Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современное состояние психологической службы и концептуальные основы ее функционирования




Становление психологической службы. До определенного времени юридическая психология проводила в жизнь разрабатываемые ею практические рекомендации через систему образования. Эффективность внедрения их в реальности правоохранительной практики целиком зависела от сохранения знаний в памяти практиков и их желаний. В итоге получалось, что многое практически значимое не находило своего воплощения и имеющиеся возможности для повышения эффективности правоохранительной деятельности не использовались. Сами юристы осознавали, что конструктивные возможности психологии гораздо шире, и неоднократно предлагали привлекать психологов к непосредственному решению правоохранительных, судебных задач.

Так, известный российский юрист Л.Е. Владимиров в работе «Психологические исследования в уголовном суде» (1902 г.) обосновывает важность участия в судопроизводстве психологов-экспертов. По его мнению, этот специалист должен быть вторым судьей в уголовном процессе («судьей в белом»). Предложения Л.Е. Владимирова в полной мере не были реализованы, но идея привлечения психологов в качестве экспертов получила дальнейшее развитие1.

Периодическое привлечение специалистов-психологов к решению конкретных задач, возложенных на правоохранительные органы, — это качественно новый этап союза юридической психологии и правоохранительной практики. Сегодня правоохранительные органы поднялись на ступеньку выше в вопросах внедрения психологических знаний в практику. В министерствах и ведомствах правей охранительной системы вводятся должности практических психологов и даже создаются структурные подразделения, осуществляющие психологическое обеспечение решения кадровых и оперативно-служебных вопросов.

Первые должности практических психологов в правоохранительных органах были введены в 1974 г. в уголовно-исполнительной системе (в воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних). В 1989—1991 гг. на базе исправительных учреждений Пермской и Саратовской областей проводился эксперимент по созданию базовых психологических лабораторий (со штатной численностью до пяти психологов) в исправительных учреждениях для взрослых. С учетом положительных результатов эксперимента с 1992 г. психологические лаборатории начинают создаваться и в других регионах России. По данным статотчета Минюста России на 1 января 1999 г., в штаты уголовно-исполнительной системы введено около 1 000 должностей практических психологов. При этом данные специалисты укомплектованы на всех уровнях управленческой иерархии: на уровне Главного управления исполнения наказаний (ГУИН) имеется психологическое отделение; на региональном уровне предусмотрена должность главного психолога и группа психологического обеспечения; на уровне пенитенциарных учреждений проводится целенаправленная работа по укомплектованию психологических лабораторий из расчета один психолог на 300 осужденных.

Активное создание психологической службы в уголовно-исполнительной системе обусловлено историческим опытом использования психологических знаний в данном ведомстве, осознанной необходимостью реформирования пенитенциарных учреждений в соответствии с международными стандартами2.
Несмотря на имеющиеся недостатки в функционировании уголовно-исполнительной системы, можно констатировать, что на сегодняшний день это ведомство с наиболее развитой психологической службой3. В других ведомствах правоохранительной системы психологическая служба также успешно развивается.

Проанализирован опыт работы практических психологов в судопроизводстве. Создаются психологические службы в новых для современной России правоохранительных органах — таможенном комитете, налоговой полиции. Успешно работают практические психологи, особенно по вопросам социально-психологического воздействия на граждан, в Федеральной службе безопасности. Наиболее многочисленной является психологическая служба в системе МВД России. Она начала создаваться в 1993 г. Как и в уголовно-исполнительной системе, ее структура носит иерархический характер: на уровне министерства (в составе Главного управления кадров и кадровой политики) имеется отдел социально-психологической работы с личным составом; на уровне самостоятельных субъектов федерации (МВД, ГУВД, УВД) предусмотрена должность старшего психолога и (или) отделение (группа) психологического обеспечения, на районном территориальном уровне («на земле») — в городских и районных отделах внутренних дел предусмотрена должность психолога или старшего психолога. В составе Министерства внутренних дел введены должности психологов и в других структурных подразделениях. Так, еще с 1974 г. при Медицинском управлении МВД СССР и соответствующих отделах МВД УВД союзных республик и областей начали создаваться психофизиологические центры (в настоящее время — Центры психодиагностики). На уровне МВД России, МВД, УВД субъектов федерации должности психологов вводятся в отдельных службах и подразделениях. Например, в оперативно-техническом управлении создана психологическая группа, обеспечивающая применение на практике полиграфов; мощные психологические службы созданы в таких управлениях, как муниципальная милиция, ГИБДД, вневедомственная охрана. Введены должности психологов в спецподразделениях (ОМОНе, СОБРе). События в Чечне подтолкнули к созданию психологической службы во внутренних войсках МВД России.

Короче говоря, в 90-е годы в правоохранительных органах России начала создаваться новая служба — психологическая. Она представляет собой централизованно управляемую систему специальных структурных подразделений и должностей специалистов (практических психологов), осуществляющих целенаправленную работу по психологическому обеспечению деятельности конкретных ведомств. Несмотря на достигнутые общие успехи, во многих регионах России психологическая служба создается медленно, текучесть специалистов высокая, круг решаемых проблем ограничен (например, в уголовно-исполнительной системе слабо поставлена работа по психологическому обеспечению работы с персоналом, а в органах внутренних дел — по психологическому обеспечению решения оперативно-служебных задач), наблюдается нехватка квалифицированных кадров психологов, система их подготовки и переподготовки не отвечает потребностям практики; руководители некоторых подразделений не удовлетворены деятельностью психологической службы, и должности психологов начинают сокращать. Другими словами, в некоторых ведомствах и регионах новая служба, не успев сформироваться, оказалась в кризисном состоянии. Хотя это проблема не только правоохранительных органов, но и других ведомств (например, школьной психологической службы), вряд ли тут есть основания для утешения сотрудников, которые болеют за результаты дела.

В числе факторов, которые тормозят развитие психологической службы, часто называют экономические (недофинансирование), психологические (непонимание роли психологической службы в совершенствовании деятельности правоохранительных органов) и концептуальные (отсутствие четких теоретических представлений о принципах, содержании и методах деятельности). Что касается первой причины, то ее устранение мало зависит от возможностей сотрудников правоохранительных органов. Вторая и третья причины взаимосвязаны. Раскрыв концептуальные основы деятельности психологической службы, можно изменить и отношение к ней окружающих.

Концептуальные основы функционирования психологической службы. Разработка научно обоснованной концепции деятельности психологической службы — сложная задача. Косвенным подтверждением этого является ее отсутствие даже у школьной психологической службы,4 хотя последняя получает постоянную подпитку со стороны академической науки.

Вместе с тем учеными правоохранительных органов (Н.В. Андреев, М.Г. Дебольский, И.О. Котенев и др.) предпринимаются целенаправленные попытки теоретически обосновать те или иные аспекты деятельности психологической службы. Основываясь на работах отмеченных авторов, а также на изучении опыта деятельности психологов, можно выделить основные элементы, обеспечивающие успешность ее функционирования:

• цели психологической службы;

• профессиональные ценности (ценностные ориентации);

• основные задачи и направления деятельности;

• психологические функции и инструментарий их реализации;

• организационную структуру психологической службы;

• качественный состав сотрудников психологической службы;

• организацию труда практических психологов;

• материально-техническое оснащение.
Цель (миссия) психологической службы — использование достижений психологической науки в практической деятельности правоохранительных органов для повышения ее эффективности. По сути речь идет об интеллектуализации и гуманизации деятельности правоохранительных органов.

Профессиональные ценности сотрудников психологической службы во многом совпадают с общепринятыми ценностями работников правоохранительных органов. Вместе с тем каждая служба имеет свой профессиональный менталитет. Профессиональные ценности судей отличаются от ценностей прокурорских работников; работники медвытрезвителя по-другому оценивают жизненные факты, чем следователи. Для практических психологов главной профессиональной ценностью выступает личность, ее уникальность, способность к саморазвитию. Психолог в правоохранительных органах руководствуется не только правовыми, но и этическими нормами (кодексом профессиональной этики).5 В соответствии с данным кодексом он может использовать в своей работе лишь те методы, которые прошли апробацию в рамках современной психологической науки и не являются опасными для здоровья личности. Это особо актуально для пенитенциарных учреждений, ибо осужденным свойственно приписывать сотрудникам (даже психологу) карательные притязания.

Психолог должен обеспечивать конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от клиента на основе «личного доверия». Психолог обязательно предупреждает обследуемого о том, кто и для чего может использовать результаты тестирования (например, при аттестации сотрудника).

Сведения, собранные психологом в ходе профессиональной деятельности, не должны использоваться в интересах третьих лиц. Психологу надо осознавать, что порой им манипулируют, с его помощью пытаются уволить или перевести в другую службу «неугодного» сотрудника.

Перед психологической службой в правоохранительных органах стоят две главные задачи: первая — повышение психологической надежности сотрудников и более полное использование их психологического потенциала, вторая — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач.

В соответствии с этими задачами психологическая служба осуществляет два направления деятельности, психологическое обеспечение работы с сотрудниками правоохранительных органов и психологическое обеспечение оперативно-служебных задач.

Первое направление предполагает: профессиональную ориентацию и психологический отбор кадров; оказание психологической помощи в расстановке и профессиональной адаптации молодых сотрудников; повышение психологической компетентности и развитие личности сотрудников; диагностику морально-психологического климата в коллективе и профилактику деструктивных явлений; психологическое обеспечение работы с резервом кадров на выдвижение и участие в аттестации сотрудников; управленческое консультирование; психологическое консультирование сотрудников и членов их семей.

Второе направление — оказание психологической помощи сотрудникам в решении оперативно-служебных задач — включает: изучение социально-психологических явлений в регионе, влияющих на состояние правопорядка в регионе; психологическое консультирование сотрудников при решении текущих оперативно-служебных задач; проведение судебно-психологической экспертизы; психологическое обеспечение несения службы в экстремальных условиях; психологическое обеспечение переговорной деятельности в ситуации захвата заложников и при угрозе террористических актов; разработку психологических портретов серийных убийц; осуществление индивидуально-профилактической работы; психологическое сопровождение уголовно-исполнительного процесса в пенитенциарных учреждениях и др.

В какой мере психологическая служба ориентирована на то или иное направление деятельности, в какой степени в функциональных обязанностях психологов представлены те или иные задачи, зависит от конкретного ведомства, региона, сложившихся традиций, профессиональной компетентности психологов, их численности.

Специфика решаемых задач — это один из наиболее существенных параметров, определяющих модель деятельности психологической службы.

Основные психологические функции и инструментарий их реализации. От основных направлений деятельности практического психолога следует отличать психологические функции и инструментарий их реализации.

Психологическая функция, во-первых, содержит уже в самом названии определенную цель и, во-вторых, каждая функция предполагает применение и наличие однородных научно обоснованных средств и методов ее реализации. Рассмотрим кратко эти функции.

Психологическая диагностика — целенаправленное изучение индивидуальных особенностей личности и социально-психологических явлений в группах (коллективах, неформальных объединениях). Психологическая диагностика проводится с целью профессионального отбора и аттестации, проведения психологического консультирования, психокоррекционной работы и развития личности.

В качестве инструментария в процессе психодиагностики используются методы беседы, наблюдения в значимых ситуациях, изучения продуктов деятельности, тестирование и др.

Психологическая коррекция — психологическое воздействие на личность с целью устранения негативных тенденций в ее развитии (акцентуаций, стрессовых состояний и др.).

Развитие личности — целенаправленная работа психолога по формированию профессионально-волевых качеств и психологических умений (коммуникативных, мыслительных, саморегуляции и т.п.), осуществляемая в процессе профессиональной деятельности, специальной психологической подготовки, проведения социально-психологических тренингов, саморазвития личности.

Психологическая профилактика — целенаправленная систематическая работа психолога совместно с руководителями подразделений по предупреждению негативных явлений среди личного состава, выявлению группы риска (по различным основаниям) и проведению с ней психокоррекционной работы.

Психологическое просвещение — повышение компетентности и культуры сотрудников в решении психологических проблем и понимании сущности психологической службы.

Психологическое консультирование — оказание конкретной помощи обращающимся сотрудникам и гражданам в осознании ими природы их затруднений, в анализе психологических проблем и принятии собственных решений. Осуществляется в форме индивидуальных и групповых консультаций.

Психологические функции насыщены теоретически и практически, а поэтому их реализация специально рассмотрена в § 7.2 и 7.3.

Основы организации психологической службы. Одним из условий успешного функционирования психологической службы является научно обоснованное проектирование ее организационной структуры. Как скелет живого существа определяет его форму, особенности движения, так и организационная структура задает целостность психологической службы, ее место в конкретной организации и ведомстве.

При проектировании и формировании организационной структуры необходимо решить по крайней мере три задачи: утвердить штаты психологов; определить статус службы (самостоятельное подразделение или в составе другого подразделения); распределить функции и полномочия на различных уровнях управленческой иерархии.

Психологическая служба начинает комплектоваться на «земле», в органах и подразделениях, осуществляющих непосредственный контакт с гражданами, т.е. на низовом, муниципальном уровне в городских и районных отделах внутренних дел, судах, исправительных учреждениях и т.п.

Штаты любой службы, в том числе психологической, определяют исходя из объема предполагаемой работы и существующих (устанавливаемых) нормативов. С учетом экономических трудностей в обществе введение одной-двух единиц должностей психолога в организациях численностью до 500 человек можно рассматривать как определенный прогресс в становлении службы.

В исправительных учреждениях Минюста России психологи для работы с осужденными могут вводиться из расчета один специалист на 300 человек спецконтингента. В одном учреждении численность психологов может достигать 5—7 человек, хотя на практике это бывает редко.

Если в организации всего один-два психолога, они входят в состав другого функционального подразделения. Решая с научных и практических позиций вопрос о том, в какое подразделение включать психолога, разумно исходить из принципа функциональной совместимости: психологи должны входить в штаты той службы, функции которой больше всего соответствуют функциям практических психологов. Когда основное направление их деятельности — психологическое обеспечение работы с кадрами, то, естественно, их включают в состав отдела кадров или по работе с личным составом (воспитательный отдел), как, например, это делается в Министерстве внутренних дел России. Если перед новой службой ставят задачу психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности (например, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях), то психологи передаются в соответствующую службу, но работа с личным составом в этом случае в большинстве подразделений не ведется.

Вместе с тем в отдельных регионах в исправительно-трудовых учреждениях накоплен опыт создания психологической службы как самостоятельного структурного подразделения, которое подчиняется непосредственно начальнику учреждения. В этих регионах направления работы психолога существенно расширяются, а статус возрастает.

Различен статус, а следовательно, и степень самостоятельности, у групп психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в образовательных заведениях правоохранительных органов. В одних юридических институтах психологические группы входят в состав отдела кадров, в других — учебного отдела, в третьих — имеют самостоятельный статус (например, в Санкт-Петербургском университете МВД России).

Таким образом, на нижнем уровне управленческой системы психологическая служба функционирует в различных модификациях, что отражает направленность решаемых задач, численность психологов, особенности конкретной организации.

На региональном уровне управления (областном, республиканском) в правоохранительных органах создается подразделение (группа) по руководству психологами низового уровня. Руководитель группы выполняет функции главного психолога соответствующего ведомства субъекта Федерации, например, управления органами, исполняющими наказания N-ской области. На такую группу возлагаются следующие функции:

• подбор практических психологов для нижестоящего уровня системы управления и оказание научно-методической помощи в их становлении;

• текущий контроль за состоянием работы практических психологов в подведомственных подразделениях;

• обобщение положительного опыта лучших психологов и его распространение;

• организация постоянно действующих семинаров для практических психологов;

• ежеквартальное или полугодовое подведение итогов работы региональной психологической службы и направление отчетов в министерство.

Имеется опыт создания иной модели региональной психологической службы, когда на нее возлагаются не столько управленческие функции, сколько исполнительские — психологическое обеспечение деятельности нижестоящих организаций или по крайней мере тех, где не созданы психологические службы. При таком подходе на психологическую группу приходится достаточно большая численность сотрудников, которые нуждаются в психологическом обеспечении. В этой ситуации применяется «челночная» тактика. Группа поочередно выезжает в нижестоящие подразделения и проводит психологическое обследование личного состава, психокоррекционные мероприятия, индивидуальное и групповое консультирование.

На этапе становления психологической службы данная модель имеет ряд достоинств. Она позволяет укомплектовать в областном (республиканском) центре небольшую, но квалифицированную группу психологов. Решить кадровую проблему сразу в масштабе региона достаточно сложно. Кроме того, работа в группе более эффективна, так как имеются взаимная поддержка, обмен опытом, взаимозаменяемость, можно оказывать противодействие лицам, не понимающим сути психологической службы. Слабость данной модели функционирования службы — отсутствие постоянной работы с коллективами, восприятие приходящего психолога как «чужого», «контролера», а не как «своего», постоянно находящегося среди сослуживцев.

Эффективность функционирования психологической службы возрастает, повышается ее целостность, если на федеральном уровне также создается психологическая группа или подразделение, а ее руководитель одновременно назначается главным (ведущим) психологом.

На психологические подразделения федерального уровня целесообразно возлагать следующие функции:

• стратегическое руководство всеми подразделениями, выполняющими психологическую работу, и координацию их деятельности;

• разработку научно обоснованных концепций дальнейшего развития психологической службы в масштабах ведомства;

• подготовку нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность службы на» всех уровнях;

• централизованное обеспечение психологической службы современными пособиями, психодиагностическими и психокоррекционными методиками, издание специальных журналов, бюллетеней, проведение всероссийских конференций;

• организацию централизованной системы подготовки, переподготовки, повышения квалификации специалистов-психологов;

• ежегодный сбор и анализ информации о деятельности психологической службы;

• обобщение и распространение положительного опыта (отечественного и зарубежного).

Таким образом, организационная структура психологической службы ведомства должна носить иерархический характер с оптимальным сочетанием централизации и децентрализации властных полномочий и ответственности.

Материально-техническая база — это предпосылка успешного функционирования психологической службы. Для доверительного общения психолога с сотрудниками и кандидатами на службу ему необходим отдельный рабочий кабинет. Его рабочее место должно быть оборудовано компьютером для обработки результатов тестирования, накопления психологической информации. Во многих подразделениях правоохранительной системы уже функционируют типовые кабинеты психологической релаксации, созданы классы для проведения социально-психологических тренингов и видеотренингов. Это существенно повышает результативность работы психологов.

Говоря о материально-технической базе психологической службы, нельзя обойти молчанием вопрос ее финансирования. К сожалению, во многих ведомствах служба создается по так называемому остаточному принципу. Речь идет о том, что должности психологов вводятся за счет вакантных должностей в других службах, не выделяются дополнительные денежные ресурсы. Это, безусловно, сдерживает более активное развитие психологической службы. Целесообразно централизованно пересмотреть распределение денежных ресурсов внутри ведомства и узаконить финансирование психологической службы. Для развития материально-технической базы важно использовать местный бюджет, спонсорскую помощь, а также предоставить возможность самим психологам оказывать платные услуги населению.

Нормативно-правовое обеспечение психологической службы — одно из важных условий ее функционирования.

В нормативно-правовой регламентации нуждаются такие вопросы, как квалификационные требования к психологу, должностной статус (функциональные обязанности, права, ответственность), нормативы нагрузки (среднее время, которое отводится на психологическое обследование, на консультирование), профессионально-этические нормы, критерии оценки, система отчетности, порядок взаимодействия с другими службами.

Развитая нормативно-правовая база не только регламентирует порядок работы психолога, но и выступает средством их правовой защиты при обвинении в неправомерности действий.

Опыт показывает, что психологическая служба начинает развиваться более стремительно, не отторгается как инородное тело, если она официально включается в качестве элемента более общей концепции развития правоохранительных органов (или конкретного ведомства, учреждения). Например, в МВД России меры по развитию психологической службы входят в качестве составного элемента в концепцию кадровой политики, утвержденной на коллегии министерства и объявленной соответствующим приказом. Это придает значимость идее развития психологической службы, повышает активность энтузиастов и снимает психологический барьер у консерваторов.

Одно из главных условий эффективного функционирования психологической службы — качественный состав психологов. Он определяется двумя составляющими: личностными качествами и профессионально-психологической компетентностью (подготовленностью).

Применительно к психологам порой бывает уместной поговорка «Сапожник — без сапог». Осуществляя психологический отбор сотрудников, сами психологи иногда оказываются лишенными профессионально важных качеств. Учитывая данное обстоятельство, учеными как правоохранительных органов, так и других ведомств ведутся целенаправленные исследования по разработке профессиограммы психолога и ее составляющей — психограммы личности.

Так, по данным Е.А. Аминова, М.В. Молоканова, в качестве интегрального, профессионально важного качества личности психолога отмечается способность к социальной фасилятивности, т.е. умение снимать психологический барьер в процессе общения; создавать атмосферу доброжелательности, включенности и доверия к собеседникам6.

Фасилятивный эффект оценивается квалифицированными экспертами в процессе наблюдения за практическим психологом с помощью четырех биполярных графических шкал: общительность (готовность к контакту), смелость (умение поддерживать контакт, открытость), тактичность (умение чувствовать контекст ситуации), интеллектуальность (умение логически обосновывать свою аргументацию). Авторы показали, что данное свойство коррелирует с оценкой успешности обучения и профессиональной деятельностью.

Английский психолог Р. Кеттелл, используя свой личностный опросник (16-PF), показал, что эффективность деятельности психологов-практиков (психотерапевтов) существенно коррелирует с такими свойствами, как общительность, интеллект, социальная смелость.

В наших исследованиях установлено, что успешность деятельности психологов уголовно-исполнительной системы положительно коррелирует, кроме названных качеств, с такими, как эмоциональная устойчивость, нормативность поведения и способность к контролю7. Однако общепринятой психограммы личности психолога пока не существует.

Профессиональная компетентность практических психологов зависит от базового психологического образования и понимания специфики деятельности правоохранительных органов.

К сожалению, в настоящее время качественный состав психологов не в полной мере соответствует потребностям практики и уровню развития психологической науки.

Для успешной подготовки квалифицированных психологов целесообразно создать непрерывную многоплановую систему, включающую в себя следующие формы:

• четырехлетняя подготовка (в настоящее время она ведется только на психологическом факультете Рязанского института экономики и права для уголовно-исполнительной системы);

• двухгодичная (очно-заочная форма) — для лиц, имеющих высшее не психологическое образование и желающих получить вторую специальность и государственный диплом;
• 5—6-месячная переподготовка для лиц, имеющих высшее не психологическое образование, с выдачей ведомственного диплома;

• 2—4-недельное повышение квалификации (по отдельным направлениям);

• 2—3-дневные научно-практические конференции и совещания по обмену опытом;

• стажировки при базовых психологических центрах (в том числе зарубежных). Практический психолог — это принципиально новая для правоохранительных органов профессия. Подготовка квалифицированных специалистов в этой области требует разработки целевой программы, предусматривающей создание психологических факультетов, факультетов повышения квалификации, подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров и других организационных мероприятий. Только в этом случае можно в перспективе ожидать реальную отдачу от психологической службы.

 

1 См.: Коченев ММ Судебно-психологическая экспертиза. - М, 1977; Кудрявцев И.Л. Судебная психолого-психитрическая экспертиза. - М., 1988; Ситковская О.Д. Судебно-психологическая экспертиза аффекта. - М., 1983; и др.

2 В Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными, принятых на первом конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (Женева, 1955 г.), отмечается необходимость введения должности психолога (ст. 49—1), в функции которого входит разработка программы работы с каждым вновь прибывшим осужденным на основе изучения его характера, «индивидуальных потребностей, способностей и склонностей» (ст. 69). Следуя этим правилам, психологическая служба стала неотъемлемым элементом пенитенциарной системы большинства экономически развитых государств. Так, в Германии осужденные проходят углубленное психологическое обследование в тюрьмах-распределителях, а затем в обычной тюрьме вновь имеют контакты с психологом и социальным работником (его функции близки к функциям начальника отряда). Например, в Северном Рейне-Вестфалии в тюрьмах на 17 тыс. осужденных приходится 221 социальный работник и 105 психологов (на одного психолога около 160 осужденных). В пенитенциарных учреждениях США работают 1350 психологов. Наибольшая их численность в штатах: Техас - 92; Мичиган - 89; Северная Каролина - 79; Калифорния - 78; Огайо - 67; Пенсильвания - 66; Нью-Йорк - 43.

3 См.: Дебольский М.Г. Становление и развитие психологической службы в уголовно-исполнительной системе. // Человек: преступление и наказание. - 1994. № 3-4; Ковтун В.П. Психологическая служба УИС: проблемы становления // Преступление и наказание. — 1996. № 3; Рабочая книга пенитенциарного психолога. - М., 1997 и др.
4 Битянова Н.Р. Организация психологической работы в школе. - М., 1997. - С. 9.

5 Кодекс профессиональной этики психолога органов внутренних дел. // Директивные материалы МВОРУ за 1996 год по воспитательной работе с личным составом в органах внутренних дел. - М., 1996. - С. 64-65; Этические аспекты деятельности психологической службы пенитенциарных учреждений. // Рабочая книга пенитенциарного психолога. - М., 1997. - С 170-172.

6 Аминов Е.А., Молоканов М.В. Специальные особенности школьных психологов. // Вопросы психологии. - 1992. - N° 1-2. - С. 74-83.

7 Дебольский М.Г. Разработка профессиограммы психолога и ее использование при профотборе специалистов. - М., 1996.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных