Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Как в капле воды отражается окружающий мир, так и в дворянской русской усадьбе отражается весь мир русской истории и культуры.

 

В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания и понимания к этому феномену не может быть понимания и отечественной истории, любви к России в целом.

Русская усадьба – это уникальный по своим общественным функциям центр экономической, политической и культурной жизни нескольких поколений наших соотечественников.

Если предаться воображению, то можно представить, как выглядел «культурный ландшафт» нашей страны 100-150 лет назад. Наряду с малыми и большими городами и селами, крепостями и монастырями, усадьбы играли одну едва ли не главных объектов на этом ландшафте. Там, где усадьба, - там господские особняки и службы, флигели и оранжереи, парки и пруды, аллеи и пристани.

В состав каждого усадебного комплекса входит как историко-культурный, так и природный компонент, имеющий достаточно сложную структуру. Её элементами выступают регулярные и пейзажные парки, сады и цветники.

Не редко в усадьбах устраивались зверинцы, в чем ныне проявление современных усадебных устроений тоже стало не редким. (Пушкиногорье, питомник «Зооград»)

Русская усадьба была притягательна не только красотой своих архитектурных изысков и тенистых аллей, но и проявлением заботы о посещающих её гостях. Хозяева отличались хлебосольством и гостеприимством. Во многих имениях были дома для гостей, малые гостиницы. Здесь часто процветал культ русской кухни.

Всякая дворянская усадьба – это, в определенной степени, музей, поскольку в его стенах столетиями накапливалось огромное историческое и художественное наследство – картины, книги, посуда, мебель, семейный архив. Все это собиралось и веками бережно хранилось. В барских особняках таились несметные книжные собрания, рукописи.

Следы усадебной культуры, достигшей своего расцвета к середине XIX века, усердно стирались в послереволюционное новое время. Каждое десятилетие XX века внесло свою «лепту» в этот беспощадный процесс.

Лишенная своих настоящих владельцев русская усадьба была обречена на гибель. От многих барских особняков не осталось и следа. Но библиотеки, музеи и архивы хранят то достояние, которое содержит в себе немало памятников материальной культуры, питая современников пищей духовной.

Именно усадьбы определяют «национальное лицо» России сегодняшнего дня. Ныне принято говорить так: «Если хочешь получить представление о великой русской культуре, получи представление о десяти-пятнадцати дворянских усадьбах».

В современном мире весьма необходимо изучение усадебной культуры. Эти знания открывают возможность по-настоящему глубоко оценить и полюбить усадьбу, как явление, феномен.

Русскую усадьбу погубили не столько воины и разорения, сколько наше невежество и непросвещенность.

Жизнь русской усадьбы – ярчайшее явление в русской культуре, взращенное на ниве бытия русского человека, и вместившее в себя национальные культурные традиции.

 

 

В облике среднепоместных усадеб архитекторы использовали все наработанные стандартные решения при строительстве. Сложные сооружения их декорирование воспринимались в среде губернского дворянства, как непомерная роскошь.

И все же усадьбы к концу XIX века немного стараются сделать изысканней и лучше. В некоторых более замысловатых деревенских постройках «приклеивались» или «приставлялись», к примеру, колонны с фронтальным треугольником над ними (усадьба О.К. Гориневской, дача писательницы М.В. Ямщиковой (Ал. Алтаев).

«…Все парадные комнаты были с панелями, а стены и потолки затянуты холстом и расписаны краской на клею, - пишет Е.П. Янькова в книге рассказы бабушки». – В зале нарисованы на стенах охота, в гостиной – ландшафты, в кабинете у матушки то же, а в спальне, кажется, стены расписаны боскетом (картины садов и деревьев); еще где-то драпировкой или спущенным занавесом».

Кроме «природно-анималистических» сюжетов «комнатные живописцы» увлекались и красочными «галантными сценами», воссоздавая в подробностях замысловатую одежду прошедших времен, а лица, порой, списывая со своих современников, а то и портретируя для этих сцен собственно хозяев поместий.

В усадьбах особое место отводилось садам и паркам. Отвечая вкусам хозяина, эти места отдыха отражали и художественно-эстетическое влияние эпохи.

Доставшиеся владельцам в наследство от века минувшего русские сады в усадьбах были тесно связаны с окружающей природой, сочетали декоративные качества с утилитарными (плодовые сады, рыбные пруды, покосные лужки и т.д.). С середины XVIII века сады провинции, по примеру столичных, обогащаются элементами регулярной планировки, отражающих смену эстетических вкусов той эпохи. Это сложный стиль русского барокко, для которого характерно сочетание пейзажного и регулярного парков с умелым использованием водных поверхностей и рельефа местности.

Характерной чертой русских усадебных садов конца XVIII – XIX вв было то, что вблизи дома владельца располагали цветник. Он связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Такой цветник мог быть остатком регулярного парка.

В этот период русские сады сохраняли планировку оставшуюся от регулярных парков, остальное добавляла природа. Именно старый разросшийся регулярный парк лег в основу стиля русских усадебных садов.

В середине XIX – начале XX века широко применялась имитация регулярного парка, для чего использовали тесную посадку лип в узких аллеях. (Мы хорошо это можем заметить на примере парка русского классицизма в Петровском).

И это было исключительно русское изобретение.

Аллеи перемежались лужайками и «зелеными гостиными», где на лето устанавливалась парковая мебель.

Во всяком поместье был плодовый сад, как для украшения, так и для потребностей его хозяев. Такой сад разбивался на квадраты или прямоугольники, обрамленные аллеями. Внутри они засаживались засаживались плодовыми деревьями, а по обрамлению – ягодными кустарниками. К ним непосредственно мог примыкать пейзажный парк из различных местных деревьев и кустарников, ботанический сад или регулярный парк. Как декоративные, так и многие плодовые деревья, не взирая на расходы, могли выписываться из-за границы. В этих садах имелись оранжереи, где выращивались часто апельсины, лимоны, персики, абрикосы, инжир, миндаль и даже ананасы. Из таких оранжерей и питомников можно было получить и привитые плодовые деревья.

В связи с отменой крепостного права многие землевладельцы отказались от этой роскоши. Почему-то одновременно с сокращением помещичьего садоводства оно стало угасать и у крестьян. Но позже все переменилось, с 1980 года наступил его расцвет и подъем. Из любительского садоводства оно перерастает в торгово-промышленное. Отечественные плоды и ягоды составляли 80 процентов от всех перевозимых по железнодорожному пути грузоперевозок.

Множество «усадебных» предприятий занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции (Усадьба Н.В. Спиридонова Марьина Дубрава, близ Порхова).

В имениях строятся мельницы и маслобойки, крупорушки и лесопилки. Они снабжают продуктами и товарами не только население близлежащих городов, но и выходят далеко за их пределы. И чем ближе XX век, тем активнее строительство в усадьбах винокуренных заводов и кожевенных мастерских. Здесь находится работа для крестьян, т.к. все больше свободных рук могут использовать помещики в усадебном мелкопоместном производстве.

В иных усадьбах использовались навыки крестьян, занятых кустарным производством, ткачеством, резьбой по дереву и росписью, плетением. Так возникли небольшие производства, не связанные с сельским хозяйством.

Народные промыслы с годами стали ориентироваться не только на село, но и нацелились на город и горожан. Так стало популярно кружевоплетение «по столишной моде» в усадьбе Вазёрки княгини Шаховской в Псковской губернии. В усадьбе, что близко располагалась с городом Островом, появляются мастерские, где ведется обучение будущих столяров высочайшей квалификации – краснодеревщиков. Мебель, выходящая из под их резца и станков поставлялась в г. Санкт-Петербург и другие города (семья Назаровых-Полянских).

Родовые, семейные и личные архивы содержали не только документы по истории рода и самого поместья, но и по способам ведения хозяйства, об участии членов дворянских фамилий в государственной, военной, дипломатической, научной и творческой жизни Русской державы. Эпистолярное наследие – письма, дневники, а так же рисунки, фотографии, наброски художественных произведений.

 

 

 

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных