый и по силе, и по схеме с учетом положения органа и цели, состояния движения и вязкости суставно-мы-шечных звеньев. Регулирование осуществляется на основании данных сравнения поступающей в мозг информации от проприоцепторов и программы движения. Это текущее регулирование НА. Бернштейн назвал принципом сенсорной корреляции и представил его схематически в виде рефлекторного кольца. В исследованиях П.К. Анохина показано, что рефлекторное кольцо и принцип корреляции являются универсальными механизмами саморегулирования всего более или менее сложного поведения животных и человека, и, чем выше уровень развития психики, тем совершеннее этот механизм саморегулирования. П.К. Анохин вводит понятие акцептор действия — аппарат, принимающий обратные сигналы и сопоставляющий их с тем, что должно составлять конечный результат. Это открытие позволило глубже понять механизм возникновения образов воображения, творческого мышления и др. Каждая чувствующая поверхность и каждый орган движения имеет в мозгу свое представительство. Значительную часть коры больших полушарий человека занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно ее большого пальца, который у человека противопоставлен всем остальным пальцам, а также клетки, связанные с функциями мышц органов речи — губ и языка. Таким образом, в коре больших полушарий человека наиболее широко представлены те органы движений, Рис. 1.12. Представительство разных частей тела в двигательной области коры (по Пенфилду) которым принадлежит основная функция в труде и общении. Одной из функций коры головного мозга, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений окружающей действительности на отдельные элементы-Эту работу выполняет механизм анализаторов. Каждый анализатор включает три основные части: 1) рецептор — концевой аппарат, 2) проводниковый нервный путь, 3)центральное звено, расположенное в соответствующей зоне коры (см. рис. 1.9). Рис. 1.13. Анализаторы и их локализация в коре головного мозга Вопросы по теме для упражнений и самоконтроля 1. Дополните схему 1.3 определением сущности психического, физиологического и физического отражения. Обратите особое внимание на соотношение психики, сознания и самосознания У человека. 2. Перечислите и дайте краткую харак-теристику основных воззрений на психику и ее Роль. В чем коренное расхождение материализма и идеализма? В чем проявляется несостоя- льность дуалистической позиции? Используйте для самоконтроля таблицы, помещенные на с. 17. 3. Кто является субъектом и что является органом психической деятельности? Схематично изобразите локализацию основных функций в коре головного мозга. Сопоставьте ее со схемой 1.13. 4. Детализируйте основные функции пси- хики. данные в рис. 1.3. Раскройте их взаимо-связь спонятием «психический образ». 5. На рис. 1.4 представлены основные формы проявления психики. Проанализируйте взаимосвязь различных психических процессов, состояний и свойств личности. Подберите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи. 6. Объясните с точки зрения закономерностей высшей нервной деятельности явления, встречающиеся в педагогической практике. Почему: на однообразные замечания учащиеся перестают реагировать; ученик иногда теряется у доски, хотя знает материал; первоклассник при письме совершает много лишних движений; увлеченный решением задачи, ученик ничего не замечает вокруг; после длительного «отдыха» у телевизора школьник долго не может уснуть? Чем обусловлена трудность удержания внимания класса после звонка на перемену; необходимость соблюдения учащимися режима? Узловые вопросы темы 1. Психологическая наука на современном этапе, ее связь с другими науками. Основные принципы психологии. 2. Задачи и структура современной психологической науки. 3. Принципы и общая организация психологического исследования. 4. Методы психологических исследований. 5. Понятия о способах количественной обработки и качественном анализе данных психологического исследования. Основные психологические понятия по теме Анкета — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Аутогенная тренировка — психотерапевтический метод, основанный на самовнушении и саморегуляции. Беседа — один из методов психологии, предусматривающий прямое или косвенное получение сведений путем речевого общения. Биографический метод — изучение личности по имеющимся документам ее биографии. ^ II. ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Валидностъ — мера соответствия результатов исследования объективным внешним критериям. Возрастная психология — отрасль психологии, изучающая психологические особенности людей различных возрастов. Генетический метод — способ изучения психических явлений, состоящий в анализе процесса их возникновения и развития от низших форм к высшим. Детерминизм — принцип, согласно которому все в природе порождается действием материальных причин и законов. Диагностика психического развития — обследование человека в целях установления уровня развития и индивидуальных особенностей его психики. Единство сознания и деятельности — принцип психологии, утверждающий неразрывное единство сознания и деятельности. Естественный эксперимент — психологический эксперимент, включенный в игровую, трудовую или учебную деятельность незаметно для испытуемого. Инженерная психология — отрасль психологии, изучающая психо- логические особенности труда челове-ка при взаимодействии его с техниче-скими средствами в процессе деятель-ности; разрабатывает требования к конструкции машин и приборов с учетом человеческого фактора. Интроспекция — самонаблюдение. Интервьюирование — метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные вопросы. Искусственный интеллект — искусственно созданная система, выполняющая более или менее сложные умственные функции, которые ранее мог осуществлять только человек или группа людей. Корреляция — мера связи явлений действительности или фактов эксперимента, их взаимозависимость. Лабораторный эксперимент — метод психологии, осуществляется в искусственных условиях со строгим контролем всех влияющих факторов. Личностный подход — принцип психологии, индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как отражающей системы, определяющей все другие психические явления. Методы психологии — основные пути и приемы научного познания психических явлений и их закономерностей. Наблюдение — метод психологии; заключается в фиксации проявлений поведения и получении суждений о субъективных психических явлениях. Обучающий, или формирующий (пре- образующий), эксперимент — метод психологии, при котором имеет ме- сто Планомерное формирование тре- буемого психического процесса или качества личности. Патопсихология — отрасль психологии, изучающая отклонения в раз-витии психики при различных заболевания. Педагогическая психология — отрасль психологии, изучающая закономерности обучения и воспитания. Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе, коллективе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости. Самонаблюдение — наблюдение, объектом которого являются психические состояния, действия самого субъекта. Системный подход (в психологии) — принцип, требующий рассмотрения психики как сложного единства, не сводимого к простой сумме его элементов. Система «человек-машина» — система, состоящая из человека-оператора и машины, посредством которой он осуществляет трудовую деятельность. Тест — стандартизированное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психический процесс или личность в целом. Эксперимент — основной метод психологии, опирающийся на точный учет изменяемых независимых переменных, влияющих на зависимую переменную. Психологическая наука на современном этапе представляет собой самостоятельную науку, тесно связанную с другими науками. Решающее значение для психологии имеет ее связь с общественными науками и, прежде всего, с философией, в рамках которой шло ее становление и развитие. Психология непосредственно основывается на тех или иных философских системах. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных об- Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|