Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Структура и компонентный состав компетенции
Перечень компонентов
| Технологии формирования компетенции
| Средства и технологии оценки
| Знать социальную значимость своей будущей профессии, цели и смысл государственной службы, теоретические аспекты коммуникации в устной и письменной формах на русском языке.
| Традиционный семинар
| Доклад, презентация проекта
| Уметь заниматься активной состязательной деятельностью в условиях информационного противоборства, соблюдать коммуникативные качества речи.
| Традиционный семинар
| Собеседование
| Владеть высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности в области коммуникации в устной и письменной формах на русском языке для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
| Традиционный семинар
| Собеседование
|
5.3. Планируемые уровни сформированности компетенцийу студентов, изучающих дисциплину
Уровни сформиро-ванности компетенций
| Индикаторы
| Дескрипторы
| 2 балла
| 3 балла
| 4 балла
| 5 баллов
| Базовый
| Знание
ü языковые нормы,
ü функциональные стили,
ü правила построения текстов
| Специфические знания, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют.
| Знает главные понятия, основы содержательного и этического компонентов русского языка и культуры речи.
| Знает основные языковые нормы, функциональные стили, правила построения текстов, принадлежащих различным функциональным стилям.
|
| Умение
ü проводить сопоставительный анализ функциональных стилей
ü составлять различные виды научных и официально-деловых текстов
| Специфические умения, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют.
| Умеет проводить сопоставительный анализ функциональных стилей, выявлять их отличительные черты и особенности.
| Умеет составлять различные виды научных и официально-деловых текстов, проводить деловую межкультурную коммуникацию.
|
| Владение
ü базовыми знаниями языковых норм навыками построения текстов различных функциональных стилей
ü системой знаний о языке, культуре речи
| Специфические навыки, формируемые в рамках дисциплины и предусмотренные дескриптором “3 балла”, отсутствуют.
| Владеет базовыми знаниями языковых норм, навыками построения текстов различных функциональных стилей.
| Владеет системой знаний о языке, культуре речи, что позволяет адекватно и правильно проводить межкультурную коммуникацию.
|
| Повышенный
| Знание
ü определять основные аспекты культуры речи
ü языковые нормы на всех уровнях языковой системы
ü правило построения текстов всех функциональных стилей
|
|
|
| Знает и может правильно определять основные аспекты культуры речи. Знает языковые нормы на всех уровнях языковой системы. Знает правила построения текстов всех функциональных стилей.
| Умение
ü проводить деловую коммуникацию с полноценным осознанием социокультурного, политического и экономического контекстов
|
|
|
| Умеет правильно применять в речи и письме этические, коммуникативные правила культуры речи. Умеет проводить деловую коммуникацию с полноценным осознанием социокультурного, политического и экономического контекстов.
| Владение
ü принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров
ü навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях
|
|
|
| В полной мере владеет принципами построения текстов основных научных, официально-деловых жанров, а также владеет навыками этикета и правилами языкового и социального поведения в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
|
Наименование и содержание лекций
№
| Наименование тем дисциплины, их краткое содержание
| Обьем часов
| Форма проведения
| | 1 семестр
| | | | Раздел 1. Современный русский язык. Речевое общение.
| | |
| Тема 1. Введение в предмет дисциплины. Речевое общение.
Характеристика дисциплины "Русский язык и культура речи" (цели и задачи, содержание и организация, требования, предъявляемые к знаниям и умения учащихся). Понятие общения. Основные единицы речевого общения. Правила речевого общения. Учёт различных компонентов речевой ситуации как необходимое условие успешной коммуникации.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 2. Эффективность речевой коммуникации. Речевая деятельность и её виды.
Речевая деятельность, этапы речевой деятельности. Виды речевой деятельности.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 3. Язык - универсальная знаковая система.
Язык - универсальная знаковая система, служащая основным средством общения. Функции языка. Нелитературные разновидности языка. Понятие о литературном языке как высшей форме существования национального языка.
|
| Лекция
|
| Тема 4. Язык и речь. Характеристика основных понятий, особенностей и признаков.
Системностемность языка. Языковые уровни. Языквые единицы. Отношения между языковыми единицами. Сравнительная характеристика понятий "язык" и "речь". Сравнительная характеристика устной и письменной речи. Определение понятий "речевой общение" и "речевая ситуация". Характеристика поняия "речевакя культура".
|
| Лекция
|
| Тема 5. Нормативный, коммуникативный и этический аспекты речевой культуры.
Основные аспекты речевой культуры, понятия речевого этикета, социального статуса, социальной роли, ситуации общения. Факторы ситуации общения, а также некоторые формулы речевого этикета.
|
| Лекция
|
| Раздел 2. Языковые нормы.
|
|
|
| Тема 6. Нормы современного русского литературного языка (варианты, типы норм).
Понятие нормы языка (литературной нормы). Варианты норм. Типы норм.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 7. Орфоэпические нормы.
Нормы постановки ударения (акцентологические нормы).Нормы произношения гласных звуков.Нормы произношения согласных звуков.Особенности произношения иноязычных слов.
|
| Лекция
|
| Тема 8. Лексические нормы.
Предметная и номинативная точность речи. Проблема лексической сочетаемости. Проблема речевой избыточности. Уместность словоупотребления. Логические ошибки словоупотребления.
|
| Лекция
|
| Тема 9. Морфологические нормы (варианты употребления форм существительных, прилагательных и местоимений).
Нормы употребления имен существительных (краткие сведения о существительном, определение рода, варианты форм множественного числа, варианты падежных форм). Нормы употребления имен прилагательных (краткие сведения о прилагательном, образование краткой формы, выбор полной и краткой формы, образование и употребление степеней сравнения). Нормы употребления местоимений (краткие сведения о местоимении, выбор личной формы, особенности употребления притяжательных местоимений, местоимений сколько и себя).
|
| Лекция
|
| Итого за 1 семестр
|
|
|
| 2 семестр
|
|
|
| Тема 10. Морфологические нормы (варианты употребления форм числительных и глаголов).
Нормы употребления числительного (краткие сведения о числительном, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы). Нормы употребления глагола (краткие сведения о глаголе, причины возникновения вариантов форм, условия их выбора, принятые нормы).
|
| Лекция
|
| Тема 11. Синтаксические нормы.
Краткая сравнительная характеристика основных синтаксических единиц (типы, способы выражения отношений, виды связи). Нормы построения словосочетаний (именных, глагольных). Нормы построения предложений (простых, сложных).
|
| Лекция
|
| Раздел 3. Основные понятия культуры речи
|
|
|
| Тема 12. Функциональные стили, подстили речи и жанры.
Общая характеристика понятия "функциональный стиль речи" (определение, стилеобразующие факторы, подстилевое и жанровое своеобразие). Особенности разговорного стиля, литературно-художественного стиля речи, общественно публицистического стиля речи, научного стиля речи, официально-делового стиля речи.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 13. Формы и сферы существования языка. Особенности книжной сферы.
Формы существования литературного языка. Разговорная и книжная формы его употребления. Функциональные стили в русском языке. Соотношение понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы». Классификация текстов в зависимости от обслуживаемой ими функциональной сферы.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 14. Качественная речь.
Современная качественная речь. Новые сферы применения литературного языка. Социально значимые тексты. Правильная и качественная речь.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 15. Изменения в русском языке последних десятилетий.
Основные тенденции в развитии русской речи и изменения, которые затрагивают языковую систему. Неоправданные новации в языке. Объективная оценка языковых новаций. Работа со словарями новых слов и значений.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 16. Ответственность за нарушение норм публичного речевого общения.
Самоконтроль при употреблении тех или иных слов и чем может обернуться его отсутствие; какие юридические последствия может иметь употребление нецензурной лексики в общественном месте; что понимается под защитой чести, достоинства и деловой репутации; как регулируется законом использование иностранных слов в официальной и публичной сферах общения. Клевета, оскорбление. Лингвистическая экспертиза устного или письменного публичного выступления.
|
| Лекция-консультация с элементами беседы
|
| Тема 17. Речевая агрессия как социальная проблема.Причины, последствия. Основные формы и виды.Преодоление речевой агрессии. Основные пути (рефлексия, эмпатия, толерантность). Приемы контроля: психологические, педагогические, этикетные.Речевое нападение. Эмоциональный центр речевого нападения. Речевая самооборона.
|
| лекция
|
| Итого за 2 семестр
|
|
|
| 3 семестр
|
|
|
| Тема 18. Характеристика текста как основной единицы речи.
Определение понятия текст и его общая характеристика. Способы изложения и типы текстов.Виды связи, структурные компоненты текста. Особенности композиции и конструктивные приемы текста. Общие рекомендации по корректировке текста.
|
| Лекция
|
| Тема 19. Общая характеристика книжной речи.
Сферы, обслуживающие книжную речь. Специфика языка художественной литературы. Соотношение книжной речи с письменной формой бытования. Специфика книжной речи.
|
| Лекция
|
| Раздел 4. Функциональные стили
|
|
|
| Тема 20. Общая характеристика научного текста и жанровое своеобразие письменной научной речи.
Особенности научного текста. Характеристика первичных и вторичных жанров научной речи. Функциональные и структурно-языковые особенности плана, конспекта, реферата.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 21. Общая характеристика официально-делового текста как документа.
Понятие делового документа. Основные функции документов и их классификация. Унификация и стандартизация документов. Требования к оформлению документов. Реквизиты. Нормы официально-делового стиля. Речевой этикет документа.
|
| Лекция
|
| Тема 22. Жанровое своеобразие письменной официально-деловой речи.
Выступление. Классификация жанров административно-канцелярского подстиля. Сравнительная характеристика автобиографии и резюме, заявления, расписки и доверенности. особенности написания справки. Сравнительная характеристика объяснительной, служебной и докладной записок. особенности написания деловых писем.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 23. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Проблема заимствований и агнонимов.
Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Агнонимы, термины русского происхождения, термины иностранного происхождения, заимствования нетерминологического характера, слова нетерминологического характера, употребленные в специальном тексте, слова с «универсальным» значением.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 24. Жанровая дифференциация, отбор языковых средств в публицистике. Речевая агрессия и речевая манипуляция в СМИ.
Средства массовой информации и культура речи. Понятия «речевая агрессия» и «речевая манипуляция». Жанры публицистики.
|
| проблемная лекция
|
| Тема 25. Разговорно-обиходный стиль речи.
Особенности разговорно-обиходного стиля. Языковые средства разговорно-обиходного стиля. Речевой этикет. Национальная специфика речевого этикета. Невербальные средства общения.
|
| Лекция
|
| Тема 26. Особенности устной публичной речи. Ораторское искусство.
Ораторское искусство. Личные качества, знания, навыки и умения оратора. Повседневная подготовка публичного выступления. Основные этапы подготовки к конкретному выстцуплению. Произнесение речи: работа оратора с аудиторией. Основные типы устной публичной речи.
|
| Лекция
| | Итого за 3 семестр
|
|
| | Итого
|
| |
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|