№
| Тематические направления
| Темы сочинений
| Художественные произведения
|
1.
| Время
Направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного и вечного, реального и воображаемого, личного и всеобщего, прошлого и будущего. В центре рассуждения – человек и время, общество и эпоха.
| Судьба человека в переломные исторические эпохи
| А.С. Пушкин. Капитанская дочка
Л.Н. Толстой. Война и мир
Б. Пастернак. Доктор Живаго
М. Шолохов. Тихий Дон
|
«Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности" (A.C. Пушкин)
| Ч. Айтматов. Буранный полустанок
В. Распутин. Прощание с Матерой
|
Может ли человек повлиять на ход истории?
| А.С. Пушкин. Капитанская дочка
Л.Н. Толстой. Война и мир
|
Что побуждает поэтов и писателей писать о временах года?
| А.С. Пушкин, А. А. Фет, Ф. И. Тютчев, И. А. Бунин, Н. А. Некрасов
|
2.
| Дом
Направление нацелено на размышление о доме как важнейшей ценности бытия, уходящей корнями в далекое прошлое и продолжающей оставаться нравственной опорой в жизни сегодняшней. Многозначное понятие «дом» позволяет говорить о единстве малого и большого, соотношении материального и духовного, внешнего и внутреннего.
| Какое значение имеет дом в жизни человека?
Всему начало – отчий дом
| Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Л.Н. Толстой. Война и мир
М.Булгаков. Белая гвардия
|
Дом-гнездо – это прошлое, настоящее или будущее?
| Л.Н. Толстой. Война и мир
М. Булгаков. Белая гвардия
А. Платонов. Котлован
А. Замятин. Мы
И. Солженицын. Матренин двор
Ф. Абрамов. Дом
В. Распутин. Изба
|
3.
| Любовь
Направление даёт возможность посмотреть на любовь с различных позиций: родителей и детей, мужчины и женщины, человека и окружающего его мира. Речь пойдет о любви как явлении высоком, облагораживающем и возвышающем человека, о её светлых и трагических сторонах.
| Всегда ли любовь делает человека счастливым?
Почему «любовь» - вечная тема?
| А.С. Пушкин. Евгений Онегин
А.И. Куприн. Гранатовый браслет
Л.Н. Толстой. Война и мир
И.С. Тургенев. Отцы и дети
|
4.
| Путь
Направление актуализирует конкретное и символическое значение понятия «путь», нацеливая на нравственное и философское его осмысление. Диапазон размышлений широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средств ее достижения.
| Зачем человек отправляется в путь?
| А.С. Пушкин. Евгений Онегин
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
Н.В. Гоголь. Мертвые души
Л.Н. Толстой. Война и мир
Н.С. Лесков. Очарованный странник
А. Платонов. Чевенгур
|
5.
| «Год литературы»
Направление, с одной стороны, связано с проводимым в 2015 году в России чествованием литературы как величайшего культурного феномена, с другой – обращено к читателю, проживающему очередной год своей жизни с книгой в руках. Широта данной тематики требует от выпускника наличия определенного читательского кругозора и умения рассуждать о большой литературе.
| Чтение – мучение или чтение – увлечение?
Согласны ли вы с утверждением К.И.Чуковского: «По-настоящему ведет за собой та книга, из которой читатель делает выводы сам»?
Как вы понимаете высказывание Джозефа Конрада: «Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель»?
|
|