Тема №5. Причины и условия преступности.
I. Задание для самостоятельной работы
1. Самостоятельное изучение учебной темы в целом (используя источники, указанные в списке рекомендуемой литературы).
2. Конспектирование учебной и научной литературы, отдельных статей периодических изданий.
3. Подготовка к семинарскому занятию по вопросам плана семинарского занятия.
4. Укажите, какие из ниже перечисленных обстоятельств связаны с преступностью как ее причины, а какие – как ее условия, аргументируйте свой ответ:
1. нарушение принципа социальной справедливости в различных сферах общественной жизни;
2. обострение межнациональных отношений;
3. недостатки и просчеты в деятельности средств массовой информации;
4. изменения уголовного законодательства и карательной практики
5. усиление миграционных процессов;
6. изменение половозрастного состава населения;
7. изменение форм и отношений собственности;
8. сокращение расходов на учреждения культуры;
9. уровень правоохранительной деятельности. в частности раскрываемости преступлений;
10. изменение уровня потребления алкоголя;
11. ослабление семейных связей, рост числа разводов;
12. усиление социального и иного неравенства между людьми;
13. дефекты организационно-управленческой деятельности органов власти и управления, бюрократизм в их работе;
14. обесценивание денежных накоплений населения. инфляция.
5 Назовите причины и условия:
а) экономической преступности;
б) преступлений против личности;
в) преступности несовершеннолетних и молодежи;
г) рецидивной преступности;
д) организованной и профессиональной преступности;
е) женской преступности;
ж) неосторожной преступности.
6. Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются причины и условия преступности?
2. Какова научная и практическая значимость установления причин и условий преступности?
3. Как соотносятся причины и условия преступности с Другими видами криминологической детерминации.
4. В чем состоит уровневый подход к определению причин и условий преступности?
5. Какова взаимосвязь причин и условий преступности с противоречиями социально-экономического развития?
6. Каковы основные причины и условия преступности на современном этапе развития нашего общества?
7. Охарактеризуйте основания классификации причин и условий преступности.
Формы контроля качества самостоятельной работы студентов по теме № 5.
1. Ознакомление с конспектами и рабочими тетрадями студентов.
2. Устный контроль (заслушивание и оценка на семинарском занятии ответов и сообщений студентов по вопросам плана семинарского занятия).
II.План семинарского занятия
Семинарского занятия по теме №5 тематическим планом не предусмотрено
III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию
На основании повторения лекционного материала и изучения рекомендованной литературы дать определение причин и условий преступности. Важно показать и раскрыть взаимосвязь по цепочке “причина-условие-следствие”, уделив внимание, как общефилософской трактовке этих понятий, так и криминологическому пониманию данных категорий. Важно понять, что детерминанты преступности связаны с противоречиями в области экономических, политических и иных социальных отношений, определяющих реальные условия общественного существования людей и отражающихся в их сознании, психологии. На основе изучения данной темы учащиеся должны развить у себя “криминологический взгляд” на окружающую действительность, позволяющий оценивать происходящие в стране процессы и события с точки зрения их способности влиять на нравственное состояние общества и поведение людей, в том числе противоправное и преступное.
Сравнить категории причин и условий преступности, отметить их принципиальные различия. Объяснить условность разделения этих понятий, найдя для этого характерные; примеры. Обосновать необходимость комплексного рассмотрения причин и условий преступности, их взаимосвязи. Дать классификацию условий и причин преступности по их содержанию. Указать место, роль правоохранительных органов в выявлении причин и условий преступности, применяемые при этом методы и приемы
Изложить понятие и содержание комплекса причин преступности. Провести системно-структурный анализ его состава, выделив группы элементов по уровням в зависимости от степени общности и значимости. Дать критическую оценку мнения специалистов-криминологов, считающих важнейшими компонентами причинного комплекса противоречия общесоциального характера, более частными – противоречия, существующие в рамках отдельных сторон жизни людей (семейные, производственные, национальные, конфессиональные, политические и др.) и ставящих на третий уровень личностные качества преступника. Сформулировать причины различных видов преступности.
Рассмотреть понятие, содержание и специфические черты причинного комплекса в условиях тоталитаризма и открытого общества, характеризуемого сформировавшимся правовым государством и развитой рыночной экономикой. На базе такого сравнения указать особенности и общие тенденции изменения состояния причинного комплекса преступности в современной России, привлекая фактический, в том числе статистический утериал. На конкретных примерах показать механизм действия различных факторов преступности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|