Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Индивидуально-психологические особенности человека




Личность — это сложный и системный феномен прежде всего общественного развития. Человек как личность предстает в сово­купности духовных качеств, особенностей, в которых он стано­вится носителем тех или иных социальных ценностей (професси­ональных, нравственных, политических, этнических, эстетиче­ских, правовых, экологических и др.), позиций, оценочных суждений и отношений, а также как активно действующий субъект

познания и преобразования окружающей его действительности и самого себя. При этом важно отметить, что субъектность выступа­ет ведущей и определяющей стороной личности. Именно по мере того как у ребенка складывается и развивается избирательность его отношений с окружающей действительностью, а затем и осо­знанная постановка целей поведения и деятельности, субъект­ность, он складывается и развивается как личность.

Особую роль в формировании и становлении личности, ее от­дельных структур играют общение, другие виды взаимодействия человека с непосредственным социальным окружением и деятель­ность. Вначале через общение с родителями, другими людьми, а затем и через разнообразные виды совместной с ними деятельно­сти человек усваивает социальный опыт, овладевает нормами, правилами, способами поведения и деятельности, отдельных дей­ствий — происходит социализация личности, формируется и раз­вивается ее субъектность.

Социализация личности — это процесс овладения человеком социальными и социально-психологическими нормами, прави­лами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития личности че­рез освоение человеком материальной и духовной культуры, со­циальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.

Социализация личности осуществляется через взаимодействие ее со средой, в ходе которого человек не только овладевает соци­альным опытом, но и наращивает его, производит соответствую­щие изменения в социальной и природной среде. Процесс социа­лизации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт, происходит его интериоризация, субъективация объективности. С другой — про­является индивидуальность человека, осуществляются экстерио-ризация и объективация субъективности в его делах, поступках, в их результатах.

Личность формируется и развивается под воздействием сово­купности всех факторов и обстоятельств ее жизни и деятельно­сти, а также при ее непосредственном участии в этом. Социализа­ция личности, ее становление, становление человека как носителя духовных и материальных ценностей, норм, правил, отношений, возникновение и развитие субъектности происходят под влияни­ем социальных обстоятельств. Процесс социализации личности — основной, ведущий и определяющий в появлении, формирова­нии и развитии личности.

Именно в процессе социализации у личности возникают соот­ветствующие отношения к социальным фактам и в целом к окру­жающему миру, избирательность в восприятии и оценке фактов и событий, складывается субъектность: человек начинает активно,

избирательно и целенаправленно взаимодействовать со средой, проявлять себя, свой духовный и физический потенциал.

В процессе социализации человек овладевает социальным опы­том, начинает понимать смысл окружающего его мира, происхо­дит осознание себя в нем: складываются системы смысловых обра­зований личности. Этот процесс начинается в семье и затем продолжается и наращивается в дошкольных детских учреждени­ях, школе, вузе, на производстве, через средства массовой ин­формации, самообразование.

В системе смысловых образований представлено понимание человеком смысла различных сторон действительности, смысла жизни, собственного существования, перспектив развития мира, земной цивилизации, в целом картины мира и тенденций его раз­вития. Расширение и углубление знаний человека об окружающей его действительности и о себе самом позволяют ему более успеш­но ориентироваться в жизненно важных для него процессах, адек­ватнее реагировать на воздействия среды и тем самым повышать защищенность человека от агрессивных и других негативных воз­действий среды. Вот почему формирование у специалистов науч­ного мировоззрения, научной картины мира является важнейшим условием их социализации и профессионального становления. При этом не все, в чем человек видит тот или иной смысл, приобрета­ет для него и личностный смысл, становится значимым для удов­летворения тех или иных его потребностей.

По мере познания окружающей его действительности, себя самого, смысла жизни и своего существования человек начинает видеть, понимать и личностный смысл, личностную значимость тех или иных сторон, фактов, событий, процессов в этой дей­ствительности. Человек все более начинает связывать удовлетво­рение своих потребностей и интересов с окружающим его миром. Предметы и явления объективной реальности, связанные с по­требностями человека и служащие их удовлетворению в данный момент или в перспективе, становятся для него значимыми, при­обретают личностный смысл, личностную значимость, ценность. Ценности личности — это отражение и запечатление в психике человека тех или иных сторон предметов и явлений окружающего его мира, которые служат удовлетворению потребностей лично­сти, находят в ней эмоциональный отклик и, таким образом, при­обретают то или иное личностное значение.

Система ценностных образований личности — более сложные по сравнению со смысловыми конструктами психические струк­туры. В них наряду с пониманием смысла социальной, природной и технической среды жизнедеятельности человека содержатся и его отношения, оценочные суждения, потребностно детермини­рованные позиции. При этом те или иные внешние события, об­стоятельства могут иметь для человека ситуативно, кратковременно

либо постоянно и длительно как позитивное, так и негативное значение, как положительный, так и отрицательный личностный смысл: добро—зло, красиво—безобразно, хорошо—плохо, полез­но—вредно, возвышенно—низменно, нужно—не нужно и т.д.

Очевидно, что при взаимодействии человека с окружающим его миром понимание смысла происходящих в нем событий, про­цессов и явлений помогает ставить адекватные возможностям человека цели, а степень значимости для личности этих целей соответствующим образом активизирует энергию и стремление человека, создает мотивацию достижения поставленных целей, побуждает к действию по реализации этих целей.

В целом профессиональное становление личности невозможно без формирования широкой и разносторонней системы смысловых и ценностных образований, и прежде всего связанных с професси­ональной и близкими с ней сферами жизнедеятельности.

Социализация, становление и развитие личности специалиста включает три взаимосвязанных процесса:

1) общую социализацию как становление личности гражда­нина, усвоение и овладение человеком системой общественных норм, правил, ценностей нравственного, эстетического, поли­тического, правового, религиозного и другого содержательного характера;

2) профессионально-ролевую социализацию личности как ов­ладение человеком профессиональными ролевыми функциями, ценностями, нормами, отношениями и т.п.;

3) профессионализацию как ту или иную степень овладения человеком профессиональной деятельностью, специальностью, профессиональным мастерством.

Профессионально-ролевая социализация и профессионализа­ция личности в совокупности составляют частную, специальную, профессиональную социализацию личности.

Становление и развитие личности связано с формированием различных «Я»-образов личности: «Я»-физическое, «Я»-физиоло-гическое, «Я»-сексуальное, «Я»-социальное, «Я»-деятельностное, «Я»-нравственное, «Я»-профессиональное, «Я»-семейное и т. д. Си­стема «Я»-образов личности в совокупности с содержательным их наполнением характеризует «Я»-концепцию личности как относи­тельно устойчивую систему представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свои отношения и взаимодействия с другими людьми и относится к себе. Это достаточно целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ своего «Я». В зависимости от количественной и качественной характеристики «Я»-образов личности говорят о степени сложности «Я»-концеп-ции личности специалиста.

По мере становления личности человек все больше перестает быть пассивным продуктом социальных и других обстоятельств и

преобразуется в активнодействующий субъект. При этом чем боль­ше субъектности в человеке, тем больше в нем личностного. Субъект-ность является одной из атрибутивных характеристик личности.

Другой атрибутивной характеристикой личности выступает ак­тивность. Личность — не пассивный продукт социальных и других обстоятельств. Активность личности выражается в отношениях че­ловека к тому, что он делает и что происходит с ним, в жизнен­ной позиции, которую он занимает, в целях и мотивах его пове­дения и деятельности, способах действий. Характер активности личности проявляется в тех социальных и социально-психологи­ческих ролевых функциях, которые она выполняет, в ее самоут­верждении в поведении и деятельности. Важно обратить внимание на то, что внутренние условия деятельности личности, психику человека в целом не следует понимать пассивно преломляющим внешние воздействия устройством. Происходит активное и целена­правленное, потребностно-детерминированное взаимодействие личности с объективными обстоятельствами, преобразование их в деятельности, причем изменяется как объект (окружающий мир), так и субъект, сама личность. При этом, как принято считать в отечественной психологии, личность характеризуется прежде всего тем, что, как, почему и во имя чего она делает что-то, реализует, проявляет и утверждает себя.

Есть основания утверждать, что личность характеризуется не столько тем, что она приобрела от социума, носителем каких со­циальных качеств она стала, сколько мерой всестороннего прояв­ления своей сущности, своих возможностей в конкретных услови­ях жизни и деятельности.

Одной из проблем при изучении личности является понима­ние ее психологической структуры.

Психологическая структура личности представляет собой цело­стное системное образование, совокупность социально значи­мых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов дей­ствий и поступков человека, сложившихся прижизненно и оп­ределяющих его поведение и деятельность. Личность — это относительно устойчивая саморегулирующаяся динамическая функционирующая система взаимодействующих между собой ее структурных элементов. Такой статико-динамический подход к личности позволяет лучше понять мотивы и цели ее поведения и деятельности, истоки ее активности, динамику и диалектику внутренних детерминант, регуляторов, механизмов регуляции и саморегуляции.

Личность — структурно и иерархически организованное си­стемное образование в психике человека. Психологическую струк­туру личности составляют ее психические свойства (направлен­ность, характер, темперамент, способности), жизненный опыт, характерные психические состояния, индивидуальные особен-

ности психических процессов. В личности также выделяют следу­ющие стороны, сферы: интеллектуально-познавательную, эмо­циональную, волевую, потребностно-мотивационную, психомо­торную. Центральное место в психологической структуре личности занимают потребностно-мотивационная сфера и направленность.

В психологии существуют и другие подходы к рассмотрению структуры личности как у отечественных психологов (К. К. Пла­тонов, А. Г. Ковалев и др.), так и у представителей зарубежных психологических школ (3. Фрейд, Э. Фромм, Э. Берн, А. Маслоу, К. Роджерс и др.). Эти подходы достаточно хорошо представлены в соответствующей психологической литературе.

Заслуживает внимания разработанная К. К. Платоновым струк­тура личности, включающая в себя четыре подструктуры, а также систему общих и специальных способностей личности. К. К. Пла­тонов выделил следующие основные подструктуры личности:

• направленности личности;

• опыта (профессионального, художественного, поведенче­ского и т.д.);

• индивидуальных особенностей психических процессов (по­знавательных, эмоциональных, волевых);

• биологически обусловленную (темперамент и патологиче­ские изменения личности).

К. К. Платонов разработал карту личности и методику количе­ственной оценки уровня и динамики личностных особенностей человека. В этой карте наряду с вышеперечисленными подструк­турами выделена система черт характера и способностей лично­сти, а также и общесоциальная характеристика человека (см. бланк «Карта личности»).

КАРТА ЛИЧНОСТИ Порядковый №_

Возраст_________________

Член КПСС, (5.2) член ВЛКСМ, (5.3) беспартийный.

(1.) Группа

Фамилия____

(3.)

(5.1)

(6.)

(8.1)

(8.2)

(9.1)

(9.2)

(9.3)

(ЮЛ)

(10.2)

(10.3) Общественная активность ______

(10.4) Отношение к антиобщественным проступкам____________________

1967 года

Пол: муж. (2.1), жен. (2.2) (4.) Образование

Специальность________

Состояние здоровья___

Отношение к здоровью

Условия работы______

Условия в семье

Материальные условия___

Физкультурная активность Успеваемость

(7-)

(8.1)

(8.2)

(9.1)

(9.2)

(9.3)

(ЮЛ)

(10.2)

(10.3)

(10.4)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Стаж  
vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных