Сравнительные характеристики моделей педагогической деятельности
Модели
| Основные характеристики
| цель
| принципы
| критерии
| содержание
| средства и методы
| Теоцентрическая
| Движение к абсолюту (универсальному и неизмененному)
| Духовность
| Духовно-нравственная сфера личности
| Единая и универсальная программа
| На ранних исторических этапах — жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
| Социоцентрическая
| Переменная «модель личности» в форме социального заказа
| Унификация, оптимизация, интенсификация
| Когнитивные и поведенческие характеристики в форме знаний, умений, навыков
| Единая и универсальная программа
| На ранних исторических этапах — жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
| Натурцентрическая
| Несколько типологических «моделей личности»
| Дифференциация, индивидуализация
| Максимально возможное развитие природных способностей
| Вариативные учебные программы
| На ранних исторических этапах — жестко авторитарные, постепенно заменяющиеся более гуманными
| Антропоцентрическая
| Реализация индивидуальных потребностей развития, самореализация
| Творческая самореализация, партнерство
| Мотивационно-эмоциональная сфера, творческие качества
| Отсутствие заранее проектируемых программ
| Гуманистические, не травмирующие психику
|
Наступление новой культурной эпохи, называемой постиндустриальной или информационной, усиливает роль образования как управляемого процесса социализации индивида. Педагогическая наука находится на самом острие противоречия между индивидом и обществом, особенно обострившегося в настоящее время. В этих условиях перед ней встает актуальная задача создания новой ценностной системы образования, духовно и культурно насыщенной, сочетающей современные социально значимые ценности с традиционно эффективными моделями педагогической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое педагогический идеал?
2. Какие факторы определяют содержание целей образования?
3. Как формулируются образовательные цели в Законе РФ «Об образовании»?
4. Расскажите о технологии постановки и достижения образовательных целей.
5. Сформулируйте цель какого-либо учебного курса, отдельной лекции, семинара.
6. Какие факторы определяют образование и развитие личности?
7. Охарактеризуйте основные периоды детства и молодости человека.
8. Раскройте соотношение развития, образования и автономии личности.
9. В чем заключается реализация принципа частной автономии в образовании?
10.Что такое педагогическая система?
11.Охарактеризуйте основные модели педагогической деятельности.
Литература
Андреев А. А. Педагогика высшей школы. М., 2000. Мордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб., 2001.
Гершунский Б. С. Философия образования для XXI века. М 1998.
Зеер Э. Ф. Личностно-развивающее профессиональное образование. Екатеринбург, 2006.
Новиков А. М. Методология образования. М., 2002.
Педагогика профессионального образования / Под ред. В. А. Сластенина. М., 2004.
Смирнов И. П. Теория профессионального образования. М. 2006.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|