Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема №4 ВООБРАЖЕНИЕ




Тема №2 ВНИМАНИЕ

Внимание – познавательный психический процесс, позволяющий концентрировать психическую деятельность на определённой задаче. Без внимания никакая психическая деятельность невозможна.

Внимание – как бы высвечивает то, чем человек занимается в данный момент, внимание действует как луч прожектора, делая ярким одно и уводя в фон всё остальное. Сосредоточение внимания на объекте называется ФОКУСОМ ВНИМАНИЯ (фокус – также как и в фотоаппарате, когда мы фокусируем камеру, то видим какую-то деталь картинки яснее, а остальное становится размытым фоном).

Когда мы обращаем внимание на один объект, то остальные остаются без внимания, мы не можем быть внимательными одновременно ко всему сразу. Этот закон распределения внимания называется ПРИНЦИПОМ ФИГУРЫ-ФОНА. Например, глядя на людей на сцене, мы забываем о своих соседях в зрительном зале. Ещё один пример: на картинке с лицами/вазой мы можем видеть либо лица, либо вазу, но никак два объекта одновременно – внимание переключается от одного к другому, делая фигурой то одно, то другое. Ещё пример принципа фигуры-фона: двойное изображение девушки/старухи – мы видим то отвернувшуюся девушку, то старуху, но никак два рисунка одновременно.

 

 

Внимание
Непроизвольное (возникает само собой, непроизвольно, когда объект привлекает внимание новизной, яркостью, необычностью) Пример: мы отвлекаемся на стук в дверь, мы обращаем внимание на человека идущего по снегу в тапочках, нас привлекает девушка в ярко-красном платье   (Также непроизвольное внимание мы уделяем объектам, соответствующим насущной потребности) Пример: голодный человек обращает внимание на ларьки с едой, молодой юноша замечает всех проходящих симпатичных девушек, беременная женщина обращает внимание на магазины детской одежды.   Произвольное (специально направленное внимание; внимание, сосредоточенное на объекте волевым усилием) Пример: ученик заставляет себя сесть за чтение заданной главы учебника, мать направляет внимание ребёнка на радугу «Посмотри наверх. Это радуга после дождя»   (Сосредоточившись на чём-то произвольно через некоторое время мы втягиваемся в процесс и волевых усилий для сосредоточеня внимания уже не требуется) Пример: увлёкшись главой учебника ученик уже читает материал с интересом.

 

 

Свойства внимания Примеры
ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ Фильтрация материала, отсеивание важного от второстепенного Наблюдая за сюжетом фильма мы отслеживаем главные перипетии, не замечая мелких киноляпов
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ умение делать несколько дел одновременно как Юлий Цезарь Женщина может одновременно говорить по телефону, готовить борщ и следить за ребёнком.
ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТЬ намеренный переход от одной деятельности к другой, переключение с одного на другое При просмотре фильма с субтитрами зритель быстро переключается от чтения титров, к кинокадру и обратно.
УСТОЙЧИВОСТЬ длительное удерживание внимания на чем-либо, стабильность внимания Студент на паре удерживает внимание на предмете лекции в течение 90 минут
КОНЦЕНТРАЦИЯ ясность, чёткость внимания. Например, в медитации это свойство проявляется максимально Когда читатель сконцентрирован на сюжете романа, то от его внимания не ускользает ни одной детали, он представляет себе события очень ясно и точно, а не смутно.
ОБЪЁМ количество объектов, которые могут быть одновременно восприняты с достаточной для их различения степенью ясности. Считается, что человек одновременно может включить в фокус внимания 5-9 объектов. На приборной панели лётчик может одновременно следить за 9 приборами, но 10ый прибор ускользает из поля его внимания.

 


Тема № 3 ПАМЯТЬ

Память – психический процесс, помогающий нам запоминать информацию и пользоваться ей. С возрастом память перестаёт быть непосредственной и всё больше начинает опираться на мышление. Взрослый человек не заучивает материал наизусть, а запоминает общий смысл информации, схему.

 

 

Процессы памяти
Запоминание   Перенесение воспринятого материала в память.   Запоминание бывает двух видов
Непосредственное запоминание (просто запоминание информации самой по себе, как она есть) Пример: зазубривание определения без понимания, заучивания наизусть таблицы умножения. Опосредованное запоминание (использование для запоминания мнемотехники – логическая обработка информации и сжатие данных в удобный для запоминания образ) Пример: для заучивания цветов радуги «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»    
Сохранение   Сохранение в памяти запомненного материала. Информация хранится в химических связях мозга как на жёстком диске   Пример: хранение в памяти значений иностранных слов, хранение воспоминаний школьной юности.    
Забывание   Процесс обратный сохранению. Потеря информации из памяти, когда человек не может воспроизвести запомненное. Забывание нужно человеку, чтобы не «забивать» мозг ненужной информацией.   Пример: забывание элементов таблицы Менделеева, выученных в школе, забывание неярких событий прошлого.    
Воспроизведение   Воспроизведение запомненной информации, её извлечение из памяти. Воспроизведение бывает трёх видов
Собственно воспроизведение (точное, доскональное воспроизведение запомненного материала)     Пример: чтение стихотворения наизусть, пение знакомой мелодии нота в ноту Припоминание (неточное воспроизведение, припоминание смысла, общей идеи, но без деталей)     Пример: пересказ содержания стихотворения, без возможности вспомнить текст наизусть, смутное припоминание событий совего детства Узнавание (невозможность самостоятельно вспомнить материал, но при столкновении с ним человек узнаёт когда-то запомненное)   Пример: человек совершенно забыл содержание пьесы «Гроза» Островского, но увидев её в театре вспоминает, что когда-то читал это в школе. Увидев однажды человека мы не сможем через год нарисовать или описать его лицо, но при встрече узнаем.
         

 

Память
непроизвольная (запоминание происходит само по себе, без волевых усилий) Например: случайное запоминание того, что очень интересно, ненарочное запоминание чего-то очень необычного.   произвольная (запоминание происходит нарочно, специально, по воле человека) Например: выучивание словарных слов для диктанта, специальное выучивание стихотворения наизусть

 

 

Память
кратковременная (недолгое хранение информации в оперативное памяти) В кратковременной памяти информация сохраняется за счёт электрического возбуждения нейронов головного мозга   Например: только что произнесённый номер телефона   долговременная (длительное сохранение запомненного на многие годы) В долговременной памяти информация сохраняется за счёт химической перестройки в структуре головного мозга. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, поэтому чтобы что-то лучше запомнить надо с этим «переспать» Например: выученная наизусть мелодия песенки «Хеппи бёздей»

 

 

Память
моторная (память на мышечные движения) Например: умение писать, навык катания на велосипеде, умение плавать, запоминание движений танца эмоциональная (память на чувства и эмоции) Например: воспоминание трепетного признания в любви, память страха на экзамене, запоминание эмоций, пережитых в отпуске     образная (память на образы, не осмысленные логически) Образная память классифицируется по 5 модальностям словесно-логическая (память на логически организованную информацию в виде текста или символов) Например: запоминание стихотворения. Запоминание элементов таблицы Менделеева  
   
     
  осязательная память Пример: мы помним какова на ощупь кожа любимого человека и ни с чем её не перепутаем зрительная память Пример: мы запоминаем как была одета подруга вчера вкусовая память Прмер: мы помним вкус сладкого чая и возмутимся, если чай будет несладким слуховая память Пример: мы помним звук мелодии своего телефона, можем напеть и легко его узнаём обонятельная память Пример: мы помним как пахнет банан и легко его отличим от других запахов  
               

 

Эффективное запоминание

 

Чтобы хорошо запомнить информацию надо следовать правилам

 

 

1) Осмысляйте запоминаемое. Не зазубривайте, а старайтесь понять материал, пропустить через мышление. В этом могут помочь МНЕМОТЕХНИКИ – приёмы мыслительной обработки информации. Например: чтобы запомнить стихотворение можно нарисовать себе его содержание в виде комикса - образов. Мнемотехники позволяют ужать материал до небольшой схемы, таблицы, логического закона и т.п.

 

2) Учите материал целиком, а не по кусочкам. Пусть сначала вы будете путаться, но уже с третьим повторением у вас сложится целостная картина изучаемого.

 

3) Учите материал заранее и не перетруждайтесь. Помните, что информация переходит в долговременную память во время ночного сна. Самая эффективная схема запоминания по дням:

I – выучивание материала

II – повтор выученного

III – отдых

IV - повтор выученного

V - отдых

V – отдых

VI - повтор выученного

VII – воспроизведние материла (например, ответ на экзамене)

 

 


Тема №3 МЫШЛЕНИЕ

Мышление – психический процесс анализа информации. Развитое мышление предполагает анализ информации по законам логики. Логика – законы последовательного и доказательного умозаключения.

 

мышление
наглядно-действенное (конкретное, предметное) (манипуляция с реальными вещами, которые можно потрогать) Пример: ремонт механической поломки, решение головоломки наглядно-образное (художественное) (манипуляция с образами в различных модальностях) Пример: осмысление музыки, копирование картины, анализ сюжета фильма словесно-логическое
словесное/понятийное (речевое творчество, манипуляция с языковыми понятиями) Пример: понимание философии, переписка с другом, устный разговор с собеседником символическое/ математическое (манипуляция со знаками, формулами, схемами) Пример: решение математического уравнения, анализ химической формулы, построение графика функции

 

 

Уровень развитости мышления человека называется ИНТЕЛЛЕКТОМ. Существуют различные тесты измерения интеллекта – тесты IQ (intelligence quotient)/ Тесты IQ представляют собой набор тестовых заданий, которые человек должен решить и написать верный ответ, или выбрать подходящий вариант. Тесты интеллекта могут измерять какой-то определённый вид мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесное, символическое) либо содержать различные задания на мышление в общем.

 

 

Стадии формирования мышления (автор периодизации – французский психолог Жан Пиаже)
 
0-2 года сенсомоторная стадия складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними
 
2-7 лет дооперациональный период мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики. В этот период активно развивается речь.
 
7-11 лет стадия конкретных операций логические операции, но с конкретными предметами. В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления
 
12-15 лет и далее мышление остаётся у человека до конца жизни стадия формальных операций логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии. На этой стадии окончательно формируется интеллект, который у взрослого человека качественно не меняется
       

 


тема №4 ВООБРАЖЕНИЕ

Воображение, в отличии от мышления не действует по законам логики. Воображение ищет нестандартные ходы, неочевидные.

 

 

Воображение  
пассивное (происходит само по себе, без волевых усилий)   активное (волевое, произвольное)
     
непреднамеренное (происходит без участия сознания) Пример: сны, грёзы   преднамеренное (происходит сознательно) Пример: мечтания в бодрствующем состоянии, навязчивые представления   воссоздающее / репродуктивное (представление чего-то по описанию) Пример: представление событий в читаемой книге. Воссоздание в фантазии картины по устному описанию   Воссоздающее воображение создаёт в психике ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – чувственный образ объекта, которого в реальности нет.     творческое / продуктивное (создание нового, творческий креатив) Пример: изобретательство, писательство, работа художника.   КРЕАТИВНОСТЬ – степерь развития творческих способностей, творческого воображения Креативность человека можно измерить специальными тестами. Например ДРУДЛ – метод измерения образного творческого воображения.
               

 

Творческое воображение также как и мышление бывает 4 видов:
конкретное / предметное (манипуляция с реальными вещами, которые можно потрогать) Пример: механическое изобретение, решение головоломки образное / ходожественное(манипуляция с образами в различных модальностях) Пример: сочинение музыки, написание картины, придумывание сюжета фильма Словесное / понятийное (речевое творчество, манипуляция с языковыми понятиями) Пример: труд философа, написание художественной литературы символическое / математическое (манипуляция со знаками, формулами, схемами) Пример: оригинальное доказательство теоремы, открытие таблицы Менделеева

 

 

Изобретатели в творческом предметном мышлении обращают внимание на различные свойства объекта: Использую латентные свойства объекта можно сделать оригинальное изобретение. Например: походную вилку-расчёску, детскую каляску-скейт и т.п . Свойства объекта
основные (главные свойства вещи, её функционал) Например: ножницы острые Пластиковый стаканчик вмещает воду и т.п.   латентные (скрытые, неосновные, побочные, дополнительные свойства) Например: ночницы имеют кругляшки, сделаны из металла, издают звук Пластиковый стаканчик можно легко проткнуть, если поджечь сильно пахнет и т.п.

 

 

МОЗГОВОЙ ШТУРМ – метод повышения коллективной креативности. Мозговой штурм применяют для создания чего-то нового, например: придумывания рекламного слогана и логотипа компании, создание оригинального сюжета нового сериала, изобретение остроумной упаковки для продукта.
Стадии мозгового штурма
1. общее накидывание идей. Люди собираются все вместе и придумывают самые невероятные идеи. Сначала каждый отдельно на листочке, потом всей группой. Все идеи просто записываются без оценки и критики. Главное на этой стадии разбудить фантазию, потому что даже глупые и нелепые идеи могут дать толчок к появлению чего-то действительно ценного. Работать в группе важно, потому что идеи одного человека влияют на идеи другого, взаимно их обогащая. Стадия длится 3-4 часа. Замечено, что оригинальные идеи начинают возникать лишь через 2 часа фантазирования
2. Самостоятельная креативность уже дома Участники расходятся по домам и продолжают думать об идеях уже самостоятельно, записывая все новые идеи. Возбуждённая фантазия ещё сутки продолжает работать и выдавать ценный материал. Стадия длится до следующего дня. Очень важно, чтобы человек поспал, ведь во сне полученная взбудораженная фантазия продолжает работать и выдаёт ценнейшие идей из подсознания - Менделееву таблица химических элементов приснилась во сне.
3. Коллективное обсуждение идей и развитие самых перспективных направлений. На следующий день участники обмениваются идеями, пришедшими им в голову за прошедшие сутки и уже критически осмысляют набравшиеся варианты. Из горы идей, выбираются самые интересные, которые и обсуждаются. Участники креативят уже в определённом русле и из возникшего материала в конечном счёте выбирают самое интересное. Третья стадия длится 1-4 часа, в зависимости от того, насколько быстро найдётся оптимальный вариант.

 

Представления
Частные (представления отдельных свойств предмета) Частные представления делятся по 5 модальностям   Общие (представление объекта целиком) Например: воспоминания о вчерашнем дне, представления своей квартиры, представление образа матери.
 
осязательные Пример: представляю жар пламени огня, гладкость шерсти кота зрительные Пример: представляю пейзаж из рассказа, лицо друга вкусовые Пример: представляю кислый вкус лимона, сладость сахара, вкус борща слуховые Пример: представляю звук сирены, голос матери, пение соловья обонятельные Пример: представляю запах котлет, запах арбуза, запах пота    
             

 

 


 

Тема №5 РЕЧЬ

Язык общения есть и у животных (лай собак, танец пчёл, оскал волка, запах скунса, брачный танец попугая и т.п.)

Речь – присуща только человеку. Именно благодаря речи развивается абстрактно-логическое мышление ребёнка.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных