Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






М. А. Врубель. Царевна-лебедь




 

Для скандинавских и германских историков средневековья в таком происхождении этих названий сомнений не было. Шведский историк Олаф Далин, придерживавшийся данной версии объяснения, писал: «Конугард или Хунагард (страна гуннов) происходит от „куна“. Прежде эта страна называлась Ваналанд или Ванланд по ванам, т. е. венедам». И далее он уточнял: «…ваны — прародители гуннов… Ванланд есть единое с Хунагардом».[110]Другой шведский историк, Олаф Верелий, по данному поводу высказался не менее определенно: «Под именем гуннов наши предки (шведы) понимали славян, впоследствии называемых виндами или венетами». (Вспомните предыдущий сюжет о ванах-венетах.)

Как видим, византийские историки называли славян скифами или гуннами, скандинавские и германские — только гуннами. Эта традиция именования русов гуннами у скандинавов сохранялась довольно долго: Ярл Эймунд, служивший воеводой скандинавских наемников при Ярославе Мудром (978—1054), в своей саге («Сага Эймунда») называл Русь страной гуннов. Другой современник Ярослава Мудрого, германский историк Адам Бременский[111]писал: «Русская земля, называемая датчанами Остроградом или Восточным краем, иначе называется Хунагардом по бывшему в ней населению гуннов», а датский хронист XII в. Саксон Грамматик (1140 — ок. 1208) для обозначения Руси употреблял слово «Конохардия» (от «кона», «куна»), население же страны называл то русами, то гуннами.

Ну а что же сами «гунны»? Как свидетельствуют исторические источники, они узнали о том, как их называют в Европе, только во II в., когда в Припонтиде, расположенной на северо-западном и северном побережье Черного моря, появились скандинавские переселенцы, принесшие с собой это слово. На кочевые племена тюрок имя «гунны» распространилось лишь в IV в., очевидно, после войны 376 г., с приходом их все в ту же страну Припонтиду. Само понятие «гунны» не этническое: ни один народ не называл себя этим именем. Ученые, приверженные идее славянского происхождения гуннов, считают их потомками скифов — туземного населения Геродотовой Скифии,[112]а имя «гунны» — готского происхождения. Напомним, что Аммиан Марцеллин, одним из первых употребивший термин «гунны», основывался на рассказах готских беженцев.

 

РУСЬ — РОС — РОД

 

Исторической наукой XX в. доказано, что Русское государство сложилось из 15 крупных областей, населенных восточными славянами. Каждая область представляла собой объединение нескольких мелких племен, имевших свои названия, многие из которых утратили всякое сходство со славянорусскими названиями. В середине XIX в. историк Е. И. Классен выдвинул свою версию происхождения этих названий. В частности, он утверждал следующее: путаница названий (славянских и неславянских) вызвана тем, что и греки, и римляне, а позднее и византийцы называли славяноруссов то по месту их жительства (загорцы, будыны), то по одежде или обуви, которую они носили (зипунники, махланники), то по их промыслам (щетинники, сыромятники), то по каким-то другим признакам, а то и просто переводили эти названия на свои языки.

Но вот в XIX в. достоянием исторической науки стало мнение иранского географа середины IX в. Ибн-Хордадбега, который полагал, что «русы суть племя из славян». Это мнение решительно поддержали те историки, которые были не согласны с норманнской теорией происхождения славян, утверждавшей, что русские — это варяги, норманны, жители Скандинавии. Однако отсутствие в Скандинавии сведений о племени или местности под названием «русы», «Русь» лишало их точку зрения убедительности. Вероятно, и по этой причине мнение иранского ученого было воспринято положительно.

Коренная основа слова «Русь» звучит на нашей земле с незапамятных времен. Само название племен «русь» упоминается в письменных источниках задолго до IX в., а слово «русь» было распространено далеко за пределами русских равнин. Первое упоминание в письменных источниках, например, о русах-ругах уводит нас в глубь веков — за многие годы до нашей эры, а Тацит[113]упоминал о них в своем сочинении «Германия» в 98 г.

При дворе Константина Великого (основателя города Константинополя, позднее — Царьграда) русский князь имел чин стольника.[114]Об этом в XIV в. писал византийский автор Никифор Григора, высказывание которого приводит Н. М. Карамзин.

В «Ветхом Завете» упомянут библейский народ «Рош» (Иезекииль, 38, 2). Имя вождя племени русинов Одоакра встречается в австрийских источниках в 477 г. Мы имеем в виду надгробную плиту св. Максима, на которой по-латыни написано: «Лета Господня 477. Одоакр, вождь русинов, свирепствуя против церкви Божией, Максима с его 50 товарищами сбросили со скалы, а провинцию Норик опустошили огнем и мечом».

С. Лесной[115]привел первое упоминание о вожде Руссе в книге Прокопа Слободы (Францисканский монах из Загреба, 1767 г.), где считающиеся легендарными сведения о братьях Чехе, Лехе и Руссе сопровождаются вполне историческими событиями: «Хорошо знаю, что известно многим, но не всем, как некогда из этой крапинской местности, по исчислению Петра Кордицилюса и многих других, в 278 г. ушел очень знатный вельможа Чех с братьями своими Лехом и Руссом, а равно и со всеми своими приятелями и родом из-за того, что они не могли уже переносить те великие нападки и притеснения, которые делали им римляне, а особенно начальник римских войск Аврелий, который охранял Иллирию вооруженной рукой и настолько притеснял его род, что Чех со своими поднял против него восстание».

В Сирийской хронике 555 г. находим народ «Хрос», а в одном грузинском пергаменте под 626 г. говорится об «осаде и штурме великого и святого града Константинополя скифами, которые суть русские». Арабский писатель Ат-Табари писал о воинственных русах, с которыми воевать «кроме здешних людей никто не умеет». В «Житии Стефана Сурожского» упоминается о нападении русского князя Бравлина на южный берег Крыма в 775 г.

В западных хрониках (летописях) первое и ясное указание на существование народа «рос» имеется в так называемой Бертинской летописи под 839 г. Наконец, 860-е годы уже полны упоминаний о русской государственности, русских походах на Царьград и о русской письменности.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных