Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие музыкального творчества




Одна из основных категорий музыкальной психоло­гии - «музыкальное творчество». С ней связано пони­мание почти всех музыкально-психологических вопро­сов. Долгое время представление о музыкальном твор­честве предполагало только процесс создания музыкального произведения. И действительно, значи­мость данного факта для музыкального искусства оспо­рить нельзя. Об этом свидетельствуют многие справоч-но-энциклопедические издания, например, в музыкаль-


 




нои энциклопедии в статье крупного музыковеда совет­ской эпохи А. Н. Сохора говорится: «Музыкальная дея­тельность подразделяется на три основные разновид­ности: творчество (композиция. - Г. О.), исполнитель­ство (исполнение музыки. - Г. О.) и восприятие. Им соответствуют три этапа существования музыкального произведения - создание, воспроизведение и слуша­ние» [СохорА., 1976. С. 736]. За исполнительством и слу­шательским восприятием закреплялась лишь функция музыкальной деятельности.

Однако, согласно положению Б. В. Асафьева музыка -«искусство интонируемого смысла» [Асафьев Б., 1971], и вне живого звучания она существовать не может. Ее художественно-интонационный образ, возможно, с не меньшей силой, должен пройти не только через сознание автора, но и исполнителя. Тот же Асафьев сви­детельствует, что XIX век оставил множество выдаю­щихся музыкальных произведений, но сколько из них мы не знаем из-за того, что они не нашли достойного исполнителя. Неслучайно часто талантливый музыкант-исполнитель вдохновляет композитора на создание но­вых сочинений. История музыки изобилует примерами такого рода творческой дружбы: Римский-Корсаков и вы­дающаяся певица Надежда Забела-Врубель, Франсиск Пуленк и замечательная певица Дениз Дюваль, Борис Чайковский и талантливый скрипач Виктор Пикайзен и т. д. Именно в расчете на вокальные данные и арти­стический облик Забелы-Врубель Римский-Корсаков создавал неповторимые по красоте оперные партии хрупких женских образов: Веры, Марфы, Царевны-Ле-бедь, Царевны Ненаглядной Красы. Вспомним «прова­лы» на премьерах оперы «Фиделио» Бетховена или Сим­фонии № 1 Рахманинова из-за неудачного исполнения. А какую роль сыграла певица Вера Пургольд в пропа­ганде камерно-вокального творчества Мусоргского?


Только она одна могла в то время - в последние деся­тилетия XIX века - раскрыть новаторскую впечатляю­щую образность романсов и песен великого компо­зитора.

Во время исполнения музыки и ее «содержание и форма несколько изменяются, преобразуются испол­нителем в соответствии с его мировоззрением, эстети­ческими идеалами, личным опытом, темпераментом и т. д. В этом проявляются его индивидуальное вос­приятие и истолкование произведения. Возникают ис­полнительские варианты содержания и формы» [Со-хор А., там же]. Особенно наглядно это творческое пре­образование наблюдается в исполнении великих артистов, когда даже широко известное сочинение как бы открывается новыми образными гранями и иной си­лой воздействия (достаточно вспомнить неповторимое исполнение выдающихся пианистов прошлого века Э. Г. Гилельса, СТ. Рихтера или Г. Гульда). Следова­тельно, исполнитель также причастен к творческому акту - он находится в сотворчестве с композитором.

Но будет ли творческий акт завершен только дея­тельностью композитора и исполнителя? И тот, и дру­гой ориентируются на слушателя, который, воспри­нимая музыку, вникает в ее смысл, создает свой му­зыкальный образ, свое музыкальное представление и, в конечном счете, выносит свою оценку. И именно эта оценка определяет бытование музыкального произ­ведения и его судьбу.

Если обратиться к учению И. Канта, то выясняется, что сам акт познания чего-то нового (а именно оно ле­жит в основе восприятия музыки) есть творчество. До­бавим, общая психология считает, что творчество - это «деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурной уникальностью» [НЭС, 2004. С. 1194].


 




При восприятии музыки наблюдается явление, схо­жее с исполнительским творчеством: здесь можно гово­рить о новом, слушательском варианте музыкального произведения, о новой интерпретации. Новое особен­но показательно для высоко интеллектуального, рож­дающего собственную концепцию восприятия музыки. Подобное восприятие в большей степени показательно для талантливых звукорежиссеров, музыковедов-иссле­дователей и критиков (яркие примеры - аналитические этюды И. И. Соллертинского, Л. А. Мазеля, В. С. Цук-кермана, Ю. Н. Тюлина, В. В. Протопопова, Ю. Н. Холо-пова). Это творческий фундамент и звукорежиссуры, и музыковедения. (Отметим, что музыковедение тоже есть одна из разновидностей творчества музыкального, а не только сугубо научного.)

Следовательно, слушательское восприятие, равно как и исполнительство, содержит творческий компонент и является составной частью музыкального творчества, которое необходимо трактовать как единство триады: композитор-исполнитель-слушатель. Итак, музыкаль­ным творчеством следует считать любой вид ак­тивной, обновляющей психической деятельности, связанной с музыкальным искусством, при главен­ствующей роли деятельности композитора. Му­зыкальное творчество рассматривается не только в психологическом, но и в философско-эстетическом аспектах.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных