![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Вопрос №7. Правовые факторы преступности в сфере экономики. Социально-психологические факторы корыстной преступности.1. Наличие многочисленных пробелов и противоречий в законодательстве цивилистического комплекса, а также в финансовом, в том числе налоговом, бюджетном и валютном законодательстве в части, относящейся к регулированию экономических отношений. Например, отсутствие правового регулирования декларирования источников происхождения средств, участвовавших в приватизации государственного имущества вплоть до февраля 1994 г., создало феномен государственного поощрения массового "отмывания" незаконно полученных доходов. 2. Дефицитность официального толкования уголовно-правовых норм об ответственности за причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также за все преступления в сфере экономической деятельности (за исключением налоговых преступлений), предопределяющая низкую интенсивность применения соответствующих норм. 3. Технические недостатки уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за наиболее опасные виды преступлений в сфере экономики, в том числе: а) совершенные организованными группами (в УК РФ содержится чрезмерно общее определение понятия организованной группы, не позволяющее однозначно интерпретировать на практике такой ее основной признак, как устойчивость); б) некоторые виды преступлений, совершаемые в крупных размерах или причинившие крупный ущерб незаконного получения кредита, крупные размеры легализации (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг и др. 4. Неоправданно заниженный размер наказания за ряд корыстных преступлений в сфере экономической деятельности, что делает невозможным эффективную борьбу с ними на стадиях приготовления (в силу ненаказуемости приготовления к преступлениям небольшой или средней тяжести), а также пресечение такой наиболее опасной формы соучастия в преступлении, как преступное сообщество (в силу того, что обязательным признаком преступного сообщества является цель совершения лишь тяжких или особо тяжких преступлений) - воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, лжепредпринимательство и др. 5. Чрезмерная энтропия, т.е. неопределенность санкций многих норм об ответственности за корыстные преступления, лишающая виновных и правоприменителей верных ориентиров общественной опасности отдельных видов преступлений. 6. Терминологическая несогласованность уголовного и гражданского законодательства в части, относящейся к определению бланкетных признаков отдельных видов преступлений (например, значения понятия имущества, используемое законодателем в УК РФ, отличается от значения того же понятия, используемого в ГК РФ). 7. Отсутствие закона о предупреждении преступности, создающего нормативные предпосылки для постепенного перехода от преимущественно карательной модели борьбы с корыстной преступностью, при которой последняя способна воспроизводить самое себя, к профилактической - основанной на финансовых гарантиях приоритета мер по ограничению причин и условий совершения преступлений (в том числе корыстных) перед мерами уголовного преследования. 8. Отсутствие эффективного правового регулирования уголовной ответственности за преступления в сфере экономики, совершенные юридическими лицами. Социально-психологические факторы корыстной преступности: 1) самокультивирование потребительской системы социальных ценностей; 2) способность имущественных потребностей опережать в своем развитии создание экономических условий для их удовлетворения; 3) нравственная псевдооправданность любых способов равномерного распределения имущественных благ; 4) низкий уровень солидарности населения с уголовно-правовыми запретами, устанавливающими ответственность за кражу чужого имущества, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также за подавляющее большинство преступлений в сфере экономической деятельности; 5) пренебрежение вероятностью привлечения к ответственности за корыстное преступление; 6) критически низкий уровень знания уголовно дееспособным населением пределов ответственности за преступления в сфере экономической деятельности (прежде всего в части, относящейся к новым видам преступлений); 7) утрата большей частью взрослого населения доверия и готовности оказывать поддержку правоохранительным органам, занимающимся раскрытием и расследованием корыстных преступлений. Вопрос №8. Организационные факторы преступности в сфере экономики. 1) неадекватность системы государственного реагирования структуре и характеру корыстных преступлений. В наибольшей степени это положение относится к дефициту кадрового обеспечения борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности, которые отличаются чрезвычайно сложным механизмом и высоким уровнем латентности; 2) крайне низкий фактический уровень раскрываемости многих видов корыстных преступлений, прежде всего преступлений против собственности, совершаемых путем обмана или злоупотребления доверием, большинства видов преступлений в сфере экономической деятельности и всех видов преступлений против интересов службы в коммерческих и иных организациях, при котором общепредупредительное значение уголовной ответственности в отношении названных групп преступлений почти утрачивается; 3) отсутствие государственной системы криминологического мониторинга экономики - непрерывного наблюдения, оценки и прогноза явлений, возникающих в экономике; 4) дефицит высокоэффективных (прежде всего компьютерных) технологий расследования новых форм мошенничества, причинения имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, а также налоговых, таможенных, валютных и кредитных преступлений. Расследование названных категорий преступлений обычными методами, как правило, не обеспечивает выявления и закрепления необходимых доказательств виновности лиц, совершивших такие преступления; 5) функциональные противоречия между различными подразделениями одних и тех же правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с одними и теми же видами корыстных преступлений (например, между подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью органов внутренних дел); 6) низкий уровень координации деятельности различных правоохранительных органов по борьбе с корыстными преступлениями (обмен информацией, совместное планирование и осуществление мероприятий по выявлению и пресечению преступлений в сфере экономики подразделениями уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью МВД России и между подразделениями по борьбе с отдельными видами преступлений в сфере экономики, существующими в ФСНР, ФСБ и ГТК России, до настоящего времени носит эпизодический характер); 7) отсутствие высокоэффективного механизма поиска за рубежом (прежде всего в оффшорных зонах) и возврата в Россию незаконно приобретенного и (или) вывезенного имущества. Вопрос №9. Система мер борьбы с организованной преступностью. основными направлениями воздействия на корыстную преступность являются: 1) поддержание баланса между: - необходимым для динамичного развития общества уровнем пораженности населения корыстью; - способностью государства контролировать реализацию корыстных установок в законных формах; 2) формирование механизмов компенсации негативных последствий социального и экономического неравенства. 1. Обеспечение баланса между уровнем притязаний и социальным контролем возможно по двум направлениям: 1) оптимизация стандартов потребления (теоретическое их обоснование и утверждение в обществе); 2) формирование эффективной системы социального контроля, способной воспрепятствовать тотальному направлению корысти в криминальное русло. Инструментами воздействия на стандарты потребления являются: - идеология; - культура; - религия; - налоговая, таможенная, ценовая политика государства; - право. Главными задачами социального контроля являются: - воспрепятствование получению материальных средств незаконными способами; - лишение возможности воспользоваться средствами, добытыми незаконными способами. Основными инструментами социального контроля в рассматриваемом аспекте являются правоохранительные органы, спецслужбы, налоговая и финансовая инспекции, органы правосудия, общественность. Определенную роль в системе социального контроля могут играть субъекты виктимологической профилактики. 2. К механизмам компенсации негативных последствий социального и экономического неравенства относятся: - социальная поддержка беднейших слоев населения и граждан, оказавшихся в ситуации острой нужды; - профилактика пьянства, алкоголизма, наркотизма; - формирование и развитие «культуры богатства». Социальная политика является, с одной стороны, реализацией гуманитарной функции государства, а с другой - методом профилактики маргинальное, инструментом нейтрализации человеческого отчаяния, которое может стать основой мотивации опасных преступлений. Киевский князь Владимир не случайно рассылал в неурожайные годы по селам подводы с зерном. Помимо христианской этики здесь был и экономический расчет: превратившись в разбойника, голодный крестьянин причинит убытки, размер которых многократно превысит стоимость пожертвованного ему хлеба. Профилактика пьянства и наркомании, с одной стороны, предотвращает деградацию личности, сохраняет человека как полезного члена общества, способного честным трудом приумножать общественное богатство и воспитывать детей добропорядочными гражданами. С другой - это одновременно профилактика хронической нужды и готовности пойти на любое преступление ради бутылки спиртного или дозы наркотика. Одним из элементов современной культуры человечества является культура богатства. Ее важнейшие элементы: - феномен особой нравственной, социальной, экономической и политической ответственности богатого человека («бремя богатства»); - вуалирование не только роскоши, но и достатка. К числу иных мер воздействия на корыстную преступность относятся; 1. Обеспечение политической и экономической стабильности в стране, совершенствование социальных отношений, оздоровление идеологической, нравственной атмосферы в обществе, совершенствование законодательства и правоприменительной практики. 2. Формирование правовой базы, необходимой для эффективной борьбы с корыстными преступлениями (принятие законов, повышающих риск при хищениях, затрудняющих использование похищенного, облегчающих выявление расхитителей и привлечение их к ответственности). 3. Совершенствование системы правоохранительных органов. Улучшение организации их деятельности: - повышение уровня обеспечения криминалистической техникой и оргтехникой; - улучшение подготовки кадров (первичной и на курсах повышения квалификации); - специализация на выявлении и расследовании корыстных преступлений (отбор наиболее способных и подготовленных кадров, обеспечение дополнительной подготовки и регулярного повышения квалификации, обмена опытом, необходимого уровня защищенности специалистов и членов их семей от возможных контрмер преступников); - развитие подразделений, специализирующихся на выявлении фактов коррупции в правоохранительных органах; - улучшение материального стимулирования правоохранительной деятельности. 4. Организация оптимального взаимодействия между различными правоохранительными органами и спецслужбами: - обмен информацией; - координация деятельности, в том числе проведение совместных операций в отдельных случаях; - взаимоконтроль в целях профилактики коррупции. 5. Развитие системы контрольно-ревизионных органов. 6. Улучшение координации работы милиции, прокуратуры, контрольно-ревизионных органов и финансовой инспекции. 7. Совершенствование методического и научного обеспечения деятельности правоохранительных и ревизионных органов. Совершенствование методик оперативных разработок, прокурорских проверок и проведения расследований. 8. Оборудование хранилищ материальных ценностей надежными запорами, решетками, охранной сигнализацией. Повышение уровня организации караульной и сторожевой служб, а также вневедомственной охраны.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №3 (ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ) Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|