ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 4. Развитие детского мышления1. Концепция развития детей и мышления по Л. С. Выготскому. 2. Развитие диалогической формы речи и ее влияние намышление. 3. Теория развития детского интеллекта по Ж. Пиаже. 4. Дальнейшее развитие теории Ж. Пиаже в работах Паскуале — Леона и Р. Кейса. 5. Теория интеллектуального развития ребенка по Дж. Брунеру. Темы для рефератов 1. Генотипическое и средовое влияние на развитие в различных психологических теориях. 2.Система научных психологических понятий, описывающих процесс развития. 3. Периодизация детского познавательного и личностного развития. 4. Теории интеллектуального развития ребенка. Темы для самостоятельной исследовательской работы
1.Классификация и особенности различных сензитивных периодов развития в жизни ребенка. 2. Комплексное описание процесса развития, включая его биологические, познавательные, личностные и поведенческие аспекты. 3. Сравнительный анализ эмпирических и теоретических, представлений о периодизации развития детей. 4.Информационно-когнитивные теории интеллектуального развития. 5.Зависимость развития мышления от становления диалогической и монологической речи.
Литература I Асеев В. Г. Возрастная психология: Учебное пособие.—Иркутск, 1989. (Теория психического развития ребенка: 32—50.) Берне Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Формирование и развитие Я-концепции: 67—95.) Валлон А. Психическое развитие ребенка.— М., 1967. (Ребенок и взрослый: 19—24. Факторы психического развития ребенка: 38—48. Деятельность ребенка и его развитие: 49—58. Игра и развитие ребенка: 58—64. Развитие эмоций: 116—125. Развитие движений: 125—151. Развитие мышления и речи: 151—179.) Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1991. (Биогенетический закон: 100—102. Психологическое значениеигры: 123—128. К вопросу о периодизации детского развития: 245—249. Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте: 374—410.) Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—М., 1984.—Т. 4. (Проблема возраста: 244—269.) Гальперин П. Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии.—М., 1978. (Условия и движущие силы психического развития ребенка: 10—16. Возрастные периоды психического развития ребенка: 17—20. Особенности различных видов детской деятельности и их роль в психическом развитии ребенка: 20—37. Специфика психического развития в онтогенезе (к истории вопроса): 51—92.) Исследование развития познавательной деятельности.— М., 1971. (О познавательном развитии: 25—99. Построение понятий у детей: 172—192, 208—223.) История зарубежной психологии. 30—60-е годы XX века. Тексты.— М., 1986. (Теория Пиаже: 232—292.) Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.— М., 1983.—Т. 1. (К теории развития психики ребенка: 281—302..) Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики.—М., 1981. (Принципы психологического развития ребенка и проблема умственной недостаточности: 538—557.) Обухова Л. Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против.—М., 1981. (Основы теории Ж. Пиаже: 9—25. Учение Ж. Пиаже об эгоцентрической позиции ребенка: 34—42. От действия к мысли (в учении Ж. Пиаже): 42—53. Факторы интеллектуального развития ребенка: 53—56. Стадии интеллектуального развития ребенка (по Ж. Пиаже): 56—64. Сенсомоторный период развития (по Пиаже): 64—76. Становление внутреннего плана интеллектуальной деятельности (по Пиаже): 76—85. Анализ концепции Ж. Пиаже: 134—190.) Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология.— М., 1969. (Социальные факторы интеллектуального развития: 210—221.) Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект.— М., 1987. (Роль игры в развитии личности ребенка: 140—183.) Проскура Е. Ф. Развитие познавательных способностей дошкольника,— Киев, 1985. (Обучение и умственное развитие ребенка: 9—20.) Психология и педагогика игры дошкольника (материалы симпозиума),-М., 1966. (Игра и развитие ребенка (А. В. Запорожец): 5—10. Основные вопросы "теории детской игры (Д. Б/Эльконин): 11—37.) Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Язык и общение детей: 74—98. Когнитивное развитие: 99—130. Интеллект и достижения детей: 131—150.) Развитие общения дошкольников со сверстниками.— М., 1989. (Роль и функции общения со сверстниками, в психическом развитии детей: 6—16.) Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие диалога и его влияние на формирование мышления: 10—34.) Раншбург И., Поппер П. Секреты личности.— М., 1983. (Развитие мышления и речи у детей: 41—66.); Эльконин Д. Б. Психология игры.— М., 1978. (История возникновения ролевой игры: 33—64. Теория игры: 65—138.) Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., I960/ (Проблема психического развития ребенка: 5—22.) Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте//Вопросы психологии.— 1971.—№ 4.—С. 6— 20.
II Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1980.— Т. 2. (Развитие детского самосознания: 103—127.) Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1980.— (Возрастная периодизация жизненного цикла человека: 89—95.) Брунер Д. С. Психология познания: за пределами непосредственной информации.—М., 1977. (Умения и навыки в детском возрасте: 242—273. Воображение у детей: 304—319.) Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. А. Современная американская психология развития: учебное пособие.—М., 1986. (Общая характеристика, американской психологии развития: 7—13. Основные этапы становления американской психологии развития: 14—32. Предмет и основные понятия американской психологии развития: 33—45. Экологический подход к развитию: 92—106. Социальное научение: 46—69. Познавательное развитие: Возрастная и педагогическая психология/Под ред. М. В; Гамезо и Др.—М., 1984. ( Факторы и движущие силы психического развития ребенка: 47—52. Обучение и Развитие: 53—55. Периодизация развития: 55—62.) Возрастная и педагогическая психология/Под ред. А. В. Петровского.- М., 1979. (Условия психического развития и его направления: 21—30.) Выготский Л. С. Педагогическая психология.—М., 1981. (Воспитание памяти: 174—182. Воспитание воображения: 186—190. Воспитание мышления: 207—214. Педагогическое значение упражнений в формировании привычек: 306-310. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте: 410—430.) Гуревич К. М. Индивидуально-психологические особенности школьников.— М., 1988. (Психология индивидуальных различий: 12—24.) Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— М., 1986.—Т. 1. (Учение Ж. Пиаже и психическое развитие ребенка: 216—221. Проблемы развития психики ребенка: 223—232. Возрастные периоды психического развития ребенка: 233—235, 248—257. Роль деятельности в психическом развитии ребенка: 235—247.) Зик К. Ребенок и его мир: Советы по умственному развитию детей до 6 лет.— М., 1985. (Деятельность ребенка как средство его умственного развития: 5—12.) Карандашев Ю. Н. Развитие представлений у детей: Учебное пособие.— Минск, 1987. (Возрастная динамика развития представлений: 74—87.) Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и, нравственное развитие школьников.— М., 1986., (Игра и ее роль в психическом развитии ребенка: 4—13. Нравственное развитие ребенка-дошкольника: 13—28.). Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения.— М., 1987. (Развитие познавательной деятельности ребенка: 119—160.) Котырло В. К. Развитие волевого поведения у дошкольников.— Киев, 1971. (Формирование произвольного (волевого) поведения у ребенка: 78—98. Условия.развития волевого поведения ребенка: 145—161.) Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.—М., 1984. (Возрастные предпосылки способностей и творчества: 12—15, 43—47.) Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст.—М., 1971. (Возрастное развитие способностей: 129—220.) Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.) Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения.—М., 1986. (Возникновение общения у ребенка: 30—75.) Лисина М. И., Силвестру А. И. Психология самопознания у дошкольников.—Кишинев, 1983. (Развитие самосознания у дошкольников: 29—59.) Мелхорн Г., Мелхорн Х.-Г. Гениями не рождаются.— М., 1989. (Воспитание способностей: 147—153.) Моргун В. Ф., Ткачева Н. Ю. Проблема периодизации развития личности.— М., 1981. (Понятие периодизации в психологии: 33—55. Периодизация развития личности: 55—67.) Мухина В. С. Детская психология: Учебник для студентов педагогических институтов.—М., 1985. (Теоретические вопросы психологии развития детей: 28—52. Игра как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте: 115—130.) Общение и речь: развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М., 1985- (Влияние эмоционального общения на возникновение первыхслов у детей: 99—118.) Одаренные дети.—М., 1991. (Психологические основы работы с одаренными детьми: 257—319.) Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.— М., 1986. (Об эмоциях и их развитии у ребенка: 7—32.) Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—М., 1989.—Т. 1. (Развитие мышления ребенка: 400—442. Развитие речи у детей: 460- —482.) Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении.—М., 1988. (Формирование знаково-символической деятельности: 211—257.) Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика.— М., 1976. (Языковое развитие ребенка: 83—121.) Становление речи и усвоение языка ребенком.—М., 1985. (Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого периода: 6—20.) Субботский Е. В. Как рождается личность (некоторые психологические аспекты формирования личности ребенка).—М., 1978. '(У истоков морали: 33—56.) Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе.— М., 1989. (Периодизация и уровни развития личности в онтогенезе: 125—195.) Эльконин Д. Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).—М., 1960. (Методы исследования психического развития детей: 23—30.) Эльконин Д. Б. Психология игры.— М., 1978. (Игра и психическое развитие: 271—288.) III Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. Том второй.—М., 1979. (Развитие мышления Школьника: 5—118.) Венгер Л. А. Восприятие и обучение (Дошкольный возраст.)— М., 1969., (Развитие восприятия (постановка проблемы и история): 3—73. Развитие восприятия (обобщение научных данных): 213—-291.) Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления Учащихся.—М., 1989. (Возрастные особенности образного мышления: 42—69.) Дьяченко О. М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников.— М., 1984. (Психология игры дошкольников: 35—43.) Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей.— Сараев., 1986. (Генезис языковых функций в дословесной коммуникации у детей: 45—58.) Исследование развития познавательной деятельности.—М., 1971. ! (Мышление детей школьного возраста в разных культурах: 272—306.) Калмыкова 3. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости.—М., 1981., (Возрастные особенности продуктивного мышления школьников: 99—108.). Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы.— М., 1984. (Индивидуальные различия в способностях: 54—59. Прогнозирование развития способностей: 59—68.) Микулинская М. Я. Развитие лингвистического мышления учащихся,—М., 1989. (Показатели развития лингвистического мышления учащихся: 102—124.) Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта.—М., 1981. (Основные вопросы теории детского рисования: 7—58. Развитие детского рисунка как специфического знака: 59—170. Детский рисунок как документ эпохи: 170—217.) Психолингвистика. Сборник статей.— М., 1984. (Как маленькие дети употребляют свои высказывания: 353—366.) Якобсон П. М. Эмоциональная жизнь школьника.— М., 1966. (Об изменениях в эмоциональной сфере человека: 10—18.) Глава 3. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|