Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 5. ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ




Феномены восприятия

Перцептивный образ. Основные характеристики восприятия: предметность, целостность, константность, осмысленность. Стабильность видимого мира. Гештальтпсихология. Феномены гештальта (близость, простая структура, равновесие, сходство, симметрия и т.д.).

Восприятие пространства, времени и движения

Первичные и вторичные факторы восприятия пространства. Механизмы восприятия двумерного пространства как механизмы восприятия пространственного распределения яркости. Градиент текстуры (Дж. Гибсон). Теория Д. Марра. Константность зрительного направления (Ч. Шеррингтон, Г. Гельмгольц, А.ф.Хольст, Д. МакКей).

Восприятие удаленности. Монокулярные и бинокулярные признаки удаленности. Зрительное направление. Интермодальное взаимодействие при восприятии пространства.

"Видимое поле" (Дж. Гибсон). Окуло- и эгоцентрическое зрительное направление (А.Д. Логвиненко). Диспаратность (абсолютная и относительная). Стереопсис. Стереоскопический эффект. Зоны стереопсиса. Диплопия. Гороптер (теоретический и эмпирический). Стереоскоп. Стереограммы Б. Юлеша. Псевдоскопические феномены. Фузия, бинокулярное соревнование, сенсорная фузия. Оценка удаленности знакомых предметов. Соотношение размера и удаленности. Комната Эймса.

Восприятие движения. Факторы и основные закономерности восприятия движения. Параллакс. Пороги восприятия движения. Адаптация к абсолютному и относительному движению. Оценка скорости и направления движения. Иллюзии движения. Эксперименты С. Ульмана и Б. Юлеша. Теории движения. Эффект луны. Автокинетический эффект и его объяснение. Индуцированное движение. Стробоскопическое движение. Восприятие причинности. Атрибуция причинности.

Восприятие времени. Факторы, закономерности и механизмы восприятия времени. Роль различных анализаторов в восприятии времени. Субъективное ограничение в восприятии и шкалировании длительности стимула и интервала.

Восприятие объектов

Узнавание трехмерных объектов. Перцептивная категоризация. Силуэт и разрывы контура. Теории ранней селекции (У. Найссер, П. Линдсей и Д. Норман). Выделение отдельных признаков и их конъюнкций (Э. Трейсман). Разрывы контура и маскировка. Признаки локации и признаки объектов. Влияние контекста на опознание объектов. Каноническая точка зрения и время опознания объектов.

Перцептивная деятельность, перцептивное действие, перцептивная задача. Перцептивный конфликт. Восприятие нереальных объектов, лестница Шродера. Перцептивные гипотезы и перцептивные эталоны. Апперцепция, роль установки в восприятии. Иллюзии восприятия. Избирательность восприятия. Личностные факторы восприятия, влияние мотивации на селективность восприятия. Индивидуальный стиль. Перцептивная защита. Восприятие человеческого лица и человеческой фигуры.

Тема 6. ВНИМАНИЕ

Понятие внимания

Особенности внимания по сравнению с другими психическими процессами. Основные свойства внимания. Объем внимания. Зависимость объема внимания от задачи испытуемого (материал, операции, цели, установки). Селективность (избирательность внимания). Эксперименты Ч. Черри. Концентрация, устойчивость, колебания внимания. Помехоустойчивость. Отвлечение внимания. Интенсивность внимания. Направленность внимания. Переключение и распределение внимания Ориентировочный рефлекс. Активационная теория внимания. Доминанта А.А. Ухтомского.

Экспериментальное изучение внимания. Непроизвольное и произвольное внимание

Методы изучения внимания. Теории внимания в разных психологических школах (моторные теории внимания, когнитивистские теории внимания). Дж. Джеймс о внимании (понятие апперцепции). Внимание как состояние сознания и апперцепция (В. Вундт). Теория внимания Т. Рибо. Дискуссия о внимании в гештальтпсихологии (внимание и восприятие). У. Найссер: процессы предвнимания. Внимание в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского. Теория пассивной переработки (Д. Норман). Внимание как действие контроля (П.Я. Гальперин). Установка на стимул и установка на ответ (Д. Бродбент). Виды внимания по Н.Н. Ланге. Определение видов внимания по Н.Ф. Добрынину. Определение видов внимания по Э. Титченеру.

Произвольное и непроизвольное внимание; факторы их обусловливающие. Внимание и эраузал. Внимание и контроль. Произвольное внимание. Особенности, условия возникновения и поддержка произвольного внимания. Усилия при произвольном внимании. Опосредованный характер произвольного внимания. Методика двойной стимуляции. Психологические механизмы произвольного внимания. Развитие внимания в онтогенезе. Пути формирования внимания. Послепроизвольное внимание.

 

Тема 7. ПАМЯТЬ

Основные характеристики памяти

Понятие памяти. Память в ряду других познавательных процессов. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание. Классификация видов памяти в зависимости от запоминаемого содержания и формы воспроизведения (эмоциональная, двигательная, образная, словесно-логическая). Эйдетизм. Образы представления. Реконструкция образа. Влияние модальности заучивания и воспроизведения.

Память и деятельность

Мнемическая задача. Влияние материала на запоминание (объем, однородность, привычность, осмысленность и т.д.). Произвольное и непроизвольное запоминание (А.А. Смирнов, П.В. Зинченко). Непосредственное запоминание (опыты X. Эббингауза). Зависимость от эмоционального фона (3. Фрейд). Генетическая теория памяти П.П. Блонского. Научение. Виды научения (привыкание, импринтинг, имитация, облигаторное, факультативное, викарное, реактивное, оперантное, когнитивное). Роль повторения и подкрепления. Кривые научения (в зависимости от видов памяти). Критерии научения. Перенос навыков. Автоматизация и дезавтоматизация навыков. Интерференция навыков. Формирование сложного психофизиологического навыка. Природа навыка и тренировка (Н.А. Бернштейн). Закон «силы» навыка. Роль упражнений и периодичности. Способы заучивания, распределение упражнений во времени. Влияние на память перерывов в деятельности, эффект Б.В. Зейгарник. Зависимость от динамики и структуры деятельности.

Использование мнемических средств

Мнемические действия. Мнемотехника. Забывание, теории забывания. Ретро- и проактивная интерференция. Изменение памяти во времени. Кривые забывания для разных видов памяти. Ассоциативные теории памяти. Ассоциации, их виды и роль в организации памяти. Законы ассоциаций.

Память как процесс приема, хранения и переработки информации

Иконическая, эхоическая и сенсорная память. Эксперименты Дж. Сперлинга. Кратковременная память, оперативная память. Долговременная память. Организация долговременной памяти. Метапамять. Понятие реминисценции (П. Жане). Припоминания, воспоминания. Влияние модальности заучивание и опроса на продуктивность припоминания.

Память и представление

Концепция Ф. Бартлетта. Особенности представлений. Классификация представлений. Прототипические представления. Общие и конкретные представления. Параметры образа (четкость, яркость, управляемость и т.д.). Понятие воображения. Контаминации схем действия и образов. Ментальная репрезентация. Схемы, скрипты, фреймы. Процедурное и декларативное знание. Образное и вербальное кодирование. Модальный и амодальный код. Модели двойного и унитарного кодирования (А. Пайвио, 3. Пилишин). Последовательная и параллельная переработка информации.

Тема 8. МЫШЛЕНИЕ

Психология мышления. История исследования проблемы

Общефилософские основы исследования мышления. Соотношение наук изучающих мышление. Подходы к исследованию мышления на разных этапах развития психологической мысли. Вюрцбургская школа исследования мышления. Подходы к изучению мышления в бихевиоризме (Б. Скиннер, В. Торндайк). Исследования мышления в рамках гештальтпсихологии (К. Келлер, К. Дункер). Попытки крос-скультурного исследования мыслительных процессов.

Предмет психологии мышления

Мышление в структуре познавательных процессов. Мышление и восприятие. Мышление и память. Мышление и воображение. Мышление и творчество. Типологии мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое: практическое и теоретическое; дискурсивное, интуитивное; аутистическое, эгоцентрическое, реалистическое; репродуктивное, продуктивное.

Методы изучения мышления

Общепсихологические методы: наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельности, метод беседы.

Конкретные методики изучения мышления: «клинический метод Ж. Пиаже», метод «рассуждения вслух» и реконструкции структуры решения по вербальным попыткам решения (Э. Клапаред, К. Дункер); методы объективизации невербализованных исследовательских актов. Тестирование интеллекта и дифференциально-психологическое изучение мышления: тест Дж. Равена, тест Д.Векслера,тест Г. Айзенка и др.

Структура процесса мышления

Субъект мышления. Мышление как процесс и его продукты (понятия, знания, суждения, умозаключения). Мыслительная задача. Классификация задач (О. К. Тихомиров). Проблемные ситуации. Виды проблемных ситуаций. Этапы процесса мышления (постановка проблемы, анализ условий, выдвижение гипотезы, функциональное решение, конкретное решение, проверка). Соотношение разных подходов к описанию стадии мыслительного процесса: схема Л. Уоллеса, схема К. Дункера, схема операций мышления по О. Зельцу и в школе С.Л. Рубинштейна. Мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение и пр. Анализ через синтез как механизм мышления. Факторы, влияющие на успешность решения задачи.

Мышление в индивидуальной деятельности

Мышление как форма познавательной деятельности. Мотивация мыслительной деятельности. Мышление и целеобразование. Понятие промежуточной цели и операционального смысла. Эмоциональное регулирование мышления. Положение Л.С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Мышление и самосознание. Осознаваемые и неосознаваемые компоненты мыслительной деятельности, их роль на разных этапах процесса мышления.

Интеллектуальные способности

Понятие интеллекта и интеллектуальных способностей. Тестирование интеллекта. Принципы развития интеллектуальных способностей. Образное мышление и воображение. Тесты на образное мышление. Вербальный интеллект и его диагностика. Мышление и прогнозирование. Мышление и творчество. Продуктивные и репродуктивные формы умственной деятельности. Критерии выделения творческого мышления. Исследование творческого мышления в отечественной и зарубежной психологии. Тестирование творческих способностей.

Понятийное мышление

Понятие. Виды понятий. Специфика психологического изучения формирования понятий: метод определения понятия, метод сравнения и различения, метод классификации, метод формирования искусственных понятий (методики: Н. Аха, Л.С. Выготского и Л. Сахарова). Сравнительное исследование формирования научных и житейских понятий. Процессы категоризации (модели: дискретных признаков, прототипов, базовых категорий). Внутрипонятийные и межпонятийные отношения. Сравнительное исследование развития научных и житейских понятий.

Тема 9. РЕЧЬ

Общее понятие о языке и речи

Проблема языка и сознания. Проблемы психологического строения языка. Речь и общение. Коммуникативная ситуация. Развитие коммуникации в филогенезе. Виды коммуникации. Вербальная и невербальная коммуникация. Речевое поведение. Речевая деятельность, речевое действие. Роль речи в протекании психических процессов. Роль речи в развитии интеллекта по Л.С. Выготскому и Ж. Пиаже. Роль слова в организации восприятия, роль речи в организации речевого акта. Генезис регулирующей функции речи. Виды и функции речи. Устная, письменная, монологическая, диалогическая, внутренняя и внешняя речь. Соотношение внешней и внутренней речи. Эгоцентрическая и внутренняя речь. Структура, функции и развитие эгоцентрической речи: полемика: Л.С. Выготского и Ж. Пиаже.

Слово и его семантическое строение

Происхождение слова. Путь от симпрактического к синсемантическому строению слова. Значение и смысл слова. Семантическая структура и функция слова. Слово и "смысловое поле". Категориальное значение слова. Лексические функции и валентности слов. Развитие значений слов в онтогенезе. Развитие предметной отнесенности. Этапы развития значений. Выделение Л.С. Выготским функциональных эквивалентов понятия: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Семантические поля и их объективное изучение. Ассоциативные методы оценки семантических полей. Измерение смысловых полей методом шкал. Объективные методы исследования многомерных связей слова

Речевое высказывание

Проблема единиц языка. Психологическая проблема фразы как единицы высказывания. Синтаксическое и семантическое строение фразы. Основные формы речевого высказывания (устная: диалогическая, монологическая, письменная речь). Развернутое речевое сообщение и его порождение (мотив и замысел высказывания). Онтогенез речевого высказывания. Сложные формы речевого высказывания. Анализ процессов понимания. Слово и предложение. Понимание слов. Понимание фразы (гипотеза Н. Хомского и Дж. Миллера). Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст. Понятие референтной ситуации (Ф. Джонсон-Лэйрд). Роль зрительных образов в понимании предложений (гипотеза А. Пайвио). Язык и дискурсивное мышление. Операция вывода. "Эффект атмосферы". Рационалистическое направление Хэнли. Теория дедуктивного вывода Ф. Джонсона-Лэйрда.

 

Тема 10. ЭМОЦИИ

Понятие об эмоциях

Эмоции как особый класс психических явлений. Изменение представлений о природе, закономерностях и проявлениях эмоций в ходе развития психологической науки. Основные положения отечественной (рефлективной) концепции эмоций. Различия эмоциональных и познавательных процессов. Культура, эмоции и психическое здоровье. Основные проблемы психологической теории эмоций.

Свойства эмоций

Пристрастность. Интегральность. Пластичность. Адаптация. Суммация. Амбивалентность. Динамичность. Коммуникативность. Заразительность. Предвосхищение (антиципация). Мнестичность. Иррадиация. Генерализация.

Структура эмоций

Идеи В. Вундта о сложности психологической структуры эмоций. Компоненты эмоционального реагирования: импрессивный (переживание), экспрессивный и физиологический. Подходы к определению понятия «переживание».

Средства эмоциональной экспрессии: мимические, речевые, звуковые, жестикуляционные и пантомимические. История изучения эмоциональной экспрессии человека и животных (И. Лафатер, Ч.Дарвин, Р.Вудвортс, Г. Шлосберг, П. Экман, К. Изард и др.). Врожденные, приобретенные и индивидуальные факторы формирования мимического выражения эмоций. Конвенциальная мимика. Автономные зоны лица. Характерные мимические изменения при различных эмоциях. Динамика мимических реакций. Отличительные особенности речи в состоянии эмоционального напряжения.

Эмоции и вегетативная нервная система. Эмоции и гормональная система. Изменение дыхания и кровообращения при эмоциональном реагировании.

Функции эмоций

Функциональное значение эмоций. Основные функции эмоций: оценка и побуждение. Функции эмоций по П.В.Симонову: отражательно-оценочная, компенсаторная, подкрепляющая, переключающая.

Нейрофизиологические механизмы эмоций

Многообразие представлений о нейрофизиологических механизмах эмоций. Основные этапы изучения нейрофизиологических механизмов эмоционального реагирования. Рефлекторные механизмы возникновения эмоций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, Дж. Уотсон и Р. Рейнор и др.). Безусловнорефлекторные и условно-рефлекторные эмоциональные реакции. Корковые и подкорковые механизмы эмоций. Роль второй сигнальной системы в функционировании эмоций человека. Эмоции и функциональная асимметрия полушарий головного мозга. Современные представления о мозговой организации эмоционального реагирования (Е.Д.Хомская).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных