Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Тема №4 ВООБРАЖЕНИЕ. Память – психический процесс, помогающий нам запоминать информацию и пользоваться ей
Тема № 3 ПАМЯТЬ
Память – психический процесс, помогающий нам запоминать информацию и пользоваться ей. С возрастом память перестаёт быть непосредственной и всё больше начинает опираться на мышление. Взрослый человек не заучивает материал наизусть, а запоминает общий смысл информации, схему.
Процессы памяти
| Запоминание
|
Перенесение воспринятого материала в память.
Запоминание бывает двух видов
| Непосредственное запоминание
(просто запоминание информации самой по себе, как она есть)
Пример: зазубривание определения без понимания, заучивания наизусть таблицы умножения.
| Опосредованное запоминание
(использование для запоминания мнемотехники – логическая обработка информации и сжатие данных в удобный для запоминания образ)
Пример: для заучивания цветов радуги «каждый охотник желает знать, где сидит фазан»
| Сохранение
|
Сохранение в памяти запомненного материала. Информация хранится в химических связях мозга как на жёстком диске
Пример: хранение в памяти значений иностранных слов, хранение воспоминаний школьной юности.
| Забывание
|
Процесс обратный сохранению. Потеря информации из памяти, когда человек не может воспроизвести запомненное.
Забывание нужно человеку, чтобы не «забивать» мозг ненужной информацией.
Пример: забывание элементов таблицы Менделеева, выученных в школе, забывание неярких событий прошлого.
| Воспроизведение
|
Воспроизведение запомненной информации, её извлечение из памяти.
Воспроизведение бывает трёх видов
| Собственно воспроизведение
(точное, доскональное воспроизведение запомненного материала)
Пример: чтение стихотворения наизусть, пение знакомой мелодии нота в ноту
| Припоминание
(неточное воспроизведение, припоминание смысла, общей идеи, но без деталей)
Пример: пересказ содержания стихотворения, без возможности вспомнить текст наизусть, смутное припоминание событий совего детства
| Узнавание
(невозможность самостоятельно вспомнить материал, но при столкновении с ним человек узнаёт когда-то запомненное)
Пример: человек совершенно забыл содержание пьесы «Гроза» Островского, но увидев её в театре вспоминает, что когда-то читал это в школе. Увидев однажды человека мы не сможем через год нарисовать или описать его лицо, но при встрече узнаем.
| | | | | |
Память
| непроизвольная
(запоминание происходит само по себе, без волевых усилий)
Например: случайное запоминание того, что очень интересно, ненарочное запоминание чего-то очень необычного.
| | произвольная
(запоминание происходит нарочно, специально, по воле человека)
Например: выучивание словарных слов для диктанта, специальное выучивание стихотворения наизусть
|
Память
| кратковременная
(недолгое хранение информации в оперативное памяти)
В кратковременной памяти информация сохраняется за счёт электрического возбуждения нейронов головного мозга
Например: только что произнесённый номер телефона
| | долговременная
(длительное сохранение запомненного на многие годы)
В долговременной памяти информация сохраняется за счёт химической перестройки в структуре головного мозга. Переход информации из кратковременной памяти в долговременную происходит во сне, поэтому чтобы что-то лучше запомнить надо с этим «переспать»
Например: выученная наизусть мелодия песенки «Хеппи бёздей»
|
Память
| моторная
(память на мышечные движения)
Например: умение писать, навык катания на велосипеде, умение плавать, запоминание движений танца
| эмоциональная
(память на чувства и эмоции)
Например: воспоминание трепетного признания в любви, память страха на экзамене, запоминание эмоций, пережитых в отпуске
| образная
(память на образы, не осмысленные логически)
Образная память классифицируется по 5 модальностям
| словесно-логическая
(память на логически организованную информацию в виде текста или символов)
Например: запоминание стихотворения. Запоминание элементов таблицы Менделеева
| | | | | |
| осязательная память
Пример: мы помним какова на ощупь кожа любимого человека и ни с чем её не перепутаем
| зрительная память
Пример: мы запоминаем как была одета подруга вчера
| вкусовая память
Прмер: мы помним вкус сладкого чая и возмутимся, если чай будет несладким
| слуховая память
Пример: мы помним звук мелодии своего телефона, можем напеть и легко его узнаём
| обонятельная память
Пример: мы помним как пахнет банан и легко его отличим от других запахов
|
| | | | | | | | |
Эффективное запоминание
Чтобы хорошо запомнить информацию надо следовать правилам
1) Осмысляйте запоминаемое. Не зазубривайте, а старайтесь понять материал, пропустить через мышление. В этом могут помочь МНЕМОТЕХНИКИ – приёмы мыслительной обработки информации. Например: чтобы запомнить стихотворение можно нарисовать себе его содержание в виде комикса - образов. Мнемотехники позволяют ужать материал до небольшой схемы, таблицы, логического закона и т.п.
2) Учите материал целиком, а не по кусочкам. Пусть сначала вы будете путаться, но уже с третьим повторением у вас сложится целостная картина изучаемого.
3) Учите материал заранее и не перетруждайтесь. Помните, что информация переходит в долговременную память во время ночного сна. Самая эффективная схема запоминания по дням:
I – выучивание материала
II – повтор выученного
III – отдых
IV - повтор выученного
V - отдых
V – отдых
VI - повтор выученного
VII – воспроизведние материла (например, ответ на экзамене)
Тема №3 МЫШЛЕНИЕ
Мышление – психический процесс анализа информации. Развитое мышление предполагает анализ информации по законам логики. Логика – законы последовательного и доказательного умозаключения.
мышление
| наглядно-действенное (конкретное, предметное)
(манипуляция с реальными вещами, которые можно потрогать)
Пример: ремонт механической поломки, решение головоломки
| наглядно-образное (художественное)
(манипуляция с образами в различных модальностях)
Пример: осмысление музыки, копирование картины, анализ сюжета фильма
| словесно-логическое
| словесное/понятийное
(речевое творчество, манипуляция с языковыми понятиями)
Пример: понимание философии, переписка с другом, устный разговор с собеседником
| символическое/ математическое (манипуляция со знаками, формулами, схемами)
Пример: решение математического уравнения, анализ химической формулы, построение графика функции
|
|
|
|
|
Уровень развитости мышления человека называется ИНТЕЛЛЕКТОМ. Существуют различные тесты измерения интеллекта – тесты IQ (intelligence quotient)/ Тесты IQ представляют собой набор тестовых заданий, которые человек должен решить и написать верный ответ, или выбрать подходящий вариант. Тесты интеллекта могут измерять какой-то определённый вид мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, словесное, символическое) либо содержать различные задания на мышление в общем.
Стадии формирования мышления (автор периодизации – французский психолог Жан Пиаже)
| | 0-2 года
| сенсомоторная стадия
| складывание умственных представлений о разных объектах через действие с ними
|
|
| 2-7 лет
| дооперациональный период
| мышление в виде словесных умозаключений, но без использования логики. В этот период активно развивается речь.
|
|
| 7-11 лет
| стадия конкретных операций
| логические операции, но с конкретными предметами. В этот период ребёнок познаёт в школе логику мышления
|
|
| 12-15 лет
и далее мышление остаётся у человека до конца жизни
| стадия формальных операций
| логические операции уже с абстрактными понятиями, а не с конкретными предметами. Например, формулы-таблицы-схемы в математике-физике-химии. На этой стадии окончательно формируется интеллект, который у взрослого человека качественно не меняется
|
| | | | |
тема №4 ВООБРАЖЕНИЕ
Воображение, в отличии от мышления не действует по законам логики. Воображение ищет нестандартные ходы, неочевидные.
| Воображение
| | пассивное (происходит само по себе, без волевых усилий)
|
| активное (волевое, произвольное)
|
|
|
| непреднамеренное (происходит без участия сознания)
Пример: сны, грёзы
|
| преднамеренное (происходит сознательно)
Пример: мечтания в бодрствующем состоянии, навязчивые представления
|
| воссоздающее / репродуктивное (представление чего-то по описанию)
Пример: представление событий в читаемой книге. Воссоздание в фантазии картины по устному описанию
Воссоздающее воображение создаёт в психике ПРЕДСТАВЛЕНИЕ – чувственный образ объекта, которого в реальности нет.
|
| творческое / продуктивное (создание нового, творческий креатив)
Пример: изобретательство, писательство, работа художника.
КРЕАТИВНОСТЬ – степерь развития творческих способностей, творческого воображения
Креативность человека можно измерить специальными тестами. Например ДРУДЛ – метод измерения образного творческого воображения.
| | | | | | | | |
Творческое воображение также как и мышление бывает 4 видов:
|
|
|
|
| конкретное / предметное (манипуляция с реальными вещами, которые можно потрогать)
Пример: механическое изобретение, решение головоломки
| образное / ходожественное(манипуляция с образами в различных модальностях)
Пример: сочинение музыки, написание картины, придумывание сюжета фильма
| Словесное / понятийное (речевое творчество, манипуляция с языковыми понятиями)
Пример: труд философа, написание художественной литературы
| символическое / математическое (манипуляция со знаками, формулами, схемами)
Пример: оригинальное доказательство теоремы, открытие таблицы Менделеева
|
Изобретатели в творческом предметном мышлении обращают внимание на различные свойства объекта:
Использую латентные свойства объекта можно сделать оригинальное изобретение. Например: походную вилку-расчёску, детскую каляску-скейт и т.п
. Свойства объекта
| основные (главные свойства вещи, её функционал)
Например:
ножницы острые
Пластиковый стаканчик вмещает воду и т.п.
|
| латентные (скрытые, неосновные, побочные, дополнительные свойства)
Например:
ночницы имеют кругляшки, сделаны из металла, издают звук
Пластиковый стаканчик можно легко проткнуть, если поджечь сильно пахнет и т.п.
|
МОЗГОВОЙ ШТУРМ – метод повышения коллективной креативности. Мозговой штурм применяют для создания чего-то нового, например: придумывания рекламного слогана и логотипа компании, создание оригинального сюжета нового сериала, изобретение остроумной упаковки для продукта.
| Стадии мозгового штурма
|
| 1. общее накидывание идей.
Люди собираются все вместе и придумывают самые невероятные идеи. Сначала каждый отдельно на листочке, потом всей группой. Все идеи просто записываются без оценки и критики. Главное на этой стадии разбудить фантазию, потому что даже глупые и нелепые идеи могут дать толчок к появлению чего-то действительно ценного. Работать в группе важно, потому что идеи одного человека влияют на идеи другого, взаимно их обогащая.
Стадия длится 3-4 часа. Замечено, что оригинальные идеи начинают возникать лишь через 2 часа фантазирования
|
| 2. Самостоятельная креативность уже дома
Участники расходятся по домам и продолжают думать об идеях уже самостоятельно, записывая все новые идеи. Возбуждённая фантазия ещё сутки продолжает работать и выдавать ценный материал.
Стадия длится до следующего дня. Очень важно, чтобы человек поспал, ведь во сне полученная взбудораженная фантазия продолжает работать и выдаёт ценнейшие идей из подсознания - Менделееву таблица химических элементов приснилась во сне.
|
| 3. Коллективное обсуждение идей и развитие самых перспективных направлений.
На следующий день участники обмениваются идеями, пришедшими им в голову за прошедшие сутки и уже критически осмысляют набравшиеся варианты. Из горы идей, выбираются самые интересные, которые и обсуждаются. Участники креативят уже в определённом русле и из возникшего материала в конечном счёте выбирают самое интересное.
Третья стадия длится 1-4 часа, в зависимости от того, насколько быстро найдётся оптимальный вариант.
|
Представления
| Частные (представления отдельных свойств предмета)
Частные представления делятся по 5 модальностям
|
| Общие (представление объекта целиком)
Например: воспоминания о вчерашнем дне, представления своей квартиры, представление образа матери.
|
| осязательные
Пример: представляю жар пламени огня, гладкость шерсти кота
| зрительные
Пример: представляю пейзаж из рассказа, лицо друга
| вкусовые
Пример: представляю кислый вкус лимона, сладость сахара, вкус борща
| слуховые
Пример: представляю звук сирены, голос матери, пение соловья
| обонятельные
Пример: представляю запах котлет, запах арбуза, запах пота
|
|
| | | | | | | |
Тема №5 РЕЧЬ
Язык общения есть и у животных (лай собак, танец пчёл, оскал волка, запах скунса, брачный танец попугая и т.п.)
Речь – присуща только человеку. Именно благодаря речи развивается абстрактно-логическое мышление ребёнка.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|