Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Участники мифологического пространства.




Небо и Земля.

 

Рассмотрение мифологического мировоззрения по эпосу, сказке, какой-либо иной мифологической истории позволит описать то мифологическое пространство, которое предстает перед внутренним взором человека с мифологическим восприятием мира. Миф и эпос - два совершенно различных понятия, которые не следует путать. Миф - это форма сознания, а эпос - это описание пространства, сложившееся в мировоззрении относительно окружающего мира, существующее в форме повествования о богах и похождениях героев.

Мировоззрение - это сложившаяся система законов окружающего мира, а пространство - это то, где возможно существование этих законов. Для древнего человека - этим пространством был весь космос, в котором происходили разные события. Повлиявшие на развитие мира. Эти события человек излагал в эпосах. Мы рассмотрим это пространство на нескольких примерах древнеиндийских эпосов.

Мифологическое пространство состоит из сил, которые управляют самим действием мифа, объектов живой и неживой природы, человека (людей). Так можно рассматривать любое древнее предание: сказки, легенды о богах и героях и пр. Нас будет интересовать само мифологическое пространство, его действия по отношению к человеку, его конечная цель.

Если с одной стороны мифологическое пространство целостно и замкнуто, боги и люди в нем существуют без учета времени («долго ли, коротко ли», «давным-давно», «жили-были» и пр.), то с другой стороны - мифологическое пространство имеет свое направление, свою цель, и имеет начало и конец (направленное действие, конечную цель). Поэтому во всех мировых мифологиях так важно сотворение мира, представление о его начале, потому что в момент сотворения определялись основные законы существования мифологического пространства. Например, если сила солнца в момент сотворения мира обожгла землю, то и в последствии в момент, когда природный цикл умирания и рождения будет повторяться (имитировать сотворение мира), солнце будет обжигать землю. Об этом моменте человек должен знать и уметь его использовать в своих целях.

Внутри замкнутого мифологического пространства происходит некоторое действие, которое связано с умиранием жизни и новым ее возрождением. Циклы природы и жизни человека, всего живого - основной цикл в мифологическом пространстве, на котором построен основной его смысл. Цикл умирания и рождения человек воспринимал как нечто необходимое, как цикл постоянного обновления окружающей среды (космоса). Таким образом, космосом совершалось (так воспринимал человек) стремление к совершенству.

Этот смысл человеку был виден во всем, поэтому он имитировал этот же процесс в обрядах. Например, вождь, глава какой-либо общины в конце года имитировал свою смерть, чтобы вновь возродится.

Главным для человека в этом обновлении природы было ее плодородие, то есть то, от чего он непосредственно зависел. Поэтому большинство обрядов связано с «обновлением» плодородия. И это плодородие зависело от двух начал: от Неба, дающего живой дождь и солнце и Земли, оплодотворенной Небом, дающей жизнь всему, что в нее попадает. Небо воспринималось отцом, а Земля - матерью. Во многих народах олицетворением Неба была гроза, как самое мощное и грозное явление природы. Поэтому бог, воплощающий Небо, был богом грозы, богом громовержцем, богом грозным, дающим и плодородие, и смерть.

Человеческое общество человек воспринимал как продолжение космического порядка и потому вождь, глава общины, рода считался воплощением бога Неба, громовержца, а его супруга - воплощением Земли. От вождя зависело плодородие земли, потому он имитировал природные процессы, также обновлял свое плодородие, как окружающая его среда - умирал и возрождался вновь. От этого для вождя возникло множество табу (запретов). Например, у царей, императоров и их супруг была обувь на высоких подставках, некоторым вообще запрещалось касаться земли и их носили только на носилках. Это значит, что Небо никогда не соприкасается с Землей (только дождем, грозой) и потому их воплощения должны также соблюдать это.

В известных мифологических сказаниях, вообще в любом мифологическом пространстве главные героини всегда олицетворяют женское начало, плодородие земли, а главные герои - мужское начало (см. Приложение 6). Множество мифологических сказаний, обрядов (в частности - обряд инициации) и ритуалов связано с тем, что либо женское, либо мужское плодородие каким-то образом потеряло свою силу. В обряде - это имитации зимы. Например, во многих сказках мира повествуется о том, что либо прекрасная царевна находится в заточении, либо прекрасный юноша. Это и есть имитация зимы.

В обряде инициации, обряде посвящение в тайны мира - это имитация зимы рассматривается наиболее подробно. Главный герой, ищущий героиню, должен пройти через испытания, постичь иную, таинственную сторону мира, пройти подземелье, которое считалось прибежищем смерти, а значит и зимы. Подземное царство воспринималось царством смерти потому, что именно в землю уходит все то, что из нее рождается. В землю погребали и человека.

«Родственность» подземного мира, смерти и зимы определялась по качеству. Состояние или ощущение отсутствия жизни является определяющим у трех совершенно различных объектов мифологического пространства. И это один из самых древних символов, который был определяющим в мифологическом пространстве. Именно преодоление смерти - было главным для действующих лиц в мифе, будь то обряд или сказание. Преодолеть смерть мог только человек, как олицетворение осмысленных сил мифологического пространства (богов, подобный им).

В мифологическом пространстве часто героем, преодолевающим смерть (бесплодие), становится человек, обладающий внешними несовершенными качествами, которые осмеиваются. Необходимость в этом заключается в том, чтобы очень контрастно подчеркнуть значение возрождения природы. Герой преображается, приобретая внешнюю и внутреннюю красоту, благородство, мужское достоинство (Емеля, Иван-дурак и т. д.). Этот гротеск (преувеличение) - одно из самых основных принципов существования мифологического пространства, когда из утерявшей плодородие жизни восстает обновленная, преображенная, богатая дарами жизнь.

С другой стороны - для героя основным критерием отбора в мифологическом пространстве является не внешние достоинства, а внутренние поиски смысла отдельных вещей и общего смысла мифологического пространства. Оно как бы само выбирает человека, ищущего смысл, и творит, меняет, преображает человека так, чтобы он соответствовал смыслу, мог быть его полноправным держателем. Оно наделяет его всем необходимым, так что из «дурака» человек становится «прекрасным царевичем», достойный править царством (космосом). Это не только подтверждение полномочий правителей (вождей), не только система ритуалов и обрядов, не только легенды и сказания, но и образ жизни личности и общества в целом.

Действия героя и всех действующих лиц в мифологическом пространстве управляются некоторыми силами самого пространства. Эти силы имеют свое назначение и направление.

 

 

IX






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных