Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Архитектура и скульптура




Монумент на юбилейных 10 копейках (1967)

Монумент на юбилейном рубле (1977)

Главная часть монумента — облицованный титановыми панелями обелиск высотой 107 метров, изображающий шлейф, оставляемый за собой ракетой, находящейся на вершине обелиска.

Перед монументом находится статуя основоположника космонавтики К. Э. Циолковского.

На фасаде стилобата металлическими буквами выложены поэтические строки Николая Грибачёва:

И наши тем награждены усилья,

Что, поборов бесправие и тьму,

Мы отковали пламенные крылья

своей

стране

и веку своему!

Ниже находится посвящение: «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космического пространства сооружён этот монумент».

Стилобат монумента окружён горельефными фигурами советских людей — учёных, инженеров, рабочих — чьим трудом космические полёты стали реальностью.

Горельефы на восточной стене стилобата

«Покорители космоса или дорога к звездам: записки юного журналиста»

Краткая аннотация к работе:

Работа составлялась достаточно длительное время, автор старался подойти к работе максимально творчески, но и не исказить исторические факты, для этого автором был использован длинный библиографический список.
В работе рассмотрены и проанализированы основные фрагменты истории развития космонавтики, отражены важнейшие исторические события, такие как первый полет человека в космос, полет первого спутника Земли, выход человека в открытый космос, высадка человека на Луну и т.д.
В ходе логических рассуждений, к которым автор подошел особенно творчески, автор для себя выяснил, что космодром «Байконур» имеет огромное международное значение, что советские космонавты – настоящие герои, подвиги которых вдохновили автора на сочинение собственного стихотворения.
Краеведческо-исследовательской деятельностью автор занимается около 10 лет, но окончательный год создания данного труда: 2010-2011 годы. Первичное название работы: «Покорители космоса или дорога к звездам: записки журналиста», но т.к. автор планирует не прекращать свою исследовательскую деятельность и продолжать работу над этим трудом, то, скорее всего, со временем поменяется и название данного труда.

ПОКОРИТЕЛЯМ КОСМОСА

(стихотворение, посвященное 50-летию полета в космос Ю.А. Гагарина и достижениям космодрома «Байконур», великим героям-космонавтам)

Я прославляю подвиг космонавтов,
Ведь в мире мало подвигов важней!..
Ведь в их улыбках – подчерки талантов,
И где найти людей, Гагариных смелей?

Ведь их очам поддалось даже небо,
Мы имена героев сохраним в сердцах.
О них поэму написать бы мне бы,
Да только это, видимо, в мечтах.

Не описать мне, сколько их, героев,
Своим трудом и непомерной силой
И пОтом, а кто-то даже кровью,
Старался для страны своей любимой.

И на глазах любимого народа
Звездой на небо бились их сердца,
Всю жизнь за подвиг – вот она порода!
О, как из космоса звучали голоса!..

О, как кричали в радостном экстазе,
Кто дожидался Родины сынов!..
Потом годами внемлить фразе,
Что доносилась из небес-оков.

Я прославляю наших космонавтов,
Они достойны этого вполне,
Оставив семьи в гордом фраке,
Всю жизнь небу – ничего себе…

Ольга Фокина

 


ВВЕДЕНИЕ

Небо всегда манило своей загадочностью, поэтому неудивительно, что люди стали исследовать космическое пространство. О, сколько было вложено в это сил, трудов, материальных средств! Но как можно оценить вклад человека в развитие космонавтики, если не знать историю развития?
Великое событие – 4 октября 1957 года в нашей стране был запущен первый искусственный спутник Земли. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление.
А 12 апреля 1961 года весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Алексеевич Гагарин. Другим первооткрывателем-космонавтом также стал наш соотечественник – Алексей Архипович Леонов – первый человек, вышедший в открытый космос. Все эти успехи в космосе связаны с именем талантливого конструктора Сергея Павловича Королева.
Больших достижений в освоении космоса достигли и американцы. В 1969 году землянин впервые ступил на поверхность Луны. Это был американский астронавт (так в США называют космонавтов) Нил Армстронг. Позднее американцы снова побывали на Луне и провели там трое суток.
В 70-80-е годы Советский Союз стал все больше и больше отставать в своем развитии от многих государств, и особенно от Японии и США. Условия жизни людей в нашей стране оказались гораздо хуже, чем у ряда других народов мира. Но, несмотря на это, газеты и журналы были заполнены сообщениями о новых трудовых победах, радио рассказывало, а телевидение показывало, как привольно и замечательно живется советским людям.
Мне, как человеку, а особенно как журналисту, важно попытаться усмотреть влияние идей и трудов человека на процесс достижения новых знаний и новых успехов. Этому я посвятила свою творческую литературную работу, которую рада вам сейчас представить.
Возможно, совсем юные граждане откроют для себя новую страничку неизведанной истории. Хотелось бы, чтобы с годами у людей не пропадал интерес к познанию истории, чтобы память хранили не только старшие поколения, но и младшие, хотя бы из страниц учебников истории, а эти самые учебники писали бы подостоверней. Итак, начинаем путешествие в наше великое прошлое… Поехали!

БАЙКОНУР-ЗЕМЛЯ-ВСЕЛЕННАЯ

Начну, наверное, с элементарного, с объяснения понятия «Байконур», т.к., возможно, мою работу сейчас читают самые маленькие граждане.
«Байконур» - это самый известный в мире космодром. Он знаменит своими масштабами (6717 кв км!), а главное примечательным фактом – это самый первый в мире космодром.
Космодром имеет большое международное значение. С космодрома возможны запуски различных типов ракет-носителей. Один из трех космодромов планеты, наряду с космодромами Мыс Канаверал, США и Цзюцюань, Китай, предназначенных для запуска аппаратов с космонавтами на борту.
«Байконур» начал строиться 12 февраля 1955 года (принятое 12 февраля 1955 года постановление Правительства СССР о строительстве полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет), стал космодромом в 1957. В 1970-1980-х годах являлся крупнейшим космодромом Советского Союза. После распада СССР, в начале 1990-х, космодром отошел Казахстану. Арендуется Россией до 2050 года.
С космодрома «Байконур» был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия» — «Буран», межпланетные космические аппараты, искусственные спутники Земли.
Байконур- космодром, который помогал сбыться мечтам советских космонавтов, осуществить отрыв от земли и путешествие во Вселенную. Важнейшая историческая дата – 4 октября 1957 года, именно в этот день с «Байконура» выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли «Спутник-1». Подумать только, его масса составляла 83,6 килограмма.
Думаю, что знаменитую дату 12 апреля 1961 года знают все, и мы к ней еще вернемся. Разве можно позабыть дату Дня первого космического полета человека – Юрия Алексеевича Гагарина? Это начало эпохи непосредственного проникновения человека в космос. В этот знаменательный день с космодрома был запущен «Восток-1» - космический аппарат, впервые в мире доставивший человека на околоземную орбиту. Совершив один виток вокруг Земли за 1 час 48 минут, аппарат приземлился в Саратовской области. Полет советского космонавта стал грандиозным свершением и отправной точкой развития пилотируемой космонавтики. После этого любой мальчишка с детства мечтал побывать в космосе и повторить подвиг, а родители считали за честь называть мальчиков прекрасным именем – Юрий!
Другое выдающееся событие в области космонавтики - высадка человека на Луну - состоялось 21 июля 1969 года. Американский астронавт Нил Армстронг сделал первый шаг по поверхности естественного спутника Земли со словами: «Это маленький шаг для одного человека, но огромный скачок для всего человечества».
Однако первые годы развития космонавтики характеризовались не сотрудничеством, а острой конкуренцией между государствами (так называемая Космическая гонка). Международное сотрудничество стало интенсивно развиваться только в последние десятилетия, в первую очередь, благодаря совместному строительству Международной космической станции и исследованиям, проводимым на ее борту.
Сегодняшний день характеризуется новыми проектами и планами освоения космического пространства. Активно развивается космический туризм. Пилотируемая космонавтика вновь собирается вернуться на Луну и обратила свой взор к далекому Марсу. Сегодня в мире на космические программы ежегодно тратятся миллиарды долларов.

ПЕРВЫЙ КОСМОНАВТ МИРА

Детство будущего космонавта Юрия Алексеевича Гагарина (1934-1968 гг жизни) прошло в селе Клушино. Уже тогда у мальчика была приятная, располагающая к себе и поднимающая настроение прохожим людям, улыбка. Эта улыбка стала однажды знаменитой на весь мир и ее так и назвали – «улыбка Гагарина».
Отец, Алексей Иванович, строил крепкие дома и хорошее жилье для домашнего скота, а мама, Анна Тимофеевна, заведовала молочной фермой и растила детей: старших – Валентина и Зою, будущего космонавта Юру и младшего сына Борю.
Когда началась Великая Отечественная война, Юрию Алексеевичу исполнилось семь лет, фашисты выгнали семью из дома, пришлось самим выкопать землянку. Старший брат был танкистом и воевал до Великой победы, а сестра – медсестрой в военной ветеринарной части, лечила раненых лошадей. После окончания войны, Юрия Алексеевича записали в педагогический техникум, в котором учились такие же дети, не успевшие выучиться грамоте из-за войны. Его первой учительницей стала Нина Васильевна Лебедева, она и записала Юрия Алексеевича в авиакружок.
В школе будущий космонавт записался во все кружки: собирал самолет с резиновым мотором, снимал себя и друзей на фотоаппарат «Фотокор», варил специальный кристалл для детекторного приемника, играл на трубе, читал стихи, играл главные роли в спектаклях.
Мальчик рос смелым: съездил в Москву на крыше вагона без билета и прыгнул с моста в реку Гжать на спор. В 13 лет стал крестным отцом своей племянницы Тамары, с тех пор осознанно отвечал за ее жизнь. После 6 класса поехал в город Люберцы, Московскую область, получать профессию в ремесленном училище. И училище, и седьмой класс он закончил на «отлично», а по утрам всегда делал зарядку. А потом был индустриальный техникум на Волге в городе Саратове, где он тоже стал лучшим студентом. Его взяли в школу пилотов при аэроклубе благодаря хорошей физической подготовке, отличному вестибулярному аппарату и «настоящей» улыбке, хотя у него не было высшего образования, десятилетку даже не закончил. После он поехал в Оренбург, в военное авиационное училище, где готовили летчиков-истребителей. Его приняли сразу, ведь к этому времени он выполнил почти 200 полетов на самолете Як-18. Юрий Гагарин – пример для всех мальчишек разных поколений.
О, как он мечтал о космосе! Представьте только, тогда о космосе думали редкие люди, а уж про космические полеты писали только мечтатели. Главным ученым-мечтателем в XX веке был Константин Эдуардович Циолковский. Он первым в России стал писать книги про космические полеты и был уверен, что люди обязательно поселятся на далеких планетах, так же как когда-то приплыли в Америку.
Легендарные Белка и Стрелка – собаки, которые побывали в космосе перед полетом Юрия Гагарина и успешно вернулись на Землю. Была создана комиссия, которой поручили из множества молодых мужчин, желающих стать космонавтами, отобрать самых здоровых, умных, смелых, надежных и честных. Самым пригодным для полета в космос был Юрий Алексеевич Гагарин.
Это была настоящая победа! Только победа не оружия, а человеческого разума. С тех пор его имя, его улыбка известны каждому человеку.
После своего полета, Юрий Гагарин написал: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!».


ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ ЧЕЛОВЕКА В КОСМОС
Подготовка
Кроме Гагарина, были еще претенденты на первый полет в космос, всего их было двадцать человек (Группа ВВС № 1). Они не были лучшими пилотами страны, претендентов отбирал сам Королев, важен был рост, вес и здоровье: возраст не должен был превышать 30 лет, вес — 72 кг, а рост — 170 см (рост Гагарина был 165 см, иногда приводится другое значение — 157 см). Только при таких характеристиках космонавт мог поместиться в первом космическом корабле «Восток», так как размеры и вес корабля были сильно ограничены мощностью ракеты-носителя «Восток».
Кроме того, требовалось, чтобы космонавт был членом КПСС (Гагарин вступил в КПСС летом 1960 года).
Марк Галлай — человек, который готовил их к полету — однажды сказал: «В любом авиационном полку можно было набрать двадцать таких летчиков…». Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королев очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублер Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полете Гагарина в космос. Первое — «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане — «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье — «Трагическое», если Гагарин не вернется живым.

Полет
Старт корабля «Восток-1» был произведен в 09:07 12 апреля 1961 года по московскому времени с космодрома Байконур. Выполнив один оборот вокруг Земли в 10:55:34 на 108 минуте, корабль завершил плановый полет (на одну секунду раньше, чем было запланировано). Позывной Гагарина был «Кедр». Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалеку от Энгельса в районе села Смеловка. Там такого высокого гостя никто не ждал. В 10:48 радар близлежащего военного аэродрома засек неопознанную цель — это был спускаемый аппарат, — а чуть позже, за 7 км до земли, в соответствии с планом полета, Гагарин катапультировался, и целей на радаре появилось две. До шестого возвращения советского космонавта из полета, космонавт приземлялся на землю не в спускаемом аппарате, а парашютным способом — отстреливался, как парашютист. Космическое агентство США длительное время пыталось занимать позицию, согласно которой полным космическим полетом нужно считать полет, при котором возвращение проходит с аппаратом, но данная позиция была не принята мировым общественным мнением.
Первыми людьми, которые встретили космонавта после полета, оказались жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и ее шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из близлежащей части. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
Встреча на земле
Тем временем из Энгельского аэропорта вылетел вертолет Ми-4, в его задачу входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было, ситуацию прояснили местные жители, они сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолет взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали, и вертолет полетел на базу в Энгельсский аэропорт, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром».
На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолета было все руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На «Победе» Гагарина повезли в диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолета: Ил-18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал-лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трех часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Брежневу и Хрущеву о выполнении полета. После доклада Гагарин сел на самолет Ил-14 и полетел в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи сесть где-нибудь подальше от города. Но пока глушили двигатель и монтировали трап, народу собралось неимоверно много, подъехало местное партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолета Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилета в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королев и еще несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полет Гагарина в космос.

Жизнь и карьера после полета
108 минут полета навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Летчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трех лет встречи и поездки отнимали у Юрия Гагарина большую часть времени. По свидетельству Н. П. Каманина, дополнительную нагрузку создавало то, что такие встречи часто сопровождались застольем.
В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он также вел большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы.
Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н. Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел летной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года.
Гагарин был дублером Владимира Комарова в полете на корабле Союз-1, полет закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полета была отработка отечественной лунной программы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полетов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей.
Трагическая гибель

После защиты дипломной работы в академии Жуковского, Ю. А. Гагарин приступил к летной практике — тренировочным полетам на самолете МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением — «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полетов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полета — с летчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серегиным.
27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серегин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щелково. На момент взлета условия видимости были нормальными — нижняя кромка облаков была в 900 м над землей. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин сообщил на землю об окончании задания, запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолетом прервалась.
Когда стало ясно, что у самолета уже должно было закончиться топливо, в зоне полетов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолетов удалось обнаружить обломки самолета МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новоселово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок летной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королева.
Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. В результате отчет комиссии был засекречен и его детали известны только из статей и интервью отдельных ее членов. По сей день причины и обстоятельства катастрофы не являются выясненными. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
Перед полетом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо — на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в случае смерти человека, не являвшегося на момент смерти действующим главой государства.
Урны с прахом Гагарина и Серегина замурованы в Кремлевскую стену.

 

ПОЛЕТ ПЕРВОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ

Спутник-1 — первый искусственный спутник Земли, был запущен на орбиту в СССР 4 октября 1957 года. Кодовое обозначение спутника — ПС-1 (Простейший Спутник-1). Запуск осуществлялся с 5-го научно-исследовательского полигона министерства обороны СССР «Тюра-Там» (получившего впоследствии открытое наименование космодром Байконур), на ракете-носителе «Спутник» (Р-7).
Над созданием искусственного спутника Земли, во главе с основоположником практической космонавтики С. П. Королевым, работали ученые М. В. Келдыш, М. К. Тихонравов, Н. С. Лидоренко, В. И. Лапко, Б. С. Чекунов, А. В. Бухтияров и многие другие.
Дата запуска считается началом космической эры человечества, а в России отмечается как памятный день Космических войск.

Параметры полета

Начало полета — 4 октября 1957 в 19:28:34 по Гринвичу
Окончание полета — 4 января 1958
Масса аппарата — 83,6 кг
Максимальный диаметр — 0,58 м
Наклонение орбиты — 65,1°
Период обращения — 96,7 мин
Перигей — 228 км
Апогей — 947 км
Витков — 1440

Устройство

Корпус спутника состоял из двух полуоболочек диаметром 58 см из алюминиевого сплава со стыковочными шпангоутами, соединенными между собой 36 болтами. Герметичность стыка обеспечивала резиновая прокладка. В верхней полуоболочке располагались две антенны, каждая из двух штырей по 2,4 м и по 2,9 м. Так как спутник был неориентирован, то четырехантенная система давала равномерное излучение во все стороны.
Внутри герметичного корпуса были размещены: блок электрохимических источников; радиопередающее устройство; вентилятор; термореле и воздуховод системы терморегулирования; коммутирующее устройство бортовой электроавтоматики; датчики температуры и давления; бортовая кабельная сеть. Вес 83,6 кг.


История запуска

Полету первого спутника предшествовала титаническая работа советских ракетных конструкторов во главе с Сергеем Королевым.
Ракета V-2 воплотила в своей конструкции идеи гениев-одиночек — Константина Циолковского, Германа Оберста, Роберта Годдарда. Эта первая в мире управляемая баллистическая ракета имела следующие основные характеристики:

• Максимальная дальность стрельбы … 270—300 км
• Начальная масса … до 13 500 кг
• Масса головной части … 1075 кг
• Компоненты топлива … жидкий кислород и этиловый спирт
• Тяга двигателя на старте … 27 т

Устойчивый полет на активном участке обеспечивался автономной системой управления.
13 мая 1946 г. И. В. Сталин подписал постановление о создании в СССР ракетной отрасли науки и промышленности. В августе С. П. Королев назначен главным конструктором баллистических ракет дальнего действия.
В 1947 году летные испытания ракет Фау-2, собранных в Германии, положили начало советским работам по освоению ракетной техники.
В 1948 г. на полигоне Капустин Яр проводились уже испытания ракеты Р-1, которая являлась копией Фау-2, изготовляемой полностью в СССР. В том же году выходят постановления правительства о разработке и испытаниях ракеты Р-2 с дальностью полета до 600 км и о проектировании ракеты с дальностью до 3000 км и массой головной части в 3 т. В 1949 г. ракеты Р-1 начали использоваться для проведения серии экспериментов по высотным пускам для исследования космического пространства. Ракеты Р-2 прошли испытания уже в 1950 г., а в 1951 г. были приняты на вооружение.
Создание ракеты Р-5 с дальностью до 1200 км стало первым отрывом от техники Фау-2. Эти ракеты прошли испытания в 1953 г, и сразу же начались исследования использования их как носителя ядерного оружия. Автоматика атомной бомбы была совмещена с ракетой, сама ракета доработана для принципиального повышения ее надежности. Одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности получила название Р-5М. 2 февраля 1956 г. произведен первый в мире пуск ракеты с ядерным зарядом.
13 февраля 1953 г. вышло первое постановление, обязывающее начать разработку двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты с дальностью 7—8 тыс. км. Вначале предполагалось, что эта ракета станет носителем атомной бомбы тех же габаритов, что устанавливалась на Р-5М. Сразу после первого испытания термоядерного заряда 12 августа 1953 г. казалось, что создание ракеты-носителя для такой бомбы в ближайшие годы нереально.
В январе 1954 года состоялось совещание главных конструкторов, на котором и были разработаны основные принципы компоновки ракеты и наземного стартового оборудования. Отказ от традиционного стартового стола и использование подвески на отбрасываемых фермах позволили не нагружать нижнюю часть ракеты и уменьшить её массу. Впервые отказались от газоструйных рулей, традиционно применявшихся со времён Фау-2, их заменили двенадцатью рулевыми двигателями, которые одновременно должны были служить и тяговыми — для второй ступени на завершающей стадии активного полета.
20 мая 1954 г. правительство выдало постановление о разработке двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7. А уже 27 мая Королев направил докладную министру оборонной промышленности Д. Ф. Устинову о разработке ИСЗ и возможности его запуска с помощью будущей ракеты Р-7. Теоретическим обоснованием для такого письма была серия научно-исследовательских работ «Исследования по вопросам создания искусственного спутника Земли», которая была проведена в 1950—1953 годах в НИИ-4 Министерства обороны под руководством М. К. Тихонравова.
Разработанный проект ракеты новой компоновки 20 ноября 1954 г. был одобрен Советом министров СССР. Необходимо было в кратчайшие сроки решить множество новых задач, в которые входили, кроме разработок и строительства самой ракеты, выбор места для стартового полигона, постройка стартовых сооружений, ввод в строй всех необходимых служб и оборудование наблюдательными пунктами всей 7000-километровой трассы полёта. Первый комплекс ракеты Р-7 был построен и испытан в течение 1955—1956 годов на Ленинградском металлическом заводе, одновременно, в соответствии с постановлением правительства от 12 февраля 1955 г. началось строительство НИИП-5 в районе станции Тюра-Там. Когда первая ракета в заводском цеху была уже в сборе, завод посетила делегация основных членов политбюро во главе с Н. С. Хрущевым. Ракета оказала потрясающее впечатление не только на советское руководство, но и на ведущих ученых.
30 января 1956 г. правительством подписано постановление о создании и выводе на орбиту в 1957—1958 гг. «Объекта „Д“» — спутника массой 1000—1400 кг несущего 200—300 кг научной аппаратуры. Разработка аппаратуры была поручена Академии наук СССР, постройка спутника — ОКБ-1, осуществление пуска — Министерству обороны. К концу 1956 г. стало ясно, что надежная аппаратура для спутника не может быть создана в требуемые сроки.
14 января 1957 г. Советом Министров СССР утверждена программа летных испытаний Р-7. Тогда же Королев направил докладную записку в Совет Министров, где писал, что в апреле — июне 1957 года могут быть подготовлены две ракеты в спутниковом варианте, «и запущены сразу же после первых удачных пусков межконтинентальной ракеты». В феврале все еще продолжались строительные работы на полигоне, две ракеты уже были готовы к отправке.
В начале марта первая ракета Р-7 №М1-5 доставлена на техническую позицию полигона, а 5 мая вывезена на стартовую площадку № 1. Подготовка к пуску длилась неделю, на восьмой день началась заправка. Пуск состоялся 15 мая в 19:00 по местному времени. Старт прошел нормально, но на 98-й секунде полета произошел сбой в работе одного из боковых двигателей, еще через 5 сек все двигатели автоматически отключились, и ракета упала в 300 км от старта. Причиной аварии было возникновение пожара в результате разгерметизации топливной коммуникации высокого давления. Вторая ракета, Р-7 № 6Л подготовлена с учетом полученного опыта, но запустить ее вовсе не удалось. 10—11 июня делались многократные попытки пуска, но в последние секунды срабатывала защитная автоматика. Выяснилось, что причиной была неправильная установка клапана азотной продувки и замерзание главного кислородного клапана. 12 июля пуск ракеты Р-7 №М1-7 снова прошел неудачно, эта ракета пролетела всего 7 километров. Причиной на этот раз стало замыкание на корпус в одном из приборов системы управления, в результате чего прошла ложная команда на рулевые двигатели, ракета значительно отклонилась от курса и была автоматически остановлена.
Наконец, 21 августа 1957 г. осуществился успешный запуск, ракета № 8Л нормально прошла весь активный участок полета и достигла заданного района — полигона на Камчатке. Головная часть ее полностью сгорела при входе в плотные слои атмосферы, несмотря на это 27 августа ТАСС сообщило о создании в СССР межконтинентальной баллистической ракеты. 7 сентября осуществлен второй полностью успешный полет ракеты, но головная часть снова не выдержала температурной нагрузки, и Королев вплотную занялся подготовкой к космическому запуску.
Проектирование простейшего спутника началось в ноябре 1956 года, а в начале сентября 1957 г. ПС-1 прошел окончательные испытания на вибростенде и в термокамере. Спутник был разработан как очень простой аппарат с двумя радиомаяками для проведения траекторных измерений. Диапазон передатчиков простейшего спутника был выбран так, чтобы слежение за спутником могли осуществлять радиолюбители.
22 сентября в Тюра-Там прибыла ракета Р-7 № 8К71ПС (изделие М1-ПС «Союз»). По сравнению со штатными, она была значительно облегчена: массивная головная часть заменена переходом под спутник, снята аппаратура системы радиоуправления и одна из систем телеметрии, упрощена автоматика выключения двигателей; масса ракеты в результате была уменьшена на 7 тонн.
2 октября Королевым был подписан приказ о летных испытаниях ПС-1 и направлено в Москву уведомление о готовности. Ответных указаний не пришло, и Королев самостоятельно принял решение о постановке ракеты со спутником на стартовую позицию.

Сигнал спутника
4 октября в 22 часа 28 минут 34 секунды по московскому времени (19 часов 28 минут 34 секунды по Гринвичу) был совершен успешный запуск. Через 295 секунд после старта ПС-1 и центральный блок ракеты весом 7,5 тонны были выведены на эллиптическую орбиту высотой в апогее 947 км, в перигее 288 км. На 314,5 секунде после старта произошло отделение Спутника и он подал свой голос. «Бип! Бип!» — так звучали его позывные. На полигоне их ловили 2 минуты потом Спутник ушел за горизонт. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных. И еще на первом витке прозвучало сообщение ТАСС: «…В результате большой напряженной работы научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро создан первый в мире искусственный спутник Земли…»
Только после приема первых сигналов Спутника поступили результаты обработки телеметрических данных, и выяснилось, что лишь доли секунды отделяли от неудачи.
Спутник летал 92 дня, до 4 января 1958 года, совершив 1440 оборотов вокруг Земли (около 60 млн км), а его радиопередатчики работали в течение двух недель после старта.

 

ВЫХОД ЧЕЛОВЕКА В ОТКРЫТЫЙ КОСМОС

Выход в открытый космос — работа космонавта в космическом пространстве за пределами своего корабля. Используемый в США, Европе, а в последнее время и в России, термин «Внекорабельная деятельность» — более широкий, и включает в себя также понятие выхода из корабля на поверхность Луны, планеты или другого космического объекта.
Исторически, из-за разницы в конструктиве первых космических кораблей, американцы и россияне по-разному определяют момент начала выхода в космос. В советских космических кораблях с самого начала имелся отдельный шлюзуемый отсек, из-за чего началом выхода в космос считается момент, когда космонавт разгерметизирует шлюз и оказывается в вакууме, а его завершением — момент закрытия люка. Ранние американские корабли не имели необходимой шлюзовой камеры, из-за чего при выполнении выхода в космос разгерметизировался весь корабль. В этих условиях за начало выхода в космос принимался момент, когда голова астронавта выступала за пределы корабля, даже если его тело еще продолжало находиться внутри отсека. Современный американский критерий принимает переключение скафандра на автономное питание в качестве начала и начало наддува за окончание выхода в открытый космос.
Выходы в открытый космос могут выполняться по-разному. В первом случае космонавт связан с космическим кораблем специальным страховочным фалом, иногда объединенным со шлангом подачи кислорода (в этом случае его называют «пуповиной»), при этом для возвращения на корабль достаточно просто мышечных усилий космонавта. Другой вариант — полностью автономный полет в космическом пространстве. В этом случае необходимо обеспечить возможность возвращения к космическому кораблю при помощи специальной технической системы.

Исторические факты

Первый выход в космос был совершен советским космонавтом Алексеем Архиповичем Леоновым 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2» с использованием гибкой шлюзовой камеры. Скафандр «Беркут», использованный для первого выхода, был вентиляционного типа и расходовал около 30 литров кислорода в минуту при общем запасе в 1666 литров, рассчитанном на 30 минут пребывания космонавта в открытом космосе. Из-за разности давлений скафандр раздувался и сильно мешал движениям космонавта, что, в частности, сильно затруднило Леонову возвращение на «Восход-2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду (из них вне корабля 12 минут 9 секунд), и по его итогам был сделан вывод о возможности человека выполнять различные работы в открытом космосе.
Первым американским астронавтом, вышедшим в открытый космос, стал Эдвард Уайт, выполнивший выход во время полета на корабле «Джемини IV» 3 июня 1965 года. Поскольку корабли серии «Джемини» не имели шлюзовой камеры, для выхода экипажу пришлось полностью разгерметизировать кабину корабля.
Первой женщиной, вышедшей в космос, была Светлана Евгеньевна Савицкая. Выход состоялся 25 июля 1984 года с борта орбитальной космической станции «Салют-7».
Первой американкой, побывавшей в открытом космосе стала Кэтрин Салливэн, совершившая выход в космос 11 октября 1984 года во время полета STS-41G на корабле «Челленджер».
Выход в открытый космос европейского космонавта состоялся 9 декабря 1988 года. Его совершил француз Жан-Лу Кретьен во время своего трехнедельного пребывания на советской космической станции «Мир».
Первый выход в открытый космос без страховочного фала выполнил астронавт США Брюс МакКэндлесс 7 февраля 1984 года во время полета «Челленджера» STS-41B.
Самым длительным выходом в открытый космос стал выход американки Сьюзан Хелмс, длившийся 11 марта 2001 8 часов 53 минуты.
Рекорд по количеству выходов (16) и по общей продолжительности пребывания в открытом космическом пространстве принадлежит российскому космонавту Анатолию Соловьеву (82 часа 22 минуты).
Первым китайским тайконавтом, вышедшим в открытый космос, стал Чжай Чжиган, выполнивший выход во время полета на корабле «Шэньчжоу-7» 27 сентября 2008 года.

Опасности выходов в открытый космос

Выходы в открытый космос опасны по множеству различных причин. Первая — возможность столкновения с космическим мусором. Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей (типичная высота полета пилотируемых космических кораблей) — около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полета пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой. С каждым космическим полётом появляется все больше и больше орбитального мусора, из-за чего эта проблема продолжает оставаться наиболее опасной.
Другая причина опасностей выходов в космос — то, что окружающая обстановка в космическом пространстве является чрезвычайно сложной для предполетного моделирования. Выходы в космос часто планируются на поздней стадии разработки полетного плана, при обнаружении каких-либо насущных проблем или неисправностей, иногда даже в процессе самого выполнения полета. Потенциальная опасность выходов в открытый космос неизбежно ведет к эмоциональному давлению на космонавтов.
Потенциальную опасность несет возможность потери или недопустимого удаления от космического корабля, грозящая гибелью из-за израсходования запаса дыхательной смеси. Опасны также возможные повреждения или проколы скафандров, разгерметизация которых грозит аноксией и быстрой смертью, если космонавты не успеют вовремя вернуться в корабль. Помочь космонавту, вышедшему в открытый космос, очень трудно.


ВЫСАДКА ЧЕЛОВЕКА НА ЛУНУ

«Аполлон-11» - пилотируемый космический корабль серии «Аполлон», который впервые доставил людей на поверхность другого космического тела — Луны.

Экипаж

• Командир — Нил Армстронг
• Пилот командного модуля — Майкл Коллинз
• Пилот лунного модуля — Эдвин E. Олдрин младший

Задачи полета

Были запланированы: посадка на Луну в западной части Моря Спокойствия, сбор образцов лунного грунта, фотографирование на поверхности Луны, установка на Луне научных приборов, проведение телевизионных сеансов с борта корабля и с поверхности Луны.

Предстартовая подготовка и старт

За шесть суток до расчетной даты старта была обнаружена течь в одном из баллонов со сжатым гелием, размещенных в баке окислителя первой ступени ракеты-носителя. Два техника забрались в бак и, затянув гайку на баллоне, ликвидировали течь. Далее предстартовая подготовка протекала без происшествий и даже более гладко, чем у всех предыдущих пилотируемых кораблей «Аполлон».
Корабль «Аполлон-11» стартовал 16 июля 1969 года в 13 часов 32 минуты по Гринвичу на 724 мс позже расчетного времени.
Двигатели всех трех ступеней ракеты-носителя отработали в соответствии с расчетной программой, корабль был выведен на геоцентрическую орбиту, близкую к расчетной.

Второй старт и полет к Луне

После выхода последней ступени ракеты-носителя с кораблем на начальную геоцентрическую орбиту экипаж в течение примерно двух часов производил проверку бортовых систем. Двигатель последней ступени ракеты-носителя был включен для перевода корабля на траекторию полета к Луне в 2 часа 44 минуты 16 секунд полетного времени и проработал 346,83 секунды. В 3 часа 15 минут 23 секунды полетного времени начался маневр перестроения отсеков, который завершился с первой попытки через 8 минут 40 секунд. В 4 часа 17 минут 3 секунды полетного времени корабль (сцепка из командного и лунного модулей) отделился от последней ступени ракеты-носителя, отдалился от нее на безопасное расстояние и начал самостоятельный полет к Луне. По команде с Земли был произведен слив компонентов топлива из последней ступени ракеты-носителя, в результате чего ступень в дальнейшем под влиянием лунного притяжения вышла на гелиоцентрическую орбиту, где и находится до настоящего времени.

Посадка на Луну

Корабль достиг лунной орбиты примерно через 76 часов после старта. После этого Армстронг и Олдрин начали готовиться к отстыковке лунного модуля для высадки на лунную поверхность.
Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через сто часов после старта. Фактически Армстронг перешел на ручной режим управления спуском гораздо раньше, поскольку бортовой компьютер работал с перегрузкой и все время горел аварийный сигнал, нервировавший экипаж, несмотря на заверения наземного оператора, что на сигнал можно не обращать внимания. Для последующих полетов лунных экспедиций по программе «Аполлон» программное обеспечение компьютера было изменено.
Лунный модуль прилунился в Море Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Место прилунения Армстронг назвал Базой Спокойствия.

Пребывание на Луне

Астронавты произвели операции, имитирующие старт с Луны, убедились, что бортовые системы исправны. Еще в период обращения по селеноцентрической орбите астронавты попросили разрешения отказаться от запланированного периода отдыха, после посадки медицинский руководитель полета дал такое разрешение, посчитав, что нервное напряжение, по-видимому, все равно помешало бы астронавтам заснуть перед выходом на Луну.
Внешняя бортовая камера, установленная на лунном модуле, обеспечила прямую трансляцию выхода Армстронга на лунную поверхность. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Спустившись на поверхность Луны, он произнёс следующую фразу: «Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества».
Олдрин вышел на поверхность Луны примерно через пятнадцать минут после Армстронга. Олдрин опробовал различные способы быстрого передвижения по поверхности Луны. Наиболее целесообразным астронавты признали обычную ходьбу. Астронавты прошлись по поверхности, собрали некоторое количество образцов лунного грунта и установили телевизионную камеру. Затем астронавты установили флаг США, провели двухминутный сеанс связи с президентом Никсоном, произвели дополнительный забор грунта, установили на поверхности Луны научные приборы (сейсмометр и отражатель лазерного излучения).
При ресурсе автономной системы жизнеобеспечения около четырех часов, Олдрин пробыл на поверхности Луны чуть более полутора, Армстронг — примерно два часа и десять минут.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мастером разработки межпланетных перелетов по праву считается русский ученый Константин Эдуардович Циолковский. Без реактивных двигателей полеты за пределы атмосферы осуществить было невозможно. В 1921 г. при содействии Николая Ивановича Тихомирова, проектировщика первых отечественных боевых ракет, образовалась специальная лаборатория по разработке ракетных двигателей.
Следующий этап в развитии теории и практики ракетостроения связан с именем Фридриха Артуровича Цандера. Активный пропагандист полета к Марсу, в начале 30-х гг. Он стал вдохновителем создания Группы изучения реактивного движения. В ней работали будущие творцы ракетной промышленности — инженеры Сергей Павлович Королев, Михаил Клавдиевич Тихонравов, аэродинамик Владимир Петрович Ветчинкин.
Все они – покорители космоса, обожатели общественности, кумиры. Но какой ценой им открылась дорога к звездам? Титанический труд, годы лишения и строгого режима, постоянная работа над собой, везение, внутренне обаяние – все это было. Вся их жизнь – дорога в космос. Но многое ли известно нам? Нам остается лишь догадываться, с какими почестями встречали героев. Но нам не дано даже представить сколько трудов за этими подвигами, сколько неудачных экспериментов, сколько лет подготовок.
Когда-то планы полета человека в космос, полета спутника Земли, выхода человека в открытый космос, высадки человека на Луну – были фантастикой, но сегодня – это уже наша история. Космонавтика развивается, и сегодня уже выход в космос вполне реален.
После подвигов великих космонавтов, мальчишек называли их именами, а сами мальчишки мечтали быть космонавтами. С годами появилось много песен, стихов, фильмов о наших героях. Память о них и о их подвигах будет жить в наших сердцах вечно. Подвиги первых космонавтов и труды всех, кто готовил первые космические полеты людей, дали человеческому роду бессмертие: Земля может погибнуть, но человечество скоро получит возможность освоить другие планеты...
Неоценима роль космодрома «Байконур», с которого произведено более половины мировых космических запусков. С космодрома «Байконур» был осуществлен запуск первого искусственного спутника Земли и первый полет человека в космос, запускались пилотируемые космические корабли серий «Восток», «Восход», «Союз», орбитальные станции серий «Салют», «Мир», система многоразового использования «Энергия» — «Буран», межпланетные космические аппараты, искусственные спутники Земли. Байконур- точка отправки с Земли во Вселенную… Байконур-Земля-Вселенная….
На этом свои исследования на заданную тему не заканчиваю, т.к. мне интересна история развития космонавтики, судьбы покорителей космоса, их нелегкие пути к звездам. Примечательно, что этот год – год юбилея полета в космос Ю.Гагарина, мы снова вспоминаем его славный подвиг, его бесстрашие быть первым космонавтом, которые все-таки не забыты и вспоминаются гораздо чаще, чем в юбилейные даты. Спасибо за предоставленную возможность вспомнить и проанализировать историю развития космонавтики, проявить творческие способности, возможно, открыть для себя что-то новое и очень важное.

 

Стела -покорителям космоса –монумент Белка и Стрелка

 

 

 

 

 

 

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных