Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности борьбы с коррупцией




Борьба с коррупцией должна отвечать всем требованиям борьбы с преступностью.

Общую организацию борьбы с коррупционной преступностью следует базировать на:

  • постоянном анализе изменений коррупции и ее причин;
  • определении стратегии и тактики борьбы с ней с учетом реальных социально-экономических, политических условий, состояния общественного сознания, правоохранительной системы;
  • основе закона, а не подзаконных актов, так как, во-первых, неизбежные ограничения ряда прав служащих (при представлении декларации о доходах, ограничении совместительства и т. п.) могут в соответствии со ст. 55 Конституции РФ осуществляться только на основе федерального закона; во-вторых, доказательствами в уголовном судопроизводстве признаются только данные, полученные в предусмотренном законом порядке. При этом обеспечивать развитие антикоррупционного законодательства с использованием средств разных отраслей права, комплексного подхода;
  • разработке целевых взаимоувязанных программ борьбы с коррупцией в Российской Федерации и ее субъектах, причем реально обеспеченных в материальном, кадровом, правовом отношениях;
  • координации деятельности всех органов государственной власти Президентом России (возможно, через Совет Безопасности) и координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступными проявлениями коррупции – Генеральным прокурором России;
  • специализированной подготовке кадров и выделении в правоохранительных органах специализированных подразделений;
  • использовании помощи разных институтов гражданского общества, населения, юридических лиц (включая сотрудничество банков);
  • систематической оценке результатов работы и корректировке мер.

Предупреждение коррупции, т. е. воздействие на ее причины и условия, должно стать основным направлением, иначе коррупционные формы поведения будут воспроизводиться и при ужесточении наказания отдельных лиц.

В плане общего предупреждения необходимо прежде всего исключать использование коррупции как средства становления и укрепления новых общественных отношений, создания социальной опоры рыночных отношений, а также пресекать отмывание, приумножение криминальных капиталов.

При специальном предупреждении коррупции важны:

  • установление такого содержания служащим, которое способно обеспечить им и их семьям достойный уровень жизни;
  • повышенный контроль за: доходами и расходами государственных и ряда иных категорий служащих; аспектами поведения, наиболее чувствительными к коррупции (выдаче информации, не подлежащей официальному распространению и т. п.); кадровой политикой, использование в том числе ротации кадров;
  • режим обеспечения безопасности лиц, осуществляющих борьбу с коррупцией, преступностью, а также их семей;
  • устранение фактов расхождения закрепленных законом задач, полномочий разных субъектов и правовых средств их обеспечения (например, когда негосударственным службам безопасности государственные правоохранительные органы не обязаны предоставлять необходимую информацию);
  • введение режима исключительно служебного использования дорогостоящих государственных квартир, особняков, предоставляемых в связи с занятием государственной должности, при гарантированности частного жилья на общих, предусмотренных законом условиях;
  • производство всех выплат из бюджетной системы Российской Федерации только на основе закона.

Борьба с коррупционной преступностью включает восстановление нарушенных коррупционными правонарушениями законных интересов и прав, возмещение вреда, реформирование общественных отношений на основе закона, а не коррупционных отношений.

Крайне важно обеспечение взаимосвязанной борьбы с организованной преступностью и коррупцией, так как организованная преступность осуществляет масштабный подкуп служащих на постоянной или регулярной основе.

Федеральный закон "О борьбе с коррупцией", принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, отразил следующую концепцию борьбы с рассматриваемым явлением:

1. Граждане (налогоплательщики) имеют право на честное исполнение своих обязанностей государственными служащими и другими лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, а также приравненными к ним, на неподкупность таких лиц. Одной из важнейших гарантий реализации данного права является соблюдение правила, в соответствии с которым указанные лица не вправе принимать материальные, любые иные блага и преимущества, помимо. предусмотренных законом и вне установленного законом порядка.

2. Поскольку коррупция, как правило, заключается во взаимовыгодной сделке, в ее разоблачении не заинтересована ни одна, ни другая сторона. Поэтому раскрытие соответствующих преступлений представляет существенные трудности. Главное в их предупреждении и обнаружении – контроль за доходами и расходами различных категорий лиц, выполняющих государственные функции и приравненных к ним, предотвращение и пресечение различных злоупотреблений по службе. На этом основании в Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" введена гл. II. "Предупреждение коррупции".

3. Широкая распространенность коррупции и многообразие ее проявлений являются основанием для использования системы разнообразных правовых средств борьбы с проявлениями коррупции разной степени общественной опасности. При этом решалась задача применения мер утоловно-правового характера по фактам наиболее опасных проявлений коррупции. В иных случаях предусматривается применение дисциплинарных, административных и гражданско-правовых мер.

4. Законодательство о борьбе с коррупцией и о государственной службе рассматриваются не как дублирующие, а как взаимно дополняющие друг друга акты. Во-первых, законодательство о государственной службе регулирует широкий круг вопросов, связанных с государственной службой, в том числе права и обязанности государственных служащих. В федеральном законе о борьбе с коррупцией предусматриваются конкретные нарушения соответствующих обязанностей коррупционного характера и ответственность за указанные правонарушения. Во-вторых, субъектами коррупци-онных правонарушений могут быть также должностные лица,. занимающие особо ответственное положение (категория "А"), присяжные и народные заседатели, ряд других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций (частные нотариусы, аудиторы и т. п.).

5. Федеральный закон "О борьбе с коррупцией" подготовлен как акт прямого действия, который непосредственно позволяет привлекать лиц, виновных в коррупционных правонарушениях, к дисциплинарной, гражданско-правовой и административной ответственности.

Уголовная ответственность и наказание должны наступать по соответствующим статьям Уголовного кодекса. Законопроект о внесении необходимых изменений в УК РСФСР был подготовлен и вместе с проектом федерального закона "О борьбе с коррупцией" составляет единый пакет. Их разрывать в принципе, а также по времени принятия нельзя, ибо будет неясной граница между уголовно наказуемыми и иными коррупционными правонарушениями.

6. В указанном документе четыре главы:

Глава I – Общие положения

Глава II – Предупреждение коррупции

Глава III – Коррупционные правонарушения и ответственность за них

Глава IV – Устранение последствий коррупционных правонарушений.

Тем самым регулируются основные вопросы борьбы с коррупцией на всех этапах этой борьбы. Приоритетными объявляются предупредительные меры в соответствии с основными положениями криминологии и международно-правовыми документами.

7. Проектом федерального закона "О борьбе с коррупцией" предусматривается ответственность и тех, кто подкупается, и тех, кто подкупает. При этом субъектами подкупа признаются как физические, так и юридические лица. Юридические лица привлекаются только к административной ответственности. Административная ответственность юридических лиц действующим законодательством предусматривается, в частности, за нарушение строительных правил, налоговые правонарушения.

С учетом почти единодушного мнения руководителей федеральных правоохранительных органов и субъектов Федерации дано универсальное определение должностного лица (ст. 2 Федерального закона "О борьбе с коррупцией"). Все субъекты правонарушений, связанных с коррупцией, делятся на три категории: недолжностные лица; должностные лица; должностные лица, занимающие особо ответственное положение. Их ответственность дифференцируется.

43. Сравнительный анализ отдельных видов преступности.

44. Международное сотрудничество в борьбе с преступностью.
Преступность в современном научном представлении – это сложное социальное явление с признаками системности, являющееся следствием взаимодействия множества отрицательных по своей направленности факторов экономического, общественного, психологического, юридического и иного свойства. Качественные и количественные характеристики преступности раскрывают ее состояние, структуру и динамику, позволяют судить о ее размерах, степени криминализации общества, служат основой для разработки стратегии и тактики предупреждения преступности, выбора средств и методов борьбы с нею. Уровень, темпы роста преступности, особенно наиболее опасных ее видов, могут служить индикаторами устойчивости развития государства и общества.

Сложность борьбы с преступностью определяется рядом обстоятельств. Прежде всего это связано с тем, что ее причины носят как национальный, так и региональный и международный характер. Поэтому разработка стратегических направлений борьбы с таким негативным явлением, как преступность, должна опираться в первую очередь на анализ причин внутреннего свойства. Вместе с тем нельзя не учитывать и причины регионального и международного уровня.

В сентябре 1992 г. министры внутренних дел

и юстиции государств Европейского сообщества приняли решение о создании Европола - органа полицейского сотрудничества со штаб-квартирой в Страсбурге. Основная задача Европола - организация и координация взаимодействия национальных полицейских систем в борьбе с терроризмом, контроль за внешними границами Европейского сообщества.Для борьбы с криминальными группировками в Европе была создана особая группа «Антимафия», в задачи которой входит анализ деятельности мафиозных группировок, выработка общеевропейской стратегии

противодействия мафии.Интерпол, созданный 7 сентября 1923 г., - это не

только организация уголовной полиции. К ее услугам обращаются и другие правоохранительные органы. Да и под криминальной полицией в настоящее время

понимаются функции, а не сама система органов. Ежегодно в России и в других странах проводятся международные конференции, семинары, совещания

экспертов, где российские правовые проблемы рассматриваются не сами по себе, а в контексте общеевропейских проблем укрепления законности и правопорядка.

На национальном уровне на состояние преступности, ее динамику оказывает влияние ряд факторов, характеризующих социально-экономическое, политическое, духовное развитие государства и общества (в том числе состояние нравственной и культурной, правовой сфер и др.). В свою очередь, преступность, характер и степень криминализации и виктимизации общества оказывают серьезное влияние на его устойчивое развитие, в том числе в названных сферах. Поэтому стратегия устойчивого развития предполагает разработку комплекса мероприятий, направленных на обеспечение всестороннего контроля за преступностью с целью минимизировать степень ее отрицательного влияния на развитие государства и общества в новых социально-экономических условиях.

По признанию международного сообщества, преступность все больше приобретает транснациональный характер. Это относится прежде всего к таким ее видам, как экономическая и организованная преступность, легализация преступных доходов, незаконный оборот наркотиков, незаконное обращение оружия и ряд других. В целях координации усилий государств международным сообществом разработаны стандарты и нормы, как универсальные (на уровне ООН), так и региональные (на уровне Совета Европы). Кроме того, в рамках ООН разработаны и заключены договоры о борьбе с международными преступлениями (военными, апартеидом, геноцидом и др.).

Названные документы имеют большое значение для разработки и реализации стратегии устойчивого развития Российской Федерации. Поэтому, с одной стороны, они должны стать предметом рассмотрения соответствующих ветвей власти с точки зрения выработки отношения к ним (путем ратификации, присоединения), а с другой – соответствующие положения этих документов должны быть учтены в национальном законодательстве, разрабатываемых концепциях и программах предупреждения преступности.

На международном уровне необходимо активизировать деятельность государства и его органов в области борьбы с преступностью, в том числе нужно решить такие вопросы, как:

присоединение к основным международным договорам в области борьбы с преступностью и уголовного правосудия;

включение основных положений международных договоров в действующее национальное законодательство;

осуществление тесного сотрудничества с соответствующими структурами ООН в области борьбы с преступностью (ЭКОСОС, Программа развития ООН, Программа ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию, Международная программа ООН по контролю за наркотиками, научно-исследовательские институты ООН по предупреждению преступности и др.), межправительственными и неправительственными организациями с доведением информации о таком сотрудничестве до широкой общественности;

обеспечение активного сотрудничества в области практики борьбы с преступностью и отдельными наиболее опасными ее видами на межведомственном уровне;

обеспечение решения вопросов технического сотрудничества, особенно в информационной сфере и в области информационных технологий, используемых в борьбе с преступностью;

более активное привлечение экспертов ООН, Совета Европы для разработки конкретных программ борьбы с преступностью и отдельными ее видами (в частности, для разработки модели пенитенциарной системы, а также системы исполнения иных наказаний, не связанных с изоляцией преступника от общества, и программ ресоциализации таких лиц);

организационное и финансовое обеспечение выполнения Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств – участников Содружества Независимых Государств.

В последние годы в связи с ускорением интеграционных процессов в мире, взаимным упрощением порядка въезда и выезда значительно активизировалось международное сотрудничество в борьбе с преступностью. Углубление международного сотрудничества в этой сфере объясняется и тем фактом, что проблема международной преступности приобретает все более глобальный характер. Рост преступности отмечается практически во всех развитых государствах. Идет процесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступных проявлений, имеющих международный характер (например, совершение преступлений на территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности за рубеж). Опасность для международного сообщества представляют и незаконный оборот наркотиков, культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграция людей. По имеющимся сведениям, из 3 тыс. преступных формирований, действующих на территории Российской Федерации, каждое десятое имеет связи с зарубежной криминальной средой. Борьба с такими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действий правоохранительных органов большинства государств, выработке общего правового механизма, позволяющего реально осуществлять принципы международного сотрудничества в противодействии преступности, поддержании правопорядка, охране прав и законных интересов граждан.

Эти проблемы особенно важны для России в ее взаимоотношениях с другими государствами, ранее входившими в состав Советского Союза. Разрыв единого правового пространства, существовавшего на территории бывшего СССР, крайне негативно отразился на результативности действий правоохранительных органов. Так, преступники, совершившие преступления на территории бывших советских республик, пользуясь «прозрачностью» границ, скрываются от правосудия на территории другого государства – члена Содружества, в то время как сотрудники правоохранительных органов, руководствуясь принципами уважения государственного суверенитета и независимости стран СНГ, во взаимоотношениях со своими коллегами действуют исходя уже из принципов международного права, соблюдают установленные нормы и правила на территории другого государства.

В этих условиях МВД России предпринимает энергичные шаги по усилению координации и взаимодействия органов внутренних дел суверенных республик. Еще до распада СССР были заключены соглашения о сотрудничестве с МВД Белоруссии (1990), Армении и Молдовы (1991). В 1992 г. подписаны соглашения с МВД Украины, Киргизской Республики, Туркмении, в 1993 г. – с МВД Казахстана.

Учрежден новый консультативный орган – Совещание министров внутренних дел независимых государств, участие в котором принимают руководители органов внутренних дел практически всех республик, входивших в состав Союза ССР. Именно на таких Совещаниях были приняты многосторонние, принципиально важные документы: соглашения о взаимодействии министерств внутренних дел независимых государств в борьбе с преступностью, о сотрудничестве в области обеспечения материально-техническими средствами и специальной техникой, об обмене информацией, о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Важнейшим шагом к созданию общего правового пространства стало подписание 22 января 1993 г. в Минске главами государств – членов СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Сегодня подписанные документы необходимо наполнить конкретным практическим содержанием, обеспечить четкую работу созданных правовых механизмов.

Некоторые проблемы требуют решения на межправительственном уровне. Так, в настоящее время разрабатывается совместная программа борьбы с организованной преступностью. Утверждать ее будет совет глав правительств стран Содружества. Совещание министров внутренних дел рассмотрит порядок провоза огнестрельного оружия, конвоирования и этапирования задержанных и осужденных и др.

Развивается международное сотрудничество российских органов внутренних дел с партнерами из дальнего зарубежья по основным направлениям. К ним относятся:

договорно-правовая сфера;

борьба с организованной, в том числе экономической, преступностью, наркобизнесом, с контрабандой и фальшивомонетничеством;

подготовка кадров и сотрудничество в научно-технической области.

Особое внимание уделяется расширению правовой базы, обеспечивающей возможности реального сотрудничества с органами полиции зарубежных стран в конкретных вопросах. К уже существовавшим и неплохо, надо сказать, «работавшим» соглашениям о сотрудничестве с МВД Германии, Венгрии, Австрии, Франции, Кипра добавились новые. МВД России были подписаны соглашения с соответствующими ведомствами Польши, Румынии, Турции, Китая, Монголии. В целом МВД России на сегодняшний день имеет 12 двусторонних соглашений о сотрудничестве с полицейскими органами зарубежных государств. В процессе разработки также находятся соглашения с Индией, северными странами.

В настоящее время для интеграции России в мировой процесс борьбы с преступностью сделано уже немало. Активно работает Национальное бюро Интерпола, которое ведет оперативный обмен информацией более чем с 80 государствами. Можно привести немало примеров высокой результативности международного сотрудничества в проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.

Вместе с тем сегодня ощущается немало пробелов в деятельности как российских правоохранительных органов, так и наших партнеров за рубежом. В частности, отсутствует оперативность в предоставлении необходимой информации, что зачастую не позволяет предупреждать совершение преступлений.

Активизация международного сотрудничества России в правоохранительной сфере потребует в перспективе и принятия некоторых новых законов (например, по оказанию правовой помощи, экстрадиции, передаче осужденных, продолжению расследования, начатого на территории другого государства).

45. Криминологическое обеспечение национальной безопасности в России.
Криминологическая безопасность представляет собой объективное состояние защищенности прав, обязанностей, свобод, законных интересов личности, общества и государства от преступных посягательств и угроз таких посягательств, а также осознание людьми такой защищенности.
Исходя из концепции криминологической безопасности, обязательным критерием эффективности правоохранительной деятельности должно служить общественное мнение о проблемах преступности и защищенности от нее Изучение общественного мнения в качестве критерия оценки деятельности правоохранительной системы призвано повышать заинтересованность сотрудников в обеспечении безопасности граждан, а также формировать позитивный образ милиционера как защитника интересов личности, общества и государства.
Реализация теории криминологической безопасности в практике социально-правового контроля над преступностью должна обеспечиваться разработкой соответствующих программ, предусматривающих- выявление региональных криминальных угроз и определение степени их влияния на состояние криминологической безопасности,

- определение состояния защищенности от криминальных угроз различных социально-демографических и профессиональных групп населения и правоохранительного обеспечения их криминологической безопасности,

- определение состояния защищенности от криминальных угроз различных сфер жизнедеятельности населения и правоохранительного обеспечения их криминологической безопасности,

- определение приоритетов криминологической безопасности,

- разработку приоритетных направлений правоохранительного обеспечения криминологической безопасности,

- определение ресурсной базы реализации приоритетных направлений правоохранительного обеспечения криминологической безопасности,

- формирование механизма реализации программы обеспечения криминологической безопасности.


46. Криминологическая характеристика и предупреждение экстремизма.

Активному распространению которого способствуют определенные факторы. Эти факторы можно условно разделить на:
социально-экономические;
психологические;
правовые;
политические;
демографические и географо-климатические.

Конечно, среди лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за экстремизм, встречаются разные лица. Основную массу составляют социально неадаптированные подростки 14-17 лет, как правило, не работающие и не учащиеся или формально занятые, входящие в устойчивые агрессивные группы. Часто они называют себя «скинхедами», но от националистической идеологии имеют в наличии только лысые головы.

Эти лица совершают основную массу актов причинения вреда здоровью из хулиганских побуждений, собственно, хулиганств, вандализма и надругательств над местами захоронений. Они же оказываются в первых рядах погромщиков при возникновении массовых беспорядков. Нередко указанными лицами совершаются и более тяжкие преступления, которые получают более полное отражение в уголовной статистике.

Лица, совершающие экстремизм, иные преступления экстремистской направленности и иные преступления, совершаемые на почве вражды и ненависти, могут быть условно разделены на четыре группы: 1) хулиганствующие «попутчики»; 2) посредственные или второстепенные исполнители; 3) непосредственные или «идейные» исполнители и координаторы, составляющие «ядро» или «актив» экстремистской организации; 4) лидеры, организаторы и спонсоры, использующие экстремистов в собственных целях и обеспечивающие им прикрытие от эффективного преследования. Первые и вторые являются «слабыми звеньями» в системе экстремистских сообществ по причине отсутствия идейной и структурной связи с ядром организации, представленными третьими.

Одним из основных и важнейших направлений противодействия экстремизму в Российской Федерации является его профилактика, т. е. предупредительная работа по противодействию экстремистским проявлениям. Согласно ст. 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2, принцип приоритета мер, направленных на ее предупреждение, является одним из основных принципов противодействия экстремистской деятельности. В соответствии со ст. 3 названного закона основными направлениями противодействия являются:

1) принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих ее осуществлению;

2) выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Принятие необходимых профилактических мер в значительной степени позволит не допустить формирование у курсантов, слушателей и студентов стойкой направленности на совершение противоправных экстремистских действий. К таким мерам можно отнести:

- организацию и проведение семинаров, фестивалей, конференций по вопросам толерантности;

- введение в учебные планы школ и вузов курсов по изучению культур, обычаев, традиций и религий разных народов России;

- проведение регулярных встреч и бесед представителей МВД, ФСБ, прокуратуры России, отделов образования с курсантами, слушателями и студентами высших профессиональных учебных заведений;

- выступления представителей религиозных объединений в СМИ о фактах, содержащих признаки правонарушений;

- наложение ограничений на доступ к экстремистским сайтам;

- взаимодействие полиции с религиозными объединениями в сфере противодействия религиозному экстремизму как путем непосредственной совместной деятельности, так и путем обмена сведениями.

Таким образом, профилактика экстремистской деятельности является важнейшим направлением противодействия экстремизму в нашем государстве. Эффективная борьба с экстремистскими проявлениями невозможна без проведения целенаправленной работы по профилактике экстремизма среди курсантов, слушателей и студентов, поскольку они больше всего подвержены негативному влиянию деструктивных течений.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных