Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа дошкольного учреждения по изучению и реализации прав ребенка

Л.Б. Розова (РыбПК)

 

Согласно Словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе».

Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Положение детей в России в начале 21 века вызывает тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье.

Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из-за незнания их как взрослыми, так и самими детьми.

В феврале 1924 года Инглатайн Джебб, основатель международной организации спасения детей провозгласил Женевскую декларацию о правах ребенка, которая была направлена на то лучшее, что может дать взрослое человеческое общество своему потомству. В 1948 г. ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, а через 11 лет, в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию прав ребенка, которая, кроме декларации прав, фиксировала и юридические нормы защиты прав ребенка в мире.

В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована 13 июня 1990 года. Конвенция прав ребенка – документ юридический и педагогический, он предписывает строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственно – правовой основе, считая ребенка человеком, обладающим всеми правами (кроме права голосовать и быть избранным) и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения. Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка.

Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Исследования Т.Н. Дороновой показывают, что с нормативно – правовой базой защиты прав ребенка знакомы только 20% руководителей и 12 % воспитателей. Конвенция о правах ребенка есть у 5 % ДОУ, Закон РФ «Об образовании» - у 83%, «Семейный кодекс РФ» - у 37% ДОУ.

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению академика Ю.Е. Вельтищева, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам, так как именно в этом возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.

Право на образование гарантировано ребенку государством с самого раннего возраста. С позиции Конвенции право на образование включает следующие аспекты:

· возможность посещать образовательное учреждение;

· создание условий для образовательной деятельности;

· содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами;

· отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства.

Система дошкольного образования в настоящее время представляет собой гибкую дифференцированную сеть ДОУ. Они оказывают образовательные услуги детям от1 года до 7 лет.

Ребенок имеет право на защиту и помощь. К сожалению, 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили о том, что наказания неприемлемы ни при каких обстоятельствах.

Взрослым необходимо задуматься о путях реализации положений Конвенции, о наделении детей не декларативными, а конкретными правами, о системе регуляции и контроля за выполнением этих прав.

Учитывая, что Конвенция по своей содержательной направленности имеет несколько адресов: дети и родители, педагоги и воспитатели, юристы и политики и т.д., на наш взгляд, формы и методы пропаганды, разъяснения о Конвенции должны носить разнообразный и целенаправленный характер. Диапазон данных мер может быть достаточно разнообразен и широк: от включения элементов Конвенции в содержание мультфильмов, различных занимательных и познавательных игр (для дошкольников и младших школьников), до написания специальных детских художественных произведений, диспутов, дискуссий, «круглых столов» для студентов педагогических учебных заведений, педагогов детских садов и школ, родителей. Важнейшим принципом отбора являются доступность и возрастной подход.

Е. М. Рыбинский считает, что при знакомстве с Конвенцией на каждом возрастном этапе необходимо передавать не столько ее «букву», сколько «дух». В целом Конвенция учит жизни, нормам человеческого бытия, и рассказ о конвенции в ДОУ и начальной школе заложит пропедевтическую основу курса правового воспитания.

Как же дошкольные образовательные учреждения могут осуществлять пропаганду и разъяснение материалов Конвенции? С.А. Козлова предлагает данное направление работы вести с учетом трёх категорий людей, заинтересованных решением данной проблемы.

Работа с детьми по изучению документов о правах ребенка

У дошкольников уже достаточно развиты мышление, воображение, познавательные интересы, это дает возможность формировать у них представления о правах ребенка при условии отбора содержания и разработки адекватной методики. Данная работа должна опираться на понимании и принятии детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми.

Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности.

Второй этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения.

Третий этап – рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы.

Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка

Родителей необходимо знакомить с психологическими особенностями детей, их познавательными интересами и потребностями, представлениями о морали, возможностями понимать взрослых людей и устанавливать с ними положительные взаимоотношения.

Ознакомление с документами о правах ребенка, освоение методов общения с детьми на основе соблюдения их прав – важная часть этой работы.

Формы работы с родителями по изучению документов о правах ребенка могут быть разные:

- круглый стол на темы: «Что я знаю о своем ребенке», «Что делать, когда он не слушается?», «Как любить ребенка?»;

- родительские собрания: «Права ребенка в Конвенции о правах и Семейном кодексе РФ», «Положение детей в России», «Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»;

- консультации - «О наказаниях», «Хороший ли вы отец?», «Что значит уважать права ребенка – дошкольника», «Как развивать разумные потребности ребенка?»;

- беседы – «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять?», «Чего у ребенка больше – прав или обязанностей?».

Работа с педагогическим коллективом по изучению документов о правах ребенка

Руководители дошкольного учреждения – заведующая и методист имеют в своем распоряжении целый ряд средств для ознакомления педагогического коллектива с Конвенцией о правах ребенка.

Общее собрание коллектива ДОУ, на котором определяется сущность работы, связанной с соблюдением прав ребенка в дошкольном учреждении.

Индивидуальные беседы с сотрудниками о соблюдении прав ребенка.

Семинар – практикум для воспитателей «Психолого – педагогические основы формирования представлений о правах человека», включающий в себя несколько занятий по темам: «Особенности общения воспитателя с ребенком», «Формы организации детской деятельности».

Педагогический тренинг по отработке методов соблюдения прав ребенка.

Педагогическая викторина «Изучаем права ребенка».

Педагогический совет «Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания и образования», «Методика формирования у детей представлений о правах ребенка».

В работе с педагогами, особое внимание следует уделять обучению практическим действиям по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия (физического, сексуального, психического).

Конвенция о правах ребёнка будет иметь, на наш взгляд, важное педагогическое значение, поскольку через её восприятие у подрастающего поколения, родителей, должностных лиц будет формироваться разумное отношение к праву и закону.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Библиографический список. 1. Романов В.А. Эксплуатация карьерного оборудования: Учеб | Конкурс на лучший эко-сувенир


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных