ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Нервно-психические нарушения при слепоте и слабовиденииВ предыдущих параграфах были отмечены некоторые особенности психического развития и поведения слепых и слабовидящих, указано было также на возможность возникновения психопатологических изменений личности и патохарактерологических проявлений, имеющих психогенное происхождение (сенсорная, эмоциональная и социальная депривация, реакция на слепоту или осознание своей малоили неполноценности и т.д.). Необходимость краткого освещения психопатологических изменений личности слепых и слабовидящих диктуется их достаточно широкой распространенностью и, следовательно, необходимостью проведения профилактической и психокоррекционной работы по предупреждению появления стойких патохарактерологических черт личности. Возможность возникновения последних связана прежде всего с сенсорной деривацией и социальной изоляцией. Это подтверждают эксперименты, проводившиеся на здоровых добровольцах и показавшие, что длительное пребывание в сурдобарокамере (т.е. в условиях изоляции и максимального ограничения сенсорных стимулов) вызывает психические расстройства (галлюцинации, депрессию, аффективно-вегетативные изменения) реактивного характера. Рассматривая случаи психопатологических изменений личности при слепоте и слабовидении, следует учитывать, что их возникновение и проявления существенно зависят от времени появления дефекта зрения (врожденный или рано приобретенный и возникший в зрелом возрасте), а также его глубины (тотальная, парциальная слепота, слабовидение). (стр.24) Психопатологи, занимавшиеся изучением отклонений в поведении детей с врожденными или рано приобретенными дефектами зрения, отмечают, что психопатизация личности обусловлена как сенсорной недостаточностью, так и неблагоприятными условиями семейного воспитания, причем последние оказывают более губительное воздействие на психику, нежели зрительная депривация, которая при правильном воспитании в значительной степени компенсируется. В.Ф. Матвеев выделяет три типа неблагоприятных условий воспитания слепого или слабовидящего ребенка в семье: 1) гиперопека, в ходе, которой ребенок растет в щадящей обстановке, огражден от трудностей, как правило, изолирован от своих сверстников. У него подавляется инициатива, стремление к самостоятельности; 2) “кумир семьи” - в этом случае все внимание членов семьи сосредоточено на ребенке, от ребенка скрывается его физическая неполноценность (как и в первом случае его, изолируют от сверстников), ребенку внушаются представления о его высокой одаренности и т.п.; 3) гипоопека и безнадзорность, проявляющиеся в равнодушии, безучастности к потребностям и интересам ребенка, жестокости, напоминаниях о его физической неполноценности. Таким образом, личность ребенка оказывается в зависимости от характера отношений в семье, ее особенностей (алкоголизм родителей, неполные семьи и т.п.). В дошкольный период у детей наблюдаются фобии (страх остаться в одиночестве, кажущееся присутствие чужих людей и т.п.), недоверчивость, настороженность в отношениях с окружающими, формируются различные стереотипии. К школьному возрасту у слепых и слабовидящих могут возникать отчетливые патохарактерологические черты личности психогенного происхождения. Они - результат осознания ребенком своей неполноценности. В этом возрасте дети склонны к патологическому фантазированию, достигающему своего пика в 10-11-ти лет и исчезающему к 17-18-ти годам. В 10-11 лет появляется “невротический педантизм”, развивается подозрительность, настороженность по отношению к окружающим (“идея отношения”), Достигающие пика развития к 15-17-ти годам. В это же время проявляются болезненная застенчивость, ранимость, стремление к уединению, хотя у некоторых подростков и юношей в повелении можно (стр.25) наблюдать агрессивность, браваду, игнорирование своего дефекта (идея гиперкомпенсации). Отмечаются частые случаи аутизма - ухода и себя (безынициативность, бездеятельность, недоступность, необщительность). В подростковом и юношеском возрасте патохарактерологическое развитие идет преимущественно по тормозному типу. Для этих детей характерны повышенная чувствительность, тревожность, обидчивость, ранимость, неуверенность в себе, замкнутость. Встречаются также возбудимый (дети аффективны, раздражительны, эгоцентричны, злопамятны, мстительны) и смешанный (совмещающий признаки тормозною и возбудимого) типы. Следует иметь в виду, что от этиологии к длительности дефекта зрения проявления психических расстройства не зависят. Последние связаны только с глубиной дефекта. Поэтому при слабовидении указанные расстройств проявляются в ослабленном виде, а у значительной части слабовидящих вообще отсутствуют. При внезапной слепоте, возникшей в зрелом возрасте, характер психической реакции на дефект зависит от особенностей личности. Чем выше зависимость инвалида от окружающих, тем острее будет его реакция на слепоту. Обычно эти реакции носят невротический характер и сопровождаются суицидальными мыслями и действиями (попытки самоубийства), возникает эмоциональный конфликт, развивается состояние тревоги. В психопатологии выделяют три этапа невротической реакции: 1) острый, реактивный; 2) переходный (до 3-х месяцев), в течение, которого либо происходит адаптация к слепоте, либо развиваются патохарактеролоческие изменения в структуре личности (например, аутизация личности); 3) психопатизация личности, то есть формирование стойких патохарактерологических черт. Последнее обстоятельство указывает на необходимость как можно более раннего начала реабилитационной работы. Своевременная психологическая и психотерапевтическая помощь позволяет предотвратить психопатизацию личности ослепшего и вывести его из состояния депрессии или повышенной аффективности, возникающих на нервом (остром) этапе как реакция на слепоту. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|