Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интерактивное практическое занятие по теме № 10




 

«Правоотношения по социальной помощи и социальному обслуживанию населения»

Методика проведения практического занятия:

1. Для проведения занятия используется прием «Знаю, хочу узнать, узнал».

2. В начале занятия после оглашения преподавателем изучаемой темы, студенты на листе формата А 4 оформляют таблицу из трех колонок: «знаю», «хочу узнать», «узнал».

3. После оформления таблицы студенты заполняют колонку «знаю». В указанной колонке студенты записывают то, что им известно по данной теме или то, что они думают, что знают. Затем студенты заполняют вторую колонку таблицы «хочу узнать». Далее преподавателем выдается для самостоятельной работы текст. Студенты читают текст с его маркировкой и заполняют колонку «узнал». После заполнения таблицы студенты просматривают первую колонку «знаю» и вычеркивают неверные утверждения.

4. В конце занятия обсуждается вопрос, на все ли вопросы получены ответы и, где можно найти, необходимую информацию.

Тему и текст для самостоятельного чтения на занятие по изучаемому разделу определяет преподаватель. Преподаватель вправе представить студентам для работы текст с иным наименованием темы по изучаемому разделу.

Текст для работы:

«Правоотношения по социальной помощи опосредуют систему государственной социальной защиты населения, финансируемой за счет общей бюджетной системы. Ее цель состоит в обеспечении гарантированного прожиточного минимума различным группам населения при условии проверки их материального положения. Речь идет о государственной системе защиты от нужды и бедности и социальной помощи лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (одиночество, инвалидность, сиротство, отсутствие постоянного места жительства и др.). Социальная помощь носить всегда адресный характер. К социальной помощи по своему содержанию примыкают и системы социального обслуживания населения. В литературе подчеркивается сходство, родство правоотношений по социальной помощи и правоотношений по социальному обслуживанию исходя из их общей целевой направленности – защита населения от социальных рисков и асоциализации. Очевидны и отличительные характеристики этих правоотношений. В литературе отмечается, что рассматриваемые правоотношения характеризуются различными основаниями возникновения, объемом предоставляемых социальных услуг, временными интервалами существования. Если социальная помощь обеспечивает гарантии минимального уровня жизни, предоставляется каждому, чей доход ниже установленного минимума, то социальное обслуживание направлено на обеспечение качества жизни. Социальная помощь решает кратковременные задачи социального обеспечения нуждающегося, как правило, путем предоставления материальных социальных благ (так называемая пассивная социальная политика). Она носит компенсационный характер, в то время как социальное обслуживание предполагает устранение, минимизацию последствий трудной жизненной ситуации долговременного характера. Социальное обслуживание включает «пакет социальных услуг», обеспечивающих не только компенсацию последствий затруднений в жизнедеятельности, но и социальной реабилитации (активная социальная политика). Таким образом, указанные правоотношения составляют родственную группу правоотношений по защите лиц от последствий реализации социальных рисков, объективно нарушающих жизнедеятельность лица, преодолеть которые он не может самостоятельно.

Основанием возникновения правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию является сложный фактический состав. Основным юридическим фактом является, нуждаемость (бедность) лица или необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми в связи с трудной жизненной ситуацией лица. В практике развитых стран сложилось два подхода к определению и оценке бедности. Первый подход основывается на определении минимальных потребностей, которые необходимо удовлетворить для сохранения жизни. Это так называемая потребительская корзина жизненно важных товаров и услуг в стоимостном выражении. Второй подход исходит из предположения, что удовлетворению на гарантированном минимальном уровне подлежат не только основные физиологические потребности в продуктах, жилище, но и социальные, порождаемые социально-культурным развитием общества. По первому пути пошли ряд бывших стран социалистического лагеря и Российская Федерация. Таким образом, бедность (нуждаемость) как юридический факт, основание возникновения правоотношения по социальной помощи должна базироваться на соотношении всех доходов лица с прожиточным минимумом, установленным в нормативном порядке на федеральном и региональном уровнях. Юридическое значение имеет и причина нуждаемости. Она должна быть объективной и подлежит проверке, равно как и размер среднедушевого дохода, при назначении лицу социальной помощи. В закон субъектов РФ нередко называются уважительные причины отсутствия у лица от трудовой или иной деятельности: необходимость ухода за малолетними детьми, членами семьи, нуждающимися в постороннем уходе, нахождение в академическом отпуске по медицинским показаниям и др.). Таким образом нуждаемость (малообеспеченность) определяется с учетом трех критериев в совокупности: прожиточного минимума в субъекте РФ, всех доходов и имущества лица, причин нуждаемости не зависящих от лица. Фактическим основанием возникновения правоотношений по социальному обслуживанию может служить необходимость в дополнительных затратах, признаваемых государством социально значимыми, которые вызваны трудной жизненной ситуацией, оценочное понятие которой применяется в федеральном законе об основах социального обслуживания населения и раскрывается путем перечисления основных признаков такой ситуации и открытого перечня случаев. Под трудной жизненной ситуацией понимается ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно (сиротство, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье и т. д.).

Субъектами правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию выступают, с одной стороны, физическое лицо, нуждающееся в таковой, с другой – социальные службы. Социальная помощь и обслуживание оказывается всем физическим лицам независимо от возраста, дееспособности, гражданства и т.п. Социальная правоспособность возникает с рождения и прекращается смертью. Лиц, не достигших 14 лет или признанных судом недееспособными, представляют их законные представители. Другой стороной правоотношения выступают государственные и муниципальные органы социальной защиты населения, учреждения социального обслуживания (государственные и негосуарственные) или предприятия, организации, где трудится гражданин. Специализированные учреждения социального обслуживания подразделяются на два вида. Государственные и муниципальные службы финансируются из государственных и местных бюджетов. Частные социальные службы учреждаются либо в форме юридических лиц, либо в форме индивидуальной предпринимательской деятельности. И в том и другом случае их деятельность осуществляется на основе лицензии, выданной органами исполнительной власти субъекта РФ. Для социальных служб характерна специализация социального обслуживания по кругу лиц-клиентов (территориальные центры социальной помощи семье и детям, специальные дома для одиноких престарелых и др.), а так же видам социальных услуг (социальное обслуживание в стационарах, на дому, центры экстренной психологической помощи по телефону и др.). Организации всех организационно-правовых форм в праве оказывать социальную, чаще материальную помощь своим работникам, в том числе бывшим – пенсионерам, как на основании коллективного договора, так и по «доброй воле» работодателя.

Содержание правоотношений по социальной помощи и социальному обслуживанию раскрывается через права и обязанности сторон, а именно: право физического лица претендовать на определенный вид социальной помощи или социального обслуживания и обязанность социальной службы ее предоставить на основании закона или договора. На основании закона социальная помощь и социальное обслуживание предоставляется государственными (муниципальными) социальными службами тем категориям, которые прямо указаны в законе. Помощь и обслуживание предоставляются на безвозмездной основе, в объеме установленном региональным стандартом социального обслуживания. Например, бесплатно социальная помощь и социальное обслуживание предоставляются гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. За плату социальное обслуживание предоставляется тем, у кого среднедушевой доход превышает установленный региональный прожиточный минимум, и лицам, получающим социальные услуги сверх региональной базовой программы, либо если речь идет о предоставлении социального обслуживания в частных социальных службах.

Объектами правоотношений по социальной помощи и обслуживанию в соответствии с действующим законодательством выступают материальная помощь в виде денежных социальных пособий, социальных субсидий, социальных компенсаций, в натуральной форме, социальное обслуживание на дому и в стационарных социальных учреждениях, реабилитационные услуги, консультационная помощь, социальные льготы. Перечень видов социальной помощи и социального обслуживания, обязательных на всей территории РФ, устанавливается федеральным законодателем. К ведению субъектов относятся определение размеров, условий и порядка назначения и выплаты социальной помощи малоимущим, а равно перечня гарантированных государством услуг по социальному обслуживанию, разработка и реализация государственных региональных программ социальной помощи и социального обслуживания».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных