ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Давление насыщенных паров воды при различных температурахt, °С 8 9 10 11 12 13 14 15 p, кПа 1,07 1,15 1,23 1,31 1,40 1,50 1,60 1,70 t, °С 16 17 18 19 20 21 22 23 p, кПа 1,82 1,94 2,06 2,20 2,34 2,49 2,64 2,81 Ответ: Образец возможного решения Когда человек входит в дом, температура стекол его очков практически равна температуре на улице. Очки запотевают, если температура стекол удовлетворяет условию выпадения росы при заданном парциальном дав- лении водяного пара в комнате. Если относительная влажность воздуха в комнате 50%, то парциальное давление водяных паров составляет половину давления насыщенного пара при комнатной температуре, т.е. 1,32 кПа. Очки запотеют, если темпера- тура на улице соответствует такому (или ниже) давлению насыщенного водяного пара. По таблице находим, что температура на улице не выше 11°С. Критерии оценки выполнения задания Баллы Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 17) Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно указано физическое явление (в данном случае — явле- ние появления росы) и получен верный ответ; — проведены рассуждения, приводящие к правильному ответу. Представлено правильное решение и получен верный ответ, но: — не указано физическое явление; ИЛИ — не представлены рассуждения, приводящие к ответу. – Правильно указано физическое явление, но в рассуждениях со- держится ошибка, которая привела к неверному ответу. ИЛИ – Содержится только правильное указание на физическое явле- ние. ИЛИ – Представлен только правильный ответ. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла. 0 C2 Небольшая шайба после удара скользит вверх по наклонной плоскости из точки А (см. рисунок). В точке В наклонная плоскость без излома перехо- дит в наружную поверхность горизонтальной тру- бы радиусом R. Если в точке А скорость шайбы превосходит х0 = 4 м/с, то в точке В шайба отрывается от опоры. Длина наклонной плоскости АВ = L = 1 м, угол б = 30°. Коэффициент трения между наклонной плос- костью и шайбой м = 0,2. Найдите внешний радиус трубы R. б R B A х0 Ответ: Образец возможного решения Изменение полной механической энергии шайбы равно работе силы тре- ния: 2 2 0 sin cos. 2 2 B m m mgL mgL х х + б. =-м б (1) В точке В условием отрыва будет равенство центростремительного уско- рения величине нормальной составляющей ускорения силы тяжести: 2 cos, cos. B B g gR R = ѓїЃЛ = х х б (2) Из (1) и (2) находим внешний радиус трубы R: 0 2 (tg) 0,3 cos R L g = - м+ б ЎЦ б х м. Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 18) Критерии оценки выполнения задания Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — изменение механической энергии тела за счет работы сил трения, формула для центростремитель- ного ускорения при движении по окружности); — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и пред- ставлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с про- межуточными вычислениями). — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ — Правильно записаны необходимые формулы, записан правиль- ный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к от- вету. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допуще- на ошибка, которая привела к неверному ответу. – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование не- применимого закона, отсутствие более одного исходного уравне- ния, разрозненные записи и т.п.). Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 19) C3 Воздушный шар, оболочка которого имеет массу М = 145 кг и объем V = 230 м3, наполняется горячим воз- духом при нормальном атмосферном давлении и темпера- туре окружающего воздуха t 0 = 0оС. Какую минимальную температуру t должен иметь воздух внутри оболочки, что- бы шар начал подниматься? Оболочка шара нерастяжима и имеет в нижней части небольшое отверстие. t t 0 Ответ: Образец возможного решения Условие подъема шара:, Архимеда g g F M ЎЭ + m где М – масса оболочки, m – масса воздуха внутри оболочки, отсюда 0 0 g g g V M V V M V с ЎЭ +с ЃЛс ЎЭ +с, где – плотность окружающего воздуха, 0 с с – плотность воздуха внутри оболочки, V – объем шара. Для воздуха внутри шара: м pV mR T =, или м с m p V RT · = = ·, где p – атмо- сферное давление, Т – температура воздуха внутри шара. Соответственно, плотность воздуха снаружи: 0 p RT м с =, где T 0 – температура окружающего воздуха. м м p V p M V RT R · · · · ЎЭ + · · T ЃЛ min 0 м м p V p V M R T R T · · · · = - · · ЃЛ min 0 1 1 м M R T T p V · = - · ·, min 0 538 p V T T p V MRT м = м - ЎЦ К = 265°С. Критерии оценивания выполнения задания Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — выражение для силы Архимеда, связь массы и плотности, уравнение Менделеева–Клапейрона); — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и пред- ставлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с про- межуточными вычислениями). Приведено решение, содержащее ОДИН из следующих недостат- ков: — в необходимых математических преобразованиях и (или) вы- числениях допущены ошибки; Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 20) — представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов; — правильно записаны необходимые формулы, записан правиль- ный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к от- вету. – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование не- применимого закона, отсутствие более одного исходного уравне- ния, разрозненные записи и т.п.). C4 Тонкий алюминиевый брусок прямоуголь- ного сечения, имеющий длину L = 0,5 м, соскальзывает из состояния покоя по глад- кой наклонной плоскости из диэлектрика в вертикальном магнитном поле индукцией В = 0,1 Тл (см. рисунок). Плоскость накло- нена к горизонту под углом б = 30°. Продольная ось бруска при движе- нии сохраняет горизонтальное направление. Найдите величину ЭДС ин- дукции на концах бруска в момент, когда брусок пройдет по наклонной плоскости расстояние l = 1,6 м. б l L B g Ответ: Образец возможного решения Пользуемся общей формулой для ЭДС индукции в движущемся провод- нике: sin(90) cos BL BL е = ° - б = б х х, (1) где б — угол между направлением вектора индукции и нормалью к по- верхности наклонной плоскости. Скорость проводника в конечном положении находится из закона сохра- нения энергии: m х2/2 = mgh = mgl sin б, откуда х = 2 2 sin gh gl =.б (2) Из (1) и (2) находим: cos 2 sin 0,17 BL gl е = б б ЎЦ В. Критерии оценки выполнения задания Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 21) — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формула для ЭДС индукции в проводнике, движущемся в магнитном поле, закон сохранения энергии); — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и пред- ставлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с про- межуточными вычислениями). — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ — Правильно записаны необходимые формулы, записан правиль- ный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к от- вету. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допуще- на ошибка, которая привела к неверному ответу. – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование не- применимого закона, отсутствие более одного исходного уравне- ния, разрозненные записи и т.п.). C5 В электрической цепи, показанной на рисунке, ЭДС источника тока равна 12 В, емкость кон- денсатора 2 мФ, индуктивность катушки 5 мГн, сопротивление лампы 5 Ом и сопротив- ление резистора 3 Ом. В начальный момент времени ключ К замкнут. Какая энергия выде- лится в лампе после размыкания ключа? Внутренним сопротивлением ис- точника тока, а также сопротивлением катушки и проводов пренебречь. К Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 22) Ответ: Образец возможного решения Пока ключ замкнут, через катушку L течет ток I, определяемый сопротив- лением резистора: I R = е, конденсатор заряжен до напряжения: U = е. Энергия электромагнитного поля в катушке L: LI. Энергия электромагнитного поля в конденсаторе C е. После размыкания ключа начинаются электромагнитные колебания, и вся энергия, запасенная в конденсаторе и катушке, выделяется в лампе и на резисторе: Е = C е + LI = C е + 2 2 L R е = 0,184 Дж. Согласно закону Джоуля–Ленца, выделяемая на резисторе мощность про- порциональна его сопротивлению. Следовательно, энергия 0,184 Дж вы- деляется в лампе и на резисторе пропорционально их сопротивлениям, и на лампу приходится ЕЛ = 5 Е = 0,115 Дж. Ответ: ЕЛ = 0,115 Дж. Критерии оценки выполнения задания Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон Ома, закон Джоуля–Ленца, формулы расчета энергии магнитного поля катушки с током и электрического поля конденсатора); — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и пред- ставлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с про- межуточными вычислениями). — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ — Правильно записаны необходимые формулы, записан правиль- ный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к от- вету. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допуще- на ошибка, которая привела к неверному ответу. – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 23) – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование не- применимого закона, отсутствие более одного исходного уравне- ния, разрозненные записи и т.п.). C6 р0-мезон массой 2,4·10–28 кг распадается на два г-кванта. Найдите модуль импульса одного из образовавшихся г-квантов в системе отсчета, где пер- вичный р0-мезон покоится. Ответ: Образец возможного решения Согласно закону сохранения импульса, фотоны от распада покоящегося р0-мезона разлетаются в противоположные стороны с равными по величи- не импульсами: 1 2 p p = = p. Энергия каждого фотона связана с величи- ной его импульса соотношением Е = рс. Согласно релятивистскому закону сохранения энергии, в распаде mc 2 = 2 рс. Следовательно, | p | = mc /2. Ответ: 20 3,6 10 - = = · mc p кг·м/с. Критерии оценки выполнения задания Баллы Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: — верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — законы сохранения энергии и импульса; выражения для энергии и импульса фотона); — проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и пред- ставлен ответ. При этом допускается решение "по частям" (с про- межуточными вычислениями). — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ — Правильно записаны необходимые формулы, записан правиль- ный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к от- вету. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допуще- Единый государственный экзамен 2009 г. ФИЗИКА, 11 класс © 2009 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации (2009 - 24) на ошибка, которая привела к неверному ответу. – В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ – Записаны все исходные формулы, необходимые для решения задачи, но в ОДНОЙ из них допущена ошибка. ИЛИ – Отсутствует одна из формул, необходимых для решения задачи. Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла (использование не- применимого закона, отсутствие более одного исходного уравне- ния, разрозненные записи и т.п.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|