Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологическая экспертиза лиц с психосоматическими расстройствами




Профессиональная пригодность человека в значительной степени зависит от состояния его здоровья, функционального состояния организма и психики. Стойкие нарушения здоровья, выраженные функциональные расстройства снижают уровень работоспособности и надежности человека, его устойчивость к воздействию факторов деятельности, адаптивные возможности различных органов и систем и т. д. Одним из наиболее важных проявлений состояния болезни и неблагоприятных функциональных нарушений являются изменения ряда психических функций, профессионально значимых психических качеств, которые отмечаются не только в «разгар» болезни, но (в ряде случаев) и в период предболезни и реконвалесценции (период выздоровления, когда нет клинических признаков болезни, но и нет полного восстановления прежнего состояния организма). Изменение профессионально важных психических функций и качеств в связи с заболеваниями различного характера, нарушение их соответствия требованиям конкретной трудовой деятельности сопровождаются, как правило, снижением уровня профессиональной пригодности специалиста. Именно поэтому для определения трудоспособности и степени профессиональной пригодности специалистов некоторых видов деятельности (летчики, моряки, операторы управления воздушным движением, атомными электростанциями и др.) после перенесенных ими заболеваний или по медицинским и профессиональным показаниям они проходят психологическое обследование в системе врачебно-трудовой экспертизы.

Наиболее развита система психологической экспертизы в авиации, которая возникла уже на заре развития авиации и определялась высокими требованиями летной деятельности к состоянию здоровья и психического развития человека. Установлено, что различные индивидуально-психологические качества летчика могут либо способствовать, либо мешать успешному освоению летной деятельности и эффективному выполнению профессиональных задач. К неблагоприятным качествам личности летчика относятся [44]:

Ø особенности темперамента, в которых проявляются черты слабости, инертности, неуравновешенности нервных процессов;

Ø разбросанность и неустойчивость интересов и склонностей и тем более отсутствие склонности к летной деятельности;

Ø нерешительность, отсутствие смелости;

Ø низкая устойчивость в работе при дефиците времени,

Ø воздействии помех и неблагоприятных факторов летного труда;

Ø повышенная эмоциональная неустойчивость;

Ø замедленность и некритичность мышления;

Ø неустойчивая концентрация внимания, замедленное его переключение и распределение;

Ø снижение объема памяти, длительности сохранения и скорости воспроизведения материала;

Ø замедленность и неточность сенсомоторной координации;

Ø снижение способности оперирования пространственными представлениями.

Некоторые из перечисленных качеств могут быть не только индивидуально-психологическими особенностями здорового человека, но и симптомами начинающегося психосоматического заболевания, переутомления, перенапряжения и т. п. Нередко на почве профессиональных неудач в связи с недостаточной пригодностью к летной деятельности возникают конфликтные ситуации, которые приводят к неврозу и другим расстройствам. Вследствие этого исследование функциональных возможностей психической сферы необходимо для определения профессиональной работоспособности и пригодности летчика [179].

Значение и особенности проведения психологического обследования в целях врачебно-трудовой экспертизы профессиональной пригодности достаточно полно обоснованы в работе одного из ведущих специалистов в этой области К.К. Иоселиани [102], посвященной вопросам клинико-психологического исследования в практике военно-летной экспертизы.

Автором были выявлены особенности психических функций и работоспособности летного состава при наличии некоторых отклонений в состоянии здоровья. При таких расстройствах здоровья как, например, неврозы, последствия закрытой черепно-мозговой травмы (34 МТ), гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки происходит нарушение динамики и структуры высших корковых функций и работоспособности, причем степень нарушения находится в зависимости от характера и стадии развития патологического процесса, с одной стороны, и индивидуально-психологических особенностей личности, с другой.

Так, лица с выраженными отклонениями в состоянии здоровья (неврастения, последствия ЗЧМТ средней и тяжелой степени, гипертоническая болезнь II степени, язвенная болезнь в стадии обострения) показали низкие результаты клинико-психологического исследования, которые имели как общие для всех нозологических форм особенности, так и специфические для каждой из форм. Из общих особенностей – это, например, отсутствие необходимой готовности к текущей работе, прекращение работы в результате ухудшения самочувствия, «провалы» памяти при работе в условиях дефицита времени, трудности нахождения адекватного способа выполнения задания, снижение уровня познавательной деятельности и т. д. Из специфических психологических особенностей можно отметить следующие:

- для страдающих неврастенией – эмоциональная неустойчивость, конфликтность, взрывчатость, повышенная утомляемость и др.;

- для лиц с последствиями ЗЧМТ– слабость творческого воображения, ослабление оперативной памяти, снижение активности мыслительных процессов и др.;

- для больных гипертонической болезнью II степени – медленный и аритмичный темп работы, затрудненное формирование рабочей установки и др.;

- для больных язвенной болезнью – депрессивность и тревожность, длительный латентный период включения в работу, чрезмерная чувствительность к высказываниям других лиц, большая зависимость от мнения окружающих и т. д.

Из 191 человека обследуемой группы врачебно-летная комиссия вынесла отрицательное решение по поводу годности к летной работе в отношении 179 человек (91,2%).

Трудности психологической экспертизы во многом обусловлены тем, что человек в сфере психической деятельности располагает большими компенсаторными возможностями, недоучет которых может значительно искажать результаты клинико-психологического исследования в практике ВЛЭ. Маскирующее влияние компенсации в сфере человеческой психики значительно снижается, а иногда полностью нивелируется путем повышения общего психического напряжения и интенсивностью выполняемой деятельности. При таком подходе к решению практических вопросов психологической экспертизы летного состава отдельные методики оправдывают себя только в том случае, если они включены в конкретную структуру психологического исследования, предполагающего возможность моделирования профессиональной работы летчика.

В исследованиях К. К. Иоселиани в качестве факторов, моделирующих некоторые условия летной деятельности, использовался, в частности, высокий темп длительной непрерывной деятельности. Результаты оценки психической деятельности летчиков, их индивидуально-психологические особенности, полученные в условиях применения указанной модели, выявили более выраженные и дифференцированные индивидуальные различия состояния психической сферы и влияния на нее факторов полета (гипоксия, ускорения, вибрация), чем при исследованиях в обычных условиях.

В работе обосновываются три основных направления психологической экспертизы летного состава:

1)оказание помощи ВЛЭ в выявлении лиц с неблагоприятными индивидуально-психологическими особенностями, препятствующими успешному обучению и выполнению профессиональной деятельности (определение непригодных к данной профессии по психологическим показателям);

2)получение данных, уточняющих диагноз заболеваний и характер экспертного постановления;

3)установление функционально-психологических возможностей летчика с целью определения его профессиональной пригодности в конкретном роде авиации.

Выявление скрытых психопатологических черт, не выявленных при обычном клиническом обследовании, представ ляет одну из основных задач клинико-психологического исследования (КПИ). При наличии нерезко выраженных возрастных, церебрально-сосудистых синдромов проводится исследование памяти, внимания, мыслительных процессов. Обнаруженные при этом отклонения в сочетании с выраженной утомляемостью при умственной работе и низкой продуктивностью в выполнении предъявляемых заданий иногда могут быть единственным проявлением ранних признаков склероза сосудов головного мозга.

При отдаленных последствиях черепно-мозговой травмы КПИ расширяет возможности диагностики и в некоторых случаях дает обоснованные данные для экспертного решения. Нередки случаи, когда у лиц, перенесших черепно-мозговую травму, при клиническом обследовании не выявляются остаточные посттравматические изменения, и только данные КПИ в совокупности с результатами некоторых нагрузочных проб свидетельствуют о наличии остаточных посттравматических проявлений.

При врачебно-летной экспертизе КПИ проводится в случае наличия следующих показаний:

Ø функциональные заболевания центральной нервной· системы;

Ø аварии и предпосылки к летным происшествиям;

Ø наличие указаний на какие-либо отклонения со стороны психических функций;

Ø напряженность, скованность, повышенная утомляемость, эмоциональная неустойчивость, замедленность реакции в полете и т. д.;

Ø склонность к возникновению ложных восприятий (иллюзий) в полете;

Ø наличие систематических ошибочных действий и предпосылок к летным происшествиям;

Ø возраст старше 40 лет.

Результаты экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что указанная патология (в явной или скрытой форме), ее предвестники или остаточные явления от перенесенных заболеваний, а также нарушения эффек тивности и качества деятельности в связи с их влиянием на профессионально важные психические функции и качества, личностные характеристики человека могут рассматриваться как условия, определяющие степень профессиональной пригодности специалиста.

При проведении клинико-психологического исследования используется комплекс методик, которые позволяют оценить основные психические функции человека, а также функции, отражающие состояние профессионально значимых для конкретной деятельности качеств личности. (Некоторые из этих методик изложены в главе 9.) Целесообразно также использовать функциональные нагрузочные пробы, результаты клинико-физиологического обследования, профессиональные характеристики и другую информацию о личности специалиста.

 


Заключение

Профессиональная деятельность человека, ее эффективность, качество и безопасность в значительной степени определяются пригодностью индивида к обучению конкретной профессии (или группе профессий), а также к определенной рабочей деятельности, то есть к успешному освоению совокупности специальных знаний, навыков и умений и эффективной их реализации в условиях конкретного трудового процесса. Недостаточная пригодность к профессиональному обучению и деятельности по различным причинам (неудовлетворительная подготовленность, низкий уровень способностей, дефекты здоровья и т. д.) часто приводят к снижению продуктивности труда и его надежности, к отчислению из учебного заведения, текучести кадров, развитию психосоматических расстройств и межличностных конфликтов, неудовлетворенности избранной профессией и т. д.

Профессиональная пригодность является категорией, которая отражает особенности взаимосвязи, взаимозависимости между индивидуальными характеристиками человека (состояния, степени их развития) и особенностями объекта деятельности (учебной, трудовой), ее содержания, средств, условий и организации. Эта категория обуславливает характер связи между профессионально значимыми качествами индивида для конкретной деятельности и теми ее особенностями, которые определяют и влияют на успешность выполнения трудовых задач и в связи с этим выступают в форме профессиональных требований к субъекту труда.

Профессиональная пригодность – это свойство метасистемы «человек–профессия», в которой проявляются как свойства самого человека (его способности, надежность, адаптивность, устойчивость и т. п.), так и свойства деятельности и, в частности, конкретных ее компонентов, которые отражают особенности организма и психики человека (например, эргономические свойства орудий и условий труда). В свою очередь, категория «профессиональная пригодность человека» также является системным свойством, так как определяется совокупностью взаимозависимых свойств человека (психологических, психофизиологических, физиологических), формирующих структурно-функциональные характеристики субъекта труда, – это свойство имеет свою иерархию, а его системообразующими факторами являются показатели уровня пригодности к выполнению определенной совокупности трудовых задач конкретной деятельности с заданной эффективностью и качеством, а субъективной мерой – удовлетворенность процессом и результатом труда. Системность свойства профессиональной пригодности человека обуславливается также отражением в нем как «внутренних» свойств человека, предопределяющих и регулирующих процесс достижения успеха в деятельности, так и «внешних» свойств, характеризующих наличный потенциал субъекта труда (его знания, навыки, умения, устойчивость к неблагоприятным воздействиям и т. д.), обеспечивающий выполнение конкретных трудовых задач в определенных условиях деятельности.

Проблема профессиональной пригодности является комплексной, включающей производственные, психологические, медицинские, физиологические и другие ее аспекты. Содержание и степень значимости психологических особенностей проблемы определяется тем, что, с одной стороны, технический прогресс сопровождается развитием видов деятельности, которые характеризуются все более и более возрастающими требованиями к психической сфере человека, к его способностям, мотивации, чертам личности и т. п. С другой стороны, в регуляции процесса формирования профессиональной пригодности, в ее развитии и достижении требуемого уровня существенную роль играют психологические, психофизиологические, социально-психологические предпосылки и медиаторы в виде индивидуально-психологических особенностей личности и, в том числе, мотивационно-ценностных ориентиров (установки, интересы, жизненные и профессиональные смыслы) на пути ее профессионального становления, а также другие психологические конструкты (атрибуции, схемы и стратегии поведения и т. д.), детерминирующие субъективные и объективные достижения на профессиональном пути.

Психологические аспекты проблемы профессиональной пригодности определяются возможностью ее рассмотрения как процесса формирования особого свойства человека – пригодности к труду в конкретной деятельности или, возможно, в более широком спектре профессий, как регулятора развития личности профессионала, его становления и реализации, как результата, достижения определенного уровня развития этого свойства, конкретной степени соответствия человека требованиям деятельности.

Категория профессиональной пригодности выступает не только как системное свойство человека, субъекта труда, но и как система организационно-методических процедур по управлению и оценке процесса развития и становления профессионала, обеспечения его пригодности к определенной деятельности. Формирование и определение (оценка) профессиональной пригодности являются составными компонентами единого процесса, и если управление им, формирование пригодности реализуется с помощью различных методов, средств и разных целей на этапах профессионального пути (профориентация, отбор, подготовка, адаптация, реализация деятельности, аттестация, реабилитация), то определение уровня пригодности, ее диагностика и прогнозирование столь же разнообразны по содержанию своих процедур и критериев в зависимости от решаемых задач и этапов профессионального становления личности.

В настоящей книге изложены материалы психологического изучения основных вопросов проблемы профессиональной пригодности человека – результат обобщения и анализа данных литературы и теоретико-экспериментальных исследований автора. Основной акцент в работе был сделан на обоснование положений о сущности и значении профессиональной пригодности человека к трудовой деятельности, к обучению и ее выполнению, на изучение особенностей влияния на процесс формирования пригодности психологических закономерностей взаимосвязи личности и деятельности, на анализ психологических механизмов регуляции этого процесса, на определение современных представлений о содержании ряда психологических категорий (личность, способности, мотивация и др.), формирующих и отражающих уровень пригодности человека к деятельности.

Проблема профессиональной пригодности рассмотрена не только в аспекте ее результативных проявлений и связи с конк ретным уровнем достижений в обучении и деятельности, но и с позиций изучения тех компонентов структуры личности и психологической системы деятельности, которые определяют системные свойства данной категории, ее формирование, развитие и отражение в трудовом процессе. Предпринята попытка определить и, главным образом, проанализировать содержание понятия «профессиональная пригодность» как свойства субъекта деятельности, показать ее совокупное, системное качество, в котором отражаются, во-первых, структурная взаимосвязь и иерархия психологических, физиологических, профессиональных (производственных) системообразующих компонентов и, во-вторых, динамизм функциональных связей различных психологических характеристик личности в соответствии с изменяющимися критериями профессиональных требований деятельности. Вопросы обоснования профессиональных требований к личности рассмотрены с позиций роли в обеспечении деятельности психологических особенностей некоторых ее видов, характера рабочих нагрузок на человека и критериев безопасности труда.

Специальный раздел посвящен обобщению и анализу основных методических вопросов проблемы. В книге отсутствует детальное изложение, описание отдельных методических приемов – оно дано в многочисленных методических руководствах и справочниках, на основные из которых сделаны ссылки. Подбор и классификация методик произведены, исходя из личного практического опыта автора, а также с ориентацией на рекомендации таких исследователей данной проблемы, как В.Л. Марищук, Б.Л. Покровский, В.А. Пухов и другие.

В заключительном разделе книги представлены некоторые результаты экспериментальных исследований и практические рекомендации по диагностике и прогнозированию профессиональной пригодности, полученные и обоснованные автором и его сотрудниками. Материал отражает основные направления исследований по данной проблеме в авиации, однако принципы, методы, способы решения ряда практических задач определения, оценки профессиональной пригодности могут быть использованы и в других видах профессиональной деятельности.


Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.

2. Абульханова-Славская К.А. Категория деятельности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. № 4. С. 11–28.

3. Абульханова-Славская К.А. Типологический подход к личности профессионала. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

4. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

5. Аванесов B.C. Тесты в социологическом исследовании. М.: Наука, 1982.

6. Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.С. 111-131.

7. Айзенк Г.Ю. Структура личности. Пер. с англ. СПб.: Ювента; М.: «КСП+», 1999.

8. Акимова М.К. Опросники в психологической диагностике личности //Психологическаядиагностика. М.: Педагогика, 1981.

9. Алпатов И.М. Человеческий фактор и безопасность полетов. Итоги науки и техники. Воздушный транспорт. Т. 16 / Под ред. Н.М. Рудного. Медицинские и психологические аспекты безопасности полетов. М.: ВИНИТИ АН СССР, 1987.

10. Альманах психологических тестов. М.: КСП, 1995.

11. Анализ и обобщение современных данных по использованию методов профессиональной диагностики в практике профессионального психологического отбора в ВС РФ и зарубежных армий. Отчет по НИР «Огонь-2АН» / Науч. руковод. В.Н. Дружинин, отв. исп. А.Н. Воронин. М.: Ин-т психол. РАН, 1999.

12. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности. Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясишева. М.: АПН РСФСР, 1962.

13. Ананьев Б.Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика// Вопросы психологии. 1968. № 6. С. 21–33.

14. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Наука, 1969.

15. Ананьев Б.Г. О методах современной психологии // Психодиагностические методы. Л.: ЛГУ, 1976.

16. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.

17. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 1. М.: Педагогика, 1980.

18. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн. 1 и Кн. 2. М.: Педагогика, 1982.

19. Анохин П..К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975.

20. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. Принципы системной организации функций. М.: Наука, 1977.

21. Анциферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. № 2. С. 52–66.

22. Анциферова Л. И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности // Психологический журнал. 1981. № 2. С. 8–18.

23. Анциферова Л.И. Личность с позиций динамического подхода. Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь) / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и К.А. Абульханова-Слав-ская. М.: Наука, 1990. С. 7–17.

24. Анциферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-тпсихол. АН СССР, 1991.

25. Артемьева Т.Н. Методологический аспект проблемы способностей. М.: Наука, 1977.

26. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М., 1994.

27. Белюк Л.В. Комплексная системная реализация задач вузовской профориентации с применением ЭВМ. М., 1988.

28. Береговой Г.Т., Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. М.: Наука, 1978.

29. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976.

30. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности. Л.: Медицина, 1974.

31. Бехтерева Н.П. Здоровый и больной мозг человека. Л.: Наука, 1980.

32. Бирюков С.Д. Структура личности. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999. ·

33. Бодров В.А. Психофизиологические основы профессионального отбора военных специалистов // Дисс. на соиск. степени д-ра. мед. наук. Л.: ВМедА им. СМ. Кирова, 1969.

34. Бодров В.А. Экспериментально-психологическое исследование совмещенной операторской деятельности. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления/Под ред. Б.Ф. Ломова и В.Ф. Венды. М.: Наука, 1981.

35. Бодров В.А. Основные принципы разработки системы психологического отбора операторов и его проведения. Проблемы формирования профессиональной пригодности / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Экономика, 1985.

36. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора//Психологический журнал. 1985. № 2. С. 85–94.

37. Бодров В.А. Проблема утомления летного состава (понятие, причины, признаки, классификация) // Физиология человека. 1988. № 5. С. 835-843.

38. Бодров В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала/Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

39. Бодров В.А. Использование тренажеров для диагностики функциональных расстройств и восстановления профессиональной работоспособности // Физиология человека. 1992. № 1. С. 33–41.

40. Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

41. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф., Ступницкий В.П. О взаимосвязи ин дивидуально-психологических особенностей и некоторых характеристик познавательного поведения личности. Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах/ Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Наука, 1980.

42. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Личностные особенности пилотов и
профессиональная эффективность // Психологический журнал. 1981. №2. С. 51-65.

43. Бодров В.А., Лукьянова Н.Ф. Психологическая диагностика уров
ня сплоченности летных экипажей // Психологический журнал. 1982. №5. С. 123-134.

44. Бодров В.А., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Психологический отбор летчиков и космонавтов. Проблемы космической биологии. Т. 48. М.: Наука, 1984.

45. Бодров В.А., Куприянов А.А., Федорук А.Г., Харин В.В. Использование пилотажных тренажеров в целях выявления функциональных возможностей летного состава // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1985. № 4. С. 26–30.

46. Бодров В.А., Федорук А.Г. Исследование функциональной асимметрии парных органов у лиц летного состава // Военно-медицинский журнал. 1985. № 7. С. 50–52.

47. Бодров В.А., Третьяков Н.В. Оценка психологической совместимости летных экипажей // Психологический журнал. 1990. № 3. С. 50-60.

48. Бодров В.А., Доброхотова Т.А., Федорук А.Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов // Физиология человека. 1990. № 6. С. 142–148.

49. Бодров В.А., Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики развития летных способностей // Психологический журнал. 1994. № 3. С. 65-77.

50. Бодров В.А., Орлов В.Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Ин-т психол. РАН, 1998.

51. Бойчинская К. К. Методологический эскиз к психологии развития взрослого. Психология личности в социалистическом обществе (Личность и ее жизненный путь) / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1990.

52. Большев Л.Н., Смирнов Н.В. Таблицы математической статистики. М.: Наука, 1965.

53. Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анциферовой. М.: Наука, 1981.

54. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Ф. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1981.

55. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.Ф. Функциональная асимметрия мозга и психические возможности человека. Взаимоотношения полушарий мозга. Тбилиси, 1982.

56. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.

57. Брушлинский А.В. Психология субъекта и его деятельность. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

58. Вальд А. Последовательный анализ. М.: Иностр. лит-ра, 1960.

59. Волковский А.Н. Вопросы профориентации и выбора профессий в трудах зарубежных педагогов // Советская педагогика. 1960. № 2. С. 70-83.

60. Воронин А.Н. Психодиагностика. Современная психология: Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М 1999.

61. Газенко О.Г., Малкин В.Б., Гурфинкель B.C. Электроэнцефалографическое исследование в космической медицине. Проблемы космической биологии. Т. 6. М.: Наука, 1967.

62. Геллерштейн С.Г. Психология в применении к авиации // Информационный бюллетень авиационной медицины. 1946. № 1.С. 18–21.

63. Генкин А.А., Гублер Е.В. Применение последовательного статистического анализа для дифференциальной диагностики и использование этого метода для различения двух форм ожоговой болезни. Применение математических методов в биологии. Л.: ВМедА им. СМ. Кирова, 1964.

64. Генкин А.А., Бодров В.А. Применение одного статистичеекдто алгоритма разделения входных ситуаций на классы для определения профессиональной пригодности // Вопросы психологии. 1967. № 1.С. 92-105.

65. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43–52.

66. Гласе Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

67. Горбов Ф.Д. О «помехоустойчивости» оператора. Инженерная психология. М.: МГУ, 1964.

68. Грабчак П.Т. Основы психофизиологии летного труда. Л.: ВАУГА, 1970.

69. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970.

70. Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии. 1982. № 1. С. 9–18.

71. Гуревич К.М., Матвеев В.Ф. О профессиональной пригодности операторов и способах ее определения. Вопросы пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966.

72. Демьяненко Ю.К. Основные приемы математической обработки и интерпретации результатов исследований по физической подготовке и спорту. Л.: ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, 1972.

73. Дикая Л.Г. Проблемы современной психологии труда // Психологический журнал. 1992. № 3. С. 24–41.

74. Дикая Л.Г., Гримак Л.П. Теоретические и экспериментальные проблемы управления психическим состоянием человека. Вопросы кибернетики. Психические состояния и эффективность деятельности. М.: Наука, 1983.

75. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Типы психической саморегуляции и успешность деятельности в экстремальных условиях. Материалы XVI Научных Гагаринских чтений по космонавтике и авиации. М.: Ин-т медико-биологических проблем МЗ СССР; Ин-т психологии АН СССР, 1989.

76. Дикая Л.Г., Суходоев В.В., Шапкин С.А. Исследование психологических механизмов регуляции надежности человека-оператора в экстремальных условиях трудовой деятельности. Материалы XVI Научных Гагаринских чтений по космонавтике и авиации. М.: Ин-т медико-биологических проблем МЗ СССР; Ин-т психологии АН СССР, 1991.

77. Дикая Л.Г., Семикин В.В. Регулирующая роль образа эмоционального состояния в экстремальных условиях деятельности // Психологический журнал. 1991. № 1. С. 55–66.

78. Дмитриева М.А. Цели профессиографии и структура профессио-граммы. Методология исследования по инженерной психологии и психологии труда. Ч. 1. Л.: ЛГУ, 1974.

79. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. М.: ЛГУ, 1979.

80. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е изд. СПб.: Питер, 1999.

81. Дубров А.П. Симметрия биоритмов и реактивности (проблема индивидуальных различий, функциональная биосимметрика). М.: Медицина, 1987.

82. Дюк В.А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.

83. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.

84. Ермакова И.В. Некоторые подходы и перспективы развития автоматизированной психодиагностики и прогнозирования за рубежом // Вопросы психологии. 1986. № 4. С. 170–175.

85. Жирмунская Е.А. Электрическая активность мозга в норме, при гипертонической болезни и мозговом инсульте. М.: Медгиз, 1963.

86. Жирмунская Е.А., Бейн Э.С. Нейродинамика мозга при оптико-гностической деятельности: Комплексные психологические и электрофизиологические исследования. М.: Медицина, 1974.

87. Завалишина Д.Н. Профессиональные способности как синтез психических потенциалов человека. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

88. Завалишина Д.Н. Психологическая структура способностей. Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991.

89. Завалова Н.Д., Лапа В.В., Пономаренко В.А. Методологические вопросы анализа познавательных процессов оператора в критических ситуациях. Вопросы кибернетики. Проблемы измерения психических характеристик человека в познавательных процессах. М.: Наука, 1980.

90. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. №6. С. 92-105.

91. Завалова Н.Д., Ломов Б.Ф., Пономаренко В.А. Образ в системе психической регуляции деятельности. М.: Наука, 1986.

92. Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие. М.: Флинта, МПСИ, 2000.

93. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. М.: Наука, 1966.

94. Зараковский Г.М., Медведев В.И. Психолого-физиологическое содержание деятельности оператора. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977.

95. Зараковский Г.М., Магазаник В.Д. Психологические критерии сложности процесса принятия решения человеком-оператором. Методология инженерной психологии, психологии труда и управления / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и В.Ф. Венда. М.: Наука, 1981.

96. Зинченко В.П., Майзель Н.И., Назаров А.И., Цветков А.А. Анализ деятельности человека-оператора. Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М.: МГУ, 1964.

97. Зинченко В.П., Гордон В.М. Методологические проблемы психо логического анализа деятельности // Системные исследования: Ежегодник. М.: АН СССР, 1975.

98. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: МГУ, 1987.

99. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности: Учебно-методическое пособие. М.: МГУ, 1992.

100. Ильин Е.П. Обеспечение надежности деятельности в связи с учетом типологических особенностей свойств нервной системы. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ; ИП АН СССР, 1976.

101. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000.

102. Иоселиани К. К. Клинико-психологические исследования в практике врачебно-летной экспертизы: Дисс. На соиск. степени докт. мед. наук. М.: ИМБП, 1975.

103. Каверин СБ. Мотивация труда. М.: Ин-т психологии РАН, 1998.

104. Карвасарский Б.Д. Ответственность психолога и психология безответственности //Литературная газета. 1972. № 47 (22 ноября).

105. Карпов А.В. Психологический анализ деятельности и проблема психических процессов. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1986.

106. Карпов А.В. Психологический анализ трудовой деятельности: Учебное пособие. Ярославль: ЯрГУ, 1988.

107. Карпов А.В. Психология принятия решений в профессиональной деятельности. Ярославль: ЯрГУ, 1991.

108. Карпов А.В. Психология менеджмента. М.: Гардарика, 1999.

109. Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психологический журнал. 1988. № 5. С. 120–127.

110. Киселев И.Я. Профессиональная ориентация и профессиональный отбор в капиталистических странах. М., 1968.

111. К истории отечественной авиационной психологии: Документы и материалы / Под ред. К.К. Платонова. М.: Наука, 1981.

112. Климов Е.А. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсуль-танта/ Научн. труды НИИ профтехобразования. Л., 1976. Вып. 32.

113. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание, 1983.

114. Климов Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Знание, 1986.

115. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учебное пособие. М.: МГУ, 1995.

116. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

117. Климов Е.А. Психология профессионала. Психологи Отечества. М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

118. Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебник. М.: Культура и спорт; ЮНИТИ, 1998.

119. Кон И.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987. № 4. С. 126–137.

120. Кондаков ИМ., Сухарев А.В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С. 158-164.

121. Конопкин О.А. Зависимость скорости приема информации человеком от индивидуальной выраженности основных свойств нервной системы. Вопросы профессиональной пригодности оперативного персонала энергосистем. М.: Просвещение, 1966.

122. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980.

123. Конопкин О.А., Нерсесян Л.С. К вопросу об определении профессиональной надежности машинистов локомотивов. Проблемы инженерной психологии. Ярославль: ЯрГУ; ИП АН СССР, 1976.

124. Корнеева Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник Ленингр. ун-та. Сер. 6. Вып. 4. 1989. № 27.

125. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991.

126. Коровикова Й.А. Личностный фактор в обеспечении продуктивности операторской деятельности. Автореф. дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1989.

127. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М.: Наука, 1983.

128. Костюк Г.С. Вводный доклад по проблеме личности в философском и психологическом аспектах//Матер, симпозиума. М, 1971. С. 105–116.

129. Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1974.

130. Котик М.А. Психология и безопасность. Таллинн: Валгус, 1981.

131. Котик М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса в труде // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 81-92.

132. Котик М.А., Емельянов A.M. Ошибки управления. Таллинн: Валгус, 1985.

133. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М.: Транспорт, 1993.

134. Крылов А.А. Человек в автоматизированных системах управления. Л.: ЛГУ, 1972.

135. Крутецкий В.А. Психология математических способностей школьников. М.: Просвещение, 1968.

136. Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 20–30.

137. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.

138. Кудрявцев Т.В., Шегуров В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. 1983. № 2. С. 51-60.

139. Кулагин Б.В. Основы практической психодиагностики. Л.: Медицина, 1984.

140. Кузнецов И.Ю. Психологические особенности профессионального самоопределения личности в разнотипных профессиях. Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М.: МГУ, 2000.

141. Лакин Г.Ф. Биометрия. М.: Высшая школа, 1973.

142. Левитов Н.Д. Психология труда. М.: Учпедгиз, 1963.

143. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М: АПН РСФСР, 1984.

144. Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. Киев: Вища школа, 1981.

145. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: МГУ, 1984.

146. Леонтьев А.Н. Биологическое и социальное в психике человека // Вопросы психологии. 1960. № 4. С. 23–39.

147. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1.С. 7-17.

148. Леонтьев А.Н. О некоторых перспективных проблемах советской психологии // Вопросы психологии. 1967. № 6. С. 7–22.

149. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. 3-е изд. М.: Мысль, 1972.

150. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

151. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 т. М.: Педагогика, 1983.

152. Ломов Б.Ф. Человек и техника. 2-е изд. М.: Советское радио, 1966.

153. Ломов Б.Ф. О системном подходе в инженерной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 31–45.

154. Ломов Б.Ф. О путях построения теории инженерной психологии на основе системного подхода. Инженерная психология: теория, методология, практическое применение. М.: Наука, 1977.

155. Ломов Б.Ф. О путях развития психологии // Вопросы психологии. 1978. №5. С. 31-43.

156. Ломов Б.Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психологический журнал. 1980. № 5. С. 23–42.

157. Ломов Б.Ф. К проблеме деятельности в психологии // Психологический журнал. 1981. № 5. С. 3–22.

158. Ломов Б.Ф. Личность в системе общественных отношений // Психологический журнал. 1981. № 1. С. 3–17.

159. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

160. Ломов Б.Ф. Системный подход и система детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. № 4. С. 19–33.

161. Лукьянова Н.Ф. Некоторые особенности личности курсантов с различным уровнем летной успеваемости // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1977. № 1. С. 73–76.

162. Лукьянова Н.Ф., Локшина Е.Н., Малкин В.Б., Покровский Б.Л., Шпаченко Д.И. Поиск корреляции между психологическими особенностями личности и некоторыми параметрами ЭЭГ. Информационное значение биоэлектрических потенциалов головного мозга: Материалы симпозиума. Л. ВМедА им. СМ. Кирова, 1974. С. 9-10.

163. Лучшие психологические тесты (для профотбора и профориентации) / Отв. ред. А.Ф. Кудряшов. Петрозаводск: Петроком, 1992.

164. Майзель Н.И., Небылицын В.Д., Теплов Б.М. Психологические вопросы отбора. Инженерная психология. М.: МГУ, 1964.

165. Макаренко Н.В., Пуков В.А., Кольченко Н.В., Майдиков Ю.Л., Киенко В.М., Вороновская В.И. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наукова думка, 1987.

166. Малкин В.Б. Использование электроэнцефалографии при отборе кандидатов в летные училища // Военно-медицинский журнал. 1978. № 5. С. 46-48.

167. Малкин В.Б., Асямолова Н.М., Кочетов А.К., Рощина Н.А., Шпаченко Д.И. ЭЭГ при медицинском отборе в летные училища. Информационное значение биоэлектрических потенциалов головного мозга: Материалы симпозиума. Л.: ВМедА им. СМ. Кирова, 1974. С. 10-11.

168. Малькова З.А. Профессиональная ориентация учащихся в средней школе США// Советская педагогика. 1962. № 1. С. 119–131.

169. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дисс. На соиск. степени д-ра психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.

170. Марищук В.Л., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А., Серова Л.К. Методики психодиагностики в спорте: Учебное пособие. 2-е изд. М.: Просвещение, 1990.

171. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

172. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. СПб.: Евразия, 1999.

173. Матова М.А. Формирование асимметрии и симметрии зрительного восприятия в процессе практической деятельности человека // Вопросы психологии. 1980. № 1. С. 64–69.

174. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях. Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979.

175. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982.

176. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь, 1970. Вып. 4.

177. Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. Пермь: Перм. гос. пед. ин-т, 1979.

178. Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.

179. Методики исследований в целях врачебно-летной экспертизы. М.: Воениздат, 1995.

180. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.

181. Милерян Е.А. Эмоционально-волевые компоненты надежности оператора. Очерки психологии труда оператора. М.: Наука, 1974.

182. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Флинта, 1998.

183. Мосидзе В.М., Рижинашвили Р.С, Самадашвили Э.В., Турашви-ли Р. И. Функциональная асимметрия мозга. Тбилиси: Мецниере-ба, 1977.

184. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

185. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.

186. Небылицын В.Д. Надежность работы оператора в сложной системе управления. Инженерная психология / Под ред. А.Н. Леонтьева, В.П. Зинченко, Д.Ю. Панова. М.: МГУ, 1964.

187. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966.

188. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976.

189. Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б.Ф.Ломова. М.: Педагогика, 1990.

190. Никифоров Г.С. Механизмы надежности человека. Проблемы индустриальной психологии / Под ред. А.А. Крылова и В.Д. Шадри-кова. Ярославль: ЯрГУ, 1976.

191. Никифоров Г.С. Самоконтроль как механизм надежности человека-оператора. Л.: ЛГУ, 1977.

192. Никифоров Г.С. Надежность профессиональной деятельности. СПб.: СПбУ, 1996.

193. Норакидзе В.Г. Типы характеров и фиксированная установка. Тбилиси: АН ГССР, 1966.

194. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столи-на. М.: МГУ, 1987.

195. Общая психология. 3-е изд. / Под ред. Богословского и др. М.: Просвещение, 1981.

196. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел. Справочное пособие / Под ред. Б.Г. Бовина, Н.И. Мягких, А.Д. Софроновой. М.: НИЦ-ПМО МВД РФ, 1997.

197. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов. Пособие / Под ред. В.А. Пухова. М.: МО СССР, 1981.

198. Ошанин Д.А., Конопкин О.А. О психологическом подходе к изучению деятельности человека-оператора. Психологические вопросы регуляции деятельности. М.: Просвещение, 1973.

199. Пеймер И.А., Модин П.М., Говорова Н.А. Опыт использования электроэнцефалограмм при врачебно-летной экспертизе. Проблемы космической медицины. М.: Ин-т медико-биологических проблем МЗ СССР, 1966.

200. Писаренко Ю.Э. Исследование структуры и динамики психологической характеристики курсантов военных летных училищ (ВВА-УЛ). Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.

201. Платонов К. К. Задачи советской военной психологии в авиации / / Матер. 1-й научн. конф. по советской психологии. Л.: Высш. во-енн. пед. ин-т им. М.И. Калинина, 1951.

202. Платонов К.К. Динамическая функциональная структура личности. Личность и труд. М.: Мысль, 1965.

203. Платонов К.К. От каждого по способностям // Наука и жизнь. 1966. № 7. С. 127-129.

204. Платонов К.К. Проблемы способностей. М.: Наука, 1972.

205. Платонов К.К. Психологическая структура личности. Личность и общество в условиях социализма. М.: Мысль, 1968.

206. Платонов К.К. Психология летного труда. М.: Воениздат, 1974.

207. Платонов К.К. Значение иерархии системных качеств для психологии. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978.

208. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986.

209. Поборцева О. Их рекруты: вооруженные силы США и принцип добровольности. Век XX и мир. 1990. Вып. 2.

210. Поваренков Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации (Понятие «цель профессионализации»). Способности и деятельность. Ярославль, 1989.

211. Поваренков Ю.П. Психологические основы целостного подхода к процессу профессионализации личности. Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.

212. Поваренков Ю.П. Профессиональное становление личности. Дисс. на соиск. степени д-ра психол. наук. М., 1999.

213. Покровский Б.Л. Психологический отбор курсантов в летные училища // Военно-медицинский журнал. 1962. № 10. С. 54–56.

214. Покровский Б.Л. Летчику о психологии. М.: Воениздат, 1974.

215. Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: Наука, 1976.

216. Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: ГосНИИИАиКМ, 1997.

217. Пономаренко В.А., Завалова Н.Д. Авиационная психология. М.: ГосНИИИАиКМ, 1992.

218. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. 2-е изд./Под ред. А.А. Крылова и С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.

219. Практикум по психодиагностике. Прикладная психодиагностика. М.: МГУ, 1992.

220. Прангишвили А.С., Шерозия А.Е., Бассин Ф.В. Разработка методов исследования бессознательного – одна из наиболее важных задач дальнейшего развития научной теории. Бессознательное. Природа, функция, методы исследования. Тбилиси, 1978.

221. Проблемы формирования профпригодности специалистов / Под ред. Ю.М. Забродина. М.: Экономика, 1985.

222. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.

223. Психологическая диагностика: проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981.

224. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов. Учебное пособие. М.: Воениздат, 1988.

225. Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина. Т1, 2. М.: Вла-дос, 1999.

226. Психологические отбор летчиков / Под ред. Е.А. Милеряна. Киев: НИИ психол. УССР, 1966.

227. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991.

228. Психология личности: тесты, опросники, методики / Составит. Н.В. Киршева, Н.В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995.

229. Психология труда / Под ред. К.К. Платонова. М.: Профиздат, 1979.

230. Решетников М.М. Профессиональный отбор в системе образования, промышленности и армии США // Психологический журнал. 1987. № 3. С. 145-153.

231. Романова Е.С., Суворова Г.А. Психологические основы професси-ографии. М.: МПГУ им. В.И. Ленина, 1990.

232. Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности. Минск: Высшая школа, 1984.

233. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. М.: Просвещение, 1946.

234. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: АН СССР, 1957.

235. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.

236. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.

237. Рубинштейн С.Л. Проблема способностей и вопросы психологической теории. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1976.

238. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. М., 1997.

239. Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. М.: Наука, 1979.

240. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: Методическое пособие. М.: ИП АН СССР, 1990.

241. Русалов В.М. Проблема индивидуальности в становлении профессионала. Психологические исследования проблемы формирования

242. личности профессионала / Под ред. В.А. Бодрова. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.

243. Русалов В.М. Темперамент. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н.Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

244. Русалов В.М. Теории личности. Психология. Учебник / Под ред. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2000.

245. Русинов B.C. (ред.) Биопотенциалы мозга человека. М.: Медицина, 1987.

246. Рыбалко Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г. Ананьева// Вопросы психологии. 1977. № 6. С. 90–101.

247. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: Автореф. дисс. на соиск. степени д-ра психол. наук. СПб.: СПГУ, 2000.

248. Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологические аспекты самоопределения личности // Психологический журнал. 1984. № 4. С. 65–74.

249. Секун В. И. Факторная структура черт личности и ведущий вид деятельности // Психологический журнал. 1983. № 5. С. 42–49.

250. Смирнов Б.А. Надежность оператора и системы «человек–машина». Основы инженерной психологии / Под ред. Б.Ф. Ломова. 2-е изд. М.: Высшая школа, 1986.

251. Собчик Л.Н. Пособие по применению психологической методики MMPI. М.: НИИ психиатрии, 1971.

252. Собчик Л.Н. Психологический анализ опыта использования ЭВМ в научно-практических целях // Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987.

253. Собчик Л.Н. Тест восьми влечений Сонди и его модификация. М.: Фолиум, 1995.

254. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: Ин-т прикладной психологии, 2000.

255. Соколов Е.Н., Измайлов И.А., Шмелев А.Г., Лившиц Г.Я., Третьяков Н.Н. Компьютеризированная система для проведения научных исследований, психодиагностики и обучения // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 142–147.

256. Спасенников В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: Ин-т психологии РАН, 1992.

257. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание штурманского труда в авиации: Дисс. на соиск. степени докт. психол. наук. М.: МГУ, 1992.

258. Стрелков Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М.: Российское Психологическое Общество, 1999.

259. Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология: Учебное пособие. М.: Академия; Высшая школа, 2001.

260. Субботин В.Е. Мотивация и эмоции. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА-М, 1999.

261. Сухарева А.И. Диагностика структуры личности: К работам Р. Кет-телла. Психологическая диагностика. М.: Педагогика, 1981.

262. Суходольский Г.В. Основы классификации профессиографических методов. Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда.Ч. 1.Л.:ЛГУ, 1974.

263. Тарабрина Н.В., Графинина Н.А. Новый вариант Калифорнийского психологического опросника. Методики анализа и контроля трудовой деятельности и функциональных состояний. М.: Ин-т психологии РАН, 1992.

264. Тештов Б.Μ. Проблема одаренности // Советская педагогика. 1940. №4/5. С. 146-155.

265. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Ученые записки Гос-НИИИ психологии. Т. 2. М., 1947.

266. Теплов Б.М. Некоторые вопросы изучения общих типов высшей нервной деятельности человека и животных. Типологические особенности высшей нервной деятельности человека / Под ред. Б.М. Тешгова. Т. 1. М.: Просвещение, 1956.

267. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН РСФСР, 1961.

268. Теплов Б.М. Анастази: Дифференциальная психология. Конспекты и комментарии к книге // Проблемы дифференциальной психологии. Т. 6. М., 1969.

269. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Ред.-сост. Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1985.

270. Тихомиров O.K., Гурьева Л.П. Опыт анализа психологических последствий компьютеризации психодиагностической деятельности // Психологический журнал. 1989. № 2. С. 33–45.

271. Тихомиров O.K., СобчикЛ.Г., Гурьева Л.П., Гарбер Н.Е. Отношение к компьютеризированному тестированию различных социальных групп // Вопросы психологии. 1991. № 5. С. 114–122.

272. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: АН ГССР, 1961.

273. Уолтер Г. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

274. Федорук А.Г., Доброхотова Τ.А. Функциональная асимметрия человека в операторской деятельности // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1980. № 5. С. 39–42.

275. Физиология трудовой деятельности. Основы современной физиологии / Отв. ред. В.И. Медведев. СПб.: Наука, 1993.

276. Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М.: Прогресс, 1987.

277. Хаккер В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. Пер. с нем./ Под ред. В.Ф. Венды и А.А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985.

278. Хананашвили М.М. Информационные неврозы. Л.: Медицина, 1978.

279. Хананашвили М.М. Патология высшей нервной деятельности (поведения). М.: Медицина, 1983.

280. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Под ред. Б.М. Величков-ского. Т. 1, 2. М.: Педагогика, J986.

281. Холодная М.А. Существует ли интеллект как психическая реальность? // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 125–129.

282. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.; Томск, 1996.

283. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности. Ярославль. Яр ГУ, 1979.

284. Шадриков В.Д. Психологический анализ деятельности как системы// Психологический журнал. 1980. № 3. С. 31–42.

285. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982.

286. Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. № 5. С. 13–26.

287. Шадриков В.Д. О содержании понятий «способности» и «одаренность»// Психологический журнал. 1983. № 5. С. 3–10.

288. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.

289. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Формирование подсистемы профессионально важных качеств в процессе профессионализации. Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979.

290. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Системный подход к измерению способностей. Диагностика профессиональных и познавательных способностей. М.: АН СССР, 1988.

291. Шкаликов В.Л. Изучение неравномерности и гетерохронности освоения деятельности в процессе профессиональной подготовки: Дисс. на соиск. степени канд. психол. наук. М., 1989.

292. Шмелев А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии. Компьютеры и познание. М.: Наука, 1990.

293. Шмелев А.Г., Похилько В.И. Анализ пунктов при конструировании и адаптации личностных опросников: ручные и компьютерные алгоритмы // Вопросы психологии. 1985. № 4. С. 126–133.

294. Шорохова Е.В. Вводный доклад по проблеме личности как комплексной проблеме современной науки. Материалы симпозиума. «Личность». М.: Ин-т философии АН СССР, 1971.

295. Шпаченко Д.И. Об исследовании скорости приема радиотелеграфных сигналов на слух в процессе психологического отбора кандидатов для летного обучения // Космическая биология и авиакосмическая медицина. 1976. № 2. С. 54–58.

296. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.

297. Alkov R.A., Borowsky M.S. A questionnaire study of psychological background factors in US Naval aircraft accidents // Aviat., Space and Environ. Med. 1980. Vol. 51, № 3. P. 860-869.

298. Anderson J.A., Cognitive psychology and its implication. 3rd ed. N. Y., W.H. Freeman, 1990.

299. Armstrong H.G. USAF development in the selection and classification of flyers // Milit. Surg. 1948. Vol. 102, № 2, 6. P. 17, 14.

300. Atkinson F. Motivational determinants of risk-taking behavior// Psychol. Rew. 1957. Vol. 64.

301. Atkinson F. Motives in fantasy, action and society. Princeton: Van Nostrand, 1958.

302. Beaty G. The human factor in aircraft accident. London, 1969. P. 152–160.

303. Benjamin R.G. Stress, life quality and aviation safety // Flying Safety. 1986. Vol. 40, № 6. P. 19-23.

304. Bloszcynski R. Adaptacia do zawodu pilota po przebytym wraze psychicznym podczas wykodywania zadam lotniczych // Med. Loth. 1970. №29. S. 89-105.

305. Bloszczynski R., Pokinko P., Telelar J. Pyschologiczne apsekty doboru personelu latajacego // Bulletyn inform. Zarzadu Politycznego WL. Poznan, 1973. № 1. P. 53-62.

306. Bray D.W., Grant D.L. The assessment center in the measurement of potential for business management: Psychological Monographs. 1966, Vol. 80. № 625.

307. Bray D.W., Campbell R.J., Grant D.L. Formative years in business: A long-term ATT study of managerial lives. N. Y.: Welye-lnterscience, 1974.

308. Capmblell J.P. An overview of the army selection and classification project (Project A) // Personnel Psychology. 1990. Vol. 43. № 2. P. 231-239.

309. Cattell R., Eber H. Manual for forms A and В sixteen personality factor questionnaire. Chapt. Ill: Institute for Personality and Ability Testing. 1966.

310. Cattell R S The grammar of science and the evolution of personality theory Handbook of modern personality theory / Eds R Cattell, R Greger Washington JohnWilley, 1977

311. Christy R L Personality factors in selection and flight proficiency // Aviat, Space and Environ Med 1975 Vol 46 № 3 P 309-311

312. Davis LB Standards for education and psychological tests Prepared by a joint committee of the American Educational Research Association Washington, 1976

313. Dnskell J E, Olmstead В Psychology in the military research applications and trends//American Psychologist 1989 Vol 44 № 1 P 43–54

314. Duker M, Lienert D A Konzentrations-Leistungs-Test (KLT) Dotingen, 1965

315. Finkle R В Managerial assessment centers // Handbook of industrial and organizational psychology / M D Dunnette (Ed) Chicago Rand McNally, 1976 P 861-888

316. Flanagan J С, Krug R E Testing in management selection stable of the art//Person Admin 1964 Vol 27 P 33-39

317. Fleishman E A Some new frontiers in personnel selection research // Personnel Psychology 1988 Vol 41 № 4 P 679–701

318. Folkman S, Schaefer С, Lazarus R Cognitive processes as mediators of stress and coping // Human stress and cognition An information processing approach / V Hamilton, D M Warburton (Eds) N Y Willey, 1979 P 265-298

319. Gaillard A W Comparing the concepts of mental load and stress // Ergonomics 1992 Vol 36 № 9 P 991-1005

320. Galubinska К Badamia dojrzalosci emocionalnej pilotowjako czinnika warunkujacego ich przydatnose zawodowa // Medic Loth 1970 № 29 S 33-53

321. Gormly A V, Brodzinsky D M Lifespan human development Harcourt Brace Jovanovich College Publishers Fort Worth, 1995

322. Green R F Stress and accidents // Aviat, Space and Environ Med 1985 Vol 56 № 7 P 638-641

323. HarzberdF Motivation to work N Y Willey, 1959

324. Hekhausen H Hoffnund und furcht inder Leistungsmotivation, Meisenheim und Han В 1963

325. Hockey G R J, Bnnner R В, Tattersall A J, Wiethoff M Assessing the impact of computer workload on operator stress The role of system controllability//Ergonomics 1989 Vol 32 №11 P 1401-1418

326. Huck J R Assessment center A review of external and internal validates //Personnel Psychology 1973 Vol 26 P 191-212

327. KausMJ Fatigue the catalyst for tragedy//Flying Safety 1984 Vol 40 № 12 P 60

328. Lager С Pilot reliability//The Royal Institute of Technology Stockholm, 1974 P 261

329. Lazarus R S Psychological stress and the coping process N Y McGraw-Hill, 1966

330. Lazarus R S Cognitive and copying processes in emotion // Stress and Coping N Y Columbia Univ Press 1977 P 144-157

331. Lazarus R S Progress on a cognitive motivational-relational theory of emotion//Amer Psychol 1991 Vol 46 P 819-837

332. Lazarus R S, Laumer R S Stress-related transactions between person and environment // Perspectives in interactional psychology /LA Perhn, M Launs (Eds) N -Y Plenum, 1978

333. Lauschner E A An examination of certain aircrew medical selection standards in NATO nations // Aerospace Med 1964 Vol 35 № 3 Ρ 212-220

334. LedererJ Subtle pilot mental incapacitation // Flying Safety 1983 Vol 39 No 8 Ρ 9-12

335. Lemme Β Η Development in adulthood Boston Allyn and Bacon, 1995

336. MaslowA Theory of" human motivation//Psychol Rew 1943 №50

337. MaslowA Motivation and personality Ν Υ, 1954






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных