Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Операциональный состав мышления




Мышление совершается посредством различных мыслительных операций. Они являются основными механизмами мышления. Такими операциями являются сравнение. анализ, синтез, абстракция (отвлечение) и обобщение.

Сравнение — мыслительная операция, которая заключается в сопоставлении предметов и явлений, нахождения сходства, различия и тождества между ними.

Анализ - мысленное расчленение, разделение предметов и явлений на части, элементы, моменты.

Синтез — мысленное объединение частей элементов в единое целое. Анализ расчленяет, синтез по-новому объединяет.

Анализ и синтез существуют в неразрывном единстве. В ходе решения задачи мышление выступает как процесс. По ходу решения возникают все новые и новые условия, которые детерминируют дальнейшее протекание мыслительного процесса. Неизвестное не есть какая-то абсолютная пустота, оно всегда связано с чем-то известным. Вступая в связи с другими предметами, познаваемый объект выступает перед нами все новыми своими сторонами и свойствами. Из объекта как бы вычерпывается все новое и новое содержание. Например, прямая может выступать как биссектриса данного угла. как гипотенуза и т.д. Таким образом, через взаимодействие с другими объектами (синтез) происходит вычленение новых качеств (анализ). Анализ через синтез, согласно С.Л.Рубинштейну, является основным механизмом мышления.

Абстрагирование — выделение одних признаков и отвлечение от других (осуществляется на основе анализа).

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам знаний относительно данной предметной области: отдельные факты, положения, определения сознаются как самые важные, решающие для ее понимания);

— категориальный характер (определяющая роль того типа знания, которое представлено в виде общих принципов, общих подходов, общих идей);

— владение не только декларативным знанием (знанием о том. «что»), но и процедурным знанием (знанием о том, «как»);

— наличие знания о собственном знании.

 

Ключевые понятия: мышление, мыслительная задача, мотивы мышления, проблемная ситуация, интеллектуальные эмоции; наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно логическое мышление; дискурсивное и интуитивное, продуктивное и репродуктивное мышление; мыслительные операции, знания, база знаний, компетентность.

Литература:

1. Дункер К. Структур;) и динамика процессов решения задач о процессах решения практических проблем)// Хрестоматия но общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б.Гнппенрейтср. В.В.Петухова. М..1981. С.258-268.

2. Линдсей П.. Норман Д. Анализ процесса решения задач //там же. С.319-327.

3. Рубинштейн С.Л. Основная задача и метод психологического исследования мышления // там же. С. 281-288.

 

Лекция 13. Речь

Понятие речи

Речь — это особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку и осуществляемая посредством языка. Речевая деятельность -это процесс использования человеком языка с целью передачи и усвоения общественно-исторического опыта, установления коммуникаций, а также планирования своих действий.

Речь и язык неразрывно связаны между собой. Речи не может быть без языка. Человек не знающий, например, китайского языка, не может воспринимать речь на китайском языке. Язык же проявляет свою жизнь и свои функции через речь. Если люди перестают пользоваться каким-либо языком, он умирает. Такими мертвыми языками являются древнегреческий, древнееврейский, древнеславянский и др. Но речь и язык не тождественны:

— так, язык является общим для всех людей, говорящих на данном языке, речь же у каждого человека своя, индивидуальная;

— язык не может подвергаться патологическим изменениям, а речь может подвергаться у отдельных людей патологическим изменениям.

Главная особенность человеческой речи — членораздельность. Речь разделяется на отдельные элементы: звуки, буквы, слоги, морфемы (значимые части слова: корни, приставка, суффикс, окончание). Они могут сочетаться по-разному, объединяясь в более сложные сочетания — слова, а слова объединяются в предложения. Благодаря этому из ограниченного числа отдельных элементов (звуки, слоги) составляются все новые и новые комбинации. Это дает широчайшие возможности для выражения в речи всех сторон нашего сознания: мыслей. чувств, воли.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных