Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура и компонентный состав компетенции




 

Перечень компонентов Технологии формирования компетенции Средства и технологии оценки
Знать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, теоретические аспекты коммуникации в устной и письменной формах на русском языке. Традиционный семинар Доклад, презентация проекта
Уметь заниматься активной состязательной деятельностью в условиях информационного противоборства, соблюдать коммуникативные качества речи. Традиционный семинар Собеседование
Владеть высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. Традиционный семинар Собеседование

 

5.3. Планируемые уровни сформированности компетенцийу студентов, изучающих дисциплину

 

Уровни сформиро-ванности компетенций Индикаторы Дескрипторы
2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов
Базовый Знание ü языковые нормы, ü функциональные стили, ü правила построения текстов Специфические знания, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют. Знает главные понятия, основы содержательного и этического компонентов русского языка и культуры речи. Знает основные языковые нормы, функциональные стили, правила построения текстов, принадлежащих различным функциональным стилям.  
Умение ü проводить сопоставительный анализ функциональных стилей ü составлять различные виды научных и официально-деловых текстов Специфические умения, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют. Умеет проводить сопоставительный анализ функциональных стилей, выявлять их отличительные черты и особенности. Умеет составлять различные виды научных и официально-деловых текстов, проводить деловую межкультурную коммуникацию.  
Владение ü базовыми знаниями языковых норм навыками построения текстов различных функциональных стилей ü системой знаний о языке, культуре речи Специфические навыки, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют. Владеет базовыми знаниями языковых норм, навыками построения текстов различных функциональных стилей. Владеет системой знаний о языке, культуре речи, что позволяет адекватно и правильно проводить межкультурную коммуникацию.  
Повышенный Знание ü определять основные аспекты культуры речи ü языковые нормы на всех уровнях языковой системы ü правило построения текстов всех функциональных стилей       Знает и может правильно определять основные аспекты культуры речи. Знает языковые нормы на всех уровнях языковой системы. Знает правила построения текстов всех функциональных стилей.
Умение ü проводить деловую коммуникацию с полноценным осознанием социокультурного, политического и экономического контекстов       Умеет правильно применять в речи и письме этические, коммуникативные правила культуры речи. Умеет проводить деловую коммуникацию с полноценным осознанием социокультурного, политического и экономического контекстов.
Владение ü принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров ü навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях       В полной мере владеет принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров, а также владеет навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

 

 

Наименование и содержание лекций

 

Наименование тем дисциплины, их краткое содержание Обьем часов Форма проведения  
  1 семестр    
  Раздел 1. Современный русский язык. Речевое общение.    
  Тема 1. Введение в предмет дисциплины. Речевое общение. Характеристика дисциплины "Русский язык и культура речи" (цели и задачи, содержание и организация, требования, предъявляемые к знаниям и умения учащихся). Понятие общения. Основные единицы речевого общения. Правила речевого общения. Учёт различных компонентов речевой ситуации как необходимое условие успешной коммуникации.     проблемная лекция
  Тема 2. Эффективность речевой коммуникации. Речевая деятельность и её виды. Речевая деятельность, этапы речевой деятельности. Виды речевой деятельности.   проблемная лекция
  Тема 3. Язык - универсальная знаковая система. Язык - универсальная знаковая система, служащая основным средством общения. Функции языка. Нелитературные разновидности языка. Понятие о литературном языке как высшей форме существования национального языка.   Лекция
  Тема 4. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков. Системностемность языка. Языковые уровни. Языквые единицы. Отношения между языковыми единицами. Сравнительная характеристика понятий "язык" и "речь". Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Определение понятий "речевой общение" и "речевая ситуация". Характеристика поняия "речевакя культура".   Лекция
  Тема 5. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры. Основные аспекты речевой культуры, понятия речевого этикета, социального статуса, социальной роли, ситуации общения. Факторы ситуации общения, а также некоторые формулы речевого этикета.   Лекция
  Раздел 2. Языковые нормы.    
  Тема 6. Нормы современного русского литературного языка (варианты, типы норм). Понятие нормы языка (литературной нормы). Варианты норм. Типы норм.   проблемная лекция
  Тема 7. Орфоэпические нормы. Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).Нормы произношения гласных звуков.Нормы произношения согласных звуков.Особенности произношения иноязычных слов.   Лекция
  Тема 8. Лексические нормы. Предметная и номинативная точность речи. Проблема лексической сочетаемости. Проблема речевой избыточности. Уместность словоупотребления. Логические ошибки словоупотребления.   Лекция
  Тема 9. Морфологические нормы (варианты употребления форм существительных, прилагательных и местоимений). Нормы употребления имен существительных (краткие сведения о существительном, определение рода, варианты форм множественного числа, варианты падежных форм). Нормы употребления имен прилагательных (краткие сведения о прилагательном, образование краткой формы, выбор полной и краткой формы, образование и употребление степеней сравнения). Нормы употребления местоимений (краткие сведения о местоимении, выбор личной формы, особенности употребления притяжательных местоимений, местоимений сколько и себя).   Лекция
  Итого за 1 семестр    
  2 семестр    
  Тема 10. Морфологические нормы (варианты употребления форм числительных и глаголов). Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы). Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).   Лекция
  Тема 11. Синтаксические нормы. Краткая сравнительная характеристика основных синтаксических единиц (типы, способы выражения отношений, виды связи). Нормы построения словосочетаний (именных, глагольных). Нормы построения предложений (простых, сложных).   Лекция
  Раздел 3. Основные понятия культуры речи    
  Тема 12. Функциональные стили, подстили речи и жанры. Общая характеристика понятия "функциональный стиль речи" (определение, стилеобразующие факторы, подстилевое и жанровое своеобразие). Особенности разговорного стиля, литературно-художественного стиля речи, общественно публицистического стиля речи, научного стиля речи, официально-делового стиля речи.   проблемная лекция
  Тема 13. Формы и сферы существования языка. Особенности книжной сферы. Формы существования литературного языка. Разговорная и книжная формы его употребления. Функциональные стили в русском языке. Соотношение понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Классификация текстов в зависимости от обслуживаемой ими функциональной сферы.   проблемная лекция
  Тема 14. Качественная речь. Современная качественная речь. Новые сферы применения литературного языка. Социально значимые тексты. Правильная и качественная речь.   проблемная лекция
  Тема 15. Изменения в русском языке последних десятилетий. Основные тенденции в развитии русской речи и изменения, которые затрагивают языковую систему. Неоправданные новации в языке. Объективная оценка языковых новаций. Работа со словарями новых слов и значений.   проблемная лекция
  Тема 16. Ответственность за нарушение норм публичного речевого общения. Самоконтроль при употреблении тех или иных слов и чем может обернуться его отсутствие; какие юридические последствия может иметь употребление нецензурной лексики в общественном месте; что понимается под защитой чести, достоинства и деловой репутации; как регулируется законом использование иностранных слов в официальной и публичной сферах общения. Клевета, оскорбление. Лингвистическая экспертиза устного или письменного публичного выступления.   Лекция-консультация с элементами беседы
  Тема 17. Речевая агрессия как социальная проблема.Причины, последствия. Основные формы и виды.Преодоление речевой агрессии. Основные пути (рефлексия, эмпатия, толерантность). Приемы контроля: психологические, педагогические, этикетные.Речевое нападение. Эмоциональный центр речевого нападения. Речевая самооборона.   лекция
  Итого за 2 семестр    
  3 семестр    
  Тема 18. Характеристика текста как основной единицы речи. Определение понятия текст и его общая характеристика. Способы изложения и типы текстов.Виды связи, структурные компоненты текста. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Общие рекомендации по корректировке текста.   Лекция
  Тема 19. Общая характеристика книжной речи. Сферы, обслуживающие книжную речь. Специфика языка художественной литературы. Соотношение книжной речи с письменной формой бытования. Специфика книжной речи.   Лекция
  Раздел 4. Функциональные стили    
  Тема 20. Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной научной речи. Особенности научного текста. Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи. Функциональные и структурно-языковые особенности плана, конспекта, реферата.   проблемная лекция
  Тема 21. Общая характеристика официально-делового текста как документа. Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация. Унификация и стандартизация документов. Требования к оформлению документов. Реквизиты. Нормы официально-делового стиля. Речевой этикет документа.   Лекция
  Тема 22. Жанровое своеобразие письменной официально-деловой речи. Выступление. Классификация жанров административно-канцелярского подстиля. Сравнительная характеристика автобиографии и резюме, заявления, расписки и доверенности. особенности написания справки. Сравнительная характеристика объяснительной, служебной и докладной записок. особенности написания деловых писем.   проблемная лекция
  Тема 23. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Проблема заимствований и агнонимов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Агнонимы, термины русского происхождения, термины иностранного происхождения, заимствования нетерминологического характера, слова нетерминологического характера, употребленные в специальном тексте, слова с «универсальным» значением.   проблемная лекция
  Тема 24. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ. Средства массовой информации и культура речи. Понятия «речевая агрессия» и «речевая манипуляция». Жанры публицистики.   проблемная лекция
  Тема 25. Разговорно-обиходный стиль речи. Особенности разговорно-обиходного стиля. Языковые средства разговорно-обиходного стиля. Речевой этикет. Национальная специфика речевого этикета. Невербальные средства общения.   Лекция
  Тема 26. Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство. Ораторское искусство. Личные качества, знания, навыки и умения оратора. Повседневная подготовка публичного выступления. Основные этапы подготовки к конкретному выстцуплению. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией. Основные типы устной публичной речи.   Лекция
  Итого за 3 семестр    
  Итого    

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных