Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Урок литературы особенно явно выявляет человеческую фальшь, неискренность педагога!

Как и тысячелетия назад, профессия учителя-словесника, как бы она ни совершенствовалась и видоизменялась, остается «человеческим видом деятельности».

Учитель литературы и в наши дни работает на допотопном сердечном «горючем».

Всякий раз, когда учитель литературы входит в класс, он постоянно сталкивается с бесчисленным множеством разнообразных педагогических и художественных ситуаций, которые требуют от него одного, главного – творчества.

Причем, начинается этот творческий процесс задолго до того, как педагог встретится со своими учениками: во время подготовки к уроки, раздумий о нем, составления плана-конспекта урока.

Налицо два основных этапа творчества учителя литературы:

– индивидуальное творчество в ходе подготовки к уроку;

– коллективное сотворчество совместно с учениками в ходе урока.

На каждом из этих этапов творчество необходимо, иначе не произойдет главного – настоящей встречи учащихся с писателем и его произведениями.

Учитель литературы не создает новых эстетических ценностей, однако он тем не менее выступает как своеобразный усилитель художественных эмоций от знакомства с литературным произведением.

Известный словесник Е.И.Ильин в книге «Искусство общения».– М., 1982. вспоминает о том, как он проходил практику в школе и столкнулся со сложностями.

На уроке изучалось стихотворение Н.А.Некрасова «Железная дорога».

«Вдруг вижу,– пишет Ильин,– класс, словно плохо сколоченный плот, рассыпается на волнах моего университетского красноречия. Еще минута – и я уступлю место опытной учительнице.

Но, отложив конспект в сторону, я отважно вышел из-за стола к ребятам. Глядя на всех сразу и на кого-то одного (сострадающего), стал читать:

Добрый папаша! К чему в обаянии

Умного Ваню держать?..

Остановимся! Из чего видно, что Ваня умный? Хоть и велик Некрасов, но не хочется верить на слово. Возможно, в тексте есть какие-то подтверждения? Поверьте, знаю не больше вашего!

Затихли голоса. Зашелестели страницы. Плот стал потихоньку собираться воедино. Словно разом сдвинулись ребята к одному центральному вопросу. Он не был запрограммирован, и класс это почувствовал.

Минут 10 сообща искали ответ на вопрос, ответ, которого могло и не быть.

И вот одна спасительная рука.

– Ваня умный! – убежденно заявила ученица: Папаша! Кто строил дорогу, спрашивает он отца.

– Это же не просто любопытство, это благодарность! Он хочет знать имена строителей.

Значимость подобных находок словесника бесценна – она составляет неотъемлемую часть творческого процесса преподавания литературы.

Урок литературы особенно явно выявляет человеческую фальшь, неискренность педагога!

Здесь учитель как на ладони, и никуда не спрятаться за многоречивыми и декларативными рассуждениями о высоких материях.

Словесник должен чутко улавливать этико-психологические закономерности художественного воспитания.

Методист Т.В.Чирковская наглядно показывает это: «Только что прочитано стихотворениеь А.С.Пушкина «Зимнее утро». Оно понравилось, взволновало ребят. Сидят зачарованные, притихшие, во власти пушкинского слова. Но учитель, находящийся во власти шаблона, все же зачем-то решает проверить это очевидно положительное впечатление. И сразу ставится вопрос:

– нравится ли?

– и сходу второй: почему нравится?

Следуют банальные ответы: «Потому что хорошо описана природа, описано зимнее утро» и т.д.

Глядишь на ребят и чувствуешь, что ответы неадекватны душевному настроению, созданному произведением».

Итак, важнейшим требованием к уроку литературы является учет особой эстетической природы процесса передачи литературных знаний.

Урок литературы – это особый мир, где не просто происходит знакомство учеников с теми или иными художественными явлениями, а их погружение в многоканальную связь друг с другом и учителем, что создает полифонию жизненного межличностного общения.

Словеснику необходимо умение маневрировать с помощью разных видов и способов обучения, ища и предлагая оптимальные учебные ситуации.

Не будет преувеличением сказать, что урок литературы – это художественно-педагогическое произведение.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Плоттер - это устройство для... | Усадьба СИНЬКОВО, Московская область, Раменский район


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных