Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кувшин — календарь для летних молений о дожде. IV в.




 

Пятницу называли «тещин вечер»: в этот день зятья ходили к тещам в гости. Субботу — «золовкины посиделки», посещение родных.

На «тещины вечерки» зятья угощали своих тещ блинами. Приглашения были почетными — со всей родней к обеду или на ужин. Зять был обязан лично пригласить тещу, а потом утром присылать за ней нарядных «зватых». Чем больше приходило «зватых», тем больше почестей оказывалось теще. За хлопоты «зватые» с обеих сторон получали подарки.

Воскресенье — «прощеный день». Прощались с масленицей, с сытым празднованием. Просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды. На прощеный день ездили одаривать кума с кумой, родные приходили к старшему в роду, бедные — к богатым. Прощание звучало так: «Прости меня, пожалуй, буде чем виноват пред тобой!» Прощание заключалось в поцелуе и низком поклоне. Между домашними прощение бывало после ужина, перед сном: дети кланялись в ноги родителям, просили прощения и, высказав, что на душе лежало, принимались за песни да пляски.

В Москве любимыми местами народных гуляний были Марьина роща, набережные Москвы-реки и Неглинной. Тут не только вдоль берега, но и на льду ставили шатры, палатки, шалаши, крытые рогожами, а где-то лубком. Главный шатер — «колокол» украшали зеленой елкой, над древком развевался нарядный флаг. Вдоль торговых рядов ходили разносчики и предлагали кто блины, кто орехи и пряники, а кто и напитки: сбитенщики угощали сбитнем, бузники наполняли чаши бузой. В балаганах показывали представления, тягались силой, забавлялись фокусами. Шумно было на качелях и каруселях. Устраивали рысистые состязания, пели:

 

А мы Масленицу провожали,

Ой ли, лели, провожали!

Во земельку мы закопали!

Ой ли, лели, закопали!

Поносивши воду, ножками притоптали,

Ой ли, лели, притоптали!

 

О русской масленице в народе сохранилось много поговорок. Среди них и такие: «Не все коту масленица!»; «Масленица семь дней гуляет»; «Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом»; «Выпили вино об масленице, а с похмелья ломало после радуницы».

 

МАРТ — «ПРОТАЛЬНИК»

 

У древних славян март назывался по-разному: «сухый», «сухий» — у украинцев, «бржезень», «марзец» — у поляков, «березозол» — у чехов и словаков, «позимский» — у сербов, «сушец», «третник», «трегурчак» — у венгров и хорватов. В Древней Руси март называли «протальник» и считали первым месяцем в году. Этот счет изменился только во времена великого князя Василия Дмитриевича, в начале XV в. Когда начали считать с сентября, март уже был седьмым. С 1700 г. март — третий месяц года.

О марте народная молва говорила так: «Март — позимье сшибает рог зиме»; «Раненько март веснянку затягивает — ненадежное тепло»; «С марта пролетье, весна начинается» (пролетье — теплый сезон); «Февраль силен метелью, а март капелью»; «Мартушка крутит вертушку» и т. п.

Все собирает народная мудрость. Послушаешь пословицы, как поэму прочитаешь. Неторопливо развивает в марте свое шествие весна. Кругом еще снега. Днем пригреет, дороги подтаят, а ночью опять подморозит, хрустят дороги сухой корочкой льда. Солнце с каждым днем выше, светит все дольше.

1 марта (14 марта по н. ст.) — Евдокия (Евдокея). В тот день гадали об урожае на снегу. Евдокея-Плющиха. Вокруг нее было особенно много примет и присловий. В Юлианском календаре Евдокия была именно 1 марта, она открывала весну. «Пришли Евдокеи — мужику затеи: соху чинить, борону точить»; «Авдотья-весновка — весну снаряжает»; «Евдокия красна и весна красна»; «С Евдокии-Плющихи — первые оттепели».

День Евдокеи был летоуказателем: какова Евдокея, таково и лето. «На Евдокею погоже — все лето пригоже». Крестьянин, думая о погоде, прикидывал о будущем урожае: «На Евдокеи снег — урожай, теплый ветер — мокрое лето, ветер от Москвы — холодное лето». Особенно волновало крестьянина, долго ли до зеленой травы, ведь кормов все меньше и меньше, а скот сохранить надо. И крестьянин замечал: «У Евдокеи — вода, у Егорья[204]— трава»; «Коли курочка в Евдокеи напьется, то и овечка у Егорья наестся»; «На Евдокею холодно — скот кормить лишние две недели».

 

У крестьян был обычай зазывать или, как говорили, гукать весну. Сельские ребятишки залезали на крыши амбаров, а кто постарше — собирались на пригорке и, у кого как хватало умения, распевали веснянки.

Сначала пели вместе:

 

Весна-красна!

На чем пришла?

На чем приехала?

 

Потом одни припевали:

 

На сошечке, на бороночке,

 

А другие вторили:

 

На жердочке, на бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке…

 

Образ весны, приезжающей на сошке, очень близок крестьянскому представлению о теплом времени, о поре земледельческой.

Хоры, распевавшие веснянки, перекликались от деревни к деревне, от села к селу. На Руси излюбленное место сбора — на реках, возле проруби. Запевали пораньше, пока солнце не встанет. На весну возлагались самые большие надежды земледельца — надежда на полновесный урожай. Вот почему при заклинании весны были такие слова:

 

Весна, весна красная,

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великою милостью.

 

Со льном высоким,

С корнем глубоким,

С хлебами обильными.

 

За Евдокией следовал Федот. Про него говорили: «На Федота занос — долго травы не будет».

4 (17) марта — Герасим-грачевник. Еще только задымились, освободившись от снега проталинки, а уж грачи тут как тут. «Грач на горе — весна на дворе»; «Грач зиму расклевал — Герасим-грачевник грачей пригнал»; «Увидал грача — весну встречай».

9 (22) марта — Сороки. По народным поверьям, с этого дня начинаются утренники (утренние морозы) и продолжаются ровно сорок дней. Если утренники будут продолжаться постоянно, тогда лето будет теплое. «На Сороки — сорок утренников»; «Во что Сороки, во то и Петровки (Петров день)»; «На Сороки прилетает кулик из-за моря, приносит воду из неволья». На Сороки жаворонки прилетают, и день равен ночи (весеннее равноденствие).

 

В этот день во многих славянских странах выпекали из теста жаворонков. Стряпухи золотили птичку сусальным золотом, омазывали медом, посылали родным да знакомым гостинцы. Давали жаворонков детям, ласково приговаривали: «Жаворонки прилетели, на головку детям сели». Деревенская детвора взбегала на сугробы, привязывала жаворонков к шесту, раскачивала его и зазывала: «Жаворонки, жаворонки, прилетите к нам, принесите весну-красну. Зима надоела — весь хлеб поела». Затем выпеченных жаворонков крошили и раскидывали по сторонам. Тогда кое-где и вправду можно было услышать звон полевого жаворонка. Журчит, переливается, поет…

На Сороки звучали с новой силой хороводные «сборные» песни. Их назначение — приглашать в хоровод. Ведь посиделки кончились на масленицу, и теперь хороводные песни способствуют веселью и встречам. Обычно собирались на горках — там и суше, и виднее. Такие горки чаще всего назывались «Красными», значит, веселыми и любимыми. Весенние обрядовые танцы на «Красных горках» особенно торжественны. Танцующие наряжены в самое лучшее платье. Молодые красуются юностью, старые вспоминают былые дни. Ну вот, кажется, кружок собрался, можно начинать хороводное действо.

Хороводная песня задушевно расскажет о том, как умеет веселиться молодая девушка, молодица, пожилая женщина. Парни то водят хоровод вместе с девушками, а то подыгрывают им на дудках, на рожках, забавляют шутками. И хотя народная мудрость подсказывает выбирать жену не в хороводе, а в огороде, все же чаще пары определялись на людях, при веселье.

Во втором зачине весенних обрядов нет конца песням, пляскам, играм. Слетают с уст песни шуточные, игровые, любовные… А по дорогам уже текут ручейки, снег осел, зачернелся. Вопреки козням зимы «на Русь сорок пичуг пробираются». Народ определил, какие новости предсказывает их прилет: «Жаворонок является к теплу, зяблик — к стуже»; «Журавль прилетел — тепло принес»; «Журавли тянут на север — к теплу, тянут обратно — к холоду»; «Чайка прилетела — скоро лето придет».

 

12 (25) марта. Крестьяне замечают: если утром появился туман, то в этот год будет большой урожай на лен и коноплю. А чтобы примета их сбывалась, они бросают по двору несколько конопляных и льняных семян птицам на угощенье. Рачительные хозяева особенно заботятся о лошадях. По поверьям, если в этот день заболеет лошадь, то она не годится для летней работы.

17 (30) марта — Алексей Божий человек. Повсюду появляются большие ручьи. «Алексей — с гор потоки»; «Алексей! Из каждого сугроба кувшин пролей!»; «На Алексея выверни оглобли из саней»; «Каковы на теплого Алексея-солногрея ручьи с гор, такова и пойма» (вешние, полые воды).

19 марта — по новому стилю 1 апреля. [205]

 

АПРЕЛЬ — «БЕРЕЗОЗОЛ»

 

Апрель, как и март, некоторые славяне называли «березозол»; украинцы и поляки — «кветень», «цветень»; чехи и словаки — «дубень»; сербы — «налетний», «ячман»; венды (венеды) — «чтерник» (четвертый), «малтравень»; хорваты — «травень». На севере было название «снегогон». Древнерусское название апреля «березозол» означало «зол для берез», потому что в эту пору, заготавливая сладкий березовый сок, наносили березкам глубокие раны.

Самая общая характеристика месяца заключена в примете: «Ни холоднее марта, ни теплее мая апрель не бывает». Апрель водою славен: талая вода, живая вода клокочет, поблескивает на солнце, сбегая в лощины, овраги. Половодье. Апрель — вешние воды. «Где в апреле река, там в июле лужица»; «Февраль богат снегом, апрель — водой»; «Апрель всех напоит»; «Апрельские ручьи землю будят».

 

 

Лев (Старая Загора, Болгария)

 

По народным поверьям, апрельская вода — на пользу, она понадобится растению еще до летней суши, в майскую пору. «Апрель с водою, май с травою»; «Мокрый апрель — хорошая пашня».

Народные представления об апрельских днях отразились в численнике. Открывают апрель «Дарьи — грязные полубницы, Дарьи — обгадь проруби». Вокруг обтаявших прорубей зачернел навоз, заваленный снегом. С этого дня белили холсты: вытканное суровое полотно стелили на снег. От промораживания и снеговой влаги оно умягчалось, становилось носким и белее цветом. Длинные тонкие холстины назывались «кросны». «Стели кросна по заморозкам», — советовали пряхи.

2 апреля (20 марта) — Тит-ледолом. На реках начинает ломаться лед.

3 апреля (21 марта) — Никита-водопой.

4 апреля (22 марта) — Василий-солнечник, Василий-парник, Василий-капельник. С крыш капели капают, в полдень веселые сосульки роняют в снег слезы горючие. Крестьяне выходят смотреть, есть ли вокруг солнца красные круги. Если есть, значит, будет плодородие.

7 апреля (25 марта) — Благовещенье.

 

Весна зиму поборола. Начинается третья встреча весны. Зимний путь рушится за неделю до Благовещенья. Народные приметы: «Коли на Благовещенье снег на крышах лежит, то лежать ему до Егория (6 мая по н. ст.) в поле»; «С Благовещенья осталось сорок морозов (сорок утренников)»; «Коли ночь на Благовещенье теплая, то весна будет дружная»; «На Благовещенье дождь — уродится рожь».

На Руси исстари повелось в этот день отпускать птиц на волю. В старой Москве такой обряд совершался у Охотного ряда. Поутру горожане отправлялись к ловцам закупать птиц, а потом выпускали их в сияющее небо. Только темная ночь прекращала веселые сборища.

Во многих селениях оставалось верование в очищающую силу огня. В ночь под Благовещенье крестьяне сжигали свои соломенные постели, прыгали через огонь, окуривали платья. Считалось, что это спасает от сглаза и порчи. Пожилые женщины пережигали в печи соль, которая, по их мнению, оказывает чудеса при разных болезнях. Из хлебного теста пекли с солью «бляшки» — небольшие булки, предназначенные для лечения скота.

 

Славяне верили, что если на Благовещенье день выдастся красный, то год будет «пожарный» (засушливый). Если пойдет дождик, то год будет грибной, а рыболовы надеялись на удачный лов рыбы. Была еще странная примета о птицах, свивавших гнезда на Благовещенье, будто они за это теряют силу в крыльях и в наказание осуждаются ходить по земле, а не летать в поднебесье. «Птичка гнездышко не вьет, девица косы не плетет» — это о Благовещенье. А еще говорили: «На Благовещенье и ворон гнезда не свивает».

8 апреля (26 марта). В Тульской губернии была старинная примета, будто в этот день солнце встречается с месяцем, а встречи бывают добрые и худые. Добрая встреча обозначается солнцем, ясным днем. Если день солнечный, значит, лето будет хорошее. Туманный, пасмурный день был плохим предзнаменованием на лето.

 

По народным поверьям, солнце и месяц с первого мороза расходятся в дальние стороны: один — на восток, другой — на запад. И с той поры не встречаются они до самой весны. Солнце не знает, не ведает, где живет месяц и что делает, а месяц не более того о солнце знает. Когда же они весною повстречаются, то долго рассказывают о своем житье-бытье: где побывали, что ведали, что поделывали. Часто случается, что месяц с солнцем на этой встрече доходят до ссоры, а это всегда кончается землетрясением.

 

9 апреля (27 марта) — день Матрены-настовицы. Срок прилета настовиц-чибисов. «Чибис прилетел — на хвосте воду принес». Слыла Матрена также «полурепницей»: огородники отбирали половину репы на семена.

12 апреля (30 марта) — Иоанн Лествичник. В этот день пекут из теста «лестницы» для восхождения на небо в будущей жизни. На Иоанна Лествичника домовой бесится (до полуночи, пока не запоет петух).

14 (1) апреля — Марьин день. «Марья, зажги снега, заиграй овражки»; «Марья половодье начинает»; «Марья — пустые щи» (запасы капусты выходят). По приметам охотников, в этот день лисицы переселяются из старых гнезд (нор) в новые и в первые дни бывают слепы и глухи, а пробуждаются после того, как вороны начинают клевать их. В тот же день ворон купает своих птенцов и отпускает их «в отдел» — на отдельное семейное житье.

На апрель приходится Радуницкая неделя. Начинается она с Фомина воскресенья (12 апреля по ст. ст., 25 апреля по н. ст.). Первый день недели в некоторых местах России называли «Красная горка», понедельник — «радуница», вторник — «Навий день», или «Усопшие Радаваницы». Украинцы Фомин понедельник называли «могилками», «гробками», «проводами», в Киеве — «бабским праздником». Болгары справляли свою Радуницу на могилах родителей, пировали с родными, катали на могилах красные яйца. С кладбищ отправлялись в праздничных платьях разыгрывать «Красную горку» в хороводах. На «Красную горку» начинали играть в горелки, сеять просо, плести плетень. На Украине дети ходили по домам и славили «ярь», «зеленачку». Девушки гуляли по улицам и пели веснянки.

 

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. Горельщик становился впереди пар, затем все разбегались, и он пускался догонять пары, чтобы разъединить их. Кого первым догонит и разъединит, тому и «гореть» на очереди. Полагают, что в давние времена эта игра обставлялась огнями — отсюда и «горелки».

Под вечер раздавался голос гармошки-тальянки. «Хороводу, хороводу место!» Все больше подходит народу, хороводница запевает:

 

А мы просо сеяли, сеяли,

Ой, Дид-Ладо, сеяли, сеяли…

 

Играющие расходятся на две стороны, одна против другой. Хороводница стоит впереди. «Нам надобно девицу, ой, Дид-Ладо, девицу!» Слов в песне много, и поют ее до тех пор, пока все девушки с одной стороны не перейдут на другую. Ладу вспоминают тут неспроста: ведь она — покровительница свадеб, супружеской жизни. После игры «А мы просо сеяли» начинается другая — «Перевейся, ярый хмель» и третья «Сидит дрема под окошком». Вокруг дремы сонливой, ленивой все ходят и поют: «Перестань, дрема, дремать, пора дремушке вставать».

А еще в старину любили разыгрывать «сходбище»: на середину круга становились парень и девушка, а играющие, взявшись за руки, пели: «Как из улицы идет молодец, из другой идет красна девица…» В игре «плетень» молодцы и девицы вставали попарно и, сомкнувшись наподобие плетня, вытягивались в линию. Хороводница запевала: «Заплетися, плетень, заплетися! Ты завейся, труба золотая!» Плетень сначала заплетался, а под конец игры расплетался. И все звучали веснянки:

 

Приди к нам, весна,

Со радостью!

Со милостью!

Со рожью зернистою,

Со овсом кучерявым,

С ячменем усатым,

Со просом, со гречею,

С калиной-малиною,

С черной смородиной,

С грушами, со яблочками,

Со всякой садовинкой,

С цветами лазоревыми,

С травушкой-муравушкой…

 

Весенние хоровые песни и веснянки звучны, торжественны, поэтичны. Они славили возвращение тепла и пробуждение природы.

18 апреля — 1 мая по новому стилю.

 

МАЙ — «ТРАВЕНЬ»

 

Май на Руси назывался «травень» или «травный»; у чехов и словаков — «кветень»; у хорватов — «розоцвет», «розняк»; у вендов — «майник», «пятник», «желтопушник», «цветничек» и т. п.

Май — торжество весны зеленой. «Майская трава и голодного кормит». В березняках новорожденная тень и легкая прохлада, на влажных лугах золотится купальница. Но как ни погож май, бывают еще и холода. Ненадежно майское тепло: «Май обманет, в лес уйдет». И люди просят: «Май — коню сена дай, а сам на печь полезай».

О мае народ говорил: «Май леса наряжает, лето в гости ожидает»; «Майская травка голодного кормит»; «Одна майская роса коням лучше овса»; «Март сухой да мокрый май — будет каша да каравай»; «Май холодный — год хлебородный».

1 мая некоторые крестьяне выходили к колодцам, чтобы смочить семена в надежде на будущий урожай, бросали медные деньги на дно колодца. Другие предпочитали смачивать семена речной водой в течение трех утренних зорь, делали это скрытно, иначе урожай будет худой (боялись сглазу завистников).

6 мая (23 апреля). «Пришел Егорий — весне не уйти»; «Егорий храбрый — зиме ворог лютый»; «Егорий землю отмыкает»; «Юрий на порог весну приволок». Егорьев день — день смерти великомученика Георгия по христианскому календарю некогда считался у восточных славян праздником едва ли не больше Пасхи. До сих пор у сербов и болгар Егорьев день является самым значительным праздником в году.

 

В очень древних обрядовых песнях имя Георгия — Григория — Егория занимает важное место. Песни распевались некогда группой молодежи — колядовщиками, начиная со второго дня Пасхи, всю святую неделю. Это были весенние коляды, в которых высказывалось пожелание благополучия всему дому, семье, хозяину, хозяйству. Они должны были магически действовать на урожай а приплод скота. Их еще называли волочебными. В песнях после обращения-приветствия к хозяину волочебники просили его выглянуть в окно и посмотреть на чудо — на дворе появились столы:

 

На тых столах все празднички:

Первое свято — велик Христов день,

Другое свято — Юрий — Егорий.

Во чистом поле статок спасает,

Статок спасает, домой гоняет.

 

С именем Георгия Победоносца — Егория Храброго было связано множество обрядов, легенд, произведений весеннего фольклора, образовавших так называемый Егорьевский цикл. Как обряды, так и фольклор этого цикла имели магическое значение — они должны были оберегать скот и улучшать плодородие. Развлекательный элемент в них обычно отсутствовал. Специфика цикла заключалась в том, что он объединял земледельческие, скотоводческие и брачные обряды.

Многогранен и образ самого Егория — Георгия, в котором житие христианского святого, погибшего мученической смертью 23 апреля 303 года, сплеталось с античным мифом о победителе смерти и широко распространенным среди народов Европы и Азии мифом о змееборце-победителе. На славянской почве он вобрал в себя, видимо, черты светлых благодетельных божеств.

 

То, что Егорий праздновали в конце апреля, позволяет предположить, что христианский праздник на Руси наложился на какой-то языческий праздник весны, связанный с пробуждением природы от зимней спячки, с победой весны над зимой. Для средней полосы России это время первой травы, первого приплода ягненка или теленка, первого молока, первой росы, первого дождя, первого сева — праздник, падающий на время, от которого зависело благополучие всего года. Егорий весенний как бы открывал период сельскохозяйственной страды, начало полевых работ (Егорием осенним, приходившимся на 30 сентября по ст. ст. или на 13 октября по н. ст., полевые работы завершались).

В егорьевских обрядах сохранялись остатки культа предков. На Егория ходили на могильники с вином и пирогами.

У славянских народов Юрия считали покровителем травы, цветов, злаков. У болгар георгиевские обряды имели преимущественно скотоводческий характер («овчарский праздник»), в то время как у сербов, хорватов, белорусов, украинцев, русских — сельскохозяйственный, животноводческий. Поскольку хороший урожай зависит от влажности почвы, а в конце апреля начинаются теплые росы, то в народе создалось представление, будто Егорий отмыкает землю и выпускает первую росу.

 

Отмыкающий весну Егорий является, по народному поверью, обладателем чудесных ключей, которыми он отпирает землю весной и выпускает росу. Существовала такая песня:

 

Свят Ягорья

Взял ключи златы,

Пошел в поле,

Росу выпустил.

Росу теплую,

Росу мокрую.

 

Роса в Юрьев день — первая, потому и считали, что она обладает чудодейственной силой. Ранним утром в Егорьев день крестьяне валялись по росе на полевых межинках, полагая: тот, кто покатается-поваляется по росе на Юрьев день, будет силен, как Юрьева роса. «На Ягорья роса, будут добры проса».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных