Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Туризм как показатель социального статуса




В 1960 –е годы социальный статус во всем мире был связан в первую очередь с профессиональными занятиями. К среднему классу (слою) причисляли себя «белые воротнички» в отличие от «синих» не только в США и Европе, но и в нашей стране. На фоне одинаково низких зарплат у рабочих и инженеров и одинакового уровня потребления высшее образование было чуть ли не единственной формой символических границ, определяющих социальный статус. Но, начиная с 70-х годов по мере того, как индустриальные общества Запада сменялись постиндустриальными, работа как основной социальный признак стала уступать место досугу. На смену «профессии» как определяющей характеристике социального статуса пришло понятие «жизненный стиль», объединяющее тип труда, досуга, семейного положения, места жительства и уровня потребления. Работа свелась лишь к средству получения доходов, а большинство жизненных ценностей оказались сосредоточенными вне ее – в кругу семьи, в сфере досуга (хобби, занятия спортом, организация отпуска).

По мнению американских исследователей туризма и социологов (Д. Макканен, Д. Урри), туризм стал важным компонентом социального статуса. Путешествия сегодня занимают 40% свободного времени. Если люди не путешествуют, они теряют статус. Проведение отпуска вдали от дома уже становится не просто одним из возможных видов отдыха, а социальной нормой, обязательной к исполнению.

Современный туризм представляет собой сложный ритуал со своим сценарием. Несмотря на частые разочарования, постоянные подозрения, что его обманывают, несмотря на расходы, бытовые неудобства и реальные опасности, современный турист продолжает стремиться к неизведанным красотам природы и культуры. Сам акт осмотра достопримечательностей помогает человеку сконструировать целостную картину мира из доступных ему впечатлений. По мнению Д. Макканена, главной целью туриста является укрепление собственной идентичности, утверждение Эго.

Некоторые исследователи считают туристические поездки современного человека светским эквивалентом священных празднеств, разделявших время на два периода – время праздника и время повседневных обязанностей. Граница между этими периодами обставлена своеобразными ритуалами перехода (сборами, получением визы, проводами, переводом часов в самолете и др.) Ритуалы возвращения столь же обязательны: подробные отчеты перед друзьями, вручение подарков, демонстрация фотографий и сувениров.

Само путешествие обычно проходит в режиме, который психиатры называют измененным состоянием сознания: чрезмерное возбуждение, эйфория, напряженность. Медики утверждают, что в отпуске люди чаще болеют и подвергают свое здоровье большему риску, чем дома. Человек возвращается из отпуска вовсе не «отдохнувшим» и «полным сил», а совершенно другим, примерившим на себя иную жизнь. В исследовании китайского социолога Н. Ванга подчеркивается, что в массовом сознании популярна идея о том, что на отдыхе нельзя экономить, поэтому отпуск для многих превращается в «безответственное и ничем не сдерживаемое потребление, конструирующее фантастический или утопический мир изобилия и вседозволенности».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных