Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игровой элемент современной культуры




Обзор истории культуры, ее различных эпох приводит ученого к выводу об убывании игрового элемента в культуре. Вытеснение игры, начавшееся в 18 в., фактически заканчивается к 19 в. Духом общества, по мнению Хейзинги, начинает завладевать трезвое, прозаическое понятие пользы. Получает признание постыдное заблуждение, что экономические силы и экономический интерес определяют ход истории. Дух рационализма и утилитаризма убили таинство и провозгласили человека свободным от вины и греха. Труд и производство становятся идеалом, а вскоре идолом. Культура гораздо меньше играется, чем в предшествующие периоды.

Бесспорное достоинство и актуальность исследования голландского ученого обусловлены тем, что анализ истории культуры под знаком игры сопряжен автором с жизненными процессами и катаклизмами современного сознания, с перспективами культурного движения. Позднебуржуазная культура теряет игровую традицию; там же, где похоже, что она играет, отмечает Хейзинга, – игра эта фальшива. Автор предупреждает о порче, разрушении культуры, уходящей от своих истоков. Игра, наполненная эстетическими моментами, "проигрывающая" и творящая духовные ценности, – ранее культуросозидающий фактор, – ныне переродилась в суррогат игровой деятельности – в спорт. Он превратился в научно-технически организованный азарт. Из единства духовного и физического он сохранил низменную физическую сторону. Культурная игра – игра общественная и общедоступная. Чем больше в ней участников и меньше зрителей, тем плодотворнее она для личности.[7]

Современное общество вынуждает все более расширять спектр социальных ролей, которые призван играть человек. Однако он не может выполнять все возложенные на него функции разом, поэтому игра все больше приобретает формы лицемерия.


Заключение

Путь преобразования культуры Хейзинга видит в распространении нового общественного духа. Необходимо возродить в широком культурном сознании первозданную игровую природу. Такова по сути альтернатива духовному кризису, предложенная в "Человеке играющем".

Концепция "культуры-игры" конструирует своего рода образную модель культуры, базирующуюся на гуманистических ценностях, вступивших в противоречие с реальностью 20 в. Такие понятие, как закон, порядок, благородство, честь, порядочность, свобода, бескорыстие, душевное равновесие, коллективность, гармония и целостность личности, определяют игровую альтернативу. Тесны и многообразны узы, связующие игру и красоту. Игра пронизана ритмом и гармонией, ей присущи радость и изящество.

Не всякая игра может быть культуросозидающим фактором. Подлинная культура требует "благородной игры". В этой идее достоинство гуманиста Хейзинги, выступающего против произвола и варварства, но в то же время и основное противоречие заявленной темы, в которой проблема серьезного и игрового запутана в коловращении понятий. Ведь сама по себе игра ни добра, ни дурна. И если человек оказывается в ситуации морального выбора, Хейзинга предписывает ему решение, достойное кантовского категорического императива. Нравственная совесть представляет мерило человеческого поступка.

Особенности стиля "Человека играющего" исключают разработку строго научной концепции. Идея "культуры-игры", по преимуществу, обладает свойствами плодотворного научного исследования, позволяющего глубже понять специфику современных духовных процессов путем постижения фундаментальных основ культурной традиции.


Список литературы

 

  1. Гуревич П.С. Игра / Культурология. XX век. Словарь. - СПб., 1997.
  2. Есин А. Б. Введение в культурологию: Основные понятия культуро­логии в систематическом изложении: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Акаде­мия», 1999.
  3. Ильина Е.А., Буров М.Е. Культурология: Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
  4. Кравченко А.И. Культурология. М.: Академический Проект, Трикста, 2003.
  5. Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 2001.
  6. Полищук В.И. Культурология. М.: Гардарики, 1999.
  7. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997.
  8. Хейзинга Й. "В тени завтрашнего дня", Homo Iudens. М.,1992.
  9. "Человек играющий" и игра как феномен культуры в творчестве Хейзинги, Ортеги-и-Гассета и Г.Гессе. http://www.countries.ru/library/ideas/igra.htm

 


[1] Культурология: Учебное пособие / Составитель и ответств. редактор А.А. Радугин. М., 2001, С. 19.

 

[2] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997, С. 21-44.

[3] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997, С. 85-94.

[4] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997, С. 121-134.

[5] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997, С.144-153.

[6] Хейзинга Й. Homo Ludens; Статья по истории культуры. М., 1997, С. 154-167.

[7] "Человек играющий" и игра как феномен культуры в творчестве Хейзинги, Ортеги-и-Гассета и Г.Гессе. http://www.countries.ru/library/ideas/igra.htm






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных