ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Работа дошкольного учреждения по изучению и реализации прав ребенкаЛ.Б. Розова (РыбПК)
Согласно Словарю русского языка под правом понимается «совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношение людей в обществе». Права относятся ко всем сферам деятельности, в том числе и к образовательной, и распространяются на всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Положение детей в России в начале 21 века вызывает тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов; не посещающих школу в связи с тяжелым материальным положением в семье. Все это происходит потому, что нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. Зачастую эти права нарушаются из-за незнания их как взрослыми, так и самими детьми. В феврале 1924 года Инглатайн Джебб, основатель международной организации спасения детей провозгласил Женевскую декларацию о правах ребенка, которая была направлена на то лучшее, что может дать взрослое человеческое общество своему потомству. В 1948 г. ООН приняла всеобщую декларацию прав человека, а через 11 лет, в 1959 году, Генеральная Ассамблея ООН приняла декларацию прав ребенка, которая, кроме декларации прав, фиксировала и юридические нормы защиты прав ребенка в мире. В нашей стране Конвенция ООН о правах ребенка была ратифицирована 13 июня 1990 года. Конвенция прав ребенка – документ юридический и педагогический, он предписывает строить процесс воспитания подрастающего поколения на нравственно – правовой основе, считая ребенка человеком, обладающим всеми правами (кроме права голосовать и быть избранным) и потому требующим к себе должного отношения со стороны взрослого населения. Главная цель Конвенции состоит в максимальной защите интересов ребенка. Ее положения, по сути дела, сводятся к четырем основным требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Исследования Т.Н. Дороновой показывают, что с нормативно – правовой базой защиты прав ребенка знакомы только 20% руководителей и 12 % воспитателей. Конвенция о правах ребенка есть у 5 % ДОУ, Закон РФ «Об образовании» - у 83%, «Семейный кодекс РФ» - у 37% ДОУ. В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. По мнению академика Ю.Е. Вельтищева, дошкольный возраст относится к так называемым «критическим» периодам, так как именно в этом возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Право на образование гарантировано ребенку государством с самого раннего возраста. С позиции Конвенции право на образование включает следующие аспекты: · возможность посещать образовательное учреждение; · создание условий для образовательной деятельности; · содержание образования, обеспечивающее подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами; · отношения между участниками образовательного процесса, основанные на уважении человеческого достоинства. Система дошкольного образования в настоящее время представляет собой гибкую дифференцированную сеть ДОУ. Они оказывают образовательные услуги детям от1 года до 7 лет. Ребенок имеет право на защиту и помощь. К сожалению, 51% родителей полностью поддерживают применение телесных наказаний и 30% считают их допустимыми в отдельных случаях. Только 10% родителей твердо и уверенно заявили о том, что наказания неприемлемы ни при каких обстоятельствах. Взрослым необходимо задуматься о путях реализации положений Конвенции, о наделении детей не декларативными, а конкретными правами, о системе регуляции и контроля за выполнением этих прав. Учитывая, что Конвенция по своей содержательной направленности имеет несколько адресов: дети и родители, педагоги и воспитатели, юристы и политики и т.д., на наш взгляд, формы и методы пропаганды, разъяснения о Конвенции должны носить разнообразный и целенаправленный характер. Диапазон данных мер может быть достаточно разнообразен и широк: от включения элементов Конвенции в содержание мультфильмов, различных занимательных и познавательных игр (для дошкольников и младших школьников), до написания специальных детских художественных произведений, диспутов, дискуссий, «круглых столов» для студентов педагогических учебных заведений, педагогов детских садов и школ, родителей. Важнейшим принципом отбора являются доступность и возрастной подход. Е. М. Рыбинский считает, что при знакомстве с Конвенцией на каждом возрастном этапе необходимо передавать не столько ее «букву», сколько «дух». В целом Конвенция учит жизни, нормам человеческого бытия, и рассказ о конвенции в ДОУ и начальной школе заложит пропедевтическую основу курса правового воспитания. Как же дошкольные образовательные учреждения могут осуществлять пропаганду и разъяснение материалов Конвенции? С.А. Козлова предлагает данное направление работы вести с учетом трёх категорий людей, заинтересованных решением данной проблемы. Работа с детьми по изучению документов о правах ребенка У дошкольников уже достаточно развиты мышление, воображение, познавательные интересы, это дает возможность формировать у них представления о правах ребенка при условии отбора содержания и разработки адекватной методики. Данная работа должна опираться на понимании и принятии детьми нравственных норм поведения и взаимоотношений в группе, отношений со взрослыми, другими детьми. Первый, базовый этап – знакомство с нравственными нормами и правилами: проводятся этические беседы, организуется практика поведения в соответствии с принятыми нормами и правилами. Дети начинают понимать преимущество выполнения правил и норм поведения и взаимоотношений, учатся соотносить правила и обязанности. Второй этап – ознакомление с собственными правами: на отдых, образование, на имя, на любовь. Методика включает чтение художественных произведений, этические беседы, формирование практических навыков поведения. Третий этап – рассказ о Конвенции о правах ребенка, принятой для всех детей планеты; чтение художественных произведений с последующим их обсуждением; создание проблемных ситуаций; рассматривание картин о жизни детей в мире; этические беседы. Работа с родителями по изучению документов о правах ребенка Родителей необходимо знакомить с психологическими особенностями детей, их познавательными интересами и потребностями, представлениями о морали, возможностями понимать взрослых людей и устанавливать с ними положительные взаимоотношения. Ознакомление с документами о правах ребенка, освоение методов общения с детьми на основе соблюдения их прав – важная часть этой работы. Формы работы с родителями по изучению документов о правах ребенка могут быть разные: - круглый стол на темы: «Что я знаю о своем ребенке», «Что делать, когда он не слушается?», «Как любить ребенка?»; - родительские собрания: «Права ребенка в Конвенции о правах и Семейном кодексе РФ», «Положение детей в России», «Ответственность родителей за воспитание и развитие ребенка»; - консультации - «О наказаниях», «Хороший ли вы отец?», «Что значит уважать права ребенка – дошкольника», «Как развивать разумные потребности ребенка?»; - беседы – «Какие права ребенка вам труднее всего выполнять?», «Чего у ребенка больше – прав или обязанностей?». Работа с педагогическим коллективом по изучению документов о правах ребенка Руководители дошкольного учреждения – заведующая и методист имеют в своем распоряжении целый ряд средств для ознакомления педагогического коллектива с Конвенцией о правах ребенка. Общее собрание коллектива ДОУ, на котором определяется сущность работы, связанной с соблюдением прав ребенка в дошкольном учреждении. Индивидуальные беседы с сотрудниками о соблюдении прав ребенка. Семинар – практикум для воспитателей «Психолого – педагогические основы формирования представлений о правах человека», включающий в себя несколько занятий по темам: «Особенности общения воспитателя с ребенком», «Формы организации детской деятельности». Педагогический тренинг по отработке методов соблюдения прав ребенка. Педагогическая викторина «Изучаем права ребенка». Педагогический совет «Проблема реализации прав ребенка в сфере семейного воспитания и образования», «Методика формирования у детей представлений о правах ребенка». В работе с педагогами, особое внимание следует уделять обучению практическим действиям по оказанию помощи детям, пострадавшим от насилия (физического, сексуального, психического). Конвенция о правах ребёнка будет иметь, на наш взгляд, важное педагогическое значение, поскольку через её восприятие у подрастающего поколения, родителей, должностных лиц будет формироваться разумное отношение к праву и закону.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|