Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Американские индейцы перед отправлением на охоту, чтобы обеспечить успех, стреляли из лука в чучело медведя, сделанное из травы.




Австралийцы считают, что удар по следу, оставленному человеком, вредит ему. Ритуальные манипуляции с волосами или потными вещами, добытыми у кого-либо, по мнению верующих, способны определенным образом воздей­ствовать на их владельца.

В Египте испокон веков почитается черный бык с особыми белыми отметинами — в нем местные жите­ли видят живое воплощение бога плодородия Аписа. Считается, что ритуальный бег такого быка по полю плодотворяет почву.

Колдун южноафриканского племени, чтобы вызвать дождь, забирается на крышу своей хижины и льет оттуда воду.

У разных народов Африки, Азии и Америки до сих пор сохраняются обычаи с отправлением обрядов, позволяющих-де приобщиться к могуществу природ­ных стихий.

 

Мифы не объясняли природу вещей и явлений, хотя вроде бы и предполагали попытку такого объяс­нения, — они просто переносили на них в обобщен­ном виде наличный мир сугубо человеческих отноше­ний.

 

Древние Вавилон, Ассирия и Египет явились первыми рабовладельческими государствами. Эпоха рас­цвета их (конец IV — начало Ш тысячелетия до н. э.) отмечена высокоразвитой земледельческой культу­рой и грандиозными искусственными сооружения­ми — ирригационными системами, храмами, дворца­ми, пирамидами. Создание их потребовало высоких научных знаний и технического искусства.

Благодаря последним стало возможным и управ­ление сложнейшим хозяйством. Необходимость вы­числять периоды подъема и спада вод в реках, про­гнозировать урожайность, иметь точно рассчитанный календарь, основанный на наблюдениях за движе­ниями Луны, Солнца и звезд, стимулировала разви­тие астрономии.

Вавилоняне очень рано стали изучать движение небесных светил и уверовали, что существует таинст­венная связь между ними и судьбами человечества, а значит, наблюдая за их положением на небосводе, можно предсказывать благоприятные и неблагопри­ятные стечения обстоятельств, давать людям советы.

На основании таких представлений родилась астро­логия — отрасль мифологизированного знания, со­гласно которой небесным светилам приписывались способности творить земные дела. “Монополию на нее присвоили себе священнослужители-жрецы”[3]. Не слу­чайно в те далекие времена вавилонские, ассирийские и египетские храмы были одновременно и обсервато­риями. Здесь умели предвычислять солнечные затме­ния, гелиактические восходы светил.

И богов стали ставить в связь с известными тогда пятью планетами. Им, а также богу Солнца Шамашу и богу Луны Сину посвящены были семь дней недели (число «семь» было признано священным). Деление месяца на недели было впервые введено вавилоняна­ми. Они же и разделили путь Солнца по небу на 12 созвездий зодиака, а каждое созвездие посвятили одному из богов. Таким образом, деление года на двенадцать месяцев происходит из Вавилона.

Именно вавилоняне изобрели шестидесятеричную «позиционную систему» письменного исчисления, от которой идет современный счет времени один час равен шестидесяти минутам, и одна минута — шестидесяти секундам).

Космологические представления мифологии.

многие боги изображались в виде животных или полулюдей-полуживотных, господствовали убеждения о существовании бесплотных, сверхъестественных существ,играющих в жизни добрую или злую роль, бытовало поклонение духам умерших с жертвоприношениями на могилax” [4]. В разных городах древней Месопотамии по­клонялись своим богам,

Чтобы избавить богов от физического труда, Мар­дук с помощью своего отца Эйя сотворил людей из крови убитого им Кингу, мятежного бога, возглавляв­шего враждебное войско.

 

оправдание рабского труда перед лицом божественной власти, и поиск покровителя.

Кроме того, социальный инстинкт подсказывал властвующей элите необходимость единства чувств и дум подданных «богоспасаемой» страны, приведения всех к общей идее о фатальном бессилии человека перед власть имущими и перед богами, внушения массам чувства бессловесной покорности.

Что же касается сказа о сотворении мира и чело­века, то в нем сквозят вопросы не религиозного, а философского смысла, хотя ответы на них и мифологичны.

 

Через эпос, сказки, легенды, мифы, сюжеты вошли в гуманитарную культуру различных народов.

 

Не прекратился начатый мифологи­ческим сознанием поиск ответов на вопросы о про­исхождении мира, человека, культурных навыков, социального уст­ройства, тайны рождения и смерти коренные вопросы всякого мировоззрения. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения — религия и философия.

 

Почему же именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея в виду бессмысленное, бесполезное времяпрепровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты - порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги-обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины - амазонке. Художников, поэтов, скульпторов привлекала прежде всего глубина и художественность мифических образов.

Само создание мифов было первым шагом человека к творчеству и познанию самого себя. Древние греки были деятельным, энергичным народом, не боявшимся познавать реальный мир, хотя он и был населен враждебными человеку существами, вселявшими в него страх. Но безграничная жажда познания этого мира пересиливала страх перед неизвестной опасностью. Приключения Одиссея, поход аргонавтов за золотым руном - это запечатленные в поэтической форме все те же стремления узнать как можно больше о той земле, на которой обитает человек. В своих поисках защиты от страшных стихийных сил греки подобно всем древним народам,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных